Трудовое воспитание дошкольников
статья на тему

Труд – это деятельность, необходимая человеку для удовлетворения его жизненных потребностей. Приучая детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, формируются самостоятельность, желание оказывать посильную помощь взрослым

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_doshkolnikov.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание дошкольников

Труд – это деятельность, необходимая человеку для удовлетворения его жизненных потребностей. Приучая детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, формируются самостоятельность, желание оказывать посильную помощь взрослым. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т. д. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками. А. С. Макаренко утверждал: дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, они скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых. Их труд тесно связан с игрой. Они строят дома, раздают приглашения на спектакль, заботятся о том, чтобы обед был вкусным, и т. п. Младшие дошкольники при этом еще не осуществляют конкретных трудовых усилий: они как будто ведут машину, как будто готовят обед. Они не могут ставить цель себе, не могут сказать: «Я сделаю это», «Я хочу сделать это», удержать эту цель, затем следовать ей в процессе задуманного. Младший дошкольник пока не умеет удерживать в памяти весь процесс и результат. Он сразу начинает действовать. Его действия носят не целенаправленный характер, а процессуальный.

У детей постарше в игре нередко возникает необходимость потрудиться: вымыть посуду, которой пользовались за столом, выкупать куклу-дочку или постирать ее испачканное платье. Такая игра побуждает их совершать реальные трудовые действия. Старшие дошкольники уже могут самостоятельно сформулировать цель своей деятельности и следовать ей на протяжении всего процесса до получения результата. Также в старшем дошкольном возрасте, в ходе игры возникает потребность в атрибутах, необходимых для изображения взятых на себя ролей: матросских шапочках, знаках дорожного движения, флажках и фонариках и др. Желание наиболее полно отразить в игре действия персонажей, точнее передать в постройке свой замысел также побуждает детей включиться в труд.

В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребёнок, но и то, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослого, потребность в общении со взрослым, самоутверждение, желание чему- либо научиться, общественные мотивы - приносить пользу другим. И в отличие от взрослых детей не интересует материальное поощрение. И это есть положительная сторона, т.к. именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

Оценивание своей деятельности малышам сложно, более легко это даётся старшим дошкольникам. С помощью взрослого дети старшего возраста учатся оценивать процесс выполнения и результат своей деятельности. Позже они овладевают умением предвидеть, к хорошему или плохому результату они придут в ходе своей деятельности.

Сильное влияние на детей, особенно младшего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т. п.), различные действия медицинских работников (сестры, врача). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых.

Детей старшего возраста уже меньше интересует бытовой труд. Но использовать его необходимо, так как в процессе этого труда фиксируется (при наблюдении и в беседах) внимание детей на таких его сторонах, как организованность работы, ответственность, коллективная слаженность и т. п.

В детских садах имеются все возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. В этом труде явно выражен его общественный характер, поэтому бытовой труд персонала детского сада имеет в своем влиянии на детей много преимуществ по сравнению с бытовым трудом, осуществляемым в семье.
В семье ребенок более или менее регулярно наблюдает приготовление пищи, стирку и починку белья, пошив одежды, он видит, как поддерживается чистота и порядок в помещении. В сельской местности дети видят труд в огороде, фруктовом саду, цветнике. Нередко в семьях имеет место художественный и технический труд (выпиливание, ремонт аппаратуры, конструирование и т. д.).
Таким образом, ребенок может наблюдать сам процесс труда, видеть, как работают взрослые.
В детских садах из гигиенических соображений уборка помещения, приготовление пищи, стирка, пошив и ремонт одежды, пособий, мебели и т. д., осуществляются в специальных помещениях или же в такое время, когда дети отсутствуют (гуляют, уходят домой).
Такой сильный фактор воспитания, как личный пример взрослых, действует в данном случае не в полной мере. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.
Здесь возможны различные пути. Первый путь — это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения; второй путь — непосредственная организация (в той мере, в которой позволяют условия детского сада) совместной деятельности взрослых и детей.
Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых — наблюдения и экскурсии. В процессе наблюдений важно фиксировать внимание детей на тех сторонах труда взрослых, которые имеют наибольшее значение для воспитания у детей правильного отношения к труду, для формирования их собственного трудового поведения. Наблюдения за трудом взрослых оказываются особо действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения. Живой пример окружающих взрослых создаёт положительное отношение к труду, непосредственное соприкосновение с их трудом. Ребёнок в труде всегда ориентируется на взрослого, подражает ему.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим. В детском саду решается задача формирования у детей умения трудиться в коллективе. Происходит это постепенно, путем объединения детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием (если у них уже есть опыт работы вдвоем, втроем, то общее задание может выполнять группа из 6—7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата. Все это обогащает их опыт взаимоотношений в деятельности. А. С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников. «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу,— писал он.— Это правильное отношение состоит не только в том, что каждый человек отдает свои силы обществу, но и в том, что он и от других требует того же, что он не хочет рядом с собой переносить жизнь дармоеда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание дошкольников

Трудовое воспитание дошкольников !...

трудовое воспитание дошкольников

перспективные планы по трудовому воспитанию дошкольников...

Трудовое воспитание дошкольников.

В данной презентации, представлены задачи трудового воспитания на основе классификации Ю.К.Бабанского, В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой, Р.С.Буре. Формы организации труда. Решение нравственных задач. Формы...

Трудовое воспитание дошкольников в семье. Консультация для родителей дошкольников.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения детей дошкольного возраста к труду. Именно в семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, кот...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...