«Театрализованная деятельность дошкольников»
статья по теме

Савельева Елена Константиновна

 

 

 «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

                                                                                              А.С.Макаренко. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralizovannaya_deyatelnost.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Театрализованная деятельность дошкольников»

 «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

                                                                                              А.С.Макаренко.  

        Детство ребёнка проходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свои реквизит, игрушки, мебель, одежду. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться.

         Поэтому особое значение мы уделяем театрализованной деятельности, всем видам детского театра, что, безусловно, помогает:

-сформировать правильную модель поведения в современном мире,

-повысить культуру ребёнка,

- закрепить знания через знакомство с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством,  

- обучить правилам этикета, обрядам, традициям.

         В процессе театрализованных игр наши дети приобретают возможность закрепить умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоции, способность понимать, что от тебя хотят другие. Такие занятия стимулируют развитие основных психических функций: внимания, памяти, речи, восприятия; содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре.

         На основе этого мы можем сделать вывод, что театрализованная деятельность выполняет ряд функций:

 - познавательную,

- воспитательную,

- развивающую.

   В нашем детском саду театрализованная деятельность организованно пронизывает все режимные моменты:

- мы включаем её в занятия,

-в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время,

- осуществляем в самостоятельной деятельности детей.

           А также, мы вносим её в работу  изостудии и кружков, а продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты)  входят в содержание праздников и развлечений.

          Раскроем главные особенности содержания работы по развитию театрально – игровой деятельности в разных возрастных группах.

          Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу, который показывает педагог. Чтобы создать ситуацию для возникновения игры, мы предлагаем детям маски, игрушки, куклы и другие атрибуты.

         Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывают наши воспитатели.

         Педагоги расширяют детский игровой опыт за счёт освоения разновидностей игры-драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребёнок. В этой работе мы выделяем следующие этапы:

- игра-имитация отдельных действий человека;

- игра-имитация последовательных действий с передачей эмоций героя;

- игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей;

- игра-импровизация под музыку;

- бессловесная игра импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток;

- игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов;

- ролевой диалог героев сказок;

- игра-драматизация с несколькими персонажами.

        У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры – настольного театра игрушек, плоскостного на фланелеграфе, пальчикового. Постепенно у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

        В средней группе мы учим детей сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развиваем чувство партнёрства, используем пантомиму двух-четырёх действующих лиц.

Усложняются  методы и приёмы:

- ведение рассказа от первого лица с сопровождением текста и движений;

- настольный театр.

       Театрально-игровой опыт расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми мы используем:

- многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трёхчастных сказок о животных и волшебных сказок;

- игры-драматизации по рассказам на какую-либо тему;

- постановка спектакля по произведению.

       Наши педагоги  уделяют большое внимание развитию интереса к творческой импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности.

         В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения.

          Мы предлагаем использовать мимические и пантомимические этюды и этюды на запоминание физических действий. Подключаем детей к придумыванию оформления сказок, отображению их в изобразительной деятельности.

          Новым становится приобщение детей к театральной культуре, знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра и деятельностью его работников, видами и жанрами театрального искусства.

    Ребёнку становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе коллажа из нескольких литературных произведений. Усложняются тексты для постановок. Появляется игра-фантазирование, а также игра «в театр» и игры «с продолжением».

       У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры.  Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать слова.

         Для лучшего понимания литературного произведения мы предлагаем использовать приём «нравственной лесенки».

        Дети должны расположить героев на лесенке по степени личной симпатии. При рассматривании иллюстраций в книге необходимо уделять внимание анализу эмоциональных состояний персонажей.

         При обучении детей средствам выразительности речи рекомендуем использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик и предоставляющие ребёнку возможность непосредственно ознакомиться с богатой языковой культурой русского народа.

        Театрализованная деятельность позволяет нам решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

       Огромную роль в организации театрализованной деятельности играем мы – педагоги. Ведь необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать любую деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность дошкольников.

В старшей группе я уделяю большое внимание театрализованной деятельности детей, которая способствует развитию творческих способностей, формирует навыки общения. для организации этой деятельности испол...

Сообщение на педсовете на тему:"Роль воспитателя в организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников".

       Воспитатель – это не «урокодатель», он – постоянный эталон для детей, родителей и окружающих. Он – актер, который может перевоплощаться в любую роль. Работая в дошкольном учреждении, главное - ...

спецкурс Основы организации театрализованной деятельности дошкольников в детском саду как средства их всестороннего развития.

Основы организации  театрализованной деятельности дошкольников  в детском саду как средства их всестороннего развития. В современном обществе резко повысился социальный прес­тиж интелле...

Методическая разработка:"Мимические и пантомимические этюды в театрализованной деятельности дошкольников".

Цель:выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний.Знакомство детей с элементами выразительных движений:мимикой,жестом,позой,той или иной походкой....

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Создание развивающей среды – путь активизации самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

Театрализованная деятельность несет в себе большие воспитательные и образовательные возможности. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, является источником развития чувств, эмоци...