Консультация "Сенсорное развитие ребенка"
консультация (младшая группа)

КОМЕНДАНТ ИННА ВИКТОРОВНА

 

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойства и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве и т. п.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни – является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойства и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве и т. п.)

        Существует мнение, что восприятие детей развивается постепенно, в результате чего они оказываются способными воспринимать все более сложные предметы. Может показаться, что развивать восприятие не нужно. Однако это не так: умение воспринимать само не образуется, значит, действиям восприятия детей нужно учить. Одними из первых об этом говорили Я. Коменский, И. Песталоции, Ф. Фребель. Последний даже разработал методику развития восприятия у младенца с первых дней его жизни. Ф. Фебель советовал родителям подвешивать над колыбелью ребенка предметы разной геометрической формы, меняя их цвет, величину, высоту над колыбелью. Он менял расстояние так, чтобы ребенок начинал тянуть к предметам руки, доставать их, схватывать, ощупывать.

        Организовать сенсорное воспитание и руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного детства. Для этого следует учить детей рассматриванию (специально организованному обследованию, более тщательному знакомству, включая разные виды восприятия: зрительные, тактильное, слуховое и др.) предметов, обхватыванию их обеими руками, поглаживанию, обведению пальцем то одной, то другой руки, чтобы полученные в процессе этого впечатления использовать в определенном виде деятельности. В процессе рассматривания – обследования детей учат выделять свойства и качества предметов (форма, величина, строение, пропорции, расположение в пространстве), постепенно расширяя умения детей видеть большее количества свойств предметов: поверхность предметов и объектов может быть различной (мягкой; жесткая; шероховатая; колючая; гладкая; пушистая; теплая; холодная), материалы, из которых они сделаны (резиновый, деревянный, металлический, пластмассовый). Однако делать это нужно не сразу, а постепенно расширяя круг познаваемых объектов и их качеств. В процессе дидактических игр, на занятиях, в повседневной жизни необходимо подводить детей к пониманию

того, что один и тот же предмет может быть сделан из разных материалов (шар, кубик, мебель и др.). На основе сходства выделенных свойств у разных предметов можно начать учить детей одни предметы употреблять другим (как шарик, как огурчик, как кубик; пушистый, как котенок; колючий, как ёжик). При этом важно формировать умение соотносить впервые воспринимаемые предметы с теми, которые они познали раньше.

        Основные свойства предметов (форма, величина, цвет, звуки и др.) выступают в роли эталонов, общественно выработанных и закрепленных в понятиях. Дети постепенно запоминают эти эталоны – сначала на сенсорном уровне, а затем на уровне понятий. Это помогает им ориентироваться в окружающей действительности, отбирать и группировать предметы по определенным разным основаниям, производить действия классификации.

        Окружающий мир многообразен, его познание требует включения в процесс восприятия разных анализаторов – зрения, слух, осязания, обоняния, вкуса – и сенсомоторных действий. Это позволит ребенку выделить широкий спектр свойств предметов и объектов окружающего мира, познать их с разных сторон, так как сенсорное воспитание способствует развитию всех органов чувств.

        Как было сказано выше, работа по развитию восприятию должна осуществляться систематически, последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей; режимные моменты (умывание, одевание, завтраки т.п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.), разнообразные занятие, трудовая деятельность, прогулки и экскурсии; обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей.

        Особое значения имеет сенсомоторное развитие ребенка, заключающееся в развитии мелкой моторики. Это достигается разными путями: включением движений рук по предмету в процессе его восприятия и обследования (выделение его свойств и качеств); движением рук в воздухе, имитирующими создание формы предмета в рисунке, лепке, аппликации; постукиванием пальцами по столу, ладони, передающим ритм прослушанного отрывка музыкального произведения; поглаживанием пальцами и ладонями поверхности предмета и объекта и др.

        Полезно проводить пальчиковые игры («Пальчик  –  мальчик,  где  ты был»,    «Этот  пальчик –  дедушка,  этот  пальчик – бабушка…»).   В  практике используются разнообразные игры и упражнения «Мозаика», нанизывание бус, шнуровка и многие другие.

        Постепенно у детей накапливается сенсорный опыт в разных областях, который становится основной развития всех способностей. Сенсорное воспитание имеет большое значение для всестороннего развития детей; его следует осуществлять с первых дней жизни ребенка. Если этого не происходит, то возможна задержка в накоплении жизненного опыта, в развитии восприятия, что неблагоприятно отражается на умственном развитии восприятия, что неблагоприятно отражается на умственном развитии ребенка в целом, формировании разнообразных видов детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.

Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

Показатели физического развития ребенка в 2 года. Гармоничное физическое развитие ребенка в адаптационный период

На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствовани...