Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие по России» .
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Прейс Ирина Алексеевна

НОД  «Путешествие по России» с детьми подготовительной к школе группе(форма проведения «игра-путешествие»).Одна из целей образовательной деятельности:

воспитывать у детей интерес к своей стране, уважение к людям своего и других народов, воспитывать основы  толерантности, умение принять и понять людей разных национальностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие по России» с детьми подготовительной к школе группе

(форма проведения «игра-путешествие»)

Цель: формировать ценностные представления детей о России как многонациональной, но единой и независимой стране; познакомить с символикой (флагами), некоторыми особенностями жизни и достопримечательностями людей различной национальности в нашей стране, а также стран ближнего Зарубежья (Украины); закрепить знания о символике нашей страны: флаг, герб, гимн, особенностях родного края; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, доказывать своё мнение; вызвать чувство гордости своей большой и малой Родиной; воспитывать у детей интерес к своей стране, уважение к людям своего и других народов, воспитывать основы  толерантности, умение принять и понять людей разных национальностей.

Материалы: проектор, флаги, листы с кругом, глобусом;  аудиозапись Гимна России, аудиозапись танца «Лезгинка»; российские символы; письмо, билеты; каравай; сувениры гостям; цветовые знаки, «самолёт» из стульев.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Ход непосредственно образовательной деятельности

  1. Приветствие ( дети стоят около педагога)

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, они к нам приехали из разных детских садов нашего района, а ещё к нам пришла Елена Николаевна, работник нашей поселковой библиотеки. Поприветствуем их.

-Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: - Доброе утро!

-Доброе утро - солнцу и птицам

-Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Мы рады всех  вас видеть сегодня!

     Воспитатель: Дети, я вам хочу загадать загадку, а для этого приготовила листочки, на одном из которых  нарисован…(круг). Внимательно посмотрите и скажите, что это могло быть ? Если дети сразу не ответили, воспитатель говорит: «Молодцы, много чего придумали, но мою загадку ещё не отгадали! Вот вам небольшая подсказка (переворачиваю лист). Что это?

      Верно, это глобус. Глобус – это уменьшенный макет Земли (глобус на бумаге, в разрезе). Показ.

  Сегодня мы узнаем много-много интересного.  Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет свою историю, традиции. Как и у человека, у страны  есть имя. Как называется наша страна? А мы, живущие в ней? (россияне). Ответы детей.

Люди, которые живут на территории России, называются россиянами

независимо от национальности. Назовите как называются люди разных национальностей. (Ответы детей).

 

Воспитатель: Россия – одна из самых больших стран в мире.

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

Совместное рассматривание иллюстраций.

Воспитатель: Россия…Какое красивое имя! Послушайте прекрасное стихотворение Иды Векшегоновой «Родина». (Ребёнок читает стихотворение.)

1 ребёнок

Ромашки весь луг засыпали,

А клевер – пушистый шмель,

И пахнет сосной и липою,

И машет крыльями ель.

Вот здесь, где всё дышит сказкою,

Родились мы и живём,

Поэтому край наш ласковый

Родиной мы зовём.

2 ребёнок

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём.

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Воспитатель:

-Дети, а флаг – это…? (символ)

- Да, у любого государства есть отличительные знаки – символы. Какие символы вы знаете? (флаг, гимн, герб) Что обозначают цвета нашего российского флага (ответы детей)

Воспитатель: послушайте стихотворение о гербе России.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый.

Чтоб на запад, на восток,

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Воспитатель:  Кто ещё  расскажет о нашем гербе?  Рассказ ребёнка.

Воспитатель: Как вы думаете, что такое гимн? (это главная песня страны)

Она исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране, гимн слушают стоя (прослушивание отрывка из гимна).

Воспитатель: Дети, а как называется наша малая Родина? (если возник спор, просим помощи работника поселковой библиотеки ) Дети садятся на ковёр.

Библиотекарь: (приветствует детей). Вы знаете, как называется край, в котором мы живём? (ответы детей).

Проводит с детьми небольшую викторину (с презентацией)

  1. Почему наш край называется Ханты-Мансийским?
  2. Назовите столицу нашего округа.
  3. Чем богат и знаменит наш край?
  4. Назовите коренных жителей нашего края.
  5. Чем занимаются коренные жители? Чем украшают одежду?
  6. Какие ягоды, растущие в нашем краю, вы можете назвать?

Ответы детей. Благодарим Елену Николаевну.

Входит почтальон, приносит письмо.

-Это детский сад «Солнышко»? Подготовительная группа?

