Психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса в МБДОУ
материал по теме

Календжян Анжела Мелконовна

Информационная справка о реализации основной общеобразовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedag.obespechenie.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

 Информационная справка о психолого-педагогическом обеспечении реализации основной общеобразовательной программы  МБДОУ

    Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса  в МБДОУ,  выступает  создание условий,     направленных на  полноценное  психофизическое развитие детей  и обеспечение их эмоционального  благополучия.  Для успешной деятельности педагога - психолога в дошкольном учреждении необходимо создание условий для реализации психолого-педагогической деятельности.  К условиям  реализации психолого-педагогической деятельности относятся: материально-техническое обеспечение данного направления работы, информационно-методическое обеспечение. Материально-техническое обеспечение включает в себя: кабинет педагога-психолога, уголки психологической разгрузки по группам. Эффективность функционирования психологического кабинета  детского сада «Петушок»  основывается на требованиях о методическом и организационном обеспечении кабинета педагога-психолога, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием. С учетом задач работы детского психолога помещение территориально включает  несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

  1. Зона ожидания. Оснащена стеллажом для расположения литературы, памяток, информационными стендами.
  2. Консультативная зона: мягкая мебель, журнальный столик, памятки, литература, листы - опросники, анкеты, папки – передвижки.
  3. Рабочая зона: письменный стол, стулья, компьютер, шкафы  для хранения методических материалов, дидактических игр и игрушек.
  4. Зона непосредственно образовательной деятельности: детский  стол и стульчики, мольберт, дидактические игры на развитие познавательных процессов, картотека эмоций, материал для развития мелкой моторики.
  5. Психотерапевтическая зона: стеллажи для хранения изобразительных материалов и наборов игрушек.
  6. Зоны релаксационной разгрузки находятся каждой возрастной группе и оснащены   матами, пуфами, подушками, «сухой дождь» из атласных ленточек, сенсорные мешочки с разными наполнителями (крупа, песок), материал для развития тактильных ощущений, отражательные дощечки, различные подсветки с шумовыми эффектами, наборы колокольчиков, магнитофон, аудиотека.

     Целью психолого-педагогической деятельности является обеспечение психического здоровья детей и содействие их полноценному развитию.      Педагог-психолог в своей работе решает следующие задачи:  учет в своей деятельности с детьми возможности развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей ребенка; создание  благоприятного для развития ребенка климата в детском саду; оказание своевременной психологической помощи, как детям, так и их родителям, педагогам; подготовка детей к школьному обучению.

 Формы  работы   психолого-педагогического сопровождения: диагностическая деятельность, непосредственно-образовательная деятельность педагога-психолога, консультативная работа, психопрофилактическая, просветительская, организационная. адаптационная деятельность.

1.Диагностическая деятельность. В диагностической  деятельности  принимает  участие  Психолого-медико-педагогический консилиум МБДОУ, что позволяет  рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров. В результате комплексного подхода всех  специалистов детского сада   решаются следующие задачи: Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей; Выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны  специалистов; Формирование рекомендаций для родителей и педагогов  по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения; Отслеживание динамики развития и эффективности, индивидуализированных коррекционно-развивающих программ; Организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами. Диагностика проводится два раза в год (сентябрь и  апрель). В результате диагностики  выявляются  дети с нарушениями  развития.

2. Непосредственно образовательная  деятельность основывается на перспективном планировании, которое включает в себя: Элементы психогимнастики для детей младшей группы; Цикл игровых приемов и упражнений на развитие эмоций «Давайте жить дружно»  и  элементов программы «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»  для детей старшей возрастной группы; Использование игр и тренинговых упражнений, направленных на успешную адаптацию к обучению в школе. Непосредственно образовательная деятельность педагога - психолога в МБДОУ  также предполагает использование таких форм работы как: Использование  элементов игровой терапии; Применение  арт-терапевтических элементов (рисунок, лепка, аппликация); Использование  дидактических сказок и рассказов.  Одним из актуальных  направлений  является полоролевое воспитание. Для этого проводится блок мероприятий, куда входят: беседы «наши отношения», «кто я»; игры «Кто сильнее», «защитники девочек»; чтение специально подобранной литературы и продуктивные виды деятельности, театрализованная деятельность. В своей работе придерживаюсь принципа индивидуального подхода к  каждому ребенку, учитывая его внутренний мир, личностные качества и положение в детском коллективе, что помогает ребенку в   адаптации и социализации в общественной жизни.

3.Консультативная работа включает в себя: анкетирование родителей; семинары – практикумы  для педагогов; тематические выступления на родительских собраниях, индивидуальные  консультации  для специалистов и родителей, конференции, семинары, вечера вопросов и ответов, деловые игры с участием психолога, педагогов, родителей.

4.Просветительская работа. Просвещение родителей и педагогов занимает важное место в системе психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса. Так как оно носит предупреждающий характер, т.е. профилактический. Педагог-психолог детского сада обеспечивает родителей и педагогов своевременной информацией об актуальных состояниях ребенка, возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем.

5.Особое внимание в психолого-педагогическом  сопровождении  уделяется  психопрофилактике нарушений детской психо-эмоциональной сферы.  По данному направлению проводится преемственная работа с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителем-логопедом.  С педагогическим коллективом  педагог- психолог проводит обучающие тренинги по использованию «релаксационных пауз», «психомышечных разминок». Педагогом психологом организуется наблюдения в течение дня - как регламентируется деятельность детей, с целью выявления неблагоприятных факторов.

6.Организационно-методическая работа предполагает: участие в РМО, пополнение  пособий, оформление психологической документации, изучение новинок литературы.

7.Неотъемлемлемой частью работы педагога-психолога в МБДОУ является психологическое сопровождение детей в период адаптации. С этой целью утверждено положение об адаптационном периоде, которое включает в себя: общее положение, организация деятельности педагога-психолога в адаптационный период, организация деятельности воспитателей в адаптационный период, обязанности родителей. На каждого вновь прибывшего ребенка заводится адаптационная карта, где фиксируется эмоциональное состояние ребенка, социальные контакты, сон и аппетит.  Динамика развития и эффективность использования  выбранных методов и форм работы  отражается в индивидуальной карте ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в детском саду, ориентированном на здоровьесберегающие технологии

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ко...

Психолого - педагогическое сопровождение основной образовательной программы в МБДОУ "Д/с № 19" г.Коркино.

В материале представлены основные направления деятельости педагога - психолога ДОУ. Цели, задачи сопровождения, алгоритм. Диагностические методики (название, описание, источник) представлены в приложе...

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.

Основной  целью  психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей,             в основе которого л...

Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС

Тема довольно актуальная: как организовать психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ....

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

доклад-презентацияТехнологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО как системное решение актуальных для образовательного учреждения задач средствами психологической теории и практики.

Оценка уровня владения аттестуемым педагогом-психологом технологиями психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, зависит от степени владения критериев технологии. Раб...

«Значение образовательных технологий психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО во время аттестации педагогов-психологов»

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть ...