"Некоторые советы начинающим руководителям изостудий"
статья по теме

Рисование является одним из важнейших средств познания мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Некоторые советы начинающим руководителям изостудий».

(Из опыта работы)

Рисование является одним из важнейших средств познания мира.

В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие, и этому «взрослому» рисованию необходимо снова учиться. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

На занятиях по ИЗО я поставила цель ознакомить детей с культурой цвета, хочу подвести детей к разумному обращению с цветом. Подготовка детей к восприятию цвета идет со второй младшей группой. В игровых занятиях и упражнениях знакомлю детей с основными цветами: красный, синий, жёлтый. Занятия «волшебные капли». Дети во время практических упражнений видят, что краски, смешиваясь друг с другом, превращаются в другие цвета. Мои воспитанники учатся использовать в своих работах осенние цвета, зимние краски, яблоневый цвет и получать красивые цветосочетания.

Я считаю, что начинать заниматься творчеством лучше именно с детьми трех - летнего возраста, когда происходит закрепление естественного, природного, врожденного. Трех и четырех летний ребенок тонко, чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребенке способность к цветовому восприятию. Занятия лучше начинать не с предметного рисования, а с развития у детей чувства цвета. Поэтому каждому ребенку стараюсь помочь найти своё понимание цвета и научиться с его помощью выражать свои эмоции, а не повторять за взрослым взрослое представление о цвете, во многом ограниченное стереотипами. В выполнении этих целей помогают мне такие занятия, игры- воплощения: «Отправляемся в цветное королевство», «Праздник в красном королевстве», «Праздник в желтом королевстве», «Синее королевство», «Поиграй с желтой и синей краской», «Кап-кап», «Оранжевое небо, оранжевое море», «Снежная картина».

В четыре - пять лет у ребенка появляется интерес к линии, её пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса, и развит его, чтобы расширить арсенал выразительных средств юного художника. В этом возрасте с детьми можно заниматься графикой, обогащая её цветом, которым они уже владеют.

К пяти-шести годам обычно возникает тяга к предметному рисованию. Если в три года ребенку достаточно нарисовать пятно и в его представлении это «зайка», а в четыре года несколько произвольных линий изображают того же «зайчика» в лесу, то уже в пять-шесть лет ребенок стремится создать образ, соответствующий его представлению о «зайчике». Я убедилась, перед тем как начинать рисовать, надо поиграть в то, что будет изображено, представить себе характер персонажа, его повадки, образ жизни, манеру двигаться и т.д., а показать, как надо рисовать «зайчика», не нужно. В этом возрасте у детей уже достаточно умений, чтобы создать такой выразительный образ, о котором иные взрослые художники могут только мечтать.

Я считаю, что обучение техническим навыкам, знакомство с различным изобразительным материалом лучше вплетать в процесс игры-переживания. Например, «Путешествие по стране рисовании», в результате которого ребенок узнает, что рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, угольной палочкой, просто палочкой на песке, на манке, «тычком», тканью или бумагой (плоской или свернутой трубочкой). Я на занятиях даю детям почувствовать, что хорошо, удобно рисовать пальцами, ладошкой. Вместе со мной ребята убеждаются, что фантастические изображения получаются методом монотипии - краска наносится на целлофан, кусочек бумаги, стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. Я показываю детям, как интересно рисовать свечой, получается, «волшебный рисунок»- он есть и его не видно. Рисунок проступает, если нанести на лист тушь или краску поролоном, ватой, большой кистью. Я даю возможность детям увидеть какие чудесные пейзажные картины получаются, если рисовать по мокрой бумаге. Мы с ребятами используем этот метод в пейзажных работах, в иллюстрациях. «Кляксография» - любимое занятие малышей. Капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что похоже то, что получилось, и дорисовать недостающие детали. Нравятся моим воспитанника и «точечный рисунок»  весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти, пальцами, «тычками». Точки могут быть разного размера. Показываю ребятам, если на лист бумаги предварительно нанести любой жирный слой свечой, просто ладошкой, мылом и д.р., то получается как бы ощетинившийся, пушистый рисунок. Так можно рисовать животных. Интересные графические рисунки получаются если рисовать поверх копировальной бумаги пальцем, ногтем, палочкой. Я убеждаю детей, что рисовать можно даже канцелярским клеем из тюбика. Материал, на чем будет рисовать

ребенок, должен быть различным: бумага белая, тонированная, разных форматов, ткань, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, плитка глиняная, фольга, поверхность из песка, манки. Все это доступно ребенку. Он сам выбирает изобразительной материал, в зависимости от своего замысла.

В средней группе эта работа расширяется и углубляется. Занятия

строю в форме путешествия в страну Рисовандию. Мои ребята вместе с обитателями этой сказочной страны (Королева кисточка, девочки-кисточки, мальчики-карандаши, и т.д.) знакомятся с основными и составными цветами, учатся работать большими и маленькими кисточками, мятой бумагой («Осенний лес в Рисовандии»), работают методом монотипии («Чудесная поляна», «Что получилось?», кляксографии, рисуют пальцами, ладошкой, цветной пенкой, цветными нитками и т.д.)

В программе старшей группы я выделила специальный цикл занятий по знакомству детей с цветом. Основным игровым приемом этого цикла является «Путешествие в страну красок». Во время этих занятий - путешествий дети воображают, фантазируют и представляют себе необычную картину мира красок. И все это ребята выплескивают на чистый лист. Я предлагаю детям рисовать на мокром желтом фоне кисточками, пальцем, ладошкой, поролоном, тычком (со всеми этими методами они уже знакомы.) Аналогично упражняются ребята с синей и красной краской. Так дети знакомятся всеми цветами радуги. Они знают об основных и составных цветах. Составные цвета получаются путем смешивания основных цветов. Ребят знакомлю с цветовым сектором: растяжка цвета, цвет и его оттенки. Мои воспитанники узнают, что каждый цвет имеет множество оттенков, Это зависит от количества белой и черной краски в основном цвете. Итогом цикла является развлечение, посвященное вступлению ребят в «художники «цветные ладошки». Эти знания закрепляю в течение учебного года. Мои ребята сами составляют палитру для будущей своей работы. Такие занятия, как «Узор в теплых тонах», «Мои любимые краски», «Осеннее утро», «Зимние краски», «Зимний вечер в нашем городе», «Узор в холодно - голубой гамме», «Что получилось?», «Волшебная капля» помогают воспитывать у детей чувство цветовой гармонии.

Памятуя   о  том,   что  в  подготовительной  группе  расширяется   и

углубляется   работа   по   цветовосприятию,   по   развитию   творческого

воображения детей, я ввожу систему упражнений и заданий, основанных на соблюдении законов цветовидения. Конечно, нужно следить, чтобы детям не было скучно. Для этого каждое занятие должно иметь элемент новизны. Такие упражнения, как «Три волшебные краски», «Сказка о красках», «Звонкие и приглушенные цвета», «Легкие и тяжелые краски», «Нарисуй  пасмурное  небо»,   «Нарисуй  солнечную  поляну»,  «Краски золотой осени», «Краски поздней осени», «Дворец снегурочки», «Белая березка»,   «Узор   в   холодных   тонах»,   «Радостная   весна»,   «Рисуем музыку». На этих занятиях дети получают знания о культуре цвета.

Мне хочется сказать всем педагогам, что занимаясь с ребенком рисованием, живописью, нужно помнить всегда, что нельзя ограничивать детскую свободу и раскованность. Занятия не должны превратиться в изучение и обучение художественным приемам. Пусть станут они для наших ребят новым и интересным средством познания окружающего мира, прекрасного в нем. На этих занятиях дети должны видеть репродукции произведений мировых, русских и татарских художников, слушать композиторов-классиков, настоящие литературные произведения. В работе с детьми очень помогают музыкальные, художественные и литературные произведения. В работе с детьми очень помогают мне музыкальные, художественные и литературные произведения, которые увлекают моих воспитанников разноцветным миром живописи, такие как:

  1. Зрительный ряд: картины И.Шишкина, И.И.Левитана, И.Грабаря,
    К.Ф.Юона,    Х.Якупова,    М.Х.Хертдинова,    И.Зарипова,    Б.Урманче,
    Ю.Васнецова,   В.Васнецова,   Е.Чарушина,   Ю.Коровина,    В.Лебедева,
    Е.Рачева, Н.Рериха, А.Куинджи, А.Саврасова, Рафаэля.
  2. Музыкальный ряд: П. Чайковский «Времена года»,  «Детский
    альбом»,  Э.Григ, Н.Римский-Корсаков фрагменты из оперы  «Садко»,
    начало   симфонических   поэм   «Шахерезада»,   фрагменты   из   оперы
    «Снегурочка», Е. Дога, С. Прокофьев.
  3. Литературный   ряд:   стихотворения   А.С.Пушкина,   С.Есенина,
    И.Бунина, Н.Некрасова, А.Толстого, А.Фета, Ф.Тютчева, А.Плещеева,
    С.Маршака, отрывки из произведений В.Бианки, Н.Сладкова, Л.Толстого.

В заключении хочу сказать что при таком подходе к занятиям изобразительная деятельность станет увлечением не только «особо» одаренных, но и почти всех детей, то есть, увлекая в сказочный мир искусства, мы незаметно для малыша, развиваем у него творческое воображение, способности и любовь к искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...

"Советы начинающим музыкальным руководителям".

"Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем!" Эдвард Григ. 1. Беззаветная любовь к детям!2. Преданность детям!3. Музыкальный руководитель - "Волшебник" для детей!4. Муз...

Годовой план работы руководителя Изостудии на 2016– 2017 учебный год

Цель: создание условий и организация образовательного процесса, направленного на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального...

Рекомендации руководителя изостудии для воспитателей по оборудованию предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении.

В данном материале представлены рекомендации руководителя изостудии для воспитателей по оборудованию и  организации предметно-пространственной и развивающей  среды в центрах изобразительного...

Советы начинающему Музыкальному руководителю.

Кто сказал, что рабочий день музыкального руководителя – 5 часов? Нет, это круглосуточная работа. Занятие – это тоже праздник, на котором дети с удовольствием взаимодействуют друг с другом...