-Вам пришло письмо. Уходит.

Воспитатель: Спасибо. Письмо к нам пришло из «Солнечной страны». Ребята, мы же с вами участвовали в этом конкурсе! (достаю лист) Что же нам написали? Ой, что-то я не могу прочитать…(приглашение на разных языках).

 Может, вы поможете мне? (рассматриваем, рассуждаем)

Воспитатель: Как же нам быть? Вы правы, нам без переводчика не обойтись.  У меня есть знакомый переводчик. Я думаю, что она нам не откажет. Как он нам поможет? (он переведёт с одного языка на другой). Сейчас я ей позвоню.

Говорит по телефону: Добрый день! Мы в детском саду с ребятами получили письмо, которое написано на разных языках,  помогите, пожалуйста!

Переводчик: Хорошо, сейчас буду, подскажите ваш адрес. (Строителей, 42; детский сад «Солнышко»)

Воспитатель: Ждём!

Входит переводчик.

Переводчик: Здравствуйте, я переводчик, вам нужна моя помощь?

В: Да, нам с ребятами пришло письмо, а мы не можем его прочесть.

Переводчик:  Вас наградили туристическим путешествием по необъятным просторам нашей страны.

читает первую строку и переводит.

ПРИГЛАШАЕМ ВАС В ГОСТИ В РЕСПУБЛИКУ БАШКОРТОСТАН!

Воспитатель: Ребята,  примем приглашение? А на каком транспорте мы отправимся в путешествие?  (на самолёте)  (А давайте отправимся на самом быстром транспорте).

Переводчик: Ребята, я переводчик, но работаю ещё и стюардессой, и буду сопровождать вас в этом полёте. Что нам нужно для полёта? Ой, ребята, вместе с приглашением и билеты вам прислали (раздаёт билеты). Проходите в салон, занимайте места, указанные в билете.  Запомните, пожалуйста, свои места. Это вам пригодится для дальнейших полётов. Все сели?

Уважаемые гости, мы вам тоже приглашаем полететь с нами в путешествие.

Внимание, пристегните ремни, наш самолёт готовится к полёту.  Полетели.

 Стюардесса:

Если долго, долго, долго

В самолёте нам лететь,

Если долго, долго, долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

 Ленты рек, озёра, горы:

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Ребята, а у кого из вас живут родственники в Башкортостане?

Наш самолёт совершил посадку в аэропорту города Уфа. Отстегните ремни. Приглашаю всех к выходу.

Гостей встречают представители республики Башкортостан (воспитанница группы и её мама).

Мама: Добро пожаловать, дорогие гости в нашу Республику Башкортостан. Башкортостан – величавый и неповторимый край на территории необъятной Российской Федерации.

Благодаря уникальной природе, здравницам, а также особым климатическим условиям республику можно назвать жемчужиной Южного Урала.

Башкортостан имеет свой государственный герб, гимн и флаг. Государственный флаг Республики Башкортостан трехцветный. Зеленый цвет означает свободу, вечность жизни; белый - миролюбие, открытость народов Республики Башкортостан; синий - ясность, добродетель и чистоту их помыслов. Расположенный в центре белой полосы цветок курая - символ дружбы, семь его лепестков, символизируют содружество семи родов башкирского народа.  Из этого растения башкиры с древних времен изготавливали свой национальный музыкальный инструмент – kурай. Курай  изготавливают  из прямого, высушенного полого стебля растения длинной  около 1 метра. Инструмент имеет пять отверстий: 4 на передней части и 1 на тыльной  - для большого пальца.

Вашему вниманию я предлагаю послушать мелодию курая. (Звучит мелодия курая).

Дочь:

Башкортостан,

Моя земля и небо,

Моя любовь,

Мой соловьиный край!

Мне жаль того,

Кто здесь ни разу не был.

Мне жаль того, кому не пел курай.

Мама: О происхождении курая существуют множество башкирских легенд и сказок. Хочу вам рассказать одну из них.

В давние времена жил очень злой и жадный хан.

Каждую неделю он брил себе голову; для этого хан призывал каждый раз нового человека и домой его не отпускал.

Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков.

Мать замесила на своем молоке тесто из лебеды и напекла сыну лепешек. Взял джигит эти лепешки, распростился с родителями и отправился в путь.

Как только его привели к хану, хан приказал обрить ему голову. На голове у хана торчал рог.

После того как обрил хану голову, джигит вынул последнюю лепешку и начал ее есть.

Хан спросил:

— Что ты ешь? Отломи-ка и дай мне попробовать.

Джигит отломил хану кусочек лепешки. Хан съел и говорит:

— Как вкусно! Из чего это испечено?

— Моя мать замесила на своем молоке тесто из лебеды и испекла эти лепешки,— ответил джигит.

 «Я съел лепешки, испеченные на молоке его матери! Теперь, выходит, я стал его молочным братом, и его кровь мне проливать нельзя. Если же я не убью его, он расскажет всем, что на голове у меня рог»,— решил хан.

Хан позвал своих палачей и приказал им отвезти джигита в дремучий лес.

Скитаясь по лесу, джигит устал и прилег под дерево отдохнуть. Поднялся сильный ветер. Вдруг до слуха джигита стали доноситься дивные, приятные звуки. Он увидел высокое растение с мохнатой головкой. Джигит сорвал это растение, сделал длинную дудку - курай, подул в нее. Услышав приятные звуки, народ пришел к джигиту.

Джигит рассказал народу о том, как хан убивает молодых джигитов.

Тогда весь народ поднялся на хана и расправился с ним по заслугам.

И с той поры в башкирском народе курай переходит из поколения в поколение, и играют на нем хорошие, задушевные песни.

Стюардесса: Огромное спасибо вам! Нам было очень интересно.

Мама: Спасибо и вам за внимание, дорогие гости!

 Стюардесса читает и переводит  вторую строку письма.

ПРИГЛАШАЕМ ВАС В ГОСТИ В РЕСПУБЛИКУ ДАГЕСТАН!

Ребята, ещё одно приглашение из республики Дагестан. Отправляемся в путешествие? Дети и взрослые благодарят «хозяев» за гостеприимство и приглашают в дальнейшее  путешествие.

   Садимся в самолёт.                                                                                                                                                                

Стюардесса.  А у вас есть родственники в Дагестане? Ответы детей.

А чтобы не скучно было лететь, давайте поиграем в игру «Если весело живётся…»

Проводится игра «Если весело живётся».

Если весело живётся, делай так (2 хлопка)

Если весело живётся, делай так (круговые вращения плечами)

Если весело живётся,

Мы друг другу улыбнёмся,

Если весело живётся, делай так (вверх пальчики)

Наш самолёт совершил посадку в аэропорту города Махачкала. Отстегните ремни. Приглашаю всех к выходу.

Представитель республики (воспитанник и его мама) 

Здравствуйте, мы рады вас видеть у нас, в Дагестане. Население нашей республики многонационально, а вы знаете, какие народности живут у нас? (кумыки, нагайцы, даргинцы, лезгины, аварцы и т.д.) Да, много разных народов живут у нас.

    Познакомьтесь, пожалуйста, с флагом Дагестана. На нём три горизонтальные полосы. Зелёный цвет олицетворяет жизнь, изобилие дагестанской земли, голубой – цвет моря. Восточную часть республики омывает какое море? (Каспийское), этот цвет символизирует красоту и величие дагестанского народа, а красный цвет означает мужество и храбрость населения нашей республики.

   А ещё очень хочется познакомить вас с удивительным чудом природы – крупнейшим в Европе песчаным барханом Сары Кум. Его высота 252 метра! А что такое бархан? (огромная куча песка)

Он возвышается севернее города Махачкалы.

   Будто чьи-то чудесные руки перенесли в Дагестан этот сказочный уголок природы! У подножия бархана очень много растений, в том числе и редких.

 Ребята, несмотря на то, что песок Сары-Кума – хороший строительный материал, люди смогли уберечь этот заповедный уголок Кавказа от уничтожения!

Воспитанник:

Расул Гамзатов

Люблю тебя я всей душой,

О, Дагестан, мой край родной!

Не нужно мне заморских стран

Ты так прекрасен, Дагестан!

Затем предлагают всем станцевать  лезгинку. Танец «Лезгинка».

Стюардесса читает и переводит  третью строку письма.

ЖДЁМ ВАС У НАС В УКРАИНЕ!

 Приглашаем гостей в дальнейшее путешествие.

Стюардесса: (в самолёте)

А Украина - это тоже республика нашей страны? Ответы детей. (нет, это страна- «сосед») Полетели!

Наш самолёт совершил посадку в аэропорту города Донецка. Отстегните ремни. Приглашаю всех к выходу.

Нас встречает представитель страны Украина.

Здравствуйте, ребята и все гости! Я очень рада, что вы приняли моё приглашение.

Представитель Украины: Я хочу вас познакомить с удивительным местом на нашей земле – соленой шахтой, которая расположена в городе Соледар Донецкой области, это подземный санаторий. Здесь воздух, обогащенный частицами соли, лечит болезни органов дыхания. Во всем мире   таких диковинок единицы!

