Опыт работы музыкального руководителя
творческая работа учащихся (старшая группа) по теме

Акимова Марина Юрьевна

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_muzykalnogo_rukovoditelya.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «театр в жизни ребёнка».из опыта музыкального руководителя МДОУ «Василёк» Акимовой Марины Юрьевны. 

 Серпуховский район.

 Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.

 Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Мне хотелось бы охватить многое, хотя углубленно заниматься всем одновременно невозможно. И меня, музыкального руководителя с 16-летним стажем привлекает театрализация. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом.

 В течение последних 3 лет я работаю по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".

   Путь становления творческой личности труден и сложен. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать, пойти придётся немалый путь. Темп прохождения этого пути у каждого ребёнка разный. Важно набраться терпения, не ускорять, не подгонять, не спешить давать готовые решения.   Творческое развитие возможно только при наличии у ребёнка положительной мотивации. Поэтому, важным моментом в процессе организации развивающих занятий в детском саду является создание мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста.

 

Театрализованная деятельность даёт большой простор для творческих проявлений ребёнка. Она развивает творческую самостоятельность детей, побуждает к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.

 Для того, чтобы мои воспитанники проявили творчество, я обогатила их жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дала необходимые умения и знания. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому, очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия музыкального руководителя. Именно театр пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

 "Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые" (В. А. Сухомлинский).

 В своей деятельности я опиралась на положения концепции модернизации Российского образования, на программуЭ.Г. Чуриловой «Арт-фантазия», "Театр – Творчество – Дети" авт. Н. Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович.

 Актуальность избранной мной темы на современном этапе очевидно: педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являя одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться её главных принципов: развитие, творчество, игра. Я поддерживаю те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребёнка может быть понято как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый - педагог, в данном случае – Я, музыкальный руководитель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.

 Целью данной работы является: формирование художественно-эстетического развития, всесторонне – развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.

 Для достижения данной цели определены следующие задачи:

 пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;

 использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;

 формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;

 развивать формирование простых навыков творческое воображение дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.

 Основной идеей моей работы является формирование у детей представление о театре, о разных видах театрального искусства, приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности,

 способностям проявлять творчество в различных видах деятельности.

 Мною были определены основные принципы, которые легли в основу опыта:

 1. Принцип целенаправленности. Я учитываю, что цели и задачи моей работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.

 2. Принцип систематичности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу – играя», прививая знания, умения и навыки на практике.

 3. Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

 4. Принцип наглядности обучения. Я продумываю:

 дидактические цели исследования наглядности,

 методику показа,

 количество наглядности и последовательность демонстрации,

 сочетание определённых видов наглядности,

 включение детей в анализ наблюдаемых объектов,

 соблюдение требований культуры показа и к оформлению

 наглядности.

 5. Принцип интегрированного подхода. Предлагаю план совместной работы с воспитателями, педагогом по изобразительной деятельности, по физической культуре, с учителем-логопедом, с хореографом.

 6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяю ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. В процессе работы побуждаю детей к самостоятельному поиску, импровизации.

 7. Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяю на практике; осуществляя индивидуально – дифференцированный подход в процессе каждого занятия.

 Основной целью занятий по театрализованной деятельности является развитие творческих способностей детей, их эмоциональной сферы, формирование эмоционального восприятия жизни.

 Подбирался, анализировался и составлялся музыкальный, игровой, литературный репертуар, разрабатывалась тематика каждого занятия. В процессе подготовки была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа, программы Н.А.Ветлугиной, Э.П.Костиной, Е.А.Дубровской, а так же методические разработки А.И. Бурениной, Н.Сорокиной,  Г.П.Новиковой.

 Был разработан тематический план театрализованных занятий.

 Подбирались методы и приемы работы. К традиционным методам (игровой, словесный, наглядно-слуховой, практический), которые используются на занятиях, были добавлены:

 метод драматизации, позволяющий решать поставленные задачи через перевоплощение в художественный образ;

 метод активного восприятия, дающий детям возможность накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.

 метод  освоения музыкального языка, основанного на элементарном музицировании, способствующего пониманию и развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника.

