"ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОУ"
методическая разработка по теме

Дзыгар Людмила Николаевна

Деловая игра с педагогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра с педагогами на тему:

"ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОУ"

Цель:

-сформировать модель профессиональной компетентности педагога;

-смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения;

-содействовать развитию у педагогов стремления к совершенствованию и обогащению своего опыта социального взаимодействия в образовательной среде.

Задачи:

-формирование умений свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме;

- формирование умения вести диалог;

- развития педагогического мышления;

-воспитывать интерес к педагогическому поиску, познанию себя;

-стимулировать развитие инициативы, творчества, артистизма;

-развивать у педагогов «педагогическую рефлексию».

     Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.

Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность?».

Профессиональная компетентность- это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений, навыков, обобщенных способов решения типовых задач.

Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником является обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Соотнося профессионализм с различными аспектами зрелости специалиста, А.К.Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности:

  1. Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применять их на практике.
  2. Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.
  3. Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.
  4. Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.

      Профессиональная компетентность педагога включает в себя множество понятий, которые я предлагаю вам назвать (педагогическое мастерство, педагогический такт, знание теории педагогики, психологии, физиологии, гигиены и методик, умение планировать свою работу, творчество и многое другое).

 Используя в работе эти составляющие, мы должны стремиться к здоровьесберегающей педагогике. Что это значит?

Здоровьесберегающая педагогика – это такое педагогическое взаимодействие, при котором сохраняется и развивается здоровье всех членов воспитательного процесса.

Кто является членом воспитательного процесса? Это не только воспитатель – ребёнок, но и родители, помощники воспитателя, другие педагоги, другие дети.

 З. П. (Здоровьесберегающая педагогика) опирается на следующие принципы:

 • Принцип природосообразности – ориентация на природу ребёнка (возрастные, индивидуальные особенности, способности и т. д.);

«Воспитатель собственно не воспитывает ребёнка. Он только устраняет от него вредные влияния, укрепляет добрые побуждения, которыми снабдила его мать-Природа и старается о том, чтобы дать ему возможность к естественному проявлению природосообразной деятельности». (Дистервег)

 • Принцип сотрудничества – равное взаимодействие всех членов воспитательного процесса;

 • Педагогизация среды – охват педагогическим воздействием всех, кто воспитывает ребёнка;

• Принцип связи с жизнью;

• Принцип открытости – новаторские идеи, инновационные технологии, использование традиций;

• Принцип конкретности – осознанное применение форм работы (зачем, для чего, что это даёт);

• Принцип триединства здоровья – физическое (соматическое здоровье – это функционирование органов и систем организма в пределах нормы, установленной медициной); душевное (психическое здоровье – это сохранность и активность механизмов личной саморегуляции, обеспечивающей полноценное человеческое функционирование); духовно-нравственное здоровье – это способность человека противостоять разного рода трудностям без утраты адаптации.

Здесь же мы говорим о личностно-ориентированном подходе к воспитанию детей – это последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как субъекту воспитательного взаимодействия. Ориентируемся на индивидуальность ребёнка, на свои личные возможности и на конкретную ситуацию.

Из чего же состоит профессиональный успех педагога?

Приоритетной составляющей профессионального успеха является человековедческая компетентность (ЧВК) .

ЧВК- это подготовка современного специалиста к использованию систематизированных и адаптированных к педагогической деятельности различных человековедческих знаний и технологических умений.

Технологическая оснащённость:

 • Умение общаться с людьми;

 • Умение общаться с конкретной личностью;

 • Умение раскрыть собственный личностно-деловой потенциал;

 • Умение раскрывать личностно-деловые качества другого человека.

Очень важным в работе любого педагога является умение общаться.

Общение помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их.

Д.С.Лихачев говорил, что, общаясь друг с другом, люди учатся смотреть на мир, узнавать жизнь, понимать и оценивать окружающих, сообща, совместно, учитывая мнение друг друга. Тем самым они обогащаются и как бы формируют, создают друг друга и самих себя.

 Общение сопровождает человека всю его жизнь. В былинах, сказках, песнях, пословицах и поговорках народ выразил свое понимание значения общения в процессе труда, определил его положительные и отрицательные качества, показал, что влияет на успех общения, какие требования следует предъявлять к участникам общения.

Содержательная, умная беседа доставляет человеку наслаждение, приносит радость, создает хорошее настроение.

Народ говорит: «Красно поле пшеном, а беседа умом»; «Хорошую речь хорошо и слушать».

К сожалению, нередко люди занимаются пустыми разговорами, перемывают косточки своим знакомым, сплетничают.

Пословицы выражают отрицательное отношение к таким разговорам:

«Говорит день до вечера, а послушать нечего», «Много наговорено, да мало сказано», «Из пустого в порожнее переливать.

Общение –двусторонний  процесс. Каждый по собственному опыту знает, что собеседники бывают разные. С одними нам легко вести разговор, а с другими тяжело. Очень неприятно, когда тебя не слушают, но еще хуже, когда один из участников диалога, не дослушав, включается в разговор, и одновременно звучат два голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное наблюдается на заседаниях, собраниях, об этом говорит пословица: «Петь хорошо вместе, а говорить порознь».

Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре- положительные качества говорящего.

Перечислим качества, которые нежелательны, не создают комфорта при общении:

- всезнайство («У него на всякий спрос есть ответ»);

- неумение и нежелание понять собеседника («Наш разговор – разговор глухих», «Мы говорим на разных языках»;

- упрямство в отстаивании своих суждений («С ним натощак не сговоришься»)

- отсутствие логики в разговоре (Я ему про Фому, а он мне про Ерему»);

- непоследовательность изложения, противоречивость высказывания («Ты ему слово, а он тебе - десять»)

Исследования показывают, что умением выслушать собеседника спокойно и целенаправленно, вникнуть в сущность того, что говорится, обладают не более 10 % людей. Подчиненные, как правило, более внимательны и сосредоточены в разговоре с «начальством», нежели наоборот, они далеко не всегда решаются прервать своего оппонента.

Психологи установили также существенные различия в поведении мужчин и женщин. Они считают, что в разговоре мужчина перебивает женщину почти в 2 раза чаще. Примерно одну треть времени разговора женщина собирается с мыслями, пытается восстановить ход прерванного разговора. Мужчины чаще сосредоточиваются на содержании разговора, а женщины больше внимания уделяют самому процессу общения. Мужчины любят слушать самих себя, обычно они слушают других в течение первых 15 минут.

Практические задания

  1. Вводный игровой практикум по общению

Цель: тренировка своей эмоциональной памяти, фантазии, воображения, развитие умения видеть и слышать собеседника, расположить его к себе, заинтересовать

«Знакомство- представление»

Каждый человек проживает свою жизнь по разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Сначала какое-то время стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять «Кто такая Я»

Предложите для всей свою визитную карточку- это может быть песня, стихотворение, афоризм, девиз, рисунок, рассказ о себе (домашнее задание).

Назвать на первый звук своего имени (какая Я).

Игра «Рассказ по кругу»

Первый .Один раз смотрела интересный фильм по телевизору

Второй….и т.д.

«КОНТАКТ ЗА ТРИ СЕКУНДЫ» - игроки стоят по кругу. Нужно выбрать себе партнёра, но не говорить об этом, потом по команде взять его за руку.

    Вывод: не всегда человек, которого выбираешь ты, выбирает тебя. Обрати внимание на того, кто выбрал тебя, значит, вы в чём-то похожи.

Разминка:

  1. Что становится больше, его поставить вверх ногами? (число 6)
  2. Какой месяц короче всех? (Май- три буквы)
  3. Может ли страус назвать себя птицей? ( нет, он не умеет говорить)
  4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
  5. Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС России?
  6. Что потеряла Золушка на балу: стыд, совесть, туфельку?

1 тур. Педагогика

1. По определению установите, о чем идет речь: твердо установленный, педагогически и физиологически обоснованный распорядок дня детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка (режим дня).

В каких программах полнее раскрыта система воспитательно- образовательной работы с детьми- в парциальных или комплексных? (в комплексных- основные направления развития, в парциальных- одно или несколько)

2. Назвать комплексную программу, парциальные и педагогические технологии:

«Юный эколог» С.Н.Николаевой;

«Основы безопасности детей дошкольного  возраста»

«Математика в детском саду» В.П.Новиковой

«Занятия по ФЭМН» И.А.Помораевой

«Изодеятельность в детском саду» И.А.Лыковой

«Конструирование и ручной труд» Л.Куцаковой

«Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью» В.А.Алешиной

«Физкультурные занятия в детском саду» А.Пензулаевой

«Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой

  1. Кто считался основоположником советской дошкольной педагогики? (Н.К.Крупская в 17 году разработала муниципальную программу – по устройству бесплатных яслей и детских садов для дошкольного возраста)

2 тур. Психология

1. Какую дидактическую игру необходимо проводить с детьми, чтобы увеличить объем внимания? ( «Чего не стало», «Что изменилось», «Найди отличия»)

2. Выбери из этого верное:

 На развитие личности оказывает влияние следующие факторы: наследственность, окружающая среда, воспитание (все верны).

3. Какие два нервных процесса взаимодействуют в коре головного мозга? (торможение и возбуждение)

3 тур. ФГТ

  1. Сколько образовательных областей входит в содержание психолого-педагогической работы? (10)
  2. Какая образовательная область пропущена? (Здоровье, Физическая культура, Безопасность, Социализация, Труд, Познание, Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка)
  3. Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:

(- Специально организованные занятия -НОД

-Совместная деятельность воспитателя и детей

- Самостоятельная деятельность

- Взаимодействие с семьями воспитанников)

4 тур. Физическое направление:

  1. Сколько раз в день в ДОУ может проводится гимнастика? (2 раза)
  2. Сколько минут проводится утренняя гимнастика в младших группах? (6-8 мин.)

       В старших группах? (8-10 мин.) В подготовительных? (10-12 мин.)

3. Назовите подвижную игру, в которой дети упражняются в прыжках? ( мл.гр. «По ровненькой дорожке», «С кочки на кочку», «Воробушки и кот»

Ср.гр. «Зайцы и волк», «Зайка серый умывается», «Лиса в курятнике»

Ст.гр. «Удочка», «Классы», «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет»

Подгот. гр. «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву», «Классы»

  1. Назовите народную игру детей младшего возраста? (« У медведя во бору»)

старшего возраста? (« Гори, гори ясно», «Лапта», «Прятки»)

Упражнение для снятия напряжения и усталости:

- Если вы думаете, что самым богатым ресурсом для обучения взрослых является опыт, похлопайте в ладоши;

- Если вы полагаете, что для взрослых боле важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами;

- Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль обучения, дотроньтесь до кончика носа;

- Если вы считаете, что взрослые обучаются так же, как и дети, кивните головой;

- Если вы думаете, что желание взрослых учиться зависит от их потребностей и интересов, помашите рукой;

- Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

- Если вам нравится обучаться и быть учеником, улыбнитесь.

5 тур. Социально-личностное направление:

  1. Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно-ролевой игре? (должен поддерживать и развивать сюжет)
  2. Составить словарь добрых слов.

Формы извинения:                                                                 Формы благодарения:

Извините, пожалуйста                                                            Большое спасибо

Не обессудьте                                                                          Вы очень учтивы

Примите мои извинения                                                        Весьма вам признательна

Поймите меня                                                                          Вы мне очень помогли

Признаюсь                                                                      Примите слова благодарности

Прошу прощения                                                          Примите слова благодарности

Я был не прав                                                                 Премного благодарен

                                                                                         Спасибо за теплые слова

                                                                                          Чрезвычайно благодарна

                                                                                                     Я вас благодарю

6 тур. Познавательно-речевое направление:

  1. По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот прием является ведущим? (наблюдение)
  2. Назовите 3 объекта неживой природы, за которыми проводятся наблюдения в ДОУ (облака, ветер, солнце)
  3. Выберите: Дикция-умение произносить гласные и согласные звуки или скорость и длительность звучания слов?
  4. Сколько в русском языке гласных букв? (10)

7 тур. Художественно-эстетическое направление:

  1. Какие нетрадиционные техники в продуктивной деятельности вы знаете? (коллаж, рисование по сырой бумаге, ниткография, набзызг, пластилинография, пуантелизм (точечные рисунки), кляксография, объемные аппликации)
  2. На каких 3 китах держится музыка? (марш, танец, песня)

8.тур. Ситуации:

- Ребенок несется и врезается в грязь. Он радостно бежит к вам навстречу, норовя обнять.

- Ребенок отказывается есть или ест слишком медленно.

- Ребенок направляется к вам в самый неподходящий момент: вы чем – то очень заняты.

- Ребенок отказывается убирать игрушки.

Озвучить свой вариант разрешения ситуации.

9.тур. Упражнение на развитие выразительности и артистичности учителя-логопеда, воспитателя)

1. Произнести фразу «Иди сюда»- тихо, громко, требовательно, таинственно, возмущенно

2. Произнести слово «молодец» - тихо, громко, нежно, удивлено, иронично, восторженно, влюблено

Заключительная часть

Подведение итогов деловой игры.

Ведущий анализирует ответы. Делаются выводы о характере общения, плодотворности взаимодействия участников.

Рефлексия:

Рисуем ладонь, каждый палец- это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

БОЛЬШОЙ - для меня было важным и интересным…

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ - по этому вопросу я получила конкретную информацию…

СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось)…

БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы…

МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…

   Ведущий: Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая- выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

    В наших руках возможность формировать личность:

Любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнера, уважающую свое и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

   И  всегда помнить о том, что нельзя быть рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих. Душу всегда надо настраивать на хорошее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.

Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования ...

Составляющие профессиональной компетентности педагога в соответствии с профессиональным стандартом Педагог

Консультация для педагогов ДОУ. Расмотрены составляющие профессиональной компетентности педагога в сооветствии с профессиональным стандартом Педагог...

Организация повышения профессиональной компетентности педагогов в Доу на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, стано...

Методическая разработка на тему: "ИКТ-компетентность в системе профессиональных компетентностей педагога»

Профессия педагога одна из немногих, где требуется постоянное саморазвитие, самосовершенствование. Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предо...

Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ в свете введения ФГОС ДО и профессионального стандарта.

В быстро меняющихся социально-экономических условиях возрастает значимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров – как составной части системы непрерывного образования....

План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»

План индивидуального повышения профессионального уровня  по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»...