Итоговое занятие экологического кружка «Почемучка» в старшей группе Тема «Птицы»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Самойлова Светлана Викторовна

 

 

Цели : Повторить названия перелетных птиц, закрепить интересные сведения о некоторых из них. Вспомнить о птицах, которые не умеют летать (страус, пингвин). Познакомить детей с новой птицей, которая не умеет летать- КИВИ. В процессе игры развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку. Развивать у детей мелкую моторику пальцев в процессе изготовления птицы из бумаги.

 

Материал: мольберт; схемы отличительных признаков птиц от других животных; картинки перелетных птиц; картинки птиц , не умеющих летать; карта мира; листы белой бумаги, шаблоны птиц, простые карандаши, ножницы.

 

I. Ребята, давайте вспомним с вами  отличительные признаки птиц от других животных (есть клюв, тело покрыто перьями, есть 2 крыла и 2 лапки, детеныши вылупляются из яйца).

Схемы отличительных признаков птиц выставляются на мольберте.

2. Назовите перелетных птиц. (соловей, трясогузка, скворец, жаворонок, кукушка, лебедь, журавль, утка, стриж, дрозд, малиновка).

Дети называют птицу- находят ее на картинке и прикрепляют к мольберту.

 

Расскажите о некоторых из них (дети рассказывают о птицах)

СКВОРЕЦ

Прилетели скворцы –

Молодой весны гонцы,

Червяков они клюют

И поют, поют, поют!

Скворец – крупная красивая птица с черным оперением. У него длинный клюв, он помогает добывать из земли червяков. Песня у скворца красивая, звонкая, он может подражать песням других птиц. Поселяются скворцы в скворечнике, где мама – скворчиха откладывает яйца. Через 2 недели вылупляются маленькие птенцы. С начала родители их кормят червяками, улитками и насекомыми, а затем учат летать. Мама – скворчиха выманивает птенцов из скворечника толстыми червяками, отлетая все дальше и дальше. Потом скворчата уже сами добывают себе пищу. Осенью они вместе с родителями готовятся улететь в жаркую Африку.

КУКУШКА

На лесной опушке

Слышится: «ку-ку!»

Кукует кукушка

Где-то наверху.

В лес густой зеленый

Нас зовет она.

Там березки, клены
свежесть, тишина.

Кукушка – крупная птица, ее можно узнать по пению: ку-ку, ку-ку. Кукушка гнезда не строит. Когда работящая птичка улетит из гнезда, кукушка тут как тут. Сразу подложит в чужой уютный домик свое яичко, а хозяйское унесет в клюве и выбросит. Когда кукушонок вылупится из яйца, он еще и своих соседей выкидывает из гнезда, потому что он крупнее и сильнее их. Вот и остался в гнезде птенец один – теперь весь корм, который принесут родители, достанется только ему. Осенью кукушки улетают в жаркую Африку.

ЖУРАВЛИ

Высоко в голубой дали

Над землей летят журавли.

Летят они, курлычат

Как - будто говоря:

- «Летите вместе с нами!

За темными лесами,

За синими морями

Есть теплые края»

Журавли – крупные птицы с длинными ногами и длинным клювом. Это помогает им приспособиться к жизни среди болотных кочек. Весной журавли устраивают игры и танцы – ищут себе пару. Танцуют они и парами, и всей стаей. Любят журавли ягоды : клюкву, морошку, бруснику и голубику, а также кушают лягушек , насекомых. Осенью журавли улетают в жаркие страны.

 

3. Физминутка.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу!

Локти согнули,  кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу!

Дружно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут- покажем-

Крылья сложили назад!

 

4. А теперь давайте вспомним  птиц, которые не умеют летать? (пингвин, страус)

Дети отвечают на вопросы воспитателя на основе уже имеющихся знаний.

 

ПИНГВИН

- Кто высиживает яйца?  (папа, 2 месяца)

- Почему не летают. (потому что большой слой жира, крылья маленькие, но зато умеют быстро плавать).

- Как еще передвигаются? (на животе, едут)

- Какие враги? (морской леопард)

- Птенцам можно сразу в воду? (нет, у них тело покрыто пушком, но когда они станут взрослыми – перья покроются слоем жира. Они не пропускают воду)

- Чем кормят животных детенышей? (в клюве родителей приносят переваренную пищу – рыбу и ей кормят птенцов).

 

СТРАУС

- Почему не летает? (крупная птица, а крылья маленькие, зато хорошо бегает – может обогнать лошадь)

- Как он бегает? (поднимает крылья, которые становятся как бы парусами и бежит очень быстро).

- Кто высиживает яйца? (папа – страусы, в это время они очень злые и опасные).

 

5. Сегодня мы познакомимся еще с одной птицей, которая не умеет летать – птица КИВИ.

(Воспитатель показывает картинку птицы, демонстрирует на карте, где находится остров.)

К Юго-востоку от материка Австралия, есть остров Новая Зеландия. Зима там влажная и теплая, а лето нежаркое. На этом острове растут смешанные леса. Что такое смешанный лес? (это лес, где растут и лиственные деревья и хвойные).  На этом острове сохранились животные, которые на континенте вымерли. К древним животным относится птица КИВИ, или бескрыл, ставшая символом Новой Зеландии. Эта птица величиной с курицу, покрыта длинными перьями, напоминающими шерсть. Маленькие недоразвитые крылья почти незаметны в густом оперении. Киви обитают в лесах, передвигаясь по земле в поисках насекомых, червей и плодов. В отличии от других птиц у Киви ноздри расположены в конце клюва и хорошее обоняние помогает им отыскивать пищу по запаху. Самки откладывают 1-2 яйца, высиживают яйца самец.

- У каких птиц яйца высиживают самцы? (у пингвинов, у страусов)

 

6.  Дидактическая игра «Летает, не летает»

Воспитатель называет предметы и спрашивает: «Летает?». Если назовет предмет, который летает, дети поднимают руки. Если назовет предмет нелетающий, руки поднимать не следует.

 

голубь                                       автобус

самолет                                     вертолет

дом                                            забор

стол                                           солнце

пчела                                        комар

книга 

 

7. Продуктивная деятельность

Из бумаги делаем птицу. Складываем лист бумаги, пополам прикладываем шаблон птицы, обводим его карандашом, вырезаем, сгибаем «крылья» в разные стороны. Птица полетела!

 

8. Итоги занятия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группеТема:В гости к леснику.

Цель:учить детей развивать речь, отвечать на вопросы, образовывать слова при помощи суффиксов, закрепить навыки правильного произношения, учить различать на слух и называть слова с определённым ...

ЗАНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА в старшей группе «РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ»

ЗАНЯТИЕЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКАв старшей группе«РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ»ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Формировать представления детей о том, как дикие животные приспосабливаются к жизни в зимних условиях.Учить детей...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Учимся вежливости»

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения,о необходимости  соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. Ход занятияВстречае...

Программа кружка "Почемучки" в старшей группе

Программа кружка "Почемучки"  по проектно-исследовательской деятельности  создана воспитателем Плосковой И.Н. для работы с детьми 5-6 лет....

Отчет о работе кружка "Почемучки" в старшей группе №2 "Разноцветные бабочки"

Отчет о работе кружка "Почемучки"  в старшей группе №2 "Разноцветные бабочки" за 2017-2018 учебный год  подготовлен воспитателем Плосковой И.Н....

Конспект итогового занятия по лепке для детей старшей группы (5-6 лет). Тема «Кружка для папы»

Конспект итогового занятия по лепке для  детей старшей группы (5-6 лет)Тема «Кружка для папы»...