Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ
консультация по теме

Гвардеева Татьяна Николаевна

 

В нашем дошкольном учреждении функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, однако дети, посещающие эту группу, имеют более серьёзные нарушения. В данной группе 9 воспитанников.

Система групповой работы в этой группе построена таким образом:

- обследование на начало и конец учебного года

- составление маршрута при взаимодействии всех специалистов ПМПк ДОУ

- групповая работа с воспитанниками (пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения, музыкальные и изобразительные средства, игры с песком и водой и другие виды игр, авторские пособия и мультимедийные презентации).

В начале учебного года (сентябрь– октябрь) было проведено обследование психологического развития воспитанников.. Обследование проводилось индивидуально. Задания для обследования были выбраны ориентировочно для детей раннего возраста, т. к. у детей этой группы наблюдается сильное отставание в психологическом развитии. Для обследования волевой сферы было выбрано задание: «Нарисуй дорожку» (выяснялось умение рисовать длинную прямую дорожку, а также особенности поведения: активен (пассивен); деятелен (инертен); не импульсивен (импульсивен).

На протяжении всего обследования проводилось наблюдение за поведением ребёнка, какое настроение преобладает (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения) – всё это свидетельствовало о развитие его эмоциональной сферы.

При обследовании сенсорного развития: «Застёгивание пуговиц, замков, шнуровка» и «Складывание матрёшки».

Уровень мышления оценивался по заданию «Сравни предметы» (определение сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а так же умение называть основные качества и свойства предметов).

Задание «Сложи разрезную картинку» - направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

Для обследования памяти, было взято задание «Сделай подряд» (умение в правильном порядке повторить действия взрослого).

Для обследования внимания использовалось задание «Найди такую же картинку» (определить, может ли ребёнок найти из предложенных ему 4 картинок 2 одинаковые).

Для обследования развития воображения использовалось задание «На что похоже?»

Результаты обследования детей показали разные уровни развития: средний, ниже среднего и низкий. В соответствии с этим обследованием участниками ПМПк были разработаны маршруты на этих детей и образовались 3 подгруппы.

Подгрупповые коррекционные занятия составлены таким образом, что обеспечивают каждому ребёнку адекватные для него темп и способы усвоения навыков, знаний. Предусматривается пошаговое обучение ребёнка, уровень развития которого соответствует 1-4 годам, независимо от его реального возраста.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15-20 мин.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей, в течение всего занятия меняются виды деятельности. Игровой, дидактический материал даётся в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми.

Структурно подгрупповые занятия состоят из нескольких сменяющихся частей:

- вводная часть (установление эмоционального контакта с ребёнком, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения).

- основная часть (различные виды игр, музыкальные и изобразительные средства, авторские пособия).

- заключительная часть (игры с водой и песком, мультимедийные презентации).

В коррекционо-развивающей деятельности используются

5 видов игр:

1. Игры на развитие слуховых ориентировочных реакций;

2. Игры на развитие понимания речи;

3. Сенсорные игры;

4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности;

5. Игры с водой, песком;

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь), навыки общения, эмоционально-волевая сфера.

Остановимся по подробнее на видах игр:

  1. Игры на развитие слуховых реакций: «Узнай по звуку», «Где звучит игрушка?», «Кто внимательный?»
  2. Игры на развитие понимания речи: «Где машина?», «Делай как я», «Поручение»
  3. Сенсорные игры: для детей с ограниченными возможностями здоровья  нужны, в первую очередь,  познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, формируют определенные умения и навыки. Они довольно широко представлены на современном рынке игровых пособий. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок, как например «Чудо-кубик»; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа “Почтового ящика”, доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки.
  4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности:

Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные  для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Когда малыш строит, он ориентируется на некоторый образ, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий.

Причем следует отметить, что игры с разнообразным строительным материалом полезны как мальчикам, так и девочкам.

Для игр можно использовать и бытовые предметы, например, прищепки:

  • Прикрепите прищепки к одежде малыша, попросите его снять их.
  • Вырежьте из картона зелёный треугольник, предложите ребенку надеть ёлочке "иголочки", вырежете солнышко, предложите добавить лучики.
  • Прищепки можно цеплять к подходящим пластиковым мискам, банкам, стаканам, металлическим банкам от кофе, сушилкам для белья.
  • Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.
  • К палочке привяжите шнурок с магнитом на конце или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом.

5. Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой и песком, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.

В песочной терапии используются игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Например «Отпечатки наших рук», «Что спрятано в песке?», «Испечём оладушки».

         Используются различные музыкальные и изобразительные средства:

Рисование: карандашами, красками с использованием нетрадиционных видов: при помощи пальчиков, кулачков, ладоней в сопровождение музыки: детские песенки, звуки природы, классические произведения

          Кроме этого, в работе с детьми используются инновации, это мультимедийные презентации. Используются такие презентации, как «Классификации чувств», «Знакомство с цветом», «Давайте посчитаем», «В гостях у сказки». С помощью одних презентаций идёт ознакомление с помощью других закрепление полученных знаний.

Практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами достигается наибольшая эффективность на коррекционно-развивающих занятиях.

            Подводя итог, хочется отметить, эффективность групповой работы. На конец года у детей в основном наблюдается положительная динамика психологического развития.

В ходе обследования изменились и уровни: у некоторых детей уровень повысился на один пункт, т. е. с низкого перешёл на уровень ниже среднего. Система групповых коррекционных занятий вполне оправдана, так как позволяет успешнее решать задачи коррекции задержек и отклонений в развитии детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_detmi_s_ovz.doc44 КБ
Office presentation icon kopiya_podgruppovaya_rabota_s_detmi_s_ovz.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

В нашем дошкольном учреждении функционирует группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста, однако дети, посещающие эту группу, имеют более серьёзные нарушения. В данной группе 9 воспитанников.

Система групповой работы в этой группе построена таким образом:

- обследование на начало и конец учебного года

- составление маршрута при взаимодействии всех специалистов ПМПк ДОУ

- групповая работа с воспитанниками (пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения, музыкальные и изобразительные средства, игры с песком и водой и другие виды игр, авторские пособия и мультимедийные презентации).

В начале учебного года (сентябрь– октябрь) было проведено обследование психологического развития воспитанников.. Обследование проводилось индивидуально. Задания для обследования были выбраны ориентировочно для детей раннего возраста, т. к. у детей этой группы наблюдается сильное отставание в психологическом развитии. Для обследования волевой сферы было выбрано задание: «Нарисуй дорожку» (выяснялось умение рисовать длинную прямую дорожку, а также особенности поведения: активен (пассивен); деятелен (инертен); не импульсивен (импульсивен).

На протяжении всего обследования проводилось наблюдение за поведением ребёнка, какое настроение преобладает (бодрое, спокойное, подавленное, раздражительное, неустойчивое, резкие колебания настроения) – всё это свидетельствовало о развитие его эмоциональной сферы.

При обследовании сенсорного развития: «Застёгивание пуговиц, замков, шнуровка» и «Складывание матрёшки».

Уровень мышления оценивался по заданию «Сравни предметы» (определение сформированности практической ориентировки на форму, величину, цвет, целостное восприятие предметного изображения, а так же умение называть основные качества и свойства предметов).

Задание «Сложи разрезную картинку» - направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения.

Для обследования памяти, было взято задание «Сделай подряд» (умение в правильном порядке повторить действия взрослого).

Для обследования внимания использовалось задание «Найди такую же картинку» (определить, может ли ребёнок найти из предложенных ему 4 картинок 2 одинаковые).

Для обследования развития воображения использовалось задание «На что похоже?»

Результаты обследования детей показали разные уровни развития: средний, ниже среднего и низкий. В соответствии с этим обследованием участниками ПМПк были разработаны маршруты на этих детей и образовались 3 подгруппы.

Подгрупповые коррекционные занятия составлены таким образом, что обеспечивают каждому ребёнку адекватные для него темп и способы усвоения навыков, знаний. Предусматривается пошаговое обучение ребёнка, уровень развития которого соответствует 1-4 годам, независимо от его реального возраста.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15-20 мин.

Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей, в течение всего занятия меняются виды деятельности. Игровой, дидактический материал даётся в ограниченном количестве до полного усвоения его детьми.

Структурно подгрупповые занятия состоят из нескольких сменяющихся частей:

- вводная часть (установление эмоционального контакта с ребёнком, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения).

- основная часть (различные виды игр, музыкальные и изобразительные средства, авторские пособия).

- заключительная часть (игры с водой и песком, мультимедийные презентации).

В коррекционо-развивающей деятельности используются

5 видов игр:

1. Игры на развитие слуховых ориентировочных реакций;

2. Игры на развитие понимания речи;

3. Сенсорные игры;

4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности;

5. Игры с водой, песком;

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь), навыки общения, эмоционально-волевая сфера.

Остановимся по подробнее на видах игр:

  1. Игры на развитие слуховых реакций: «Узнай по звуку», «Где звучит игрушка?», «Кто внимательный?»
  2. Игры на развитие понимания речи: «Где машина?», «Делай как я», «Поручение»
  3. Сенсорные игры: для детей с ограниченными возможностями здоровья  нужны, в первую очередь,  познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, формируют определенные умения и навыки. Они довольно широко представлены на современном рынке игровых пособий. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок, как например «Чудо-кубик»; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа “Почтового ящика”, доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки.
  4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности:

Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, лото, домино; карточки, предназначенные  для классификации, выкладывания последовательностей и др.). Сюда же можно отнести и конструкторы. Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Когда малыш строит, он ориентируется на некоторый образ, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий.

Причем следует отметить, что игры с разнообразным строительным материалом полезны как мальчикам, так и девочкам.

Для игр можно использовать и бытовые предметы, например, прищепки:

  1. Прикрепите прищепки к одежде малыша, попросите его снять их.
  2. Вырежьте из картона зелёный треугольник, предложите ребенку надеть ёлочке "иголочки", вырежете солнышко, предложите добавить лучики.
  3. Прищепки можно цеплять к подходящим пластиковым мискам, банкам, стаканам, металлическим банкам от кофе, сушилкам для белья.
  4. Натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками.
  5. К палочке привяжите шнурок с магнитом на конце или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом.

5. Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой и песком, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения.

В песочной терапии используются игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Например «Отпечатки наших рук», «Что спрятано в песке?», «Испечём оладушки».

         Используются различные музыкальные и изобразительные средства:

Рисование: карандашами, красками с использованием нетрадиционных видов: при помощи пальчиков, кулачков, ладоней в сопровождение музыки: детские песенки, звуки природы, классические произведения

          Кроме этого, в работе с детьми используются инновации, это мультимедийные презентации. Используются такие презентации, как «Классификации чувств», «Знакомство с цветом», «Давайте посчитаем», «В гостях у сказки». С помощью одних презентаций идёт ознакомление с помощью других закрепление полученных знаний.

Практика показала, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами достигается наибольшая эффективность на коррекционно-развивающих занятиях.

            Подводя итог, хочется отметить, эффективность групповой работы. На конец года у детей в основном наблюдается положительная динамика психологического развития.

В ходе обследования изменились и уровни: у некоторых детей уровень повысился на один пункт, т. е. с низкого перешёл на уровень ниже среднего. Система групповых коррекционных занятий вполне оправдана, так как позволяет успешнее решать задачи коррекции задержек и отклонений в развитии детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...