Тематическое планирование в старшей группе.
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Данный материал содержит тематичесое планирование для старшей группы. Такая форма работы позволяет обеспечить рассмотрение определённого вопроса, проблемысредствами различных образовательных областей, с использованием разнообразных форм работы. При этом используется метод погружения, что позволяет детям и взрослым не просто познакомиться с новым для себя культурным явлением, информацией, а прожить тему в атмосфере события, праздника, проникнуть в суть явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_po_nravstvenno_-_kopiya.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по

нравственно - патриотическому воспитанию педагога Княжевой Марины Викторовны.

Проект: «Живем в ладу»

                                 Г.Киржач МБДОУ №12

«Березка».

Обобщение опыта по нравственно-патриотическому воспитанию.

Проект «Живем в ладу».

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».                                            К. Паустовский

Актуальность : Родина, Отечество….В корнях этих слов близкие каждому образы : мать и отец , родители , те ,кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный . Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Значимость: Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Новизна: Привлечение родителей к активному участию в жизни группы, всех мероприятий, проводимых совместно с воспитателем, детьми и специалистами детского сада.

Открытие замечательных праздников , которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.

Стабильность: Использование опыта дает положительные результаты:

дети используют в речи потешки, прибаутки, пословицы, считалки .Знают быт русского народа , сказочных и былинных богатырей, историю русского национального костюма .Имеют представления о народных промыслах. Умеют раскрашивать элементы народных костюмов, создавать собственные костюмы и т. д.

Рациональность: Для упорядочения работы применяю народно- православный календарь, который позволяет ребенку лучше ориентироваться во временных понятиях. Темы, события расположены по  «принципу спирали», когда дети, возвращаясь из года в год к тем или иным вопросам, событиям, фактам, углубляют свои знания.

Воспроизводимость : Идеи  обобщаемого опыта могут быть применимы в массовой практике.

Креативность: Разнообразные формы организации педагогического процесса : вечера развлечений, конкурсы, игры в музее, совместные чаепития с родителями, праздники- все это способствует активизации мыслительных процессов у детей, приближает взрослых к детям, создает атмосферу творчества, радости и подъем.

Перспективное тематическое планирование на год .

Старшая группа.

Сентябрь

1 неделя: Тема: «Воспоминание о лете».

Цель: Развивать монологическую речь детей, способствовать развитию диалога.

Итоговое мероприятие: Новая экспозиция в музее «Вспоминаю лето».

Взаимодействие с родителями: Вспомните с детьми приятно проведенное лето, составьте небольшой рассказ на тему «Воспоминание о лете», подготовьте вещи или фотографии на тему рассказа. Будущий музей «Вспоминаю лето» ждет вещи, фотографии и экскурсоводов.

2 неделя: Тема: «Лесная жизнь»

Цель: Способствовать развитию творческих способностей детей.

Итоговое мероприятие: Сюжетная игра «Лесной теремок», разучивание инсценировки «Жуки и грибы».

Взаимодействие с родителями: Подготовка атрибутов к сюжетной игре и костюмов к инсценировке.

3 неделя: Тема: «Осень - припасиха».

Цель: Способствовать развитию познавательного интереса , фантазии и творчества.

Итоговое мероприятие: Выставка поделок из овощей «Осень – припасиха».

Взаимодействие с родителями: Организовываем конкурс на лучшую поделку из овощей, фруктов и природного материала «Осень-припасиха»

Подведение итогов: 27 сентября.

Жюри: администрация, повара детского сада и дети подготовительной группы. 

4 неделя: Тема: «Осенины».

Цель: Пробудить чувство любви к Родине, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные.

Итоговое мероприятие: Развлечение «Осенины».

Взаимодействие с родителями: Подготовка к развлечению, участие родителей в празднике.

Октябрь

1 неделя: Тема: «Золотая осень»

Цель: Способствовать развитию интереса у детей к рассматриванию картин русских художников.

Итоговое мероприятие: Выставка детских рисунков и чтение стихотворений русских поэтов.

Взаимодействие с родителями: Почитайте с детьми стихи русских поэтов о осени, при чтении сравните стихотворение и сказку. Попробуйте поиграть со словами в рифму. Выучите понравившееся стихотворение.

2 неделя: Тема: «Ах, капусточка моя»  

Цель: Способствовать формированию знаний о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях . Знакомить с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой.

Итоговое мероприятие:  Капустные посиделки.

Взаимодействие с родителями: Просим вас принять участие в сборе информации о капусте( иллюстрации, картинки, стихи, загадки, сказки ).Смена экспозиции в музее: мини- музей «Капуста».

3 неделя: Тема: «Плат, платок, платочек».

Цель: Формировать знания о православных  праздниках : Покров Пресвятой Богородицы, Сергиев день, и традициях.

Итоговое мероприятие: Реализация проекта «Плат, платок, платочек» , изготовление узелковых игрушек, сюжетно- ролевая игра «Ателье головных уборов».

Взаимодействие с родителями: Спрашивайте своих детей о том, что они узнали в саду нового , дополняйте информацию. Радуйтесь и живите вместе с вашим любимым чадом.

4 неделя: Тема: «Библиотека».

Цель: Познакомить детей с профессией - библиотекарь.

Итоговое мероприятие: Экскурсия в библиотеку, сюжетно- ролевая игра «Библиотека».

Взаимодействие с родителями: Изготовьте свою книжку - малышку. Во время работы вспомните, из чего состоит книга: обложка, страницы. По возможности еще раз посетите библиотеку и запишитесь в нее.

Ноябрь

1 неделя: Тема: «Князь Дмитрий Донской – защитник земли Русской».

 Цель: Познакомить детей с защитником земли Русской: Дмитрием Донским.

Итоговое мероприятие: Спортивный досуг.

Взаимодействие с родителями: Читайте детям сказки о русских богатырях и героях. Обсуждайте поступки героев. Сравнивайте с поведением ваших детей : -А как бы поступил ты ?...

2 неделя: Тема: «Дымковская игрушка».

Цель: Дать детям знания о Дымковской игрушке, развивать творческие способности дошкольников.

Итоговое мероприятие: Выставка детских работ.

Взаимодействие с родителями: Будем рады любой информации о Дымковской игрушке.

3 неделя: Тема: «Синичкины именины».

Цель: Уточнить знания детей о зимующих и перелетных птицах, которые обитают в нашем крае.

Итоговое мероприятие: Развлечение «Птицы» ( народные подвижные игры ).

Взаимодействие с родителями: Прочтите в энциклопедиях о необычных птицах, их поведении и повадках.

4 неделя: Тема: « Конец осени».

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения русских поэтов, художников, композиторов.

Итоговое мероприятие: Концерт для мамочек.

Взаимодействие с родителями: Помогите детям в запоминании стихов, песен, изготовлении костюмов к концерту. С нетерпением ждем первых слушателей на концерт группы «Ладушки».

Декабрь

1 неделя: Тема: «Александр Невский – защитник земли Русской . »

Цель: Познакомить детей с историей жизни Александра Невского, рассказать о его подвигах во имя Руси.

Итоговое мероприятие: Музыкальный вечер : слушание музыки С. Прокофьева ( кантата «Александр Невский» ). Игры – соревнования.

Взаимодействие с родителями: Дополняйте знания детей о защитниках нашей земли. Спрашивайте, интересуйтесь и старайтесь жить интересами ваших детей. Читайте сказки, былины о богатырях и героях. Воспитывайте мужественность в ваших сыновьях с младых ногтей.

2 неделя: Тема: Народные промыслы: Филимоново.

Цель: Закреплять ранее полученные знания о Филимоновской  игрушке и росписи.

Итоговое мероприятие: Выставка детских работ.

Взаимодействие с родителями: Найдите вместе с детьми дополнительные материалы о том, как делают глиняные игрушки – свистульки. Расскажите и покажите на картинках специальные печи для обжига. Расспросите детей о филимоновской игрушке и росписи.

3 неделя: Тема: Неделя заказов  Деду Морозу.

Цель: Развивать фантазию и творческие способности детей.

Итоговое мероприятие: Составление коллективного письма Деду Морозу.

Взаимодействие с родителями: Поговорите с детьми о том, как правильно написать письмо: с чего начать , о чем спросить или рассказать, как закончить . Напишите письмо бабушке или дедушке.

4 неделя: Тема: «Елка».

Цель: Воспитывать у детей радость от приготовления подарков для родных и близких.

Итоговое мероприятие: Изготовление елочных игрушек, рождественских подарков.

Взаимодействие с родителями: Побеседуйте о новогодних игрушках, украшающих ёлку, найдите  самые  необычные и вместе… удивитесь!!!

Январь

1 неделя: Тема: «Святки – святые дни». С 7 по 18 Января.

Цель: Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение богатого опыта русских традиций.

Итоговое мероприятие: Праздник – колядование «Зимние святки».

Взаимодействие с родителями: Помогите детям  в изготовлении костюмов для колядования, в запоминании колядок и стихотворений. Дополните и уточните знания детей об обрядах и обычаях, присущих празднику Рождества Христова.

2 неделя: Тема: «Народный костюм. Вышивка. Ткачество.» С 21 Января по 2 Февраля.

Цель: Дать знания о деталях русского народного костюма ( головной убор, пояс, рубаха, сарафан и т. д. ). Познакомить с элементами вышивки.

Итоговое мероприятие: Реализация проекта «Народные костюмы». Зимние посиделки совместно с родителями «Уж я куколку свою обряжу».

Взаимодействие с родителями: Помогите найти иллюстративный материал по теме « Народный костюм. Вышивка. Ткачество.» Обсудите с детьми детали народного костюма. Принесите из дома вышитые полотенца, скатерти или салфетки, может где- то еще «живет» домотканный половик. Все вещи займут почетное место в музее, а потом вернутся к своим хозяевам.

Февраль

1 неделя: Тема: «Мои игрушки».

Цель: Обобщить знания детей о материалах, которые используются при изготовлении разнообразных игрушек.

Итоговое мероприятие: Выставка детских работ.

Взаимодействие с родителями: Поговорите с детьми о игрушках: какие бывают игрушки, из чего сделаны, для чего нужны, какие игрушки были у вас в детстве, какие – у бабушек и дедушек.

2 неделя: Тема: «Колокольный перезвон».

 Цель: Дать детям первоначальные сведения о колоколах. Уточнить знания о строении колокола. Воспитывать любовь к историческому прошлому России.

Итоговое мероприятие: Мини – концерт для детей младших групп ( стихи, песни, игры, просмотр мультфильма «Волшебный колокольчик») .

Взаимодействие с родителями: Поговорите с детьми о колоколах. Объясните, что у этого слова много значений ( многозначное слово ), «поиграйте» с этим словом, составьте небольшой рассказ или сочините рифмы. Расспросите детей о том ,что они узнали нового о колоколах и их «профессиях».

3 неделя: Тема: «День защитников Отечества».

Цель: Расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества, формировать познавательный интерес.

Итоговое мероприятие: Тематическое занятие, посвященное празднованию дня защитников Отечества.

Взаимодействие с родителями: Приближается День защитников Отечества, поговорите с детьми об этом: кто такие защитники, кого или что они защищают, каким должен быть защитник и т. д..

4 неделя: Тема: «Женские ремесла» (кроим, шьем, пришиваем, вышиваем).

Цель: Познакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами. Воспитывать уважение и бережное отношение к труду.

Итоговое мероприятие: Выставка детских работ.

Взаимодействие с родителями: Милые мамы, расскажите вашим чадам о том, что умеют делать ваши чудесные руки, какими ремеслами владеют. Посейте в ваших детях чувство уважения к вашим трудам.

Март

1 неделя: Тема: «Мамин праздник».

Цель: Воспитывать уважение к родителям.

Итоговое мероприятие: Праздничный утренник.

Взаимодействие с родителями: Самые чудесные мамы на свете, расскажите своим детям о себе, ведь если вы этого не сделаете, кто же расскажет им о вашем детстве, интересной жизни и счастливой семье! Пересмотрите старые фотоальбомы – будет интересно и вам, и вашим детям!

2 неделя: Тема: «Широкая Масленица».

Цель: Прививать умение правильно использовать досуг, овладевать правилами обрядового поведения.

Итоговое мероприятие: Праздник – развлечение «Широкая Масленица».

Взаимодействие с родителями: Дополните знания детей о русской традиции встречи весны- «Масленице». Не поленитесь, сходите на городской праздник встречи весны.

3 неделя: Тема: «Сороки».

Цель: Продолжать знакомить детей с обычаями русской православной культуры ( Сороки 22марта – весенний праздник ).

Итоговое мероприятие: Интегрированная образовательная деятельность – досуг.

Взаимодействие с родителями: Рассмотрите дома книги о птицах, вспомните части тела птицы, какие птицы перелётные а какие зимующие

(дети должны знать 5-6 названий птиц ). Удивитесь вместе с детьми необычным птицам. Принимаем рисунки на выставку , тема «Птицы нашего края».

4 неделя: Тема: «Золотая Хохлома».

Цель: Познакомить детей с изделиями хохломской росписи. Учить определять колорит хохломы, называть элементы росписи. Развивать эстетическое восприятие детей, чувство цвета, композиции.

Итоговое мероприятие: Выставка детских работ.

Взаимодействие с родителями: Поговорите с детьми о народных промыслах , закрепите их знания.

Апрель

1 неделя: Тема: « Приходи весна скорей».

Цель: Развивать речь детей: выучить стихи, поговорки, потешки, заклички, песни о весне. Развивать воображение и фантазию детей, путём создания образа весны в изобразительной деятельности.

Итоговое мероприятие: Выставка детских работ.

Взаимодействие с родителями: Милые мамы и папы читайте с детьми стихи, сказки, рассказы и даже научные доклады о весне. Это способствует развитию ваших детей и стимулирует их мыслительную деятельность. Помогите нам в заучивании потешек, пословиц, закличек и песен о весне.

2 неделя: Тема: « Космические путешествия».

Цель: Прививать любознательность, умение ставить цель ( нахождение информации ) и находить пути решения. Развивать творчество детей.