Соледар означает «дарить соль».  Вот один из кристаллов соли.

Слои соли как застывшие волны, каждый слой формировались тысячи лет! Захватывающее зрелище!

Добро пожаловать в сказочное царство этой чудо-пещеры!

Вход в подземное царство заинтригует Вас.

Вы оказываетесь как бы в другом мире.

 Прогуливаясь по ходам шахты, можно сделать фигурки и статуи, сделанные из кристаллов соли народными умельцами.

Это и:

прекрасные лебеди,

и царь зверей – лев;

и огромный ресторан.

Всё подсвечивается различными цветами и выглядит очень красиво, т.к. кристаллы соли по-особенному поглощают и излучают свет.

Мы даже видим футбольное поле с воротами. На воротах сетка, есть мяч, и можно поиграть в футбол, но вместо травы- соль.

Чуть дальше отголоски Нового года – 6-ти метровая ёлка, которая стоит зелёная уже 3 года и не портится, а под ёлкой – дед мороз и снегурочка.

  Уникальной является соляная пальма .

Оказавшись в санатории, не перестаешь удивляться красоте увиденного!

 Здесь лечатся болезни органов дыхания (астма и др.). Некоторых оставляют на всю ночь, где люди спят и лечатся и во сне.

Люди, вдыхая воздух, насыщенный солью, постепенно выздоравливают; Если до этого у вас был насморк или болело горло – тог по выходу на поверхность земли это может как рукой снять.

Здесь же в  вы можете немного согреться. Продаются «чай, кофе,  сладости, рядышком столики. А пока греетесь, посмотрите фильм, где узнаете об истории шахты.

Замечательное место. Прохладно. Приглушённый свет, солёный исцеляющий воздух… Просто необыкновенно и ни с чем не сравнимо.

 В атмосфере спокойствия и уединения люди на глубине могут почитать любимые книги, поиграть в теннис.

Ребята, вам понравился мой рассказ про этот чудо-санаторий?

А кто мне может рассказать о флаге Украины?  Ответы детей.

На флаге Украины 2 цвета: голубой и жёлтый. Голубой цвет символизирует мир, а жёлтый цвет – символ достатка.

Представитель Украины: Спасибо, мне очень приятно, что вы знаете значение цветов нашего флага.

Стюардесса: Спасибо  за доставленное нам удовольствие. Давайте пригласим представителей соседней страны и наших республик к нам домой.

Стюардесса: Приглашаю всех в салон самолёта.

Все приготовились к полёту?

Как вам наше путешествие? Но, как гласит русская пословица «В гостях хорошо, а дома….(лучше) Полетели домой!

Вспомните, ребята, в какой области мы живём? Областной центр?

А наш округ? Молодцы, вас никак не спутаешь! В каком районе мы живём? А наш родной город? (Сургут)

Вот мы и дома, в нашем родном крае!

Воспитатель: Как я рада вас видеть!

 По русским традициям, гостей, которые прилетают в Россию, принято встречать хлебом-солью. Попозже мы отведаем этот душистый каравай.

Воспитатель: Где вы сегодня побывали? Что вам больше всего запомнилось? А что вас удивило? Ответы детей.

Воспитатель: С какими удивительными  и прекрасными местами нашей страны и страны «соседа» вы познакомились!   Но нет ничего прекраснее своего родного края! А чтобы увидеть красоту нашего края и многое узнать, уважаемые гости, погостите у нас, мы будем очень рады! Правда, ребята?

Наша Россия – многонациональная, добрая, светлая страна, она как солнышко, согревает всех светлыми, тёплыми лучиками и мы хотим вручить вам частичку своего тепла.

Стюардесса: А сейчас я попрошу вас оценить, выразить своё мнение, отношение к нашему путешествию (дети поднимают определённый выбранный цвет).

Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Моя родина - Россия».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация»Цель: закреплять знание о родной стране и о вооруженных силах страны.Задачи: Расши...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Родина моя - Россия» для детей подготовительной группы

Цель: Углублять и уточнять представления о Родине — России.Задачи:Физическое развитие:  «Здоровье»: Благотворно влиять на работу зрительных анализаторов (укрепление глазных мышц и снятия на...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Родина моя - Россия»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности  «Родина моя - Россия»для детей подготовительной группыВоспитатели:         Боброва И.Ю....

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...

Технологическая карта конспекта непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по Золотому кольцу России»

Технологическая карта конспекта непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по Золотому кольцу России»...