Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
материал (младшая группа) по теме

\\\

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_rannego_vozrasta.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

 

Уровень развития движений у ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Развитие мелкой моторики ребенка оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогает ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Начинать развивать мелкую моторику рук у ребенка необходимо, прежде всего, с массажа.

 

МАССАЖ РУК

Цель и задачи:

  • развитие силы рук;
  • предоставление ребенку разнообразных тактильных ощущений.

Материалы.

Во время массажа в небольшом количестве можно использовать массажное или обычное косметическое масло. Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов: карандашей с гладкой и ребристой поверхностью; пластмассовых, резиновых, деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью.

Организация занятий.

Длительность массажа 5-10 минут.

Меры предосторожности.

Необходимо регулировать силу воздействия на руки ребенка – массаж должен быть укрепляющим, но в тоже время легким, не доставляющим неприятных ощущений.

Приемы массажа.

Массаж является несложным, но весьма эффективным методом развития мелкой моторики рук. Простой массаж рук можно делать даже новорожденному ребенку. Педиатры предлагают проводить упражнения в такой последовательности:

1) массаж пальцев, круговыми движениями большого и указательного пальцев помассируйте каждый пальчик малыша, начиная от его кончиков;

2) массаж кисти с помощью круговых и мнущих движений пальцев;

3) массаж всей руки, осторожно помассируйте руку ребенка путем поглаживания и растирающих движений ладони от кисти к плечу.

Если делать такой массаж ежедневно, уже через несколько месяцев можно увидеть благотворный результат: руки ребенка перестанут быть мягкими, они, словно, наполнятся силой.

Также существует более дифференцированный массаж рук (по методике О. Приходько):

1) поглаживание наружной и внутренней поверхности рук ребенка, движение выполняйте по направлению от кисти к локтю (6-8 движений на каждой руке);

2) сгибание и разгибание всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца; 2-4 раза на каждой руке);

3) спиралевидные движения пальца взрослого по раскