Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация» через ведение портфолио.
статья по теме

Тетенова Алла Алексеевна

Широкий окружающий мир и более узкая социальная действительность делают человека человеком; процесс социализации личности, начинаясь с детства, продолжается всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_k_pedsovetu_a.a.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация»

через ведение портфолио.

                                        

                                                «Портфолио – «технология                                                                 всматривания в себя»

                                                                А. Прутченков.

        

        Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация включает усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющей человеку функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как целенаправленные воздействия на личность (воспитание), так и стихийные (неосознанные). (Дошкольное образование. Словарь терминов. Составитель Виноградова Н.А. и др. – М.: Айрис-пресс, 2005.)

        Широкий окружающий мир и более узкая социальная действительность делают человека человеком; процесс социализации личности, начинаясь с детства, продолжается всю жизнь.        С самого первого момента вхождения малыша в социальный мир его ребенок не становится преобразователем потом, а является им исходно, и необходимы лишь условия для проявления этой преобразующей функции. Конечно, содержание и объем преобразований связаны с возможностями возраста, а будут ли они реализованы, зависит от методологии воспитательной стратегии, которую осуществляют взрослые. Осуществление этих задач невозможно без признания педагогами и родителями уникальности каждого ребенка, учета пола, индивидуальности, возрастных особенностей психики.

Содержание образовательной области "Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений и через решение следующих задач: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Образовательная область «Социализация» неразрывно связана с образовательной областью «Коммуникация». Т.к. содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

        В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой стоит задача формирования образа Я. Структура образа Я включает в себя когнитивный (знания о себе и других), оценочный (оценка себя и других) и поведенческий (структурирование отношений с окружающими взрослыми и сверстниками) компоненты.

        В средней группе продолжается формирование первичных личностных представлений: формирование представления о личных данных, развитие положительной самооценки на основе выделения собственных положительных характеристик (качеств, особенностей), развитие интереса к личному прошлому и будущему.

        В возрасте 4 - 5 лет продолжается формирование первичных гендерных представлений: формирование представлений о половой принадлежности, умение аргументировать ее по ряду признаков (внешний вид, мужские и женские качества), формирование представлений о гендерных ролях (мальчик – папа – дедушка, девочка – мама – бабушка).

        Продолжается и формирование первичных представлений о семье. Формирование представлений о семье, как обо всех тех, кто живет вместе с ребенком, ее составе и своей принадлежности к ее членам. Формирование представление об обязанностях членов семьи и самого ребенка, об увлечениях, отдыхе разных членов семьи.

        Формирование первичных представлений о ближайшем социуме и своем месте в нем включает в себя формирование представления о себе, как члене группы детского сада. Обогащение представлений о детском саде и его сотрудниках

Одним из средств формирования позитивной Я – концепции является портфолио. Портфолио – способ фиксирования, накопления и самооценки индивидуальных достижений ребенка. Приказ № 83 от 06.06.2006 департамента образования пермской области «Об утверждении формы портфолио», предлагает вести портфолио детей, начиная со второй младшей группы.

        Ведение портфолио ребенка способствует развитию свободного общения с взрослыми и детьми, способствует развитию любознательности, помогает детям доброжелательно общаться со сверстниками, помогает детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации. В ходе работы над страницами портфолио пополняется и активизируется словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении, расширяется представление о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников. При обсуждении портфолио совершенствуется диалогическая речь: дети учатся участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их. Развивается умение детей рассказывать. Общение детей между собой и с взрослыми  способствует усвоению и активному воспроизводству детьми социального опыта.

        Начиная работу над портфолио, я предложила детям рассмотреть различные книги о детях и спросила, хотели ли они, чтобы была книга о них.

Рассказала, что такая книга называется портфолио, и дети  сами могут ее создать. Вместе с детьми рассмотрели портфолио Рожковой Маши и Ани Федюковой, обсудили, какие страницы им понравились, и какие страницы можно добавить.

        Первую страницу-представление «Ромашку» мы решили делать сами и добавлять лепестки постепенно. Для создания второй страницы «Моя семья» был реализован проект «Моя семья». В проекте предусмотрена интеграция разных образовательных областей. Мы с детьми читали стихи, русские народные потешки о  семье, пели песенки о маме и бабушке, рисовали семейные портреты, рисунки в подарок маме и папе, открытки для бабушек и дедушек. Закрепить знания помогли дидактическая игра «Семья», рассматривание альбома «Семья»,  фотоальбомов о семье, различные сюжетно-ролевые игры. В реализации проекта пригласили участвовать и родителей. Для этого всем родителя выдана памятка, как надо оформить страницу о семье и какие фотографии подобрать в семейный альбом. Дети совместно с родителями выбирали фотографии для странички и составляли рассказ о своей семье. В группе каждый ребенок сделал  презентацию страницы «Моя семья» и поместил ее на выставку. И только после этого страничка заняла свое место в портфолио. Итогом явилась игра-занятие  по ознакомлению с явлениями общественной жизни «Моя семья».

        Далее мы совместно с детьми решили оформить страницу о наших любимых игрушках.  В этом проекте также предусмотрена интеграция различных образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Познание». Реализуя проект я в беседе «Народные игрушки» познакомила детей с различными народными игрушками – дымковскими,  богородскими, лоскутными  и другими. Мы читали стихи и потешки об игрушках, разгадывали загадки, пели песенки, рисовали портрет любимых игрушек, закрепляли умение узнавать игрушку по описанию в дидактической  игре «Узнай по описанию», «Найди игрушку». В игре-занятии по развитию речи «Составление рассказов – описаний игрушек» учились составлять описательные рассказы, а потом составляли рассказ «Моя любимая игрушка». Итогом явилось развлечение «Путешествие в страну игрушек». К подготовке к развлечению были привлечены родители – они совместно с детьми выбрали любимую игрушку, помогли детям вспомнить или выучить об игрушке стихотворение или загадку. Для родителей подготовлен видеоотчет о развлечении.

        Интеграция различных образовательных областей в работе над портфолио способствует вхождению ребенка в мир социальных отношений. У детей развиваются процессы самоопределения, самоутверждения и самосознания, повышается самооценка, усиливается половая идентификация и познавательный интерес. Этот процесс осуществляется посредством целенаправленных воспитательных и образовательных усилий семьи и детского сада.

Литература.

1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: «Просвещение», 1983.

2. Дозорова М. А., Кошлева Н.В., Кроник А.А., «СемьЯ»: я + мама + папа + 2 бабушки + 2 дедушки: Программа и материалы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, -  2008.

3. Дошкольное образование. Словарь терминов.  Составитель Виноградова Н.А. и др. – М.: Айрис-пресс, 2005.

4. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2006.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – М. Мозаика-Синтез, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Поможем Незнайке» с детьми от 4 до 5 лет. Интеграция образовательных областей (Коммуникация, социализация, познание, безопасность).

-Систематизировать представления о зиме и зимних забавах, используя   впечатления о наблюдаемом.(познание, коммуникация)-Развивать  логическое мышление.(коммуникация)-Активизировать на...

Непосредственная образовательная деятельность с детьми 2 младшей группы «Кошки – мышки». Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество»

Программное содержание: - закрепить знания детей о домашнем животном - кошке. Закрепить название частей тела кошки.- обогащать и активизировать словарный запас существительными и прилагательными....

Конспект организованной образовательной деятельности (интеграция образовательной области «Коммуникация»)

- Учить выделять общий признак в словах, продолжать развивать умение обобщать-Развивать навык звукобуквенного анализа, учить детей называть слова с заданным звуком, закрепить знания о согласных ...

Конспект НОД по образовательной области "Познание" с интеграцией образовательных областей "Коммуникация", "Музыка", "Труд": "ВЕСНА ПРИШЛА"

Формирование понятий о пословицах, поговорках, народных приметах; знакомство с устным народным творчеством...

НОД для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» с интеграцией образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Тема: «Путешествие в весенний лес»

Цель: закрепить и расширить представления у детей о весне и сезонных изменениях, происходящих в природе.Задачи:Образовательные: ·       закрепить, активизировать словарь ...

НОД для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» с интеграцией образовательных областей «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье». Тема: «Путешествие в весенний лес»

Цель: закрепить и расширить представления у детей о весне и сезонных изменениях, происходящих в природе.Задачи:Образовательные: ·       закрепить, активизировать словарь ...

Сценарий мероприятия «Путешествие по родному городу на ковре самолете» Цель: Формирование любви к малой Родине. Образовательная область: « Социализация» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Труд» Форма деятельности:

Путешествие по родному городу на ковре самолете. Воспитатель:В зал всех вас я приглашаю,Детей улыбкою встречаю!Мяч веселый  у меня Вас приветствует друзья.К кому в руки попадетТот здоро...