Главные вкладки

    Консультация по теме:
    Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ

    Гвардеева Татьяна Николаевна

     

    В нашем дошкольном учреждении функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, однако дети, посещающие эту группу, имеют более серьёзные нарушения. В данной группе 9 воспитанников.

    Система групповой работы в этой группе построена таким образом:

    - обследование на начало и конец учебного года

    - составление маршрута при взаимодействии всех специалистов ПМПк ДОУ

    - групповая работа с воспитанниками (пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения, музыкальные и изобразительные средства, игры с песком и водой и другие виды игр, авторские пособия и мультимедийные презентации).

    В начале учебного года (сентябрь– октябрь) было проведено обследование психологического развития воспитанников.. Обследование проводилось индивидуально. Задания для обследования были выбраны ориентировочно для детей раннего возраста, т. к. у детей этой группы наблюдается сильное отставание в психологическом развитии. Для обследования волевой сферы было выбрано задание: «Нарисуй дорожку» (выяснялось умение рисовать длинную прямую дорожку, а также особенности поведения: активен (пассивен); деятелен (инертен); не импульсивен (импульсивен).

    На протяжении всего обследования проводилось наблюдение за поведением ребёнка, какое настроение преобладает (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения) – всё это свидетельствовало о развитие его эмоциональной сферы.

    При обследовании сенсорного развития: «Застёгивание пуговиц, замков, шнуровка» и «Складывание матрёшки».

    Уровень мышления оценивался по заданию «Сравни предметы» (определение сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а так же умение называть основные качества и свойства предметов).

    Задание «Сложи разрезную картинку» - направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

    Для обследования памяти, было взято задание «Сделай подряд» (умение в правильном порядке повторить действия взрослого).

    Для обследования внимания использовалось задание «Найди такую же картинку» (определить, может ли ребёнок найти из предложенных ему 4 картинок 2 одинаковые).

    Для обследования развития воображения использовалось задание «На что похоже?»

    Результаты обследования детей показали разные уровни развития: средний, ниже среднего и низкий. В соответствии с этим обследованием участниками ПМПк были разработаны маршруты на этих детей и образовались 3 подгруппы.

    Подгрупповые коррекционные занятия составлены таким образом, что обеспечивают каждому ребёнку адекватные для него темп и способы усвоения навыков, знаний. Предусматривается пошаговое обучение ребёнка, уровень развития которого соответствует 1-4 годам, независимо от его реального возраста.

    Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15-20 мин.

    Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей, в течение всего занятия меняются виды деятельности. Игровой, дидактический материал даётся в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми.

    Структурно подгрупповые занятия состоят из нескольких сменяющихся частей:

    - вводная часть (установление эмоционального контакта с ребёнком, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения).

    - основная часть (различные виды игр, музыкальные и изобразительные средства, авторские пособия).

    - заключительная часть (игры с водой и песком, мультимедийные презентации).

    В коррекционо-развивающей деятельности используются

    5 видов игр:

    1. Игры на развитие слуховых ориентировочных реакций;

    2. Игры на развитие понимания речи;

    3. Сенсорные игры;

    4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности;

    5. Игры с водой, песком;

    Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь), навыки общения, эмоционально-волевая сфера.

    Остановимся по подробнее на видах игр:

    1. Игры на развитие слуховых реакций: «Узнай по звуку», «Где звучит игрушка?», «Кто внимательный?»
    2. Игры на развитие понимания речи: «Где машина?», «Делай как я», «Поручение»
    3. Сенсорные игры: для детей с ограниченными возможностями здоровья  нужны, в первую очередь,  познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, формируют определенные умения и навыки. Они довольно широко представлены на современном рынке игровых пособий. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок, как например «Чудо-кубик»; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа “Почтового ящика”, доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки.
    4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности:

    Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные  для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Когда малыш строит, он ориентируется на некоторый образ, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий.

    Причем следует отметить, что игры с разнообразным строительным материалом полезны как мальчикам, так и девочкам.

