Конспекты по сказкотерапие
план-конспект занятия по теме

Семёнова Тамара Павловна

Предварительный просмотр:

«Встреча с Дюймовочкой»

(занятие по сказкотерапии)

Подготовил: музыкальный руководитель

ДОУ № 13 «Буратино» Семенова Т.П.


ВСТРЕЧА С ДЮЙМОВОЧКОЙ

В украшении зала присутствует «сказочная» атрибутика: висящие звезды, свечи, портреты персонажей различных сказок, сделанные «под старину»; на видном месте стоит «волшебный сундучок». Дети входят в зал под тихую старинную музыку (фонограмма). Ведущая: Ребята, у нас сегодня необыкновенная встреча. И хотя вы находитесь в знакомом зале, сегодня он выглядит совсем иначе. Что вы видите здесь? (Дети рассматривают, обсуждают, делятся впечатлениями). Вы попали в гостиную сказок, и музыка поможет нам почувствовать себя здесь уютно. В нашей гостиной много сказок, но несколько встреч мы посвятим великому сказочнику Гансу Христиану Андерсену, который жил давным-давно в стране Дании. Его творения так полюбили дети, что, даже став взрослыми, помнят и Гадкого Утёнка,  и маленькую Дюймовочку, и отважную Герду, и других героев любимых сказок. Сейчас я открою этот волшебный сундучок и загляну внутрь. Интересно, что там спрятано?

Открывает и достаёт большую красочную книгу сказок или красивую коробку с плоскостными фигурками — изображениями персонажей знакомых детям сказок; предлагает детям назвать их имена и вспомнить названия сказок; дети отвечают.

Исполняется песня Н. Мурычевой «Добрый сказочник Андерсен» .

(Музыкальная палитра. 2004. №3. С. 26).

Ведущая: Ребята! А что мы могли бы сказать о замечательных героях датского сказочника? Попробуем найти для каждого из них главное слово, которое бы его отличало!

Воспитатель называет (и показывает) персонаж, а дети называют качества, которые этого героя характеризуют, например: Герда... (отважная, любящая); Дюймовочка... (добрая, нежная); Гадкий утенок ...(смешной, скромный, терпеливый); Оловянный солдатик ... (стойкий, преданный) ; и т.д. Можно также называть качества, чтобы далее дети отгадали героя, которому эти качества свойственны. Ведущая (продолжая беседу): А когда в сказках проявлялись главные к наших любимых героев? Ведь именно эти черты характера помогли друзьям преодолеть все невзгоды и стать счастливыми! Дети отвечают). Я рада, что вы хорошо помните сказки и удивительные приключеш санные в них. А хотите побывать в сказках, повидаться с их героями поговорить с ними? (Дети отвечают).

Кажется, в этом волшебном сундучке есть ещё кое-что... (Достаёт треугольник). Сейчас я сыграю на нём, мы вместе произнесём волшебные и начнутся чудеса!

Трижды ударяет по треугольнику, все вместе произносят «заклинание», (например, традиционное «Крибле-крабле-бумс!»), свет гаснет, потом включается вновь. В центре зала появляется большой цветок с закрытыми лепестками. Лепестки    под музыку медленно раскрываются, Дюймовочка выходит из цветка и танцует. Ведущая: Как прекрасен твой танец, Дюймовочка! Нам очень хочется познакомиться с тобой поближе. Ребята мечтали об этой встрече.

Дюймовочка: Здравствуйте, милые дети. Я тоже очень рада вас видеть. Все эльфы сказочной страны танцуют этот танец. Хотите, я и вас научу так танцевать (Дети отвечают). Сначала мы изобразим крохотный росточек, который тянется к солнышку и превращается в прекрасный цветок. Ведь эльфы только в самых красивых, самых ароматных цветах. Из их лепестков наряды маленьких волшебников.

Дети приседают на корточки, опустив головы, затем изображают рост и раскрывание лепестков цветка. Исполняется композиция «Волшебный цветок» (см. программу А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика»)

Дюймовочка: Вы настоящие волшебники, эти цветы необыкновенной ты! И теперь можно начинать танец эльфов! (Танец по показу Дюймовочки, Музыка — по выбору педагога). По окончании танца Дюймовочка спрашивает: Понравилось вам в нашей стране? (Дети отвечают). Я здесь счастлива! Но всё-таки немножко завидую вам, ведь у вас есть мамы, а я появмлась на свет из цветка. Вы наверняка помните колыбельные песенки, котрые мамы пели вам, когда укладывали спать. Похожие песни поём по вечерами мы, эльфы, для цветов, кузнечиков, стрекоз.

Ведущая: Хочешь, Дюймовочка, мы подарим тебе свои мелодии?

Дюймовочка: Я с радостью выучу их!

Дети импровизируют мелодии колыбельных песен (по выбору);

Дюймовочка их благодарит.

Дюймовочка: Теперь я хочу подарить вам волшебный секрет -научить слышать музыку всего, что живет вокруг нас. Вот, например, эльфы дружат, с пчелами, стрекозами, угощают их цветочными нектарами, а пчелки и стрекозы катают эльфов, несут их на своих спинках. Вы, конечно, знаете, что у эльфов есть свои крылышки, но они всё равно очень любят кататься, так же, как и вы, правда, дети? (Дети отвечают). Так вот, послушаем песенку пчелы!

Дети импровизируют мелодию «жужжанием» (сборник «Учите петь», подготовительная группа, упражнения для развития песенного творчества).

А теперь — песенка стрекозы! {Вопросы-ответы в произвольной форме).

Дети: Стрекоза-егоза, Ты скажи, летишь куда?

Ребенок: Я лечу, я лечу,

Я лечу, куда хочу!

Ведущая: Скорее всего, стрекоза полетела к реке или ручью поиграть с водяными струйками!

Дюймовочка: Я тоже так думаю! А вы знаете, что при желании можно услышать исполнить музыку ручейка, музыку водяных струек? Они очень шаловливы и больше всего на свете любят играть и смеяться. Попробуем? Я услышала вот такую музыку.. {Играет на металлофоне с применением глиссандо). Кто хочет попробовать? (Дети повторяют или исполняют другую мелодию).

Еще мы очень любим слушать музыку весёлых капелек, музыку дождя. Ведь это целый оркестр! (Изображает вместе с детьми «музыку дождя» хлопками коленям, хлопками в ладони друг друга, пощелкиванием пальцами и т. п.).

Ведущая: Какая ты затейница, милая Дюймовочка! Как весело и интересно с тобой. Мы тоже хотим спеть для тебя песенку о весёлом дождике.

Дети исполняют «Песенку дождинок» (И. Пономарева, сборник «Песенки для Катюшки», СПб., 1995). Дюймовочка, ты такая маленькая и хрупкая, как же ты не испугалась, когда лла ласточку? Да ещё смогла помочь ласточке, спасти её!

Дюймовочка: Я услышала, как бьётся её сердце! В ответ и моё сердечко откликнусь, мне захотелось помочь ей. Путь добра, путь любви - от сердца к сердцу. Если вы сумеете обратиться к сердцу живого существа, то всегда получите ответ; и тогда возможны любые чудеса!



Предварительный просмотр:

Конспект

Занятия по сказкотерапии

(старший возраст)

Тема: музыкальная сказка

«Волшебные птицы года»

Музыкальный руководитель

Семенова Т.П.  ДОУ № 13


Программное содержание:

1. Учить эмоционально откликаться на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения.

2. Закреплять умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (дрожание от холода, отдых на солнце-загорание).

3. Инициировать творческое проявление детей (фантазию, воображение).

4. Развивать умение ритмично и мягко дышать.

5. Воспитывать любовь к природе, умение по настроению музыки догадываться об изменениях природных явлений.

Вхождение в сказку

М.р.: Дорогие ребята, сегодня необычный день. Мы пришли не просто в музыкальный зал, а в царство Старика - Годовика — волшебника СКАЗОЧНОЙ страны.

А почему Старика - Годовика так зовут, вы скоро догадаетесь; а поможет нам в этом музыка. И так ...

Расскажу я вам про были — небылицы:

У него живут невидимые птицы,

И летят они на юг, и на восток,

И на север, и на запад в нужный срок. Приходит время, и он выпускает из своего царства трех волшебных птиц. Они с собой несут холод и стужу.

Психогимнастика «Холод»

Покажите как вам холодно. Вы мерзните, как, по-вашему, ваши руки, плечи сейчас расслаблены или напряженные? А напряженные, значит какие?

- скованные;

- жесткие;

- твердые;

- беспокойные.

Детям предлагается потрогать, пощупать мышцы рук, плеч, чтобы убедиться, что они твердые.

М.р.: Земля одевается белым покровом, реки скрываются подо льдом, засыпают леса и поля. Наверное, вы уже догадались, что это за птицы. Как их зовут?

Дети отвечают, что пришла зима, а птиц зовут декабрь, январь и февраль.

М.р.: Молодцы, ребята, вы верно отгадали. Птицы принесли ЗИМУ. Давайте представим, что, и мы вместе с волшебными птицами летим. Мы как снежинки, и нас кружит вьюга.

Этюд «Снег и вьюга»

М.р.: В природе все меняется. Иногда «еще в полях белеет снег», Старик -Годовик выпускает из своего царства следующих трех птиц. Они несут на своих крыльях теплые солнечные лучи, и все в природе оживает: появляются первые цветы, травы, весело журчат ручейки. Я думаю, вам будет не очень трудно догадаться, как зовут этих невидимых птиц.

Дети отвечают, что это весенние месяцы: март, апрель, май.

М.р.: Вы хорошо отвечаете на вопросы - загадки. Я очень люблю весну, ее всегда воспевали музыканты, художники.

А вы не забыли, что вы находитесь в волшебном царстве, где могут происходить всевозможные ПРЕВРАЩЕНИЯ?

Давайте сейчас мы превратимся в сосульки и покажем, как они тают от весеннего тепла, становясь маленькими ручейками.

Этюд «Таяние»

М.р.: Ребята, смотрите, цветы распустились

Дети после упражнения встали в круг.

М.р.: А теперь мы превратимся с вами в первые весенние цветочки, которые растут и тянутся к ласковому солнышку.

Упражнение «Цветы растут» (Чайковский «Подснежники»)

Упражнение сопровождается стихами:

М.р.: Под лучом горячим, нежным-У изгиба ручейка -Синий, маленький подснежник Вдруг блеснул из - под листка.

М.Р.: Воздух наполняется тонким ароматом... Понюхайте свой цветок, полюбуйтесь им.

Упражнение «Аромат цветка» (А - х - X - х)

Он сегодня в час рассветный пробудился ото сна,

Сам он тихий, незаметный, но ведь с ним пришла весна.

М.р.:   Но наступает время выпускать еще одну тройку птиц. Эти птицы несут с собой жару, зной, иногда даже засуху, но и теплые живительные дожди, от которых в садах и лесах созревают сладкие ягоды. Что это за птицы? Вы знаете?

Дети отвечают, что это летние месяцы: июнь, июль, август.

М.р.: Совершенно верно, наступило всеми любимое лето, и так хочется оказаться на берегу моря, понежиться под лучами летнего, южного солнца на теплом песке... Ребята, вам хочется там побывать?

Дети: Да!

М.р.: А вы не забыли, что мы находимся в волшебной сказочной стране Старика - Годовика? Тогда, вокруг себя повернись, и у моря очутись... Вот мы и у моря. Занимайте места на лежаках!

Дети ложатся, на заранее приготовленные подушечки для головы.

Психогимнастика « У моря»

Музыка.

На фоне музыки слова музыкального руководителя:

М.р.: Закройте глаза, послушайте, как шумит море. Слушают.

М.р.: Какие мы звуки слышим?

Дети: Шум набегающих волн и их откат обратно в море.

(Дети произносят несколько раз звук: ш-ш-ш-ш с усиление динамики - это волна выбежала из моря и подбирается к нам, затем с ослаблением, словно морская волна отхлынула обратно).

М.р.: Ярко светит солнце, вы греетесь на солнышке, лежите на золотом песке, песок достаточно прогрелся, лежать на песке приятно. Руки и ноги можно раскинуть в стороны... «Песок тепло нам отдает, как будто песенку поет» (М.А. Давыдова)

Лица расслаблены, довольные, мечтательные, мирные.

Дыхание ровное, глубокое! А теперь я попрошу вас открыть глаза и потянуться — солнце передает людям свою энергию, человек становится бодрым, жизнерадостным. Осталось только улыбнуться солнышку. Мы бодры и веселы. (Выпрямляются, расправляют плечи, поднимают подбородок).

М.р.: Не успели мы нарадоваться теплу и солнышку, как зашумели крылья последней тройки птиц. И подули холодные ветры, залегли седые туманы, стали облетать листья с деревьев.

Вы, наверное, уже догадались, что это за птицы прилетели?

Дети отвечают, что это осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь.

М.р.: Да, солнце не светит, птицы не поют, идет дождь. Грустная картина. Осень.

Изобразите лицо осенью.

Дети изображают грустное лицо.

М.р.: Да, брови опущены вниз, уголки глаз опущены вниз, между бровями складки:  Осень наступила, высохли цветы

И глядят уныло голые кусты

Туча небо кроет, солнце не блестит

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Звучит песня «Дождь - озорник» Вихаревой.

Но у природы нет плохой погоды, Всякая погода - благодать

Танцевальная зарисовка « Дождь - озорник»

М.р.: Вот мы и познакомились со всеми волшебными птицами Старика -Годовика.

А кто же может сказать, сколько же их всего было, и как их звали? Дети: Птиц, как и месяцев в году было 12.

М.р.: Да, птицы Старика - Годовика особенные, волшебные, и в них еще много загадок таится ...но об этом в следующий раз.

Заключение

М.р.: Не забывайте волшебных птиц Старика - Годовика, любите каждую, потому что в каждом времени есть своя красота и своя радость.

А на память о нашем путешествии по сказочному царству Старика -Годовика он передал вам, друзья, медали «Помощник Волшебника».

Наступило время попрощаться со сказочным, волшебным царством.

Дети машут руками, звучит музыка « У природы нет плохой погоды».



Предварительный просмотр:

Путешествие в сказку «Гадкий утенок»

(занятие по сказкотерапии)

Подготовил: музыкальный руководитель

ДОУ № 13 «Буратино» Семенова Т.П.


ВСТРЕЧА СО СКАЗКОЙ «ГАДКИЙ УТЁНОК»

Входят в зал и занимают места под тихую музыку — «Лебедь» Сен-Санса.

Ведущая: Наша сегодняшняя встреча начинается звуками прекрасной музыки, давайте послушаем её! (Дети слушают). Какое настроение вызывает эта музыка. Что можно сказать о мелодии, какая она? (Красивая, певучая, нежная, волшебная и т. д. — дети отвечают). Сколько определений вы смогли подобрать! Я поняла, что эта музыка всем понравилась. Я её тоже очень люблю и хочу, чтобы вы знали её название — «Лебедь», а сочинил её композитор Камиль Сен-Сане. Эта музыка так красива, что она рассказывает о прекрасной птице лебеде. Вот она скользит по галди вод, а в воде, как в зеркале, отражается' красный образ, и все вокруг замерли, любуясь этой гордой птицей. Даже ветерок затих, солнечные лучи остановили свой бег, перестали шептаться камыши и листочки на деревьях. Цветы склонили свои головки в восхищении. А лебедь плывёт и радует весь мир своей красотой. Хотите послушать эту музыку ещё раз и мысленно нарисовать образ своего лебедя?

Дети отвечают, музыка или её фрагмент звучит ещё раз.

Ведущая: Вы, наверно, догадались, на встречу с какой сказкой Андерсена мы сегодня пришли? (Дети отвечают). Конечно, это «Гадкий утёнок»! Именно эта сказка заканчивается превращением неуклюжего птенца в прекрасную птицу. Если задуматься, дети, то, наверно, не случайно многие сказки посвящены чудесным превращениям героев: из облика некрасивого, смешного, иногда жалкого, иногда страшного — в облик красивый, прекрасный, сияющий. Можете вы сейчас назвать такие сказки? (Дети отвечают: «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», «Конёк-горбунок» и т. д.) Почему сказка ведёт своих персонажей через испытания, потери, подчас унижения и страдания? Зачем её герои проходят этот путь, что они приобретают? Этим непростым вопросам и будет посвящена наша сегодняшняя встреча в «Гостиной сказок». Это особенная встреча: мы будем повторять сказку сами, а музыка и волшебный сундучок нам помогут. (Звучит тихая музыка). Заглянем в сундучок, что-то мы сегодня там найдём? (Открывает крышку сундучка, достаёт книгу сказок и «волшебный треугольник»). Мы отправляемся навстречу событиям и приключениям этой сказки!

Трижды ударяет по треугольнику, все вместе произносят «заклинание». Включается фонограмма птичьих криков, «звуков птичьего двора».

Ведущая: Слышите? Кажется, мы попали на птичий двор, где начались события сказки. Попробуем узнать, кто здесь живёт! (Дети называют обитателей птичьего двора). Давайте ещё раз заглянем в волшебный сундучок, он подскажет нам, что дальше делать. (Вынимает из сундучка медальоны или плоскостные изображения различных птиц; показывает, дети называют: хлопотливая наседка с цыплятами, важный индюк, забияка-петух, спесивые гусыни и т. д.) Попробуем «превратиться» в обитателей птичьего двора, чтобы лучше понять их повадки и представить, какою здесь было Гадкому утёнку.

Дети по желанию выбирают для себя персонаж, группами под музыку импровизируют движения (фонограмма пьесы «Ки-ко-ко»). Воспитатель комментирует Ведущая: Как интересно на птичьем дворе, правда, дети? А теперь давайте снова заглянем в наш волшебный сундучок! (Вынимает кассету с фонограммой, показывает и читает название). Вот как странно называется: «Балет не-вылупившихся птенцов»! Эту музыку написал русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Музыка нам очень понадобится: ведь прежде чем появиться на свет, наш Утёнок сидел в яйце, а мама-утка терпеливо ждала, когда проклюнется ее птенчик.

Дети слушают фонограмму.

Ведущая: Вот вы и услышали эту музыку. Согласитесь, что не так просто представить, изобразить внешность и танец того, кто ещё даже не появился на свет! Послушаем ещё раз отрывок и потом обсудим, как удалось композитору сочинить «Балет невылупившихся птенцов».

Дети слушают, потом обсуждают.

Ведущая: А когда птенчики выбираются из скорлупы, мама сразу начинает учить их клевать зерно, искать червячков, чистить перышки, общаться друг с другом. Заглянем снова в сундучок, найдём там следующую подсказку. (Достаёт «червячка»).

Дети исполняют коммуникативный танец «Курочка и цыплята» (мама, птенцы и червячок).

Ведущая: Когда появился наш герой, такой большой по сравнению с другими утятами, то мама-Утка, к сожалению, так и не смогла привыкнуть к его странному виду, хотя и защищала Гадкого утёнка от других птиц. Помните, что она говорила? (Читает из книги): «Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, а лучше других...» Но ведь у Утки было много своих деток-утят, и потому у неё не хватило сил и терпения сносить насмешки. Вы помните, что пришлось сделать Гадкому утёнку? (Дети отвечают, воспитатель читает соответствующий отрывок). Вот так, ребята, он убежал на болото и сидел там целых два дня в камышах. Как, наверно, ему было страшно и неуютно! Он прислушивался к незнакомым звукам... Закройте глаза, представьте, что вы среди болота, послушайте и попытайтесь понять, кто там жил, что мог услышать наш бедный Гадкий утёнок!

(Фонограмма; как вариант—дети сами придумывают и имитируют звуки шелеста, плеска, свиста, отдалённого кряканья и т. д. с помощью несложных приспособлений и инструментов, далее рассказывают о своих впечатлениях).

Ведущая: Вы очень точно показали в звуках то, что происходило вокруг нашего героя. Вспомните, что случилось потом! (Читает фрагмент сказки—сцена охоты). Вот ещё одна кассета... (Вынимает кассету из сундучка и читает её название — «Беловежская Пуща»). В наше время на земле созданы такие уголки, где никто не может охотиться на их обитателей. Такие места называются заповедниками. Там спокойно живут птицы, звери и растения. Как было бы хорошо, если бы везде и всегда человек относился к природе с уважением и любовью, какой прекрасной стала бы наша Земля! Послушаем песню о таком заповеднике, который называется «Беловежская Пуща».

Звучит фонограмма; затем Ведущая предлагает детям исполнить песню «Не обижайте муравья» (музыка Абелян). Возможно прослушивание фонограммы песни И. Грибулиной «Раненая птица...» («Ведь небо без птиц — не небо...») Ведущая: Мы с вами ещё послушаем эту песню и поговорим о ней и о заповедниках, а сейчас давайте вернёмся в сказку.. Уже скоро закончатся приключения её героя. Какая ещё подсказка есть в волшебном сундучке? (Вынимает из сундучка макет избушки.) Вспомните! Прежде чем наконец-то встретиться с прекрасными лебедями, Утёнок попал в избушку. Кто там жил (Дети отвечают). Интересные там были обитатели, правда? Посмотри эту сценку! (Инсценирование фрагмента сказки в лицах или на фланелеграфе). Почему же всё-таки Утёнок убежал, ведь в избушке было тепло, и его кормили? (Дети отвечают). А вы поняли, дети, отчего враждебно относились к нему все, с кем он встречался? (Дети отвечают). Да, он не был похож на других, он был особенный, но разве это плохо, если не причиняешь никому зла? Давайте подумаем... (Короткая беседа в виде вопросов и ответов; детям дается понятие о боязни чужого и незнакомого, ксенснробии).

И снова вернёмся в сказку. Как мы знаем, наш герой выдержал все испытания, и однажды... (начинает тихо звучать музыка Сен-Санса). Да, он встретил красавцев-лебедей и сразу полюбил их, хотя и не мог улететь следом за ними, потому что его крылья ещё не окрепли. Он пережил суровую зиму и весной, когда уже стал взрослой птицей, вновь встретил лебедей и поплыл им навстречу. Что же произошло? (Дети отвечают). Совершенно верно «Гадкий утёнок» уже превратился в прекрасного лебедя и узнал об этом, только встретившись с подобными себе. (Воспитатель читает заключительные строки сказки).

Так что же хотел сказать нам Андерсен своей сказкой? Зачем он писал о злоключениях Гадкого утёнка? (Дети отвечают: горести научили Утёнка быть сильным, сочувствовать чужому горю, не зазнаваться и т. д.) Заглянем последний раз в наш волшебный сундучок...

Ведущая вынимает из сундучка бумагу, кисти, краски, другие принадлежности для рисования. Ведущая: Хотите, дети, в заключение нашей гостиной, нарисовать картину удивительной встречи нашего героя с лебедями, а дома попробуйте изобразить на бумаге один из моментов его жизни. А потом мы устроим выставку ваших рисунков!

Под тихую, спокойную музыку дети рисуют. По окончании работы педагог помогает каждому ребенку выставить свою работу на обозрение. Дети вместе с воспитателем рассматривают рисунки, высказывают свои суждения.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по сказкотерапии

(вторая младшая группа).

Тема: Музыкальная сказка «Курочка Ряба»

Провела:

музыкальный руководитель

Семенова Т.П.

для педагогов МДОУ № 13


Задачи:

1. Уметь передавать в движениях образы сказочных героев (дед, баба, мышка) и их действия.

2. Продолжать знакомить детей со средствами музыкальной выразительности (тембр, ритм, регистр).

3. Развивать эмоциональную отзывчивость.

4. Развивать воображение.

5. Прививать любовь к музыке, к устному народному творчеству.

Входят дети в зал, приветствуя гостей.

Вхождение в сказку.

В-ль: - Ребята, наши гости подарили нам книгу, книгу сказок. Сейчас мы ее почитаем. (Садится на стульчик, дети стоят вокруг нее). Ой, дети, а я не могу ее читать - здесь нет букв, а какие - то знаки. Вы знаете что это? - Да, ноты. Что же нам делать? Кто их может читать?

(Дети называют имя - Тамара Павловна. Идут к ней. Садятся на стульчики по приглашению музыкального руководителя, и просят прочитать сказку. Воспитатель уходит).

М.р. Сядем, ребятки, рядком

Посидим ладком.

Посидим, друг на друга поглядим,

Приготовим ушки,

Будем сказку слушать. Это не простая сказка, а музыкальная! А поможет сказку рассказать музыка и вы, ребята. Согласны?

Дети: Да!

Сказка

Жили - были Дед и Баба.

М.р.: Как вы думаете, что они делают сейчас?

Звучит «Колыбельная» Майканара.

М.р.: Как вы догадались?

Дети: Мелодия тихая, медленная, плавная.

Но вот проснулось солнышко на небе, первый лучик разбудил деда и бабу. Они зевнули (дети зевают), потянулись (дети потянулись), протерли глазки, оделись быстро. И пошли работать. Старенькие они были, и поэтому работали не торопясь.

М.р.: А что они могли делать?

Дети: Дрова рубить, пилить, снег чистить, подметать, пирожки лепить, кашу варить!

М.р. А сейчас мальчики - дедушки и девочки - старушки выйдем и покажем, как они работали.

Показ работы (можно со словами)

А потом они все вместе звали курочку Рябу. Давайте и мы позовем! Громче, чтоб услышала! А вот и курочка идет: важно идет, крылышками похлопывает, зернышки клюет, травку пощипывает.

Имитация движений «Курочка идет»

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, Лапками она гребла, Зернышки искала.

Съела толстого жука

Дождевого червяка.

Выпила водицы,

Полное корытце.

М.р.   Открывает книгу.

Спасибо Дед и Баба, очень вкусно вы меня накормили, очень добрые вы и внимательные. За это я снесу вам...

Дети: Яичко.

.. .И снесла она яичко. Обрадовались дед и баба (изображают радость), но присмотрелись к нему, а оно не простое, а какое?

Дети: Золотое!

Пожали они плечиками, покачали головой (выполняют движения).

Что же делать с таким яичком? Но делать нечего, взяли они его, и пошли грустные домой.

Возвращаются домой грустные. Сели, (сели в круг). М.р. Захотели они его разбить. Послушайте, как они стучали по нему (р).

- И мы попробуем.

А потом стали стучать так (+)

- И мы попробуем (+)

Не разбилось яичко.

Что же делать?

М.р.: А может нам по-другому попробовать, вот так (дает пример) Сейчас мне помогут:

1) Маша, Саша, Алена

2) Даша, Сережа и Аня

Показ работы (можно со словами)

А потом они все вместе звали курочку Рябу. Давайте и мы позовем! Громче, чтоб услышала! А вот и курочка идет: важно идет, крылышками похлопывает, зернышки клюет, травку пощипывает.

Имитация движений «Курочка идет»

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, Лапками она гребла, Зернышки искала.

Съела толстого жука

Дождевого червяка.

Выпила водицы,

Полное корытце.

М.р.   Открывает книгу.

Спасибо Дед и Баба, очень вкусно вы меня накормили, очень добрые вы и внимательные. За это я снесу вам...

Дети: Яичко.

.. .И снесла она яичко. Обрадовались дед и баба (изображают радость), но присмотрелись к нему, а оно не простое, а какое?

Дети: Золотое!

Пожали они плечиками, покачали головой (выполняют движения).

Что же делать с таким яичком? Но делать нечего, взяли они его, и пошли грустные домой.

Возвращаются домой грустные. Сели, (сели в круг). М.р. Захотели они его разбить. Послушайте, как они стучали по нему (р).

- И мы попробуем.

А потом стали стучать так (+)

- И мы попробуем (+) Не разбилось яичко.

Что же делать?

М.р.: А может нам по-другому попробовать, вот так (дает пример) Сейчас мне помогут:

1) Маша, Саша, Алена

2) Даша, Сережа и Аня

Музыкально-дидактическая игра «Эхо» (кулаками)

(Пищит мышь).

М.р.: Дети, кто это? Дети: Мышь.

(Игра на металлофоне)

М.р.: Правда. Слышите, как она бежала и хвостиком виляла?

А вы хотите мышками быть?

Только будьте внимательны. Мышка какая? Дети:   Быстрая, шустрая, легкая.

М.р.:    Скорей поднимайтесь, и в мышек превращайтесь!

Упражнение «Мышки» (имитируют упражнение Мышки)

М.р.: Задела мышка яичко, оно покатилось... и бах - разбилось! Расстроились Дед и Баба и заплакали. Громко — громко! Дед низким голосом, а баба — высоким. Как они заплакали? (Дети изображают)

М.р.: Да вы как настоящие Дед и Баба плакали.

М.р.: А кто это опять пожаловал к нам? (Выносится игрушка - курица) Пришла и запела. Не плачь, Дед, ко-ко-ко Не плачь, Баба, ко-ко-ко Я снесу яичко не золотое, а простое! Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

М.р.: Успокоились Дед и Баба, а тут и музыка зазвучала. Какая она была?

- Веселая, быстрая! Что под нее можно делать?

- Плясать

Пляска

М.р.: Ребята, а курочка подарила нам яичко не золотое, а простое.

Выход из сказки

Вот и сказке конец, кто слушал - молодец!

Спасибо скажем нашим гостям за интересную музыкальную сказку. И вам ребята, и музыке! До свидания!

Музыкально-дидактическая игра «Эхо» (кулаками)

(Пищит мышь).

М.р.: Дети, кто это? Дети: Мышь.

(Игра на металлофоне)

М.р.: Правда. Слышите, как она бежала и хвостиком виляла?

А вы хотите мышками быть?

Только будьте внимательны. Мышка какая? Дети:   Быстрая, шустрая, легкая.

М.р.:    Скорей поднимайтесь, и в мышек превращайтесь!

Упражнение «Мышки» (имитируют упражнение Мышки)

М.р.: Задела мышка яичко, оно покатилось... и бах - разбилось! Расстроились Дед и Баба и заплакали. Громко - громко! Дед низким голосом, а баба - высоким. Как они заплакали? (Дети изображают)

М.р.: Да вы как настоящие Дед и Баба плакали.

М.р.: А кто это опять пожаловал к нам? (Выносится игрушка - курица) Пришла и запела. Не плачь, Дед, ко-ко-ко Не плачь, Баба, ко-ко-ко Я снесу яичко не золотое, а простое! Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

М.р.: Успокоились Дед и Баба, а тут и музыка зазвучала. Какая она была?

- Веселая, быстрая! Что под нее можно делать?

- Плясать

Пляска

М.р.: Ребята, а курочка подарила нам яичко не золотое, а простое.

Выход из сказки

Вот и сказке конец, кто слушал - молодец!

Спасибо скажем нашим гостям за интересную музыкальную сказку. И вам ребята, и музыке! До свидания!



Предварительный просмотр:

Конспект

Занятие по сказкотерапии

(старший возраст).

Тема: музыкальная сказка «Цветок - лепесток»

Провела:

Музыкальный руководитель

Семенова Т.П.

Для педагогов МДОУ № 13


Задачи:

1. Знакомить детей с классической музыкой.

2. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами.

3. Развивать    творческое    воображение,    мышление посредством музыкально - ритмических движений.

4. Эмоционально передавать через движения музыкальные образы.

5. Прививать любовь к музыке и литературе; формировать доброе отношение друг к другу.

6. Воспитывать умение  по  настроению     музыки     догадываться о действиях героев.

Музыкальный материал:

1. Лядов «Музыкальная табакерка»

2. Мусоргский «Слеза»

3. Григ «Утро»

4. Лядов «Баба - Яга»

5. «Колыбельная» груз.народная песня.

6. Чичков «Волшебный цветок»

7. Лядов «Музыкальная табакерка»

Вхождение в сказку

М.р.:  Сегодня я пригласила вас в музыкальный зал послушать сказку из волшебной музыкальной шкатулки. Как только зазвучит чудесная музыка, вы закроете глаза, и мы с вами перенесемся в волшебную сказку.

«Музыкальная табакерка» Лядова

Откроем глаза...

М.р.:    Вот мы и в сказке.

Сказка

Жили-были бабушка да внучка Машенька. Бабушка была старенькая, а Машенька ей во всем помогала: дрова принесет, печку затопит, кушать сварит... Однажды бабушка заболела.

М.р.: Как бы вы сыграли больную бабушку?

а) если бабушке не здоровится, у нее лицо грустное или веселое?

б) она ходит бодро и быстро, или медленно и прихрамывая? Покажите больную, старенькую бабушку.

Пантомимический этюд «Болезнь»

Дети изображают больную и старенькую бабушку: глаза грустные, брови сдвинуты, спина согнута, рука поглаживает спину, туловище слегка наклонено вперед, прихрамывает.

Села Машенька на крылечко и ...

М.р.:   Если вы внимательно послушаете музыку, то догадаетесь, что сделала в сказке девочка

(Звучит музыка: Мусоргский «Слеза»)

М.р.:   Какая эта музыка по настроению:

- веселая или грустная?

- медленная или быстрая?

Дети: медленная.

М.р.:   Что можно делать под грустную медленную музыку? Веселиться или плакать?

Дети: плакать.

И в сказке было так:   Машенька заплакала.

Пробегала мимо мышка-норушка.

Положите свои руки на коленочки и пальчиками постучите, как маленькая мышка легко и быстро бегает.

Упражнение на ритмизацию «Движения мышки»

Дети вместе с воспитателем ритмизируют движения пальцев.

Увидела Машеньку мышка и спрашивает: -Пи-пи-пи, чего горюешь, красна-девица, чего слезы льешь горькие?

М.р.: Как мышка обращалась к Машеньке!

Дети: Красна-девица.

М.р.:   Правильно. Как по-другому можно сказать Красна-девица?

Дети: Красивая, добрая, прекрасная.

М.р.:    Как вы думаете, мышке было жалко Машеньку?

Дети: Да. Жалко.

М.р.: Каким бы голосом озвучили мышку, которая переживает за Машеньку? Не громким, а ...

Дети: Тихим.

М.р.: Не грубым, а ...

Дети: Ласковым. (Дети озвучивают: Пи-пи-пи...)

Отвечает Машенька мышке:

- Как же слезы не лить? Бабушка заболела.

- Не плачь, Машенька, помогу тебе. Растет в лесу цветок-лепесток. Принеси его бабушке. Станет она здоровой, как прежде. Машенька так и сделала. Шла

- шла Машенька...

М.р.: Как вы, ребята, думаете, Машенька устала в дороге?

Дети: Да, устала.

М.р.:    Как вы догадались?

Правильно, в сказке говорится «Шла-шла». Это значит, что дорога была дальняя и долгая. Как бы вы сыграли уставшую Машеньку?

Пантомимический этюд «Усталость»

Музыка Дети передают состояние усталости поникшая голова, руки висят вдоль тела, плечи опущены.

Вы правильно почувствовали музыку и передали состояние Машеньки. Шла-шла Машенька и забрела в самую чащу.

(Музыка помогает изобразить деревья без листьев, с кривыми ветками в дремучем лесу.)

Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц.

Музыка. Руки силу набирают, выполняя упражнение. Всем им силу

прибавляет музыкальное движение.

И вдруг увидела Машенька удивительной красоты цветок-лепесток.

Релаксация под тематическое музыкальное сопровождение «Утро» Грига

Наши руки - это стебли цветка, кисти - цветы. Мы чувствуем, как под звуки тихой и трепетной музыки поднимается солнышко, просыпается наш цветок, он поднимает кверху свои закрытые половинки с сомкнутыми лепестками, и начинают медленно раскрываться.

М.р.: Ребята, полюбуемся таким красивым... (спрашивает у детей какой у тебя цветок?

- волшебный;

- благоухающий...)

И насладимся его благоуханием, понюхаем.

Упражнение на дыхание «Аромат цветка» (А-х-Х-х !)

... И вдруг... откуда ни возьмись.. .появилась Баба - Яга, как загрохочет : - Ха-ха-ха! Не отдам цветка, не отдам лепестка!

М.р.: Ребята, каким голосом вы бы озвучили слова Бабы Яги, которая хочет напугать девочку? Попробуйте громко и безобразно захохотать!

Хохот «Баба - Яга» Лядова

М.р.: Какие чувства вызывает эта музыка?

- волнение

- тревогу

- беспокойство

Кто появился в лесу? Совпадает ли характер музыки с персонажем сказки?

Как звучала музыка?

А Машенька отвечает: «Не пугай меня, Яга, не боюсь я тебя».

М.р.: Давайте покажем смелую Машу и грозную Бабу - Ягу. Если она не боится, то плечи у нее расправлены, подбородок вытянут вперед, руки согнуты в локтях и упираются в бока.

Пантомимический этюд «Смелость»

Дети встают в круг, изображая в мимике («Я не боюсь тебя»). В центре круга - ребенок, исполняющий роль Бабы - Яги, и громко и страшно хохочет.

М.р.: Молодцы слушаем сказку дальше.

Села Машенька на пенек и запела песенку

«Светлячок» (Грузинская народная песня, сл. Грунина)

Баба - Яга слушала, слушала, и заснула. Лежит, храпит, земля дрожит. Взяла Машенька цветок, и бросилась прочь из леса. Вернулась домой, отдала бабушке цветок, и она стала здоровой, как прежде. До сих пор живут они, поживают, и горя не знают. Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец.

А музыка Лядова поможет нам тихо выйти из сказки.

(Дети уходят в группу)



Предварительный просмотр:

Конспект

Занятия по сказкотерапии

(средний возраст)

Тема: сказка «Кошкин дом»

Провела:

Музыкальный руководитель

Семенова Т.П.

Для педагогов ДОУ № 13


Задачи:

1. Учить детей вживаться в игровую ситуацию, воссоздать нужные образы, вслушиваясь в музыку.

2. Развивать творческие проявления, эмоциональную отзывчивость.

3. Воспитывать любовь к музыке; чувство сопереживания к героям сказки.

М.р.:

У кого усатая, морда полосатая? Спинка, словно мостик, За мосточком хвостик?     (У кошки).

Вхождение в сказку

М.р.: Д ребята, приглашаю вас в сказку «Кошкин дом». Закройте глаза и ждите моего прикосновения.

Звучит тихая, спокойная музыка песни «Сказка в гости к нам пришла»

М.р.: Глаза открываем В сказку попадаем Про богатый Кошкин дом.

Упражнение «Кошкин дом»

Тили - тили, - тили —бом - руки вверх

На дворе высотный дом - поднимаемся на носки

Ставеньки резные - И.п.: руки согнуты перед

грудью, кисти в кулачек Окна расписные 1. разводим руки в стороны

2. И.п.

М.р.:  Выйдет кошка на прогулку Да пройдет по переулку

Дети показывают, как ходит кошка на мягких лапках

«Серенькая кошечка» Витмина.

М.р:. Смотрят люди не дыша « До чего же хороша!»

Дыхательное упражнение «А - х - х !»

М.р.: Вот пришли к богатой тетке Два племянника - сиротки. Постучали под окном, Чтобы их пустили в дом.

Упражнение «Замершие котята»

М.р.: (поет) Тетя, тетя кошка Выгляни в окошко Есть хотят котята, Ты живешь богато Обогрей нас, кошка, Покорми немножко.

М.р.: Кто там стучится в ворота? (сердито,) Я кошкин дворник, старый кот!

Какая была мордочка у кота? Добрая или злая? Голос низкий или высокий?

Мимическое упражнение «Злость»

М.р.: -Мы, кошкины племянники

-Вот дам я вам на пряники! (грозно машет кулаком,).

Котята испугались и убежали (бег на месте,)

Упражнение на образный показ «Движения героев сказки»

К богатой тетке гость пришел Известный в городе козел С женой,седой и строгой Козою длинноногой.

«Марш» муз. Ломовой «Шаг с высоким подниманием колен»

Петух явился боевой

Песня «Ку-ка-реку» (идут с пятки на носок - руками бьют по бокам, кричат «ку-ка-ре-ку»)

За ним пришла соседка

Песня «Цыпленок» Филиппенко

(руки согнуты в локтях, поднимают вверх - вдох, на выдох - «ко-ко-ко»...

А в мягкой шали пуховой Пришла свинья соседка

Дыхательное упражнение (Вдох-живот втянули, выдох-живот надули-х-х-х)

М.р.: Сейчас пришли мы впятером

Взглянуть на ваш чудесный дом. - Мой до всегда для вас открыт. Входите входите. Здесь у меня столовая, Вся мебель здесь дубовая.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

1,2,3,4 - много мебели в квартире А в шкаф повесим мы рубашку А в буфет поставим чашку Чтоб ножки отдохнули Посидим чуть - чуть на стуле А потом мы крепко спали На кровати мы лежали А потом мы с котом Посидели за столом Чай с вареньем дружно пили Много мебели в квартире А это вот обновка Стальная мышеловка. Мышей ловить я не люблю Я мышеловкой их ловлю Чуть только хлопнет крышка И попалась мышка.

Игра «Мышеловка» муз. Щербаковой

Ой, как мышки расшалились! Быстро бегают у нас Мышеловкой, мышеловкой Мы поймаем их сейчас...

М.р.: Не скоро проводили Соседей до ворот Словечко за словечком И снова разговор... А дома перед печкой Огонь прожег ковер

Тили - бом! Тили - бом! Загорелся кошкин дом! А случилась-то беда! Эй, пожарники! Сюда!

Кошка выбежала

Глаза выпучила (показ)

Побежала к дубу

Прикусила губу (показ) Бежит курочка с ведром

Заливает кошкин дом фуки в стороны, на носочках)

А собачка с помелом (наклоняется вперед, одна рука за спиной, другойкак бы подметает) А лошадка с фонарем («прямой галоп») Серый заинька с листом Раз-раз; раз-раз И огонь погас!

Мимический этюд «Кошка плачет»

Черный дым по ветру стелится, Плачет кошка - погорелица Нет ни дома, ни двора Ни подушки, ни ковра.

М.р.: Никто не приютил кошку с котом,

Только бедные пчемянники-котята

Пожалели тетю кошку и кота.

«Хоть у нас и тесно,

Хоть у нас и скучно

Но найти нам место

Для гостей не трудно» Они обогрели кошку с котом, напоили горячим чаем с пирогами.

Тили — Бом! Тили — Бом!

Будем строить новый дом!

Мы сейчас не зрители, мы сейчас строители.

Массаж рук «Строим дом» муз. Красева

Целый день тук да тук   - похлопывание ладонью правой руки по левой от кисти к плечу

Раздается звонкий стук - похлопывают левой ладонью по правой Туки-тук, туки-ток        - дети ударяют кулачками друг о друга Застучал молоток

Будем строить новый дом

И с крылечком и с трубой Туки-ток, туки-ток Замолчал молоток Вот готов новый дом Будем жить мы в нем

Как мы славно заживем Будем песни распевать Веселиться и плясать!

-правой рукой по левой «пробегает» от кисти к плечу

левой рукой по правой «пробегает» локтями стучат о бока

соединяют руки над головой («крыша») прикасаются ладонями к груди и вытягивают руки вперед

погладим правой рукой левую погладим левой рукой правую скользящие хлопки ладоней друг от друга.

«Пляска парами» латв.народ.мел.

Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец.

Заключение

А сейчас я прощаюсь с вами и своим прикосновением возвращаю вас наш мир. Закройте глаза и ждите прикосновения. Вот мы и в детском саду.

М.р.:  Сегодня я пригласила вас в музыкальный зал послушать сказку из волшебной музыкальной шкатулки. Как только зазвучит чудесная музыка, вы закроете глаза, и мы с вами перенесемся в волшебную сказку.

«Музыкальная табакерка» Лядова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий сказкотерапией

несколько примерных конспектов занятий сказкотерапией в ДОУ...

Конспект по сказкотерапии "Курочка Ряба"

Конспект по сказкотерапии "Курочка Ряба"...

Конспект по сказкотерапии "Слава в стране Нерях"

Методическая разработка по сказкотерапии....

Конспект занятия. Сказкотерапия «Цветок - лепесток» в средней группе по педагогической технологии О.А.Шороховой «Играем в сказку».Конспект составлен Карсаковой М.Г.

Образовательные:-довести до детей замысел сказки (стремление спасти от беды близкого человека);-побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях различных образов, их эмоциональные состоян...

Конспект занятия. Сказкотерапия «Волшебные слова» в старшей группе по педагогической технологии О.А.Шороховой «Играем в сказку». МДОУ «Кизильский детский сад №3». Конспект составлен Карсаковой М.Г.

Цели:  1.Образовательные:-довести до детей замысел сказки – добро побеждает зло, -развивать умение рассуждать, переносить смысл сказки в событийную жизнь, используя трактовку пословицы &laq...

Конспект занятия. Сказкотерапия «Непослушный Ваня» в старшей группе по педагогической технологии О.А.Шороховой «Играем в сказку». МДОУ «Кизильский детский сад №3». Конспект составлен Карсаковой М.Г.

Цели:  1.Образовательные:-Помочь детям понять смысл сказки и пословицы (непослушный ребенок всегда попадает в беду), «слушайся добрых людей - на путь наставят».-Активизировать в речи ...