Итоговое мероприятие: Экскурсия в музей космонавтики. Выставка книг.

Взаимодействие с родителями: 12 Апреля 1961года Ю. А. Гагарин совершил свой полёт вокруг земли – поговорите с детьми об этом событии, обсудите интересующую детей информацию. Помогайте нам в сборе книг (энциклопедий ) о космосе.

3 неделя: Тема: «Дружба крепкая».

Цель: Прививать детям нравственные качества: взаимовыручка, взаимопонимание, дружба.

Итоговое мероприятие: Вечер друзей (совместные с психологом игры, конкурсы, разгадывание загадок и шарад ).

Взаимодействие с родителями: Поговорите с детьми о дружбе, обсудите вопросы о том, почему бывают настоящие друзья и просто приятели, кто такой друг. Вспомните сказки, где были герои – друзья. Вы узнаете много для себя нового, если спросите у ребёнка : кто его друг и почему.

4 неделя: Тема: «Землю красит солнце, а человека – труд».

Цель:  Продолжать знакомить дошкольников с элементами русского народного костюма, предметами крестьянского быта, тем самым воспитывая в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа.

Итоговое мероприятие: Весеннее развлечение « Праздник русской рубахи». 

Взаимодействие с родителями: Просим помощи в подготовке и организации праздника ( разучивание стихов, подготовка атрибутов, пошив костюмов, организация чаепития и активное участие в празднике ).

Май

1 неделя: Тема: Пасхальная неделя.

Цель: Познакомить детей с православным  праздником Пасхи. Развивать фантазию и творчество детей через изобразительное искусство.

Итоговое мероприятие: Выставка творческих работ дошкольников.

Взаимодействие с родителями: Наблюдайте за изменениями происходящими в природе. Поддерживайте интересы своих детей и не забывайте отвечать на детские вопросы. Послушайте пасхальные колокольные перезвоны – ведь колокольный звон – лекарь.

2 неделя : Тема: День победы. Святой Георгий Победоносец.

Цель: Закреплять знания детей о героическом прошлом нашей Родины: победа в Великой Отечественной войне, герои и подвиги.

Итоговое мероприятие: Концерт для ветеранов и детей средней группы.

Взаимодействие с родителями: Память о героизме наших предков передавалась из поколения в поколение. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове « подвиг» ! Как они счастливы, если их назовут смельчаками. Важно это не упустить!  Не упустите!!!

3 неделя: Тема: «Вся семья вместе – так и душа на месте».

Цель: Воспитывать добрые традиции русской семьи, всё лучшее, что сохранила память народа о прошлом наших предков. Пробудить в детях интерес  к жизни своих мам и пап, бабушек и дедушек.

Итоговое мероприятие: Праздничный концерт группы «Ладушки», посвящённый дню семьи.

Взаимодействие с родителями: Поговорите с детьми о вашей семье, ответьте на интересующие детей вопросы .Обсудите пословицу, вошедшую в название темы недели , выслушайте предположения детей. Все семьи ждём на праздничный концерт.

4 неделя: Тема: «По Руси великой».

Цель: Закреплять знания детей об истории своего родного края и истории русской народной культуры.

Итоговое мероприятие: Викторина.

Взаимодействие с родителями: Просим помощи в организации викторины ( подготовка детей и активное участие в досуге ).

Летний период (июнь, июль, август)

Темы:

  • Троицын день.
  • Летняя олимпиада.
  • День памяти и скорби.
  • Лето в произведениях искусства.
  • Народные промыслы: Гжель.
  • Понятия об именинах.
  • День города.
  • Народные промыслы: Палех, Жостово.
  • Красно лето цветами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование для старшей группы компенсирующей направленности

Перспективный комплексно- тематический план позволит вести образовательную работу систематически и всесторонне...

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ПДД. Тема "Мой друг-велосипед"

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по ПДД. Тема "Мой друг-велосипед". План предполагает работу по данной теме в течении 1-2 недель....

комплексно-тематическое планирование в старшей группе

В данном материале представлено комплексно-тематическое планирование для работы с детьми старшей группы...

Календарно-тематическое планирование в старшей группе

Календарно-тематическое планирование в старшей группе по программе "От рождения до школы"...

Комплексно-тематическое планирование для старшей группы

Комплексно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности в сответствии с ФГТ....

Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития

Календарно-тематическое планирование в старшей группе.  Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими  дошкольниками с задержкой психического развития...

Календарно – тематическое планирование в старшей группе по теме "Предметы, материалы и их свойства" (Стекло, керамика, бумага, дерево, кожа) в подготовительной группе

Задачи:Закреплять умение детей узнавать предметы, из стекла, керамики, бумаги, кожи, дерева. Отличать их друг от друга, устанавливать причинно - следственные связи между назначением, строение и матери...


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Очень интересный проект, взяла в копилку. Спасибо!