Как предупредить возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности ребенка
статья по теме

Смирнова Мария Вячеславовна

Детская психотерапия в значительной мере воспитательный процесс. Это коррекция искаженных представлений о мире, которые произошли в результате переноса родителями части взрослых проблем на ребенка. Психологические расстройства есть не что иное как "болезненная адаптация к действительности".

Необходимым условием успешного взаимодействия ребенка и взрослого является способность увидеть в ребенке уникальную самоценную личность и раскрыть свою личность перед ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как предупредить возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности ребенка

Смирнова Мария Вячеславовна

воспитатель, педагог-психолог

 ГБДОУ детский сад № 65

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

«Солнышко»

Детская психотерапия в значительной мере воспитательный процесс. Это коррекция искаженных представлений о мире, которые произошли в результате переноса родителями части взрослых проблем на ребенка. Психологические расстройства есть не что иное как "болезненная адаптация к действительности".

Необходимым условием успешного взаимодействия ребенка и взрослого является способность увидеть в ребенке уникальную самоценную личность и раскрыть свою личность перед ним.

Профессия воспитателя относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда. Практика показывает: от того, насколько терпимо складываются его отношения с детьми, зависит не только эффективность образовательного процесса, но и психологическое здоровье самого педагога.

В последнее время проблема развития толерантности педагога приняла актуальный характер. Ведь именно благодаря проявлению толерантности можно успешно приспосабливаться к трудным условиям, к определенным неблагоприятным факторам профессиональной деятельности. Толерантность понимается как общечеловеческая ценность, в ее основе – доброе, оптимистичное отношение к окружающему миру. Современные исследователи понятие толерантность трактуют в двух основных значениях:

1) как способность быть терпимым к индивидуальным особенностям другого;

2) как способность противостоять неблагоприятным внешним факторам, приспосабливаться к ним за счет снижения эмоциональной чувствительности.

Грамотный педагог не перекладывает ответственность за события на других, признает мир в его многообразии и готов принять другую точку зрения.

Чем значима такая позиция? Создается безопасное пространство для их общего развития. Известный психолог К.Роджерс писал в этой связи: "когда кто-то понимает, как чувствуется и видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу "расцветать" и "расти" в этом климате". (Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994). К сожалению, такое отношение к другому человеку пока редкость. Напротив, более распространены недоверие, негативные оценки, предвзятость. В этом проявляется наше неприятие другого человека, что влечет за собой конфликтное поведение, неконструктивное разрешение разногласий в процессе общения.

Надо развивать в себе способность искренне принимать переживания детей, то есть проявлять к ним терпимость, стремиться понимать их и помогать им; осознавать за ними право быть непохожими на других, смотреть на проблему с их позиций, их глазами, учитывая индивидуально-психологические и личностные особенности.

Эмпатия – профессионально важное качество педагога, необходимая часть его психологической культуры. Именно данный компонент личности обуславливает должный уровень решения проблем, позволяет выстроить гибкую тактику взаимодействия на основе уважения, на безоценочном принятии ребенка.

Воспитателю необходимо каждый день проявлять гибкость поведения, нестандартность мышления, творчество. Иными словами, работа требует от педагога умения, способности продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, менять освоенные способы (стратегии) выполнения задания, видеть объект под новым углом зрения, переносить приобретенный опыт в новую ситуацию. В противном случае (отсутствие гибкости) можно говорить о ригидности, консерватизме, стереотипности действий, что приводит к негативным эмоциональным явлениям, а также к педагогическим кризам.

Слово ригидность (от лат. rigidus – жесткий, твердый) означает затрудненность в изменении субъективной программы деятельности человека в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность, закостенелость, чрезмерная логичность мышления – это то, что мешает педагогу изменять стратегию своего поведения, находить нестандартные, нестереотипные решения в сложных ситуациях. В поведенческом же плане свидетельствует о недостаточной адаптивности.

Возникает вопрос: есть ли какие-то меры, которые могут изменить субъективную программу деятельности педагога? Разумеется есть! Речь идет о специальных играх и упражнениях. Они описаны в литературе (см.: Казанский О. Игры в самих себя. М., 1995; Сандомирский М. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем. М., 2001).

Другим важным фактором, влияющим на деятельность педагога является его способность выдерживать неблагоприятные внешние воздействия, т.е. контролировать свои чувства, подчинять свои действия сознательно поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия, умение сдерживать и подавлять в себе раздражение, ненужные в данный момент чувства, мысли. Противоположное качество - импульсивность (от латинского импульсус - толчок, побуждение) - склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков. Выдержка не отождествляется с эмоциональной невозмутимостью. Проявляется она в способности осознанно владеть собой, т.е. произвольно контролировать свое эмоциональное состояние, не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, проявляя при этом рассудительность. Самообладание связано с самоконтролем и саморегуляцией поведения. Саморегуляции отводится значимая роль в противостоянии неблагоприятным факторам. В чем она должна проявляться в профессиональной деятельности педагога? В сдерживании импульсивного состояния и действий за счет выработки особых приемов и способов, позволяющих успешно действовать в стрессовых условиях. Эмоциональное напряжение может пойти на убыль, если внимание переключается от причины гнева, печали или радости на их внешние проявления - выражение лица, слезы или смех и т. д. Это говорит о том, что эмоциональное и физическое состояние человека взаимосвязаны, а потому обладают способностью взаимовлияния.

Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции - расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно сознательно контролировать их состояние, можно управлять и соответствующими эмоциями. Чем раньше (по времени возникновения эмоций) включается сознательный контроль, тем более он эффективен. Так, в гневе сжимаются зубы, меняется выражение лица. Действие автоматическое, рефлекторное. Однако стоит «запустить» действие самоконтроля («Как выглядит мое лицо?»), как мимические мышцы начинают расслабляться.

Упражнения для мышц лица (многократные) выполняются при активной направленности внимания на фазы их напряжения и расслабления с помощью словесных самоприказов, самовнушения. Постепенно в сознании человека будет возникать образ своего лица в виде маски, максимально свободной от мышечного напряжения. Тренировки дают возможность легко, по мысленному приказу в нужный момент расслабить все мышцы лица.

Пример тому - упражнение «Искусство перевоплощения» (см.: Сонин В А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. М., 2001). Как его проводить? Встаньте перед зеркалом и внимательно рассмотрите свое лицо. Затем максимально растяните углы рта (рот до ушей), максимально вытяните губы трубочкой. Приемы эти необходимо проделать 10-15 раз.

Далее следует выполнить несколько заданий:

  1. Улыбнитесь в зеркало, внимательно рассмотрите свое улыбающееся лицо; сделайте себе комплимент: «Какое оно приятное и милое!». Представьте самое приятное, радостное жизненное событие, еще раз улыбнитесь.
  2. Вспомните какое-то неприятное событие и утешьте себя в зеркале «утешительной улыбкой» («Все будет хорошо!»).
  3. Представьте картину хмурого дня поздней осени, проникнитесь ощущением серости и тоскливости. Рассмотрите свое лицо: как оно выглядит? какова мимика? Затем постепенно меняйте воображаемую картину на летний полдень с ярким солнцем и прекрасным пейзажем. Представьте эту картину как можно ярче, подробно «рассмотрите» ее. Обратите внимание, как изменилась мимика, как она соотносится с эмоциональным состоянием.
  4. Изобразите перед зеркалом состояния сосредоточенности, удивления, скуки, недовольства, осуждения, недоумения, огорчения, злости, озадаченности, нежности, радости, наслаждения, восторга, блаженства. Чтобы облегчить задачу, вспомните соответствующие эпизоды из жизни, произнесите вслух реплики, соответствующие воображаемой ситуации (следить за своими внутренними ощущениями). Повторите эти приемы несколько раз и проанализируйте свое состояние.
  5. Выберите одну положительную эмоцию, «вживание» в которую в предыдущем упражнении удалось легче. Вызовите неприятную эмоцию. Как только появится ощущение наполнения неприятными чувствами, переключитесь на вызов положительной эмоции. Проделать это необходимо несколько раз подряд, постепенно ускоряя темп. Таким же образом прорабатываются различные отрицательные эмоции.

Эффективной эмоциональной саморегуляции способствуют также приемы воображения или визуализации - создание внутренних образов в сознании с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений. Тем самым, можно быстро отвлечься от напряженной ситуации, восстановить эмоциональное равновесие. В повседневной жизни в острой ситуации, если навык вызывания желательной эмоции доведен до автоматизма, упражнения эти могут оказывать действенную помощь. Для этого приятная эмоция должна быть связана с конкретными воспоминаниями - «якорями» (мыслями, образами, ощущениями). Они-то и позволяют восстановить нужное состояние достаточно быстро. Для примера перечислим некоторые упражнения:

  1. «Визуализация воображения». Закройте глаза, сосредоточьтесь на дыхании. Вообразите большой белый экран, на котором красуется цветок (любой). Уберите цветок с экрана и спроецируйте белую розу. Поменяйте белую розу на красную. (Если возникнут трудности, представьте, что вы кисточкой покрасили розу в красный цвет.) Вообразите снова белый экран. Покрасьте его в ярко-синий, красный, зеленый. Представляйте любые цвета. Сотрите все с экрана, откройте глаза.
  2. «Убежище». Представьте себе удобное надежное убежище, в котором, когда пожелаешь, можно укрыться. Вообразите хижину в горах или лесную долину, личный корабль, сад, таинственный замок... Мысленно опишите это безопасное, удобное место. Ложась спать, представьте, что направляетесь туда, где можно отдохнуть, послушать музыку или поговорить с другом. Проделав такого рода упражнения несколько раз, можете пофантазировать подобным образом в течение дня. Закройте на несколько минут глаза и войдите в свое личное убежище (см.: Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем. М., 2001).

Во время действия стрессовых факторов для  саморегуляции эмоционального состояния советуем выполнять:

  1. дыхательные упражнения успокаивающей направленности (успокаивающее дыхание, глубокое дыхание): сделайте глубокий вдох, направляя воздушный поток в низ живота, задержав дыхание на пару секунд, а потом медленно выпустите воздух через рот ровной струей. Повторить упражнение 3-5 раз. Таким образом, снимается напряжение тела и мозга, создается уравновешенное состояние;
  2. упражнение на сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительный, звуковой, телесный и другие ощущения). Например, при первых признаках напряжения представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную энергию и внутреннее напряжение, связанное с нею;
  3. Перед предстоящей неприятной беседой глубоко вдохните, во время выдоха резким движением в воображении как бы сорвите напряженную маску со своего лица. После этого начинайте беседу;
  4. сосчитайте до 10, прежде чем совершить ответное действие;
  5. отвлечение - постарайтесь, как можно ярче представить ситуацию, в которой обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставьте себя в эту ситуацию;
  6. переключение на интересную деятельность, любимое занятие.
  7. упражнение на вспоминание приятных событий из собственной жизни. Представьте, что эта ситуация повторилась и вы находитесь в состоянии радости. Сделайте такое же лицо, улыбку, почувствуйте это состояние всем телом: позой, осанкой, жестами, походкой.

Важно также помнить: нужно быть оптимистом, игнорировать мрачные стороны жизни, позитивно оценивать события и ситуации. А для этого следует:

  1. воспринимать неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытаться изменить их к лучшему; подмечать свои достижения, успехи, хвалить себя за них;
  2. радоваться достигнутым целям;
  3. не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки, а осознав их причину, сделать выводы и найти выход;
  4. признавать за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности;

Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим количеством разных способов решения проблем, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен от негативных стрессов лучше, чем тот, кто ориентирован на достижение единственного, главного конкретного результата.

Доброжелательность и терпение - важные компоненты жизненной позиции воспитателя, имеющего не только свои ценности и интересы и готового, если потребуется, их защитить, но и одновременно с уважением относящегося к позициям и ценностям других людей.

Таким образом, гибкий в своих тактиках и стратегиях воспитатель, педагог, дающий ребенку адекватную картину мира, способен предупредить любые возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности ребенка, а также помочь гармонизировать отношения в семьях воспитанников.

Рекомендуемая литература:

  1. Глебкин В.В. Толерантность и проблема понимая: толерантное сознание как атрибут HOMO INTELLEGENS // На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000
  2. Казанский О. Игры в самих себя. М., 1995
  3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994
  4. Сандомирский М. Защита от стресса. Физиологически-ориентированный подход к решению психологических проблем. М., 2001
  5. Сонин В А. Психологический практикум: задачи, этюды, решения. М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии и становлении личности ребенка

Роль семьи в развитии и становлении личности ребенка...

Возможности ранней диагностики психического развития ребенка

Возможности ранней диагностикипсихического развития ребенка...

Статья "Роль межполушарного развития в процессе становления личности ребенка"

Постоянно увеличивающийся объём информации и темп жизни привели нас к тому, что иногда мы (воспитатели, учителя) просто разводим руками. Мы не знаем, какие методы ещё применить, чтобы научить ребёнка....

Методическая разработка на тему:«Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника, как фактор становления личности ребенка»

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...

Детский рисунок, его возможности в коррекции психического развития ребенка

В данной статье представлены основные возможности использования детского рисунка для коррекции психическогоразвития ребенка...

Целесообразность использования конструктивных игр в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Конструктивные игры с детьми с задержкой психического развития направлены не только на ознакомление с конструктивной деятельностью, но, прежде всего, на решение целого круга коррекционно- развивающих ...

Доклад "Система условий как фактор, обеспечивающий полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становления личности ребёнка"

Основная цель коррекционно-педагогической работы в общеразвивающей группе — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного вклю...