«Внедрение и показательные результаты развития интегративных качеств образовательных областей и образовательной области «Музыка» в старшем дошкольном возрасте»
проект (старшая группа) по теме

«Проектирование целей – систематизирующее условие,

обеспечивающие гармоничное и целостное развитие ребёнка»

А.Г.Гогоберидзе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obmen_opytom_na_temu.docx45.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обмен опытом на тему:

«Внедрение и показательные результаты развития интегративных качеств образовательных областей и образовательной области «Музыка» в старшем дошкольном возрасте»

«Проектирование целей – систематизирующее условие,

обеспечивающие гармоничное и целостное развитие ребёнка»

А.Г.Гогоберидзе 

Внедрение интеграции в практику детского сада способствует решению комплекса задач: дидактических, методических, воспитательных. Согласно ФГТ,  педагогическая работа в ДОУ строится на основе принципа интеграции образовательных областей и направлений развития в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В нашем детском саду для успешного развития интегративных качеств ребёнка используется метод проектного обучения в разных образовательных областях, в том числе и в образовательной области «Музыка». Интегрированная деятельность помогала организовывать  педагогический процесс, сделала его более интересным и содержательным, а проектирование создавало проблемные ситуации, которые стимулировали и помогали  эмоционально поддерживать потенциальный рост ребёнка, проецируя его на нестандартное  творческое проявление  мыслительной и двигательной деятельности.

В 2012-13 учебном году при взаимодействии с детьми, воспитателями и родителями, опираясь на интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация»,  «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество, «Музыка»,  был создан творчески – поисковый, долгосрочный проект «Открой свою планету детства», для детей старшего возраста.

 С целью выявления одарённых детей и формирование основ базовой культуры личности, развития интегративных качеств, были определены задачи проекта:

1 . Организация учебно-воспитательной среды, благоприятных условий для полноценного музыкально-художественного развития ребёнка

2. Развитие творческих способностей детей: памяти, внимания, речи, общего интеллекта.

3. Создание условий способствующих укреплению  здоровья детей, повышению адаптационных возможностей детского организма.

4. Формирование положительного  эмоционального состояния всех участников образовательного процесса.

5. Обеспечение  содержательной и технологической интеграции деятельности детей, всех специалистов ДОУ и родителей.

Актуальность проекта - комплексный подход в решении проблем обще-эстетического и нравственного воспитания дошкольника. 

Основной практический, презентация деятельности: сентябрь «Детям о Чайковском»; декабрь «Звуки вокруг нас»; январь фольклорный праздник. «Рождественские колядки»; март тематическое музыкальное развлечение «Масленица»; апрель тематическое музыкальное развлечение «Космонавтом быть хочу!», занятие по познавательно-речевому развитию с элементами грамоты для детей «Космическая Одиссея», участие в конкурсе «Сохраним планету». Обращение к иллюстративно-справочной литературе (Фото, иллюстрации); выбор материалов; тематические беседы; совместное изготовление рисунков, аппликации с родителями, педагогами; посещение с родителями Краеведческого музея; оформление музыкального уголка, рисунки и работы детей, совместное создание тематической стенгазеты, оформление групп. 

Проблемные ситуации: несистематическое посещение детьми ДОУ.

Заключительный: анализ результатов проекта, диагностика; публикации материалов проекта в сети интернет, журнале;

мультимедиа презентация на педагогическом совете.

 Реализуя проект в образовательном процессе, провожу работу по нескольким направлениям:

1 работа с детьми:

  • Разные виды музыкальных занятий, развлечений (интегрированные, тематические, с использованием ИКТ в подготовке наглядного материала http://detsad-kitty.ru/oformlenye).
  • Создание вокруг ребёнка учебно-воспитательной среды, опираясь на концепцию развития способностей, разработанной Л.А.Венгером,  для развития интегративных качеств. Например, интегративное качество «Овладение необходимыми умениями и навыками для осуществления музыкальной деятельности». Концепция развития способностей предполагает первичность развития способностей перед привитием навыков, приобретением знаний и умений, а при появлении у ребёнка творческих способностей, их первичное развитие относительно способностей вообще. Успешное развитие позволяет ребёнку с высокой эффективностью приобрести любые необходимые навыки, знания и умения. В подготовке мероприятия «Детям о Чайковском» были проведены предварительные слушания, беседы о жизни и творчестве П.И.Чайковского, многие произведения обыгрывались и инсценировались с помощью музыкального руководителя и воспитателя. Интеграция с художественной деятельностью, позволила закрепить умения и навыки детей в кружении под «Вальс» из балета «Спящая красавица» закрепить знания, о жанрах музыки используя ассоциации с тёплыми цветами и геометрическими формами. «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» привлёк детей, близкими игровыми образами, побудил к импровизации на музыкальных инструментах. Это помогло в овладение исполнительскими и творческими умениями и навыками. Беседы-рекомендации с родителями позволили детям в домашней обстановке снова прикоснуться к творчеству композитора, вызывая  желание слушать высокохудожественную музыку, высказываться о ней и называть любимые произведения. Некоторые родители помогли в пополнении музыкальной коллекции классических произведений.
  • В реализации проектной деятельности, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры ЗОЖ, использовались: информационно-коммуникационные технологии, в создании  красочного материала, иллюстраций для занятий; здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на музыкальных занятиях, развивать интегративное качество «Физическое развитие». Например, восприятие музыки осуществляется в любом виде музыкальной деятельности, исполнительстве, творчестве, даже при проведении занятия по восприятию музыки, как самостоятельного вида деятельности, может присутствовать исполнительство в форме подпевания с закрытым ртом, прихлопывания и притопывания в соответствии с ритмическим рисунком слушаемого произведения. Имеет место музыкально-образовательная деятельность в виде необходимых пояснений педагога и творчества, в виде творческих заданий. Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Согласованность движений с музыкой и увлеченность детей движениями под музыку, успешно используются в качестве приёмов, активизирующих определение детьми характера мелодии, качества звуковедения, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки показывали с помощью движений рук, танцевальных и образных движений. Для осознания плавности мелодии, её спокойного, напевного характера или, наоборот, задорного и отрывистого эффективно использовалось подпевание, попутно развивая интегративное качество «Эмоциональность, отзывчивость».
  • Совершенствуя навыки выразительного движения, психомоторные и творческие способности детей, использовала метод ритмопластики Т.И.Суворовой,  например «Танец с цветами», муз. И.Штраус. Между частями занятия использовала метод музыкотерапии. Работая над вокальными или танцевальными номерами, постепенно усложняя задание, помогала детям  в самореализации, развитии творческих способностей. Закрепляя и развивая умение слушать взрослого и точно выполнять музыкальные задания:  по словесной инструкции;  по показу. Развивала в детях интегративное качество «Овладение предпосылками учебной деятельности»
  • Вызывая желание заниматься музыкальной деятельностью сообща, проводила подгрупповые занятия в форме командных конкурсов и индивидуальных бесед, с интеграцией в образовательную область «Чтение художественной литературы», что позволило развить интегративное качество «Овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми, сверстниками». Например, на тематических фольклорных мероприятиях: «Рождественские колядки», «Масленица» дети соприкоснулись с историей быта, костюма, культурой речи, обычаями.  Приобщались к русскому народному творчеству, народным традициям, через исполнение фольклорных песен, игр, потешек, хороводов. Это вызвало творческую активность и положительные эмоции у детей в процессе познания, чувство сопричастности к русской культуре, воспитало бережное отношение к природе, (проект «Троица»). Родители и воспитатели помогали детям в ознакомлении и создании костюмов, образов, украшений зала и группы
  • Применяла  игровые и дидактические приёмы, например, музыкально-дидактические игры Э.П.Костина, Н.Г.Кононова; «Ритмическая мозаика», «Телепузики», «Бим-бом» Е.Ведищева и др. Развивая слуховое внимание, память, речь, формировала двигательно-эмоциональную активность детей, что положительно повлияло на укрепление психофизического здоровья и динамику музыкального и общеэстетического развития с целью развития интегративного качества «Способность управлять своим поведением и планировать действия».
  • Исследовательская деятельность (опыты, эксперименты со звуками) по методическим рекомендациям К.Орфа и В.П.Анисимова способствовали развитию интегративного качества «Способность решать интеллектуальные и личностные задачи». Применение  методики К.Орфа  в элементарном музицировании в игре на  ударных, шумовых музыкальных инструментах,  движениях под музыку, в  инсценировании песен и сказок, формировало у детей творческую фантазию, прививало любовь к пению, развивало чувство ритма. Танцы и движения сопровождались не только игрой на ударных музыкальных инструментах (барабанах, ложках, ксилофоне ), но и "звучащими жестами" — хлопками, шлепками по бёдрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком. Такое увлекательное музицирование  на музыкальном занятии, вызывало у детей положительные эмоции и радостное настроение. Принцип построения занятия «Звуки вокруг нас» позволил проанализировать развитие  ритмического и тембрового слуха. Был проведён дополнительный анализ уровня музыкального развития, используя методические рекомендации В.П.Анисимова,  через высказывания детей о музыке и выполнение музыкальных импровизаций: самостоятельно и по заданию взрослого.
  • Индивидуальная и самостоятельная музыкально – эстетическая деятельность:  выступление детей на родительском собрании, участие в театрализованной программе на площадке д/к «Дружба»,участие в муниципальном конкурсе «Музыка и фантазия. Золотая осень»; «Сохраним планету» ГУАО ДПОС; участие во Всероссийском проекте «Музыкальные звёздочки России».
  • Праздники, развлечения. При совместной подготовке с родителями и педагогами к мероприятиям «Космонавтом быть хочу», «Космическая Одиссея» дети получили целостное представление о Родине её достижениях. Понимание содержания музыкальных произведений как отражения окружающего мира художественных, литературных произведений используемых в оформлении мероприятий, дало возможность глубже узнать о достижениях малой Родины, с целью развития интегративного качества «Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».  Благодаря совместной работе с педагогами при внимательном отношении и участии родителей с детьми в подготовке, проведении мероприятий и личной инициативы родителей,  детям привито интегративного качество «Любознательность, активность», через развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, в способности к самостоятельным действиям  в различных видах музыкальной деятельности

2 взаимодействие с педагогами:

  • Открытые музыкальные занятия для педагогов: «Космическая Одиссея».
  • Распространение опыта работы среди коллег: Публикация материалов проекта «Открой свою планету детства» на официальном сайте дошкольного образовательного учреждения МБДОУ  «Детский сад №35» http://mdou-35.ucoz.ru/, в печатном издании ежемесячной газеты. Публикации в отдельном (печатном и электронном) изданиях журнала «Книжки, нотки и игрушки для Танюшки и Андрюшки»:№12 /2003г. музыкально-дидактическая игра «Телепузики»; №6/2012г. комплексное занятие «Авиация»,  на педагогических сайтах.  Участие материалов проекта в конкурсах ГУАО ДПОС,  участие в муниципальном заочно-дистанционном конкурсе методических разработок педагогических работников ДОУ, МБОУ ДПОС «Учебно-методический центр» http://umcengels.ucoz.ru/index/dou/0-23. 
  • Для создания общей здоровьясберегающей среды ребёнка, способствуя профилактике негативных тенденций в среде детей, проводила  беседы и консультации с воспитателями и родителями, по использованию здоровьесберигающих технологий на музыкальных, групповых занятиях. «Роль воспитателя в организации и проведении         музыкального  занятия», «Музыка в повседневной жизни ребёнка», «Музыкальный фольклор – как средство развития творческих способностей дошкольника» и др.

3 работа с родителями.

  • Беседы – консультации с родителями: «Одарённые дети», «Развитие ребёнка с помощью музыки»,  «Волшебная страна – Музыка» и др.
  • Открытые музыкальные занятия для родителей: «Детям о Чайковском»,  «Космонавтом быть хочу», «Звуки вокруг нас», «Рождественские колядки», «Масленица».
  • Участие родителей в проектной деятельности, тематических днях, итоговых мероприятиях.
  • Папки – передвижки, рекомендации: «Листая календарь», «Планета Детства» и др.  

Формирование общей культуры личности адаптированной к жизни в обществе с заложенными основами для профориентации. Через интеграцию всех видов музыкальной деятельности.

Форма представления Проекта развлечения, занятия.

Первый блок проекта – классический

  • Осень «Музыкально-тематический досуг Детям о Чайковском».

В подготовке мероприятия были проведены предварительные слушания, беседы о жизни и творчестве П.И.Чайковского, многие произведения обыгрывались и инсценировались детьми с помощью музыкального руководителя и воспитателя. Интеграция с художественной деятельностью, позволила закрепить умения и навыки детей в кружении под «Вальс» из балета «Спящая красавица» закрепить знания, о жанрах музыки используя ассоциации с тёплыми цветами и геометрическими формами. Создание вокруг ребёнка учебно-воспитательной среды, опираясь на концепцию развития способностей, способствовало развитию интегративного качества «Овладение необходимыми умениями и навыками для осуществления музыкальной деятельности». Например, «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» привлёк детей, близкими игровыми образами, побудил к импровизации на музыкальных инструментах. Это помогло в овладение исполнительскими и творческими умениями и навыками в игре на музыкальных инструментах. Беседы-рекомендации с родителями позволили детям в домашней обстановке снова прикоснуться к творчеству композитора, вызывая  желание слушать высокохудожественную музыку, высказываться о ней и называть любимые произведения. Родители помогли в пополнении музыкальной коллекции классических произведений.

