Развивающая предметно - пространственная среда
статья на тему

Создание развивающей среды в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_predmetno_-_prostranstvennaya_sreda.docx42.62 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №460 Пушкинского района Санкт – Петербурга (структурное подразделение)

Тема: «Развивающая предметно – пространственная среда»

                                                                                        Ершова Юлия Борисовна

2013 г.

 На развитие ребенка в значительной степени оказывает влияние наследственность, среда и воспитание.

Согласно токовому словарю Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность людей, связанных общностью условий обстановки.

Известно, что именно среда может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физических планах) или стимулировать его развитие (благоприятная развивающая среда). Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она не тормозит, но и не стимулирует развитие ребенка.

Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда, способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая чувства уверенности в себе.

На основании ряда документов: закона «Об образовании», СанПиНа, программы, которая реализуется в дощкольном отделении, ФГОС и др., каждый воспитатель создает детям условия пребывания в группе.

Необходимо помнить, что развивающая предметно – пространственная среда не окончательна, так как необходимо поэтапно изменять, дополнять и реоганизовывать ее. Созданию и оснащению предметно – пространственной среды в группе необходимо уделять значительное внимание.

Согласно закону «Об образовании»

 статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»

п.4  развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

Статья 64 Дошкольное образование

п. 1 Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей.

Именно грамотно организованная предметно – пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.

В 2013 году вышли новые ФГОС в которых указываются требования к предметно – пространственной среде.

  1. Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности.

То есть предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей.

  1. Гибкость игрового пространства.
  2. Полуфункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов - заместителей).
  3. Вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала.
  4. Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно – пространственной среды.

Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой.  С целью приближения обстановки дошкольного учреждения к домашней активно используются ковровые покрытия. Поглощая звук, они создают благоприятные возможности для восприятия естественных звуков (ветра, дождя, голосов птиц и др.)

Оборудование дошкольного помещений учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей.

Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. А в атрибутике сюжетно – ролевых игр используются естественные вещи (например, в игре «Парикмахер»: ножницы, расческа, фен, машинка для стрижки и т.д.) Разнообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей.

Обеспечение возможности для исследования и научения.

Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития. Некоторые дети лучше учатся через наблюдения. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действие методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной развивающей предметно – пространственной среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально использовать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.

Очень важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, интересы, склонности, половой состав, личностные особенности и др.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей  предметно – пространственной среды в группе детского сада.

Принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка.

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять эти потребности. Побор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста.

Высота мебели в групповом помещении должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки.

Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раздражитель: предмет – игрушка, оказавшийся в зоне внимания. Поэтому в группе желательно иметь стеллажи бездверочные, «прозрачные».

Большое значение имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве для двигательной активности, ролевых игр, для «неопрятных игр» и занятий в одиночестве. Основное правило – свободное пространство должно занимать не менее трети не более половины общего пространства игровой комнаты.

Для воспитателя важно, чтобы групповая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог видеть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство могут создавать стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство и оставляют его открытым для наблюдения. То есть педагог старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно.

Принцип функциональности.

Он означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы. Группа не должна быть складом для хранения материалов и пособий.

Принцип опережающего характера содержания оборудования.

Педагог подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на  год). Это объясняется следующими причинами. Во – первых, дети отличаются по уровню своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей. Во – вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.

Принцип динамичности – статичности среды.

Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Следовательно, развивающая среда не может быть построена окончательно, так как завтра она уже перестает стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

Первоначальный период построения среды два месяца, а далее ее насыщение и реорганизация.

Необходимо также помнить, что вся предметно – пространственная среда в группе должна работать на цели и задачи программы, которая реализуется в детском учреждении. То есть программа должна осуществляться в той предметно – пространственной среде, которая соответствует данной программе. А оснащение должно меняться в соответствии с тематическим планирование образовательного процесса.

Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов.

В нашем образовательном учреждении реализуется программа «От рождения до школы». Данная программа предполагает следующий вариант построения развивающей предметно – пространственной среды. Пространство группы может быть разграничено на зоны («центры», «уголки»).

В качестве таких центров развития могут быть:

  1. Уголок для ролевых игр.

Костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудования для обыгрывания сказок. Большая ширма, маленькая ширма, фланелеграф стойка – вешалка для костюмов. Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный, перчаточный, настольный) для обыгрывания сказок. Аудиокассеты с записью музыки для сопровождения театрализованных игр.

  1. Книжный уголок.

В каждой группе, в удобном месте комнаты с достаточным естественным и искусственным освещением организуется книжный уголок – стол и книжная полка – витрина. Содержание уголка книги определяется программой, которая реализуется в детском саду. Обычно в уголке бывают представлены как новые так и уже знакомые детям, прочитанные ранее произведения. Помимо книг, в уголке может быть помещен различный иллюстрированный материал по темам: сезоны, семья, животные, птицы и т. д.

  1. Зона для настольно – печатных игр.
  2. Выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и тд.)
  3. Уголок природы (наблюдения за природой).

Место для уголка природы выбирается с достаточным дневным и искусственным освещением, чаще всего у окна. Комнатные растения размещаются на подоконниках, полочках, подставках. Для уголков природы комнатные растения подбираются быстрорастущие, с красивыми цветками, листьями разной формы, величины и окраски, не требовательные к уходу и содержанию и в соответствии с возрастом.

Примерный подбор оборудования

  • Растения, требующие разных способов ухода, с учетом возраста детей (отбор по принципу: лучше меньше, но лучше).
  • Оборудование для ухода за растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, тряпочки, пульверизаторы и т. д.
  • Календарь наблюдений за состоянием погоды, за растениями.
  • Литература природоведческого содержания (по изучаемой и изученной темам).
  • Картотеки: а) растения, имеющиеся в уголке природы (информация познавательного, занимательного характера, стихи, открытки из литературных произведений по каждому растению); б) растения ближайшего окружения (на участке); в) птицы, звери (нашей полосы, жарких стран, северных широт.)
  • Настольно – печатные, дидактические игры природоведческого содержания
  • Природный материал.
  • Информация по валеологии.

Рекомендованные растения для разных возрастных групп.

Подготовительная группа

растения старшей группы без средней + новые:

  1. Узумбарская фиалка или симполия.
  2. Хлорофитум двух видов.
  3. Эпифилиум.
  4. Зигокактус.

Старшая группа.

  1. Плющ обыкновенный.
  2. Традесканция трех видов.
  3. Амаралис.
  4. Зефирантес.
  5. Кринум.
  6. Цикламен.
  7. Кливия.
  8. 1 – 2 вида кактусов без колючек.
  1. Герань душистая.
  2. Бегония пятнистая.
  3. Бегония металлическая.
  4. Бегония Рекс.
  5. Алоэ.
  6. Колеус.
  7. Аспарагус перистый.
  8. Маранте.

Младшая группа

  1. Фикус.
  2. Аукуба (золотое дерево) - 2
  3. Бегония вечноцветущая – 2
  4. Бальзамин (огонек) – 2
  5. Герань зональная.
  6. Китайский розан.
  7. Аралия.

  1. Спортивный уголок.

Необходимо обеспечить игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности. В спортивном уголке могут быть: цветные флажки, платочки цветные, ленты разноцветные, кегли или булавы, кубики (деревянные или пластмассовые), мячи надувные, обручи, скакалки.

При этом в групповой комнате необходимо создать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек.

Пособия для спортивного уголка в разных возрастных группах.

№ п/п

Возрастная группа

Наименование

Размеры, см

1

Вторая группа раннего возраста

Первая младшая группа

  1. Флажки цветные
  2. Платочки цветные
  3. Ленты разноцветные

  1. Кегли или булавы
  2. Кубики (деревянные или пластмассовые)
  3. Мячи резиновые

  1. Мячи надувные
  2. Обручи

     

20*20 см.

25 – 30

50 – 60

Высота 25 – 20

3*3*3; 4*4*4

Диаметр 6 – 8 Диаметр 20 - 25

Диаметр 40

Диаметр 100 – 160

Диаметр 55 – 65

Диаметр 15 - 20

(плоские, картонные или пластмассовые)

2

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

  1. Доска ребристая
  2. Мячи резиновые

  1. Обручи

  1. Палки гимнастические
  2. Шнуры короткие
  3. Шнуры длинные
  4. Скакалки короткие
  5.  Скакалки длинные
  6. Флажки
  7.  Мешочки с песком

Диаметр 20 – 25

Диаметр 10 – 12

Диаметр 6 – 8

Диаметр 55 – 60

(круглые, плоские)

Диаметр 40

Длина 75 – 80

75 – 80 см.

15 – 20 м.

120 – 150 см.

3 м.

Масса 150 – 200г.

Масса 400г.

 

  1. Уголок для игр с песком. (Центр науки )

В данном уголке могут быть выделены:

  • Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.)
  • Место для приборов.
  • Место для выращивания растения.
  • Место для хранения материалов (природного, «бросового»).
  • Место для проведения опытов.
  • Место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или емкость для воды, песка, мелких камней и т. п.)

Приборы и оборудования для центра науки:

  • Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терка, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.
  • Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, лопатки, формочки.
  • Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т. п. ); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п. )
  • Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт.

В младших группах (от 2 до 4) рекомендуется также отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специального оборудования. Материалы для таких «неопрятных» игр лучше размещать ближе к источнику воды; обязательно в этом месте нужно постелить пластиковый ворсистый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавники, старые папины рубашки). Если нет возможности приобрести специальное оборудование для игр с водой и песком, можно в детском столике с одной стороны вырезать отверстие для таза или ведра, в которых будет находиться песок, вода или глина, краски. А с другой  - закрепить лист оргстекла, на котором ребенок будет действовать с этими материалами. Рядом в коробку, в контейнер или на полку поставьте необходимые предметы: емкости для переливания воды, резиновые надувные мелкие игрушки, игрушки – забавы для игр с водой (плавающие игрушки, мельнички и др.), поролоновые губки, формочки, ведерки, штампики и т. д.

Игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

  1. Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.

Программа «От рождения до школы» предусматривает систематическую и последовательную работу с детьми по развитию у них конструктивных способностей. Эта работа осуществляется как в непосредственной образовательной деятельности детей, так и в свободное время. Дошкольники учатся создавать разнообразные постройки из строительного материала, сочетая геометрические фигуры по цвету, форме, расположению на плоскости.

Для конструктивной деятельности детей во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал.

Конструктивная деятельность детей лишается смысла, если построенные конструкции не обыгрываются. Поэтому как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной деятельности дошкольникам необходимы игрушки.

В центре для конструктивной деятельности рядом со строительным материалом хранятся в папках – файлах чертежи, рисунки, фотографии и прочий иллюстрированный материал. Часть рисунков, чертежей используется в качестве образцов с целью прямого следования им, другие способствуют развитию у детей умения закончить постройку, скомбинировать ее с учетом поставленной задачи. Строительный материал хранится на открытых полках и стеллажах в деревянных, пластмассовых коробках, контейнерах. Конструктивную деятельность стимулируют фотографии построек, выполненных детьми ранее.

Для изобразительной деятельности детей подбирается хорошо освещенное место в стороне от играющих детей, где воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Этот центр желательно оборудовать выставкой, на которую воспитанники могут самостоятельно прикреплять готовые работы.

Примерный набор оборудования центра искусств.

Рисование:

  • Репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже усвоили.
  • Фоны разного размера, цвета и формы (прямоугольник, овал, круг).
  • Краски и другой изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д. (в соответствии с возрастом).
  • Кисти разных размеров.
  • Подставки для кисточек.
  • Стаканчики для воды.
  • Салфетки для кисточек.
  • Палитры для смешивания красок.

Лепка

  • Пластилин или глина (влажная в закрытом контейнере – готовая для работы).
  • Скульптуры малых форм (по теме будущей и прошедшей лепки), иллюстрации.
  • Дощечка для раскатывания пластилина или глины.
  • Стеки.
  • Сопутствующий материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки и т. д.).

Аппликация

  • Иллюстрированный материал по ближайшей теме.
  • Фоны разных размеров (в том числе картинки из цветных журналов, обои).
  •   Бумага, картон разного качества и размера в контейнере с разделителями для разных сортов и размеров бумаги.
  • Подставки для кистей, кисти.
  • Клееночки.
  • Ножницы на подставке.
  • Клей в закрытой баночке.

При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

 1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

 2. Разнообразие оборудования.

 3. Учет возрастных особенностей детей.

 4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5. Возможность переноса оборудования в другие места.

Примерное наполнение музыкальных зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет (1 и 2-я младшие группы):

 •куклы-неваляшки;

•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.);

 •игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

 • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

 • набор не озвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);

 •атрибуты к музыкальным подвижным играм;

 •флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам);

 •ширма настольная с перчаточными игрушками;

 •магнитофон и набор программных аудиозаписей;

 •поющие и двигающиеся игрушки;

 •музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет (средней группы детского сада):

 В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно:

 •металлофон;

 •шумовые инструменты для детского оркестра;

•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам);

 •фланелеграф или магнитная доска;

 •музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др.;

 •атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

 •музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

 •ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям, но сезону;

 •ширма настольная и набор игрушек;

 •музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музыцирования:

 • магнитофон и набор программных аудиозаписей.

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада):

 Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

 • погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

 •музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

 •иллюстрации по теме «Времена года»;

 •музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

 •портреты композиторов;

 •иллюстрации из «Музыкального букваря»;

 •музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др. ;

•атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

 • детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

 •ширмы: настольная и ширма по росту детей;

 •музыкальные лесенки трех-, пяти - и семи ступенчатые — озвученные;

 • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

 •разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

 •атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.):

 •магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Перечень материалов для детей 6-7лет (подготовительной группы детского сада):

 •музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.);

 •портреты композиторов;

 •иллюстрации по теме «Времена года»;

 •картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

 •альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

 •графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

 •альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;

 •музыкальные лесенки (трех-, пяти - и семиступенчатые — озвученные);

 •набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

 •музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д.;

 атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.);

 •атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) ; разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танцевальных импровизаций;

 •магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков. "

  1. Игровой центр с крупными и мелкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр. для легкого изменения игрового пространства).

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Используемая литература

  1. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /сост. Н. В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.-128 с./
  2. Кирьянова Р. А. Проектирование предметно – развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2007. – 64с. + 16 с. цв. вкл.
  3. «Готовимся к аттестации!» Методическое пособие для педагогов ДОУ – СПб: «Детство-Пресс», 2000 г.
  4. «Кукольный театр дошкольникам» Карманенко Т. Н., Карманенко Ю. Г. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов – М. Просвещение, 2000 г.
  5. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды....

«Предметная среда действительно развивающая. Требования к развивающей предметно-пространственной среде в рамках проекта ФГОС ДО»

 В связи с вступлением в силу ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметной среды.    Вопрос создан...

Педагогический совет на тему: «Инновационный подход к созданию развивающей предметно - развивающей предметно-пространственной среды в группе»

Активизировать действия педагогов на проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания, обеспечения разнообра...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...