ПРОЕКТ "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
проект по математике (младшая группа)

Афанасьева Наталья Викторовна

проект в 1 младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Детский сад №5 комбинированного вида города Бокситогорска»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ПРОЕКТ 

«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста через дидактическую игру».

                         Подготовила: Афанасьева Н.В.

                                          воспитатель

г.Бокситогорск 2013г.

Описание проекта

Сенсорное развитие ребенка – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВЛИЯЕТ

Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта.

Формирование сенсорных эталонов:

  1. цвет
  2. форма
  3. величина

Развитие познавательных процессов:

развитие:

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:

  1. Образовательные:
  1. развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
  2. формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
  3. учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
  4. развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
  5. обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
  2. формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
  1. Развивающие:
  1. развивать познавательные процессы;
  2. развивать мелкую моторику.

Актуальность проекта

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания и внедрения современных технологий.


Цель проекта 

– систематизировать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста.  

        Задачи проекта:

· Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.

· Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей раннего возраста.

· Разработать программу сенсорного развития детей раннего возраста.

· Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с сенсорным развитием детей раннего возраста.

 Ожидаемый результат:

 – повышение уровня сенсорного развития детей I мл. группы №1

            Сроки проекта: январь – апрель 2013 г. (среднесрочный)

Участники проекта: дети, воспитатели, родители I мл. группы №1.

Необходимые материалы: дидактические игры по данной теме.

 Главные принципы, на которые мы опираемся в работе:

1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса.

2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий.

3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.

Основные методы и формы обучения детей:

1. Занятия.

2. Игровые образовательные ситуации.

3. Работа с предметными и сюжетными картинками.

4. Дидактические игры.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

включает:

  1. повышение уровня профессиональной компетентности;
  2. определение объема материала, который будет адресован детям.
  3. планирование системы развивающих игр на развитие сенсорного и моторного восприятия.

реализация:

  1. Изучение специализированной литературы;
  2. Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков: «Цветные домики», «Сенсорная книга», «Подбери по цвету» ;
  3. Оборудование «дидактического стола»;
  4. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
  5. Подбор заданий и проведение диагностики;
  6. По результатам диагностики подобрать систему игр и упражнений;
  7. Разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина).
  8. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.


II этап: творческий (основной)

включает:

  1. Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
  2. Оформление стендов для родителей по теме проекта;
  3. Консультации для родителей.

реализация:

  1. Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
  2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
  3. Сформировать у детей основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
  4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
  5. Проведение дидактических игр и игр-занятий;
  6. Исследовательская деятельность детей;

III этап: заключительный

включает:

  1. Подведение итогов

реализация:

  1. Диагностика детей;
  2. Проведение заключительного занятия;
  3. Самооценка, выводы.

Уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах в I младшей группе № 1

  1. начало проекта

В исследовании приняли участие 14 детей в возрасте 2-х лет. Выявлено 2 уровня развития детей:

  1. низкий  -5 детей (35 %)
  2. средний – 9 детей (65 %)
  1. конец  проекта

В исследовании приняли участие 14 детей. Выявлено 3 уровня развития детей:

  1. низкий  -1 ребенок (7 %)
  2. средний – 9 детей (64 %)
  3. высокий -4 ребенка (29 %)

Результаты проекта:

  1. В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
  2. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
  3. Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;

-Мозаика-вкладыши крупная;

-Мозаика мелкая;

-Мозаика –пазлы мелкая;

-Лотто «Фигуры по местам»;

-Строительный материал (крупный, мелкий, средний);

-Пирамидки.

  1. В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

-«Колеса для машин»;

-«Спрячь игрушку»;
-«Иголки для ежика»;

-«Подбери по цвету»

-Оборудован дидактический стол.


Практическая значимость проекта

  1. Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей раннего возраста;
  2. Разработка дидактического материала и дидактических игр;
  3. Разработка методических рекомендаций для родителей.

Перспективы развития проекта

  1. Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
  2. Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
  3. Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.

Информационные ресурсы

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. -  Ярославль: Академия развития, 1997;
  2. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»;
  3. Венгер Л.А. ВВоспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М.: Просвещение 1995;
  4. Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;
  5. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Просвещение, 1985;
  6. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;
  7.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...