    Для игр можно использовать и бытовые предметы, например, прищепки:

    • Прикрепите прищепки к одежде малыша, попросите его снять их.
    • Вырежьте из картона зелёный треугольник, предложите ребенку надеть ёлочке "иголочки", вырежете солнышко, предложите добавить лучики.
    • Прищепки можно цеплять к подходящим пластиковым мискам, банкам, стаканам, металлическим банкам от кофе, сушилкам для белья.
    • Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.
    • К палочке привяжите шнурок с магнитом на конце или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом.

    5. Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой и песком, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.

    В песочной терапии используются игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Например «Отпечатки наших рук», «Что спрятано в песке?», «Испечём оладушки».

             Используются различные музыкальные и изобразительные средства:

    Рисование: карандашами, красками с использованием нетрадиционных видов: при помощи пальчиков, кулачков, ладоней в сопровождение музыки: детские песенки, звуки природы, классические произведения

              Кроме этого, в работе с детьми используются инновации, это мультимедийные презентации. Используются такие презентации, как «Классификации чувств», «Знакомство с цветом», «Давайте посчитаем», «В гостях у сказки». С помощью одних презентаций идёт ознакомление с помощью других закрепление полученных знаний.

    Практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами достигается наибольшая эффективность на коррекционно-развивающих занятиях.

                Подводя итог, хочется отметить, эффективность групповой работы. На конец года у детей в основном наблюдается положительная динамика психологического развития.

    В ходе обследования изменились и уровни: у некоторых детей уровень повысился на один пункт, т. е. с низкого перешёл на уровень ниже среднего. Система групповых коррекционных занятий вполне оправдана, так как позволяет успешнее решать задачи коррекции задержек и отклонений в развитии детей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_s_detmi_s_ovz.doc44 КБ
    Office presentation icon kopiya_podgruppovaya_rabota_s_detmi_s_ovz.ppt1.05 МБ

    Предварительный просмотр:

    В нашем дошкольном учреждении функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, однако дети, посещающие эту группу, имеют более серьёзные нарушения. В данной группе 9 воспитанников.

    Система групповой работы в этой группе построена таким образом:

    - обследование на начало и конец учебного года

    - составление маршрута при взаимодействии всех специалистов ПМПк ДОУ

    - групповая работа с воспитанниками (пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения, музыкальные и изобразительные средства, игры с песком и водой и другие виды игр, авторские пособия и мультимедийные презентации).

    В начале учебного года (сентябрь– октябрь) было проведено обследование психологического развития воспитанников.. Обследование проводилось индивидуально. Задания для обследования были выбраны ориентировочно для детей раннего возраста, т. к. у детей этой группы наблюдается сильное отставание в психологическом развитии. Для обследования волевой сферы было выбрано задание: «Нарисуй дорожку» (выяснялось умение рисовать длинную прямую дорожку, а также особенности поведения: активен (пассивен); деятелен (инертен); не импульсивен (импульсивен).

    На протяжении всего обследования проводилось наблюдение за поведением ребёнка, какое настроение преобладает (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения) – всё это свидетельствовало о развитие его эмоциональной сферы.

    При обследовании сенсорного развития: «Застёгивание пуговиц, замков, шнуровка» и «Складывание матрёшки».

    Уровень мышления оценивался по заданию «Сравни предметы» (определение сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а так же умение называть основные качества и свойства предметов).

    Задание «Сложи разрезную картинку» - направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

    Для обследования памяти, было взято задание «Сделай подряд» (умение в правильном порядке повторить действия взрослого).

    Для обследования внимания использовалось задание «Найди такую же картинку» (определить, может ли ребёнок найти из предложенных ему 4 картинок 2 одинаковые).

    Для обследования развития воображения использовалось задание «На что похоже?»

    Результаты обследования детей показали разные уровни развития: средний, ниже среднего и низкий. В соответствии с этим обследованием участниками ПМПк были разработаны маршруты на этих детей и образовались 3 подгруппы.

    Подгрупповые коррекционные занятия составлены таким образом, что обеспечивают каждому ребёнку адекватные для него темп и способы усвоения навыков, знаний. Предусматривается пошаговое обучение ребёнка, уровень развития которого соответствует 1-4 годам, независимо от его реального возраста.

    Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15-20 мин.

    Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей, в течение всего занятия меняются виды деятельности. Игровой, дидактический материал даётся в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми.

    Структурно подгрупповые занятия состоят из нескольких сменяющихся частей:

    - вводная часть (установление эмоционального контакта с ребёнком, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения).

    - основная часть (различные виды игр, музыкальные и изобразительные средства, авторские пособия).

    - заключительная часть (игры с водой и песком, мультимедийные презентации).

    В коррекционо-развивающей деятельности используются

    5 видов игр:

    1. Игры на развитие слуховых ориентировочных реакций;

    2. Игры на развитие понимания речи;

    3. Сенсорные игры;

    4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности;

    5. Игры с водой, песком;

    Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь), навыки общения, эмоционально-волевая сфера.

    Остановимся по подробнее на видах игр:

    1. Игры на развитие слуховых реакций: «Узнай по звуку», «Где звучит игрушка?», «Кто внимательный?»
    2. Игры на развитие понимания речи: «Где машина?», «Делай как я», «Поручение»
    3. Сенсорные игры: для детей с ограниченными возможностями здоровья  нужны, в первую очередь,  познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, формируют определенные умения и навыки. Они довольно широко представлены на современном рынке игровых пособий. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок, как например «Чудо-кубик»; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа “Почтового ящика”, доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки.
    4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности:

    Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные  для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Когда малыш строит, он ориентируется на некоторый образ, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий.

    Причем следует отметить, что игры с разнообразным строительным материалом полезны как мальчикам, так и девочкам.

    Для игр можно использовать и бытовые предметы, например, прищепки:

    1. Прикрепите прищепки к одежде малыша, попросите его снять их.
    2. Вырежьте из картона зелёный треугольник, предложите ребенку надеть ёлочке "иголочки", вырежете солнышко, предложите добавить лучики.
    3. Прищепки можно цеплять к подходящим пластиковым мискам, банкам, стаканам, металлическим банкам от кофе, сушилкам для белья.
    4. Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.
    5. К палочке привяжите шнурок с магнитом на конце или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом.

    5. Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой и песком, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.

    В песочной терапии используются игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Например «Отпечатки наших рук», «Что спрятано в песке?», «Испечём оладушки».

             Используются различные музыкальные и изобразительные средства:

    Рисование: карандашами, красками с использованием нетрадиционных видов: при помощи пальчиков, кулачков, ладоней в сопровождение музыки: детские песенки, звуки природы, классические произведения

              Кроме этого, в работе с детьми используются инновации, это мультимедийные презентации. Используются такие презентации, как «Классификации чувств», «Знакомство с цветом», «Давайте посчитаем», «В гостях у сказки». С помощью одних презентаций идёт ознакомление с помощью других закрепление полученных знаний.

    Практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами достигается наибольшая эффективность на коррекционно-развивающих занятиях.

                Подводя итог, хочется отметить, эффективность групповой работы. На конец года у детей в основном наблюдается положительная динамика психологического развития.

    В ходе обследования изменились и уровни: у некоторых детей уровень повысился на один пункт, т. е. с низкого перешёл на уровень ниже среднего. Система групповых коррекционных занятий вполне оправдана, так как позволяет успешнее решать задачи коррекции задержек и отклонений в развитии детей.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

    Описан практический опыт по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ: требования к специалисту, организующему работу и требования к условиям проведения коррекционно-развивающей работ...

    Использование ИКТ в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ, как способ оптимизации педагогического процесса.

    Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, позволяет оптимизировать педагогичес...

    "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ».

    Рассмотрены направления работы, задачи и принципы коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ....

    Использование нетрадиционных здоровьесберегающих методик и технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

    Проблема сохранения здоровья детей  является остроактуальной для современного социума. Однако в настоящее время проявляется стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья наряду с уве...

    Особенности коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ

    Обобщение опытакоррекционно - развивающей работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях специализированного детского сада...

    Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в детском саду. Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальная образовательная программа

    Представляю мультимедийную презентацию к своему выступлению 18 мая 2016 г. на окружном семинаре-практикуме «Система эффективного взаимодействия специалистов комплекса по созданию условий обучени...