 В содержание работы по театрализованной деятельности включаю:

 просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

упражнения для социально-эмоционального развития детей;

 коррекционно-развивающие игры;

 упражнения на развитие дикции ;

 задания для развития речевой интонационной выразительности;

 игры-превращения ("учим владеть своим телом"), образные упражнения;

упражнения на развитие детской пластики;

 ритмические минутки (логоритмика);

 пальчиковые игры для развития моторики рук;

 упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

 театральные этюды;

 отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

 репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

 Успешным занятием театрализованной деятельностью в нашем детском саду способствуют:

 специальное помещение со сценой и зрительным залом;

 костюмы и декорации;

 магнитофон, кассеты;

 детские музыкальные инструменты;

 различные атрибуты к занятиям;

 наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширм;

 

 Работая над артистическими способностями детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого я фиксирую результаты:

 диагностика (октябрь – январь – май);

 постановка кукольных спектаклей;

 драматизация сказок;

 проведение праздников (в течение года), конкурсов, концертов.

 Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Руководствуясь требованиями к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении о создании условий для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности, о приобщении детей к театральной культуре, воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально-театрализованных занятий.

 Рекомендую воспитателям проводить предварительную подготовку детей: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения, просмотр диафильмов. Это помогало более рационально использовать время на занятиях, что решило проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.

 Моя работа   строится в тесном контакте с профильными специалистами:  учителем - логопедом,  хореографом,воспитателями, которые помогали детям в разучивании стихов, развитии пластики, изготовлении атрибутов к играм и сценкам.

 В соответствии со сказанным я выделяю следующие формы работы с педагогами:

 творческая мастерская;

 театральная гостиная;

 

 проведение праздников, досугов и развлечений на основе театрализованной деятельности.

 Наш коллектив придает большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, музыкальных занятий помогает снизить нагрузку на детей, повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества.

 Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:

 основы домашнего театра;

 мастерство руководства игрой;

 обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;

 театральная гостиная;

 творческая мастерская;

 совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;

 консультации по вопросам творческого развития детей;

 родительские собрания.

 

 Во взаимодействии всего педагогического коллектива в сотворчестве с родителями и детьми в ходе подготовки к занятиям создавалась предметно - развивающая среда "Лаборатория удивительных вещей": "Волшебный плащ и палочка", книга сказок и зеркало, чудесные яблочки,  – всё это предметы, с помощью которых происходило перевоплощение в разные образы. Они помогали моим воспитанникам попасть в другую игровую ситуацию. "Говорящая шляпа" была не заменима в общении с застенчивыми детьми. Надевая её, ребенок входил в тот или иной образ. А если вдруг у него не получалось – не беда: просто шляпа ошибалась. "Мыльные пузыри" были прекрасным средством воображаемого передвижения в игровом мире и замечательным тренажером для развития дыхания. "Покрывало – невидимка" превращало всем знакомую игру "Угадай, кого не стало" в увлекательнейшее действие. Из «волшебного чемоданчика каждый раз появлялись сказочные вещи: музыкальные инструменты, картинки, грим.

 Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Работу по театрализованной деятельности в детском саду считаю успешной, потому что в душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты, именно занятия театрализованной деятельностью помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Считаю важным в своей работе заниматься с детьми каждый день: это игра; и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.

 В процессе работы дети буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощёнными, а если умело поставить вопросы – учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи. Моя задача как педагога-практика побуждать ребёнка "увидеть, удивиться, рассказать".

 Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.

 Я считаю, что театрализованная деятельность детей помогает мне решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

 Мне как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

 Совместно с воспитателями и родителями в детском саду для того, чтобы воспитание и обучение носило творческий развивающий характер, сделано много кукол разных систем, музыкально-дидактических игр, имеются театры различного вида. Накоплено много методической и нотной литературы; имеются комплекты аудиокассет "Народная музыка", "Классическая музыка"; музыка из детских мультфильмов: использую в работе различные слайды.

 Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Необходимость контакта и систематизирования её в едином педагогическом процессе очевидна.

 Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

 Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность.

 У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).

 Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

 У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа в движении.  

 У детей появилось желание придумать рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д.

 У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода. Причём такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы музыкального руководителя по теме: "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"

Надеюсь мой опыт будет полезен не только музыкальным руководителям, а так же воспитателям и другим специалистам ДОУ....

Опыт работы музыкального руководителя Смилгаин Ларисы Ивановны по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА НА ПРАЗДНИЧНЫХ УТРЕННИКАХ"

Русские песни, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быт...

Опыт работы музыкального руководителя Бухаловой Э.А. по теме «Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»

Опыт работы «Организация интегрированного образовательного процесса на основе формирования представлений о музыкальных жанрах и видах музыки»...

Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»

https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg  ссылка на видео-презентацию  Опыта работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...