  • Второй блок проекта – экспериментальный.  Исследовательская деятельность (опыты, эксперименты со звуками) по методическим рекомендациям К.Орфа и В.П.Анисимова способствовали развитию интегративного качества «Способность решать интеллектуальные и личностные задачи». Применение  методики К.Орфа  в элементарном музицировании в игре на  ударных, шумовых музыкальных инструментах,  движениях под музыку, в  инсценирование песен и сказок, формировало у детей творческую фантазию, прививало любовь к пению, развивало чувство ритма. Танцы и движения сопровождались не только игрой на ударных музыкальных инструментах (барабанах, ложках, ксилофоне), но и "звучащими жестами" — хлопками, шлепками по бёдрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком. Такое увлекательное музицирование  на музыкальном занятии, вызывало у детей положительные эмоции и радостное настроение. Принцип построения занятия «Звуки вокруг нас» позволил проанализировать развитие  ритмического и тембрового слуха. Был проведён дополнительный анализ уровня музыкального развития, используя методические рекомендации В.П.Анисимова,  через высказывания детей о музыке и выполнение музыкальных импровизаций: самостоятельно и по заданию взрослого.

Предварительная работа  к занятию «Звуки вокруг нас» по внедрению элементов системы К.Орфа:

Формирование у детей способности слышать звуки окружающего мира;

Рисуем звуки;

Воспроизведение и узнавание звуков;

Озвучивание рассказа (картинки) с помощью различных музыкальных инструментов;

Составление рассказов на основе прослушивания звуковой «истории».

  • Третий блок проекта – фольклорный.

Вызывая желание заниматься музыкальной деятельностью сообща, проводила подгрупповые занятия в форме командных конкурсов и индивидуальных бесед, с интеграцией в образовательную область «Чтение художественной литературы», что позволило развить интегративное качество «Овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми, сверстниками». Например, на тематических фольклорных мероприятиях: «Рождественские колядки», «Масленица» дети соприкоснулись с историей быта, костюма, культурой речи, обычаями.  Приобщались к русскому народному творчеству, народным традициям, через исполнение фольклорных песен, игр, потешек, хороводов. Это вызвало творческую активность и положительные эмоции у детей в процессе познания, чувство сопричастности к русской культуре, воспитало бережное отношение к природе, (проект «Троица»). Родители и воспитатели активно помогали детям в ознакомлении и создании костюмов, образов, украшений зала и группы.

  • Четвёртый блок – Космос.

При совместной подготовке с родителями и педагогами к мероприятиям «Космонавтом быть хочу», «Космическая Одиссея» дети получили целостное представление о Родине её достижениях. Понимание содержания музыкальных произведений как отражения окружающего мира художественных, литературных произведений используемых в оформлении мероприятий, дало возможность глубже узнать о достижениях малой Родины, с целью развития интегративного качества «Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».  Благодаря совместной работе с педагогами при внимательном отношении и участии родителей с детьми в подготовке, проведении мероприятий и личной инициативы родителей,  детям привито интегрированное качество «Любознательность, активность», через развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, в способности к самостоятельным действиям  в различных видах музыкальной деятельности 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непостедственная образовательная деятельность "Занимательное путешествие в сказочный город" - старший дошкольный возраст (образовательные области "Познание, "Коммуникация,. "Чтение художественной литературы")

Цели:приобщать детей к национальной культуре, познакомить с видами устного народного творчества; закрепить представление о составе чисел в пределах 10; сформировать представление об отрезке, луче, лом...

Конспект образовательной деятельности «Веселые магнитики» Область «Познание» (ФКЦМ) (разработан для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: "Весёлые магнитики"Цель:Создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления со свойствами магнита, в процессе позновательно - исследовательской деятельности...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области физическая культура (бассейн) для детей старшего дошкольного возраста по теме «Приключение юных моряков»

Конспект образовательной деятельностипо образовательной области физическая культура (бассейн)для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Приключение юных моряков»(интеграция образовательных област...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" по примерной программе "От рождения до школы" в группе старшего дошкольного возраста.

Данная программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста, разработана на основе примерной программы "От рождения до школы"...

Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогической технологии здоровьясбережения в образовательной области «музыка» для старшего дошкольного возраста

Проект непосредственной образовательной деятельности с использованием педагогической технологии здоровьязбережения и образовательной области  "музыка" для старшкго дошкольного возраста....

Конспект проведения образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие (конструктивная деятельность)» на тему «Строим город Детства» для детей старшего дошкольного возраста

Конспектпроведения образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие (конструктивная деятельность)»на тему «Строим город Детства»для детей старшег...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по гражданско-правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина….!» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо гражданско-патриотическому  воспитаниюдетей старшего дошкольного возраста  Цель: формирование  патриотических качеств личност...