Консультация для воспитателей "Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края"
консультация по теме

Калинина Тамара Геннадьевна

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 21 «Искорка»

общеразвивающего вида г. Бердска

г. Бердск 2009 г.

... Должны быть обязательно,

кроме родителей, четыре коня,      как четыре матери: родня земля, родной язык, родная культура

родная история.

11 июня 2005 года было принято постановление правительства Российской Федерации о государственно программе «Патриотического воспитания граждан РФ на 2006-2010г.»

Нравственно-патриотическое воспитание становится одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром. Исходя из этого, работа по нравственному воспитанию включает целый комплекс задач:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, детскому саду, улице, городу;
  • Формирование бережного отношения к природе, всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к русским традициям, промыслам;
  • Формирование элементарных правил о правах человека;
  • Расширение представлений о городах России;
  • Знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Формирование уважения к родной истории;
  • Чувства уважения к другим народам, их традициям.

Чувство любви к родной природе – одно  из слагаемых патриотизма. Знакомство с миром природы начинается задолго до того, как ребенок скажет «мама», начнет ходить, откроет книгу. Это детские погремушки в виде животных, рисунки на фартушке; ребенок замечает, что первое живое существо, не похожее на маму – кошка, собака, рыбка. Так начинается связь с миром природы. Природные явления, объекты, окружающие ребенка с детства, ближе и легче для его восприятия, сильно воздействуют на его эмоциональную сферу.

Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те  или иные убеждения с детства, до того, как получает возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить, которые трудно. Формирование любви к Родине начинается с ясельного периода, продолжается в дошкольном возрасте с учетом возрастных особенностей, доступности, постепенного усложнения материала.

Первая младшая группа:

  • Учить определять траву, дерево;
  • Наблюдать за домашними животными;
  • Учить различать лису, зайца, медведя, их особенности, через знакомство со сказками;
  • Различать по внешнему виду овощи и фрукты, той местности, где живет ребенок.

Младшая группа:

  • Учить определять состояние погоды, знакомить с особенностями времен года;
  • Знакомство с домашними животными, их детенышами;
  • Дать представление о диких животных;
  • Знакомство с растениями;
  • Воспитание бережного отношения, не ломать ветки, не срывать цветы, не пугать животных.

В данных возрастных группах через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира, через людей к природе родного края формируется любовь к Родине.

В средней группе расширяется представление о многообразии природных явлений, дается начальное представление о приспособленности растений и животных к сфере обитания; дается представление о том, что растения – живые существа, условия их роста обеспечивает человек. В этом возрасте любовь к Родине воспитывается не только через эмоциональную отзывчивость, но и через познание мира человека, мира природы.

В старшем дошкольном возрасте воспитывается – через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры. В этом возрасте воспитывается гуманное отношение ко всему живому, формируется представление о связи явлений природы с деятельностью человека; знакомство с растениями и животными, занесенными в Красную книгу; с тем, что человек – часть природы, закладываются основы экологической культуры. В этом возрасте дети могут помогать сажать и поливать растения, комнатные цветы, кормить домашних животных; в детском саду они узнают, что необходимо помогать подкармливать диких животных в холодное время года, существуют запреты на разведение костров, порубку леса.

Бережное отношение к природе формируется не только на занятиях по ознакомлению с окружающим и экологии, но и на занятиях по развитию речи, художественной литературе, изобразительной деятельности, музыке.

Работа с художественным словом, рассматривание репродукций картин художников обогащает внутренний мир человека, углубляют и осмысливают чувство любви к природе. Это пословицы, поговорки, народные сказки, стихи русских поэтов, произведения Пришвина, Бианки, Паустовского; картины Шишкина, Мясоедова, Айвазовского. В продуктивных видах деятельности ребенок отражает свое отношение к природе. Любовь к природе достигается и музыкальными средствами, через народную песню, музыкальные игры. Каждый временной цикл заканчивается тематическим праздником, развлечением. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой остается в памяти ребенка, формирует его сознание как гражданина.

На занятиях по продуктивной деятельности нужно показать, как мастера декоративно-прикладного искусства, используя природные ресурсы (дерево, глину, камень), отражают красоту окружающей природы.

Вне занятий в работе по патриотическому воспитанию необходимо использовать следующие методы:

  •  Наблюдение и уход за цветами и животными в уголке природы;
  • Целевые прогулки, экскурсии, наблюдения, прогулки по экологической тропе;
  • Труд в природе (цветник, огород с овощными культурами);
  • Рассказ, объяснение воспитателя с показом нужных объектов;
  • Приобщение к посильному общественно-полезному труду;
  • Проведение опытов, экспериментов; подкармливание птиц, белок.

Основная деятельность детей – игра, через нее дети развиваются физически, углубляют познание окружающей среды. Это дидактические, настольные, подвижные игры. Сюжетно-ролевые, подвижные игры для детей 3-5 лет: «Птички», «Пастух и овцы», «Коза и зайка»; для детей 5-7 лет: «У медведя во бору», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Лягушки», «Ястреб и куры».

Красота природы рождает патриотизм, привязанность к тому месту, где живет человек. Семья занимает важное место в воспитании чуткости, отзывчивости к родной природе. Если родители с раннего детства совершают с детьми прогулки на природу, обращают внимание на ее красоту в любое время года, суток, любую погоду, учат детей удивляться форме деревьев, цвету неба, стройности былинки, пению птиц, соблюдают правила поведения на природе с учетом ее сохранности, защиты, ребенок постепенно овладевает этими умениями, становится сам ответственным за природу.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, это могучий источник познания и воспитания. М. Пришвин писал: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Литература:

Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина».

Т.В. Иванова «Система работы по воспитанию чувства патриотизма».

Л.И. Егоренко  «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников».

В.Н. Вишневская «Программа духовно-патриотического воспитания «Свет Руси».

Васильева «Программа обучения и воспитания в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края"

Нравственно-патриотическое воспитание стало одной из главных задач МДОУ...

Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

Консультация Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края.

Консультация «Воспитание любви к Родине через природу родного края»С чего начинается Родина? Все мы хорошо помним слова из знакомой песни. Может с детского сада, где малыш проводит первые годы своей ж...

Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»

Данная  работа поможет педагогам приобщать детей к культуре и традициям русского народа, воспитывать трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочуствие, культивирует эмоциональное и поэтическое отгнош...

консультация "Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края".

консультация "Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края"....

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края »

Формирование любви к родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено неск...