Причины возникновения, появления и последствия обид
статья по теме

Игнатьева Анжелика Викторовна

В статье рассматривается понятие обида, раскрываются причины появления обид, а  также те последствия, которые они вызывают у людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ignatevaav-statya.doc2_.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Причины возникновения, появления  и последствия обид

Игнатьева А.В.

ГБОУ Белебеевская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №37 «Ягодка» IV вида

Эмоциональная сфера – явление достаточно сложное, в нее входят и эмоциональные состояния, переживаемые в виде эмоций, аффектов, настроений, и устойчивые личностные образования в виде интеллектуальных, эстетических, нравственных и других чувств, которые впоследствии становятся чертами характера. Среди большого числа переживаний  и эмоций, которые испытывает человек, особое место занимает обида.  Это  одна  из  самых распространенных  эмоций человека, которая появляется в детском возрасте.

Исследованиями в области возникновения, переживания и преодоления обид среди отечественных ученых и исследователей занимались О. А. Апуневич, З. А. Агеева,  А.Н. Ануашвили, М. С. Гриценко, Ю. В. Гранская, М. А.Набатова, Д. В. Ольшанский, Ю. М. Орлов, Л. С. Славина, Е. О. Смирнова М. Таргакова Р. X. Шакуров, А. Г. Шмелев, В. Г. Хлебова.

По мнению З. А. Агеевой и М. С. Гриценко,  обида с позиции общей психологии  - это негативное эмоциональное переживание, наиболее распространенной причиной, которого является уязвленное самолюбие; это переживание, способное превратиться в своеобразную инфантильно-невротическую реакцию, возникающую в любых ситуациях, связанных с оценкой Я и самоутверждением.

О. А. Апуневич  определяет обиду  как отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласования ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию, в ситуациях, имеющих личностную значимость.

Е.П. Ильин  относит обиду к фрустрационным эмоциям. Автор  считает, что   обида как эмоциональная реакция на несправедливое отношение к себе появляется тогда, когда задевается чувство собственного достоинства человека, когда человек сознает, что его незаслуженно унижают. Ю.М. Орлов рассматривает обиду в русле проблем саногенного мышления. По мнению Ю. Орлова  обида, как и любая другая эмоция, выполняет важную функцию в выживании, в частности, приспособлении людей друг к другу. Е.О. Смирнова описывает чувство  обиды  как болезненное переживание человека (обиженного), связанное с его игнорированием или отвержением партнерами по общению. Это переживание всегда связано с неоправданными ожиданиями и направлено на другого конкретного человека, обидчика. Ю. Бурлан рассматривает обиду в рамках системно-векторной психологии и считает, что обида - крайне тяжелое деструктивное психологическое состояние, вызывающее  колоссальное торможение во всех жизненных сферах.  А. Н. Ануашвили   дает понятие «обида» с точки зрения объективной психологии, где обида  -  есть чувство досады, возникающее в результате неожиданного поведения человека, которого мы вовремя не распознали. 

Как правило, обиды возникают, когда наши ожидания не оправдываются. По мнению З. А. Агеевой и М. С. Гриценко,  одним из основных структурных компонентов обиды является субъект — человек, причинивший обиду партнеру по общению. Вероятность возникновения обиды, таким образом, опосредуется степенью близости сложившихся межличностных отношений. Наиболее важными причинами обиды по результатам их исследований  являются факторы, относящиеся к межличностным отношениям (предательство и обман, несправедливость, невыполнение обещаний), и факторы, блокирующие потребность в самоуважении (разные проявления неуважения). Ведущая позиция в иерархии причин обиды различных проявлений неуважения объясняется следующим образом: личность становится уязвимой для обиды в том случае, если ее самоуважение основано на внешних, а не на внутренних критериях.

Кроме этого, проводимые исследования  в области изучения причин появления обид приводят к следующим данным. Считается, что обида может зависеть от неоправданных ожиданий, от оценки значимости обидчика, от агрессивного поведения окружающих, от личного восприятия, из-за личных амбиций и др. Чаще всего поводом  для обид становятся нарушение справедливости, причинение душевной боли, неуважение или принижение достоинства, нарушение общественных договоров.

Другие причины обид выявляются у людей, имеющих  определенный уровень ценностей. Их понимание человеческих отношений включает в себя такие правила как: право другого человека иметь свое мнение, право другого на выбор, самопроявление и самореализацию. Причина их обид лежит в нарушении по отношению к ним другими людьми морально-нравственных критериев, связанных с совестью, честью, правдивостью.
         Еще одной из причин возникновения обид  можно определить, как "обида на судьбу", которая выражается в том, что  к человеку не приходит  понимание и знание о своей истинной, неповторимой сути, не проявляются какие-то, только ему присущие способности и качества. Первопричиной обид может выступать и  обида на себя, обида на близких людей, когда человек просто идеализирует образ своего ближайшего окружения. По мнению многих психологов,  чаще всего основой обиженности выступает завышенная самооценка.

Проводимые исследования показывают, что причины обиды различны у людей в зависимости от их мировосприятия, от их оценивания действительности и даже от их философских и религиозных воззрений.  Кроме этого, выделяются причины появления обид, связанных с психологическими проблемами: стрессы, страхи, сильные эмоциональные реакции и т. п.

Анализ литературы показывает, что виды обид тесно взаимосвязаны с причинами их появлений.  Так, по мнению  В.Г. Хлебовой, что обиды носят хронический  характер,  и преследуют человека всю жизнь. К таким обидам она относит: обиду на мать, обиду на отца, обиду на братьев и сестер.

По мнению  исследователей, детская обида существенно отличается от взрослой. В основе ее лежит сосредоточенность на собственной личности, которую во взрослом человеке можно определить как себялюбие. Не имея  достаточного опыта  общения, развитых моральных чувств и воли, ребенок  будет распространять свои желания на все, что попадает в поле его зрения. Детям кажется, что его родители должны уделять внимание только  им и все их желания  должны  обязательно исполняться. А если желания не исполняются, малыш расценивает это как большую несправедливость  и сильнейшую  обиду.

Специалистами отмечается,  что дети уже с годовалого возраста примеряют к себе обиду и пробуют ее пользоваться. Но это проявляется скорее  как редкие эпизоды. Дети быстрее учатся обижаться на свое ближайшее окружение: родителей, бабушек, дедушек. В возрасте  от 2 до 5 лет  дети уже осмысленно и серьезно выучивают обиду, перенимают ее от других детей,  иногда и более взрослых. Дети достаточно осознанно пользуются обидой: они знают, кому они обижаются,  зачем  и на что и кого. Обычно просто так, впустую,  - маленькие дети не обижаются.

Исследования, проводимые отечественными  психологами и  нацеленное на выявление причин детских обид, показали,  что  причинами детских обид выступают следующие:  ребенка обзывают взрослые или дети,  не разрешают делать то, что хочет ребенок,  делают замечания взрослые, повышают голос  взрослые и дети,  дразнят дети или взрослые.

По мнению Е.О. Смирновой,  обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою непризнанность, незамеченность. К таким ситуациям Е. Смирнова  относит:

- игнорирование или недостаточное внимание со стороны партнеров (например, ребенка не приглашают играть, не дают желанной роли);

-  отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке);

-  неуважительное отношение со стороны других (обзывательство, дразнилки);

-  успех и превосходство других, отсутствие похвалы.

Во всех этих случаях малыш чувствует себя отвергнутым, ущемленным  и обиженным.

Кроме детских травм, психологами выделяются так называемые травмы развития.  На определенных этапах развития ребенка формируются  следующие умения:

- выстраивать границы (между своими чувствами, и чувствами близкого человека, между вчера и сегодня, между личной жизнью и карьерой, между работой и отдыхом и т.д.);

-  адекватно решать жизненные задачи (не впадать в панику, не опускать руки при неудаче, учитывать предыдущие ошибки, начинать с начала, принимать помощь);

-  рефлексировать и осмысливать свои действия (применять опыт, полученный в одних ситуациях в других условиях, учитывать чужой опыт в собственной жизни).

Если нужные умения в положенное время не сформировались, или сформировались неправильно, то говорят о травме развития.

В настоящее время проводятся исследования по вопросу влияния обид и психологических травм, полученных в детстве  в некоторых зарубежных странах. Так, обиды и психологические травмы, полученные в детстве, удваивают риск развития множественных и продолжительных приступов депрессии, говорится в статье, опубликованной в «Американском журнале о психиатрии» (American Journal of Psychiatry), США, на которую ссылается BBC News. Такие расстройства также хуже поддаются лечению.      

Обида может стать причиной многих заболеваний.  Данные  некоторых исследований показывают, что психологическое состояние обиды является первичным по отношению к заболеваниям дыхательной системы в 90% случаев, по отношению к заболеваниям мочеполовой системы - в 40% случаев, по отношению к заболеваниям желудочно-кишечного тракта - в 30%, по отношению к заболеваниям горла  - в 50%, по отношению к заболеваниям сердечно-сосудистой системы - у 70%, и так же может являться вторичной причиной при заболеваниях селезенки, почек, поджелудочной железы, печени, желчного пузыря и всего желудочно-кишечного тракта.

          Хотелось бы отметить и другие последствия, которые вызывают  обиды. Это нарушение взаимопонимания между людьми вследствие того, что одно и тоже явление имеет для них разный смысл. Это появление агрессивных реакций, таких как нападение, избиение, оскорбление и т.п. Возникновение негативных жизненных сценариев, фрустраций, ведущих к формированию и закреплению устойчивых отрицательных черт поведения, агрессивности, повышенной возбудимости. К тому же постоянные обиды ведут к хроническому стрессу, комплексам. Возникают различные психосоматические реакции в организме.

Чувство обиды появляется  не случайно. Это  не врожденное чувство, не врожденное эмоциональное состояние. Появлению обид  способствует само общество, общение с близкими людьми, общение в коллективе сверстников.  У новорожденных детей имеется врожденное  состояние агрессии, а сложное поведение обид им необходимо еще освоить.  В психологической литературе подробно рассмотрен механизм образования детских травм и их влияние на последующую жизнь. В его основе лежит неутоленная потребность в любви и близости. «Если младенец и маленький ребенок обладает любовью и взаимностью своей матери, а также и своего отца, он будет расти без чрезмерного давления страстного либидинального желания и без чрезмерно сильной склонности к ненависти. Если же он лишен всего этого, то есть вероятность, что его либидинальное желание будет интенсивным, что означает, что он будет постоянно искать любви и привязанности и будет постоянно склонен ненавидеть тех людей, которые, как он считает, не смогли проявить по отношению к нему любовь и привязанность.» (Боулби Джон , 1956).

          Изучение понятия  «обида», ее появление,  последствия которые она вызывает, структура и формы проявления,  представляет  несомненный интерес для многих специалистов самого разного уровня. Но для этого все-таки необходимо более глубокое   изучение данного вопроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды речевых нарушений у детей, причины их появления

Нарушения речи — собирательный термин для обозначения от­клонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возмо...

Беседа "Огонь - друг, огонь - враг. Причины возникновения пожара и их последствия."

Данная беседа посвящена основам пожарной безопасности. Дети узнают о причинах возникновения пожаров и то, как нужно себя вести в случае пожара....

Беседа на тему:Огонь – друг, огонь – враг. Причины возникновения пожара и их последствия

Беседа на тему:Огонь – друг, огонь – враг. Причины возникновения пожара и их последствия.Воспитатель. Все вы, вероятно, не раз видели, как по селу проносятся красные машины, перекрыва...

Беседа с детьми старшей группы. «Огонь – друг, огонь – враг. Причины возникновения пожара и их последствия.»

Цель:Сформировать у детей чувство опасности огня; прививать навыки безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара...