Перспективный план музыкально-оздоровительной работы
учебно-методический материал по теме

Семёнова Тамара Павловна

Перспективный план музыкально-оздоровительной работы

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Перспективный план музыкально-оздоровительной работы

№ п/п

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь

1

Активное слушание музыки

Приучать внимательно слушать исполняемое произведение с использованием следующих приемов: слушать, лежа на ковре с закрытыми глазами; рассматривая иллюстрацию; предварительно прослушав сказку об этом произведении; выполняя определенные движения всем телом или одними руками; познакомить с пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского

Фортепианные пьесы П. И. Чайковского: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы»у «Новая кукла», «Игра в лошадки»

2

Музыкально-дидактическая игра.   Элементарное музицирование

Учить различать мажор и минор (веселую и грустную музыку), используя разноцветные карточки (яркие цвета - мажор? темные - минор) и музыкальные инструменты (мажор - барабан, бубен, трещотки, минор - металлофон, «шуршунчики» (пластиковые бутылки, шумовые коробочки, ма-ракасы из пластмассовых контейнеров), ксилофон)

Музыкально-дидактическая игра «Мажор или минор?». Музыка для слушания: «Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Грустная песня» Г. Свиридова, пьесы П. И. Чайковского, русские народные мелодии, «Колыбельная Светланы» (Т. Хренников, А. Гладков)

3

Пальчиковая игра

Развивать мелкую моторику пальцев рук, сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью

Пальчиковые игры: «Дружба» [10, с. 7], «В гости» [10, с. 8]

4

Дыхательная гимнастика

Познакомить с дыхательной гимнастикой А. Н, Стрельниковой, учить вдыхать носом, выдыхать ртом (вдох - шумный, резкий, короткий, как хлопок в ладоши, предельно активный; выдох -абсолютно пассивный, через рот - «не видно и не слышно»)

Дыхательное упражнение «Ладошки» [12, с. 24]

5

Оздоровительные упражнения

Разучить комплекс оздоровительной гимнастики для горла, лечебные игры; тренировать носовое дыхание; формировать ритмичный и глубокий выдох; разучить с детьми игры на преодоление болезней носа и горла

Оздоровительные игры: «Кто громче» [1, с. 99], «Побулькаем» [1,сЛОО]

6

Артикуляционная гимнастика

Вырабатывать качественные, полноценные движения органов артикуляции

Артикуляционные упражнения «Знакомство с язычком и его домиком» [8, с. 4]

7

Пение

Распевать детей с использованием чистоговорок по звукам мажорного трезвучия, мажорного зву-коряда вверх и вниз; разучить песни об осени, передавая ее разный характер: осень дождливая, урожайная, золотая, веселая и грустная; приучать петь плавно, не выкрикивая отдельные слова и слоги

Чистоговорки: массаж лица «Ежик» [6Э с. 9], «Пчела» [6, с. 25], «Жа-жа-жа». Песни: «Осень»

Е. Войтенко, «Ах, какая осень!» 3. Роот, «Осень - желтая листва» Е. Гомоновой

8

Музыкально-ритмические движения

Ориентирование в пространстве: учить двигаться врассыпную по всему залу, не наталкиваясь друг на друга; тренировать детей быстро становиться в круг. Основные движения: учить выполнять бодрый шаг в колонне по одному, шаг с высоким подниманием ног, движение по залу «змейкой». Танцевальные движения: познакомить с танцевальным движением «ладушки», отрабатывать технику исполнения дробного шага вперед и в кружении, работать над ритмичным выполнением танцевального движения «ковырялочка», приставного шага с хлопками

Музыка для движений: «Марш» Дж. Верди, «Военный марш» Г. В. Свиридова, «Марш» И. Дунаевского из к/ф «Веселые ребята», «Крыжачок» (белорусский народный танец), «Полянка» (русская народная мелодия), «Пружинка», «Плясовая» Т. Ломовой

9

Пляски, хороводы

Учить выполнять движения, одновременно четко исполняя песню, следить за ровным кругом, красивым шагом

Хороводы: «На горе-то калина» (русская народная мелодия, обработка А. Новикова), «Земляничка» Л. Яхнина и Г. Гладкова

10

Музыкальные и подвижные игры

Приобщать к активному участию в играх, соблюдая все правила; учить двигаться по залу, не сталкиваясь друг с другом, начинать и заканчивать движения строго по тексту

Игры с пением: «Плетень» (русская народная мелодия, обработка И, Кишко), «Ищи» Т. Ломовой

11

Речевые игры

Развивать координацию речи с движением, развивать общие речевые навыки, внимание, быструю реакцию на смену текста и музыкального материала

Речевые игры с движениями: «Кто нам песенку поет?», «Степка-растрепка» (описание см,: «Здо-ровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»: «Речевые игры»)

12

Игровой массаж

Показать, как правильно выполнять самомассаж биологически активных зон лица для предотвращения простудных заболевании; обратить внимание на легкость прикосновения пальцев к лицу

Комплекс массажа лица «Лепка» [4, с, 51]

Октябрь

1

Активное слушание музыки

Побуждать активно слушать музыку, двигаясь соответственно образу и характеру музыкального произведения, импровизируя с атрибутами (листочки, деревянные палочки); продолжать знакомство с пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского; учить рассказывать о содержании, характере пьес, средствах музыкальной выразительности с использованием иллюстраций, игрушки

Произведения для слушания: «Вальсы» Ф. Шопена, «Полька» Ю. Чичкова, фортепианные пьесы П. Чайковского: «Баба Яга», «Игра в лошадки»

2

Элементарное музицирование

Побуждать озвучивать шумовыми инструментами небольшие сказки, импровизировать на заданную тему, передавать ее характер; учить ассоциировать звучание шумового инструмента с определенным зрительным образом

Инструментальные импровизации на темы: «Теремок», «Осенняя сказка»

3

Музыкально-дидактическая игра

Учить работать с пиктограммами, соотносить прослушанный музыкальный материал с той или иной пиктограммой, выражающей какое-либо чувство (радость, удивление, грусть, страх, злость, счастье и т. д.), со стихотворением из «Азбуки настроений», характеризующим музыкальное настроение

Музыкально- дидактическая игра «Гномы» с набором карточек. Музыка для слушания: «Веселая пастушка» (французская народная песня, обработка В. Астровой), «Грустная песенка», «Веселая песенка» Г. Струве, «В             горного короля» Э, Грига

4

Пальчиковая игра

Продолжать разучивать пальчиковые игры, следить за четкими движениями пальцев, активным текста

Пальчиковые игры: «На лужок» [3, с, 15], «Сидит белка на ке», «Повстречались» [3, с. 17]

5

Дыхательная гимнастика

Продолжать                над                      вдохом-выдохом детей

упражнения: «Ладошки» [12, с, 24], «Погончики» [12, с, 26]

6

Оздоровительные упражнения

Активизировать фонационный выдох с помощью фонопедических упражнений

Игровые фонопедические упражнения: «Резиновая игрушка», «Погреемся» (см.: «Оздоровительные упражнения»)

7

Артикуляционная гимнастика

Развивать мышцы речевого аппарата детей, закрепить у детей знание органов артикуляции

Комплекс артикуляционной гимнастики «Домашняя [8, с. 10]

8

Пение

Работать с детьми над четкой дикцией и правильным интонированием в логопедических распевках на основе чистоговорок; учить детей исполнять песни по партиям, следить за своевременным вступлением голосов; работать над выразительной интонацией, плавным исполнением линии фразы

Логопедические распевки: «Гол в окне» [9, с. 47], «Гора» [9, с. 48]. Песни «Дождя не боимся» Мин-кова М. и Энтина Ю., «Листопад» Т. Попатенко, «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова и К. Ибряева

9

Музыкально-ритмические движения

Ориентирование в пространстве: учить детей хорошо знать правую и левую стороны, быстрое перестроение из колонны по одному в пары, бег и движение, имитирующее походку животных, движение врассыпную чередовать с быстрым перестроением в круг.

Основные движения: отрабатывать хороводный шаг, следя за осанкой, положением рук, головы, движением ног; добиваться плавного движения рук в различных упражнениях; работать над ритмичным выполнением бокового галопа.Танцевальные движения: работать над качеством исполнения приставного шага вперед, в сторону, сопровождая для большей ритмичности хлопками; учить детей кружиться в одну сторону, высо-

ко поднимая колени или легко подпрыгивая; побуждать импровизировать знакомые танцевальные движения, соотнося их с характером музыки.

Упражнения с предметами: учить выполнятьдвижения с лентой

Музыка для движений: «Марш» Н. Леви, «Марш» А. Витлина, «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Во поле береза стояла», «Барашенька», «Ах ты, береза» (русские народные песни), «Танец» С. Затеплинского, «Каку наших у ворот» (русская народная мелодия, аранжировка В. Астровой), «Немецкий танец»

Ф. Шуберта, «Уж я колышки тешу» (русская народная песня, обработка Е. Тиличеевой).

«Упражнение с лентой» (швед-

ская народная мелодия, обработка Л. Вихарева)

10

Пляски, хоро-

воды

Учить детей ходить «змейкой» по всему залу, исполнять сольные движения, двигаться и красиво петь одновременно, ровно сужать и расширять круг

Танец «Кадриль с ложками» (русская народная мелодия, обработка Е. Туманяна), «Танец с балалайками» 3. Роот

11

Музыкальные

игры

Продолжать разучивать подвижные       игры,     следить за выполнением всех правил,      импровизировать   движения

Музыкальные игры «Звероловы м звери» и Е. Тиличеевой и        «Дождь» (русская народная песня)

12

Речевые игры

Эмоционально выполнять движения по тексту, координировать речь и движение

Речевые игры: «Лисичка-сестричка», «Волки и зайцы» (см.: «Речевые игры»)

Игровой массаж

Учить выполнять массаж спины друг другу; показать детям приемы массажа, движения рук

Массаж спины «Что в горбу?», «Веселый музыкант» (см.: «Игровой массаж»)

Ноябрь

1

Активное слушание музыки

Приучать внимательно дослушивать музыкальное произведение до конца; знакомить с музыкой, рисующей природу; сопровождать слушание движениями (падающие листья, кружение ветра)

Музыка для слушания: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» из цикла «Времена года» П. Чайковского, «Утро» Э. Грига

2

Музыкально-дидактическая игра

Продолжать работу с пиктограммами, соотносить характер прослушанного музыкального произведения с карточками-пиктограммами

Музыкально-дидактическая игра «Гномы» - набор карточек. Музыка для слушания: «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. Чайковского, «На гармонике» А. Гречанинова

3

Элементарное музицирование

Учить детей четко и ритмично аккомпанировать на детских шумовых инструментах; побуждать импровизировать различные ритмические рисунки (использовать погремушки, деревянные палочки, самодельные шумовые инструменты -«шуршунчики», «стукунчики», «скрипунчики»)

«Светит месяц», «Я на горку шла» (русские народные песни)

4

Пальчиковые игры

Развивать внимание и быструю реакцию на смену движений и жестов, четкую дикцию

Пальчиковые игры: «Вверх ладошки!», «Вот помощники мои», «Гости» [7, с. 165-166]

5

Дыхательная гимнастика

Развивать у детей глубину вдоха, работать над правильным движением рук при вдохе

Дыхательные упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос» [12, с. 24, 26, 27]

6

Оздоровительные упражнения

Разучить комплекс оздоровительных упражнений; проследить за точным выполнением всех движений языком, использовать при показе игрушку «Ротик»

Оздоровительные упражнения для горла: «Лошадка», «Ворона», «Змеиный язычок», «Зевота», «Смешинка» [3, с. 34]

7

Речевая игра

Развивать координацию речи с движением; развивать творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение самодельных музыкальных инструментов, звучащих             (хлопки, шлепки, притопы)

Речевые игры со звучащими жестами: «Солнышко», «Листопад» (см.: «Речевые игры»)

8

Артикуляционная гимнастика

Продолжать развивать речевой аппарат дошкольников с помощью артикуляционных упражнений, сопровождать выполнение упражнений движениями рук

Комплекс артикуляционных упражнений «Прогулочная сказка» [8, 19]

9

Пение

Работать над правильным и своевременным дыха нием во время пения; учить петь плавно, не разделяя слова на слоги, внимательно дослушивать окончание вступления, вовремя начинать и заканчивать песню, исполнять с солистами и по подгруппам

Песни: «Будет горка во дворе» Т. Попатенко и Е. Авдиенко, «Елка» Н, Куликовой и М. Новиковой

10

Музыкально-ритмические движения

Ориентирование в пространстве: чередование бега и ходьбы на носочках врассыпную с перестроением в 2-3-4 круга, движение двумя ровными шеренгами навстречу друг другу. Основные движения: кружение парами шагом с высоким подниманием ног и поскоками, «пружинка» с хлопками, с поочередным выставлением ног на пятку или на носок, пружинящий шаг, су-жая круг, расширяя круг, по кругу.

Музыка для движений: «Полька» П. Чайковского, «Полька "Триктрак"» И. Штрауса, «Марш» Л. Вишкарева, «Гопак» (русская народная мелодия), «Полька» (латвийская народная мелодия, обработка А. Жилинского), «Во саду ли, в огороде» (русская народная мелодия, обработка И. Арсеева),

11

Пляски, хороводы

Учить четко и ритмично выполнять движения в танце, работать над одновременным исполнением всеми детьми движений под пение хороводов; отработать индивидуальные танцевальные номера к утреннику

Хороводы: «Новогодняя хороводная» С. Шнайдера, «Хорошо, что снежок пошел» А. Островского. Танец фей (муз. П. Мориа, «Токката»). Танец «Тореадоры» (муз. из оперы «Кармен» Ж. Визе)

12

Музыкальные и подвижные игры

Побуждать детей импровизировать знакомые движения (танцевальные и физкультурные), активно принимать участие в подвижных играх, эмоционально исполнять роль ведущего

Подвижные игры: «Шел король по лесу» [7, с. 165], «Найди себе пару» (венгерская народная мелодия)

13

Игровой массаж

Разучить комплекс упражнений самомассажа головы для воздействия на активные точки, улучшающие кровообращение

Массаж головы: «Надо голову помыть», «Сено», «Роботы», «Расческа» (см.: «Игровой массаж»)

Декабрь

1

Активное слушание музыки

Продолжать знакомить детей с понятиями о вокальной, инструментальной и оркестровой музыке; учить определенными жестами показывать различные виды музыкального творчества («дирижировать оркестром», «играть на каком-либо музыкальном инструменте», подпевать вокалистам). Показать презентацию «Музыкальные инструменты» со звучанием отдельных инструментов симфонического оркестра


Музыка для слушания: «Рассвет на Москва-реке» М. Мусоргского, «Зима» А. Вивальди из цикла «Времена года», «Органная токката» И, Баха, пьесы из «Детского альбома» П, Чайковского в фортепианном и симфоническом исполнений

2

Музыкально-дидактическая игра

Развивать у детей звуковысотный слух с помощью музыкально-дидактических игр

Музыкально-дидактические игры: «Цирковые собачки», «Узнай песенку по двум звукам» Е. Тили-чеевой

3

Элементарное музицирование

Изготовление вместе с детьми самодельных музыкальных инструментов, импровизация небольших сюжетов с их использованием на тему «Зимние прогулки»

«Коробейники», «Полянка» (русские народные песни

4

Пальчиковая игра

Соединить пальчиковую гимнастику с массажем биологически активных точек рук

Массаж пальцев: «Прогулка», «Матрешки» [№ 6, с, 153, 175]

5

Дыхательная гимнастика

Продолжать разучивать упражнения гимнастики Стрельниковой, обращая внимание на осанку детей, правильное положение рук

Дыхательное упражнение «Кошка» («Присядь с поворотом») [№ 12, с. 30]

6

Речевые игры

Учить произносить фразы с различной динамикой голоса: на пиано говорить тихо, но не шепотом, на форте - громко, но без крика

Речевые игры: «Сторож» (см.: «Оздоровительные игры»), «Котик Рыжик» (см.: «Игровой массаж»)

7

Оздоровительные упражнения

Развивать у детей подвижность и гибкость позвоночника, укреплять глазные мышцы с помощью упражнений для коррекции осанки на основе китайского искусства движения

Упражнения для коррекции осанки: «Кошка просыпается», «Медведь осматривается вокруг и защищается от врага», «Сова вглядывается в темноту» [№ 4, с. 30]

8

Артикуляционная гимнастика

Работать с детьми над коррекцией произношения, укреплением дыхательного аппарата

Комплекс артикуляционных упражнений «Спортивная сказка» [№ 8, с. 41]

9

Пение

С помощью логопедических распевок работать над умением петь с различной динамикой, распределять дыхание в музыкальной фразе; формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне отщ первой октавы до до второй октавы; учить брать дыхание перед началом песни,            ее музыкальными                работать над                             произношением             сочетаний согласных звуков; индивидуальная работа с солистами

Логопедические распевки: «Курочка», «Песня ослика Иа» [№9,с. 16,20]. Песни: «К нам приходит Новый год» В. Герчик и Е. Петровой, «Елка» Е. Тиличеевой и Е. Шма-новой, «Новогодняя В.                     и П. «Русская зима» Л, Олифировой

10

Музыкально-ритмические движения

Ориентирование в пространстве: работать с детьми над быстрым и точным перестроением из колонны по одному в колонну по двое; учить двигаться по залу врассыпную различным шагом, не сталкиваясь друг с другом. Основные движения: совершенствовать умение бегать легко на носочках, поскоками, двигаться прямым и боковым галопом; оттачивать умение ритмично и согласованно двигаться в парах; учить двигаться ровными шеренгами, учитывая длину шага, расстояние до намеченной линии. Танцевальные движения: работать над поочередным выбрасыванием ног вперед в прыжке, учить выполнять полуприседание с выставлением ноги на пятку.

Упражнения с предметами: продолжать учить двигаться с лентой; развивать навыки инсценировки песен; разучивание новогодних хороводов

Музыка для движений: «Маленький марш» Т, Ломовой, «Марш» Дж, Верди, «Смелый наездник» Р. Шумана, «Кто лучше скачет» Т. Ломовой, «Маленькая полька» Д. Кабалевского, «Уж как по мосту-мосточку» (русская народная мелодия, обработка А. Быканова), «Игровая» И. Кишко

11

Музыкальные и подвижные игры

Учить выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов

Музыкальная игра-хоровод «Ой, мороз» Г. Вихаревой, танец-игра «Зайцы и лиса» Г. Вихаревой

12

Игровой массаж

Побуждать детей активно участвовать в проведении самомассажа для профилактики простудных заболеваний

Массаж биологически активных зон: «Обезьяна Чи-чи-чи», «Снеговик» [№ 6, с. 45, 58]

Январь

1

Активное слушание музыки

Беседа об изобразительности музыки; учить ясно излагать свои мысли, чувства, эмоциональное восприятие и ощущения при анализе прослушанных музыкальных произведений; продолжать знакомить с симфонической музыкой на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»; предложить детям инсценировать сказку под музыку, используя детали костюмов

Музыка для слушания: «Январь» П. Чайковского, «Шарманка» Д. Шостаковича, симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева

2

Музыкально-дидактическая игра

Учить различать разножанровую музыку и подбирать к ней соответствующую картинку

Музыкально-дидактическая игра «Подбери картинку», муз. В. Ага-фонникова

3

Элементарное музицирование

Формировать умение через музыкальную интонацию, спетую, сыгранную на музыкальном инструменте, моделировать художественный образ музыкального произведения

Музыкальная сказка «Утро в деревне» с использованием русских народных мелодий

4

Пальчиковая игра

При помощи пальчиковой игры развивать координацию движения пальцев рук

Пальчиковые игры: «Морковка», «Луноход», «Часы» [Щ 11, с. 86, 94, 95]

5

Речевые игры

Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение самодельными музыкальными инструментами, звучащими жестами

Речевые игры: «Шкатулка», «Тарарам-шурум-бурум» [№ 5, с. 182, 186]

6

Дыхательная гимнастика

Разучить новое упражнение гимнастики Стрельниковой; напомнить детям о правилах дыхания во время упражнения: активный вдох - пассивный выдох

Дыхательное упражнение «Обними себя» [№ 12, с. 32]

7

Оздоровительные упражнения

Тренировать детей двигаться, сохраняя ровную осанку, правильное положение головы и туловища; развивать память, внимание, умение сохранять равновесие

Игры на формирование правильной осанки: «Роботы», «Волшебные слова», «Восточный носильщик» [№ 1, с. 16, 18, 19]

8

Артикуляционная гимнастика

Выработка качественных, полноценных движении органов артикуляции; учить имитировать движения животных

Комплекс артикуляционных упражнений «Зоологическая сказка» [№8, с. 51]

9

Пение

Распевать детей, используя чистоговорки на твердый и мягкий звук [с]; работать над умением про-певать слоги: СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ, петь с разными штрихами; учить ровно держать корпус при пении, следить за правильной артикуляцией, распределением дыхания; учить петь группой и с солистами

Логопедические распевки: «Музыкальная скороговорка», «Песок», «Лиса» [№ 9, с. 25, 26, 27]. Песни: «Все мы моряки» М. Садовского и Л. Лядовой, «Пригласи меня, папа, на вальс» Л. Оли-фировой

10

Музыкально-ритмические движения

Ориентирование в пространстве: выполнять чередование бега и ходьбы на носочках врассыпную с перестроением в 2-3-4 круга, движение двумя ровными шеренгами навстречу друг другу. Основные движения: отрабатывать кружение парами шагом с высоким подниманием ног и поскоками, «пружинку» с хлопками, с поочередным выставлением ног на пятку или на носок, пружинящий шаг, сужая круг, расширяя круг, по кругу. Танцевальные движения: отрабатывать технику исполнения «присядки», «качалочки»; работать над ритмичным исполнением тройных притопов и прихлопов

Музыка для движений: «Военный марш» Г. Свиридова, «Экосез» Ф. Шуберта, «Марш» Д. Кабалевского, «Вальс» Г. Свиридова, «Погремушки» Г. Вилькорейской

11

Пляски, хороводы

Отрабатывать одновременное исполнение всех движений, особое внимание уделить первой (ведущей) паре с целью построения ровного круга, полукруга с одинаковыми интервалами между детьми; учить выразительно выполнять движение под пение, начинать и заканчивать танец строго под музыку

«Русский перепляс» (русская народная мелодия, обработка К. Волкова), «Итальянская полька» Д. Шостаковича. Танцы: «Полька» В. Косенко, «Топ-топ» М. Ольгина и С. По-жлакова

12

Музыкальные и подвижные игры

Побуждать детей импровизировать различные танцевальные и физкультурные движения сольно; выразительно передавать характер героя игры

Музыкальные игры: «Кто скорей?» М. Шварца, «Кот и мыши» Т. Ломовой

13

Игровой массаж

Разучить массаж для рук с целью оказания благотворного воздействия на биоактивные точки пальцев, соответствующие внутренним органам; вызывать ощущение легкости и радости

Массаж рук: «Строим дом» [№ 6, с. 65], «Массаж для пальчиков рук» [№ 7, с. 168]

Февраль

1

Активное слушание музыки

Учить различать характер музыкального произведения, высказываться об эмоционально-образном содержании музыки; различать средства музыкальной выразительности; отмечать скачкообразный ритм и изменение динамики; уметь передавать в движении различный характер образов

Музыка для слушания: пьесы «Аквариум», «Лебедь», «Куры и петухи» из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Музыкальная табакерка» А. Лядова

2

Музыкально-дидактическая игра

Учить на слух определять прозвучавшее произведение и находить соответствующую ему иллюстрацию; продолжать работу над развитием чувства ритма

Музыкально-дидактические игры. «Музыкальный магазин» (знакомые детские песенки), «Ритмическое лото» Е. Тиличеевой

3

Элементарное музицирование

Учить четко и ритмично аккомпанировать на детских шумовых инструментах; побуждать детей импровизировать различные ритмические рисунки (использовать погремушки, деревянные палочки, самодельные шумовые инструменты - «Оркестр парикмахеров»)

«Неаполитанская песенка» П. Чайковского, «Млада» (русская народная песня)

4

Пальчиковые игры

Учить детей правильно и ритмично выполнять движения пальчиками, выразительно произносить текст игры -

Пальчиковые игры:

«Божьи коровки», «Мы играем»

[№ 3, с. 21] _

5

Речевая игра

" Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение шу>»ш^шстр^

Речевые игры с музыкальными инструментами: «Кухонный оркестр», «Матрешки и Петрушка» (см.: «Речевые игры»)

6


Дыхательная гимнастика


Учить детей делать глубокий короткий вдох через нос с движениями рук и долгий выдох с произнесением различных звуков


Дыхательные упражнения: «Жуки», «Летчик и самолеты», «Надуй шарик» [№ 7, с. 170, 171]

7

Оздоровительные упражнения

Учить детей чувствовать напряжение и расслабление мышц туловища; развивать мышцы шеи, ног

Ритмопластические упражнения «Медведь» [№ 5, с. 177]. Динамические упражнения «Медвежата» [№ 6, с. 32]

8

Артикуляционная гимнастика

Развивать речевой аппарат детей, укреплять речевое дыхание; показать детям презентацию или иллюстрации к игре

Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Рыжиком» (см.: «Артикуляционная гимнастика»)

9

Пение

Распевать детей по восходящему и нисходящему звукоряду из 5 звуков гаммы до мажор, сопровождая пение движением; учить детей петь торжественные песни, выдерживая заданный ритм, не выкрикивая отдельные звуки и слова, передавать радостное настроение; работать над умением петь соло и по подгруппам; в песнях о маме выдерживать линию мелодии, исполнять песни спокойно и выразительно, передавая ласковый и нежный образ

Приветственная коррекционная игра «Здравствуйте!» [№ 5, с. 181]. Песни: «Бескозырка» 3. Александровой и В. Модель, «Мамин праздник» Ю. Гурьева и С. Виг-дорова, «Самая хорошая» В. Иванникова и О. Фадеевой

10


Музыкально-ритмические движения


Ориентирование в пространстве: работать над умением выстраиваться в пары по кругу, выстраивать полукруг с равными интервалами между собой; отрабатывать умение двигаться противохо-дом.

Основные движения: работать над плавным движением рук; продолжать оттачивать умение двигаться поскоками вперед и вокруг себя; закрепить все виды шага и бега.

Танцевапьные движения: приставной шаг в сторону и вперед-назад с приседанием и без него; кружение поскоками по одному и в парах


Музыка для движений: «Учись плясать по-русски!» Л. Вишкаре-ва, «Хожу я по улице» (русская народная песня, обработка А. Дюбюк), «Лебедь» К. Сен-Санса, «Плавные руки» Р. Глиэра, «Вместе весело шагать» (муз. В. Ша-инского), «Гавот» Ф. Госсека, «Попрыгунья» Г. Свиридова, «Каблучки» (русская народная мелодия, обработка Е. Адлера)

11

Пляски, хороводы

Отрабатывать хороводный и дробный шаг, продолжать работу над ритмичным исполнением всех движений танцев, побуждать детей импровизировать танцевальные движения под музыку; учить через движение и жесты передавать характер, образ, настроение

Танцы: «Яблочко», муз. Р. Глиэра; «Задорный танец», муз. В. Золотарева

12

Музыкальные и подвижные игры

Побуждать детей эмоционально играть свои роли, передавая характерные особенности каждого героя

Музыкальные игры: «Пастух и козлята» (русская народная песня), «Бери флажок» (венгерская народная мелодия)

13

Игровой массаж

Разучить комплекс самомассажа тела, предварительно рассказать сказку о медвежатах, предложить детям сочинить свою

Комплекс игрового массажа тела «Веселые медвежата» (см. «Игровой массаж»)

Май

1

Активное слушание музыки

Привлекать детей к яркости музыкальных образов, переданных через средства музыкальной выразительности; учить ясно излагать свои мысли о прослушанной музыке контрастного содержания; познакомить с понятием «балет», показать видеофрагменты балета «Щелкунчик»; предложить детям стать танцорами балета - импровизировать свои балетные номера под музыку Чайковского

Музыка для слушания: «Весна» А. Вивальди (1-я часть), «Пляска птиц» Н. Римского-Корсакова, «Песня жаворонка» П. Чайковского, отрывки из балета «Щелкунчик» П. Чайковского («Танец феи Драже», «Вальс цветов», «Пляска пастушков» и т. д.)

2

Музыкально-дидактическая игра

Развивать чувство ритма, учить быстро реагировать на смену ритмического рисунка, слышать акценты первых долей

Музыкально-дидактическая игра «Определи по ритму» (ритм знакомых детских песен)

3


Элементарное музицирование


Продолжать работать с детьми над озвучиванием шумовыми музыкальными инструментами сказок; передавать звуки капели, шлепанье по лужам, свист ветра; разучить на металлофоне небольшие попевки


Музыкальные импровизации на темы: «Весенняя капель», «В школу», «Бубенчики» Е. Ти-личеевой

4

Пальчиковые игры

Развивать речевой и музыкальный слух, память, внимание, пространственную координацию

Пальчиковые игры: «В лесу» (см.: «Пальчиковые игры»)

5

Речевая игра

Показать детям имитацию звуками и звучащими жестами игры на различных музыкальных инструментах; учить произносить отдельные слоги и слова в различном темпе с разной интонацией

Речевые игры со звучащими жестами: «Фома», «Пчелы водят хоровод» (см.: «Речевые игры»)

6

Дыхательная гимнастика

Учить следить за осанкой и правильным положением рук при вдохе и выдохе, выполнять движения ритмично под счет педагога

Дыхательные упражнения: «Большой маятник» («Игрушка-неваляшка»), «Повороты головы» («Вправо - влево») [№ 12, с. 35, 361

7

Оздоровительные упражнения

Укреплять голосовые связки детей с помощью фонопедических упражнений по методу В. Емельянова

Фонопедические упражнения; «Ау» [№ 5, с. 178], «Машина» [№6, с. 145]

8

Артикуляционная гимнастика

Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ

Артикуляционные упражнения: «Трактор», «Гудок парохода», «Стрельба», «Фейерверк», «После сна» [№ 4, с. 53]

9

Пение

Распевкой подготовить голосовые связки детей к пению; сочетать распевку с оздоровительным самомассажем, упражнениями на правильную осанку; работать над воспроизведением и чистым пением общего направления мелодии и отдельных ее отрезков с аккомпаниментом; учить петь песню хором и «по цепочке»

Распевки с самомассажем: «Птичка», «Гусенок Тимошка» (см. «Игровой массаж»). Песни: «Апрель» А. Ермолова, «Солнечный зайчик» В. Мурадели и М. Садовского

10

Музыкально-ритмические движения

Ориентирование в пространстве: перестроения на основе танцевальных композиций - врассыпную лицом к зрителям, движение по диагонали. Основные движения: различные виды бега - прямой и боковой галоп, высокий и стремительный, с ускорением и замедлением темпа; пружинящий шаг по прямой и вокруг себя; работать над движениями рук - плавными, волнообразными, резкими взмахами.

Танцевальные движения: работать над ритмичным исполнением «ковырялочки», шага с притопом; следить за сохранением ровной осанки во время исполнения, положением рук. Упражнения с предметами: выполнять движения с мячами, учить согласовывать свои движения с музыкой

Музыка для движений: «Шагают девочки и мальчики» В. Золотарева, «Цветные флажки» Е. Тиличее-вой, «Бег» Т. Ломовой, «Детская полька» М. Глинки, «Качание рук» (польская народная мелодия, обработка В. Иванникова), «Ах, улица широкая» (русская народная мелодия), «Во поле береза стояла» (русская народная песня

11

Пляски, хороводы

Работать над четким шагом, сохраняя красивую осанку, правильное положение рук; выполнять движения под счет; в хороводах выразительно передавать в движении содержание песни

Танец «Менуэт» (муз. П. Мориа), хоровод «Пришла весна» А. Филиппенко

12

Музыкальные и подвижные игры

Побуждать детей эмоционально играть свои роли, передавая характерные особенности каждого героя, подражать голосам птиц

Музыкальные игры: «Жаворонки» Е. Васильевой, «Пастух и козлята» (русская народная песня, обработка В. Трутовского)

13

Игровой массаж

Побуждать активно выполнять оздоровительный самомассаж биологически активных точек лица

Массаж биологически активных зон: «Ледоход» [№ 5, с. 180], «Считалка для мышки» [№ 6, с. 123]

Апрель

1

Активное слушание музыки

Привлекать детей к яркости музыкальных образов, переданных через средства музыкальной выразительности; учить ясно излагать свои мысли о прослушанной музыке контрастного содержания; познакомить с понятием «балет», показать видеофрагменты балета «Щелкунчик»; предложить детям стать танцорами балета - импровизировать свои балетные номера под музыку Чайковского

Музыка для слушания: «Весна» А. Вивальди (1-я часть), «Пляска птиц» Н. Римского-Корсакова, «Песня жаворонка» П. Чайковского, отрывки из балета «Щелкунчик» П. Чайковского («Танец феи Драже», «Вальс цветов», «Пляска пастушков» и т. д.)

2

Музыкально-дидактическая игра

Развивать чувство ритма, учить быстро реагировать на смену ритмического рисунка, слышать акценты первых долей

Музыкально-дидактическая игра «Определи по ритму» (ритм знакомых детских песен)

3


Элементарное музицирование


Продолжать работать с детьми над озвучиванием шумовыми музыкальными инструментами сказок; передавать звуки капели, шлепанье по лужам, свист ветра; разучить на металлофоне небольшие попевки


Музыкальные импровизации на темы: «Весенняя капель», «В школу», «Бубенчики» Е. Ти-личеевой

4

Пальчиковые игры

Развивать речевой и музыкальный слух, память, внимание, пространственную координацию

Пальчиковые игры: «В лесу» (см.: «Пальчиковые игры»)

5

Речевая игра

Показать детям имитацию звуками и звучащими жестами игры на различных музыкальных инструментах; учить произносить отдельные слоги и слова в различном темпе с разной интонацией

Речевые игры со звучащими жестами: «Фома», «Пчелы водят хоровод» (см.: «Речевые игры»)

6

Дыхательная гимнастика

Учить следить за осанкой и правильным положением рук при вдохе и выдохе, выполнять движения ритмично под счет педагога

Дыхательные упражнения: «Большой маятник» («Игрушка-неваляшка»), «Повороты головы» («Вправо - влево») [№ 12, с. 35, 361

7


Элементарное музицирование


Продолжать работать с детьми над озвучиванием шумовыми музыкальными инструментами сказок; передавать звуки капели, шлепанье по лужам, свист ветра; разучить на металлофоне небольшие попевки


Музыкальные импровизации на темы: «Весенняя капель», «В школу», «Бубенчики» Е. Ти-личеевой

8

Оздоровительные упражнения

Укреплять голосовые связки детей с помощью фонопедических упражнений по методу В. Емельянова

Фонопедические упражнения; «Ау» [№ 5, с. 178], «Машина» [№6, с. 145]

9

Артикуляционная гимнастика

Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ

Артикуляционные упражнения: «Трактор», «Гудок парохода», «Стрельба», «Фейерверк», «После сна» [№ 4, с. 53]

10

Пение

Распевкой подготовить голосовые связки детей к пению; сочетать распевку с оздоровительным самомассажем, упражнениями на правильную осанку; работать над воспроизведением и чистым пением общего направления мелодии и отдельных ее отрезков с аккомпаниментом; учить петь песню хором и «по цепочке»

Распевки с самомассажем: «Птичка», «Гусенок Тимошка» (см. «Игровой массаж»). Песни: «Апрель» А. Ермолова, «Солнечный зайчик» В. Мурадели и М. Садовского

11

Музыкально-ритмические движения

Ориентирование в пространстве: перестроения на основе танцевальных композиций - врассыпную лицом к зрителям, движение по диагонали. Основные движения: различные виды бега - прямой и боковой галоп, высокий и стремительный, с ускорением и замедлением темпа; пружинящий шаг по прямой и вокруг себя; работать над движениями рук - плавными, волнообразными, резкими взмахами.

Танцевальные движения: работать над ритмичным исполнением «ковырялочки», шага с притопом; следить за сохранением ровной осанки во время исполнения, положением рук. Упражнения с предметами: выполнять движения с мячами, учить согласовывать свои движения с музыкой

Музыка для движений: «Шагают девочки и мальчики» В. Золотарева, «Цветные флажки» Е. Тиличее-вой, «Бег» Т. Ломовой, «Детская полька» М. Глинки, «Качание рук» (польская народная мелодия, обработка В. Иванникова), «Ах, улица широкая» (русская народная мелодия), «Во поле береза стояла» (русская народная песня)

12

Пляски, хороводы

Развивать творческое воображение, способность к импровизации, передаче в пластике музыкального образа; учить танцевать в парах ритмично, координировать свои движения с движениями партнера; выполнять переходы от одного партнера к другому

«Полька» П. Чайковского, «Упражнение с мячами» А. Петрова. Танцы: «Чарли» Р. Паулса, «Сударушка» (русская народная мелодия, обработка Ю. Слонова)

13

Музыкальные и подвижные игры

Свободно ориентироваться в пространстве, передавать в соответствии с характером музыки игровые образы; инсценировать игровые песни, самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни

Музыкальные игры с пением: «Гори, гори ясно» (русская народная мелодия), «Красный платочек» (чешская народная мелодия), «Спляшем, Ваня» А. Варламова и И. Титовой

14

Игровой массаж

Учить выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие движения от периферии к центру тела

Массаж спины «Дождик», массаж тела «Грибной дождь» [№ 5, с. 59]

Май

1

Активное слушание музыки

Продолжать учить детей определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средст

ва музыкальной выразительности - темп, динамику, тембр; сочетать прослушивание произведений с соответствующими характеру движениями -плавным покачиванием рук, кружением и т. д.; учить рассказывать о своих чувствах и настроении

Музыка для слушания: «Белые ночи» П. Чайковского, «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди, «Май, милый май!» Р. Шумана.

Песни Ю. Чичкова из сборника «Ромашковая Русь»

2

Музыкально-дидактическая игра

Развивать с помощью музыкально-дидактических игр музыкальную память, звуковысотный слух

Музыкально-дидактические игры: «Назови композитора», «Маленькие лесенки» (муз. Э. Костиной)

3

Элементарное музицирование

Используя шумовые инструменты детского оркестра Орфа, предложить озвучить импровизации на тему «Сказки весеннего леса»; предложить детям самим активно участвовать в сочинении партий, звуковых эффектов для изображения природы, животных, насекомых

Музыкальная импровизация на тему «Сказки весеннего леса»

4

Пальчиковые игры

Продолжать развитие мелкой моторики в сочетании с речевой игрой, учить изображать пальцами животных и птиц

Пальчиковые игры: «Зайцы», «Козы», «Птички», «Кошка и собаки» [№ 10, с. 17-20]

5

Дыхательная гимнастика

Продолжать знакомство детей с дыхательными упражнениями гимнастики Стрельниковой

Дыхательное упражнение «Шаги» [№ 12, с. 45]

6

Оздоровительные упражнения

Укреплять мышцы туловища и конечностей, формировать правильную осанку, развивать координацию движений и равновесие, чувство правильной позы при передвижении

Оздоровительные игры: «Юные балерины и танцоры», «Перейди через речку» [№ 1, с. 20-22]

7

Речевая игра

Работать над координацией движения и речи под музыку и без нее; развивать выразительность исполнения движений, мимики, жестов перед зеркалом; использовать в игре предметы и игрушки

Речевые игры: «Амалама» [№ 5, с, 66], «Обезьянки» (см : «Речевые игры»)

8

Артикуляционная гимнастика

Развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание, чувство ритма при произнесении текста

Артикуляционные упражнения «Котик Рыжик в детском саду» (см.: «Артикуляционная гимнастика»)

9

Пение

Распевать детей с помощью логопедических распевок; учить произносить гласные слитно, отрывисто, громко, тихо, с разной интонацией; формировать звуковысотное восприятие, устойчивый ладотональный звук; учить передавать радостный, веселый характер песни, а также торжественную напевность прощальных с детсадом песен; работать над качеством пропевания музыкальных фраз без выкрикивания отдельных звуков

Логопедические распевки: «Колыбельная на [а]», «Песенка на [о]», «Плач на [у]» [№ 9, с. 23, 24]. Песни: «Мы теперь ученики» Г. Струве и К. Ибряева, «До свиданья, детский сад» Ю. Слонова и В. Малкова, «Я хочу учиться» А. Долуханяна и 3. Петровой

10

Музыкально-ритмические движения

Ориентирование в пространстве: закрепить умение начинать выполнение движений вправо, различные виды перестроений - в круг по одному и по парам, в полукруг, в колонны, шеренги, врассыпную.

Основные движения: повторить все виды ходьбы - бодрая, спокойная, с высоким подниманием ног, дробный и хороводный шаг, пружинящий и приставной; закрепить умение выполнять различные виды бега - легкий, стремительный, поскоками, боковой и прямой галоп. Танцевальные движения: работать над качеством выполнения приставного шага с хлопком, притопом, приседанием; совершенствовать переменный, дробный шаг, шаг с притопом; продолжать работать над шагом польки и вальса

Музыка для движений: «Марш» Д. Кабалевского, «Упрямец» Г. Свиридова, «Марш» М. Робера, «Экосез» Ф. Шуберта, «Лошадки» М. Красева, «На горе-то калина» (русская народная мелодия, обработка, А. Новикова), «Ой, утушка луговая» (русская народная мелодия), «Детская полька» М. Глинки, «Вальс» Ф. Шопена

11

Пляски, хороводы

Развивать умение передавать через движение содержание текста хоровода; работать над ритмичным исполнением движений; инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в игре и хороводе

Хоровод «Хоровод дружбы» Е. Тиличеевой, танец «Самая счастливая» К. Ибряева и Ю. Чичкова. Инсценировка песни «Как у наших у ворот» (русская народная мелодия, обработка А. Быканова)

12

Музыкальные и подвижные игры

Развивать воображение, творчество в процессе игры; побуждать детей самостоятельно придумывать движения, соответствующие тексту игры

Музыкальная игра с пением «Игра с флажками» Ю. Чичкова. Музыкальная игра «Третий лишний», муз. И. Саца

13

Игровой массаж

Разучить новые виды самомассажа всего тела в игровой форме

Массаж рук «Муравьишка», массаж тела «Лягушата», массаж бедра «Дождик» [№5, с. 172, 167, 59]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по кружковой работе в средней группе детского сада"Логоритмические занятия с детьми 4-5 лет" по авторской программе Картушиной М.Ю.

Задачи кружковой работы:·        Способствовать развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артику...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ НС(К)НШ-Д/С V вида на 2011-2012 учебный год.

Программно-целевое планирование позволяет воспитателю осознанно решать задачи воспитания, осуществлять взаимосвязь социального, познавательного, эстетического, физического развития детей, ориент...

Перспективный план воспитательно-образовательной работы летом

В перспективном плане указаны тематические дни и мероприятия по реализации тематического дня....

Перспективный план организационно - методической работы в группе НПОЗ на 2012-2013 учебный год.

В перспективный план  входят разделы: работа с детьми; организация развивающей среды; методическое обеспечение педагогического процесса; участие в методической работе; взаимодействе с семьей....

Перспективный план коррекционно-методической работы учителя-логопеда

Перспективный план коррекционно-методической работы учителя-логопеда на 2011-2012 уч. год....

Перспективный план кружка по работе с природным материалом

Представлены перспективные планы кружковой работы со второй младшей  до подготовительной группы....

Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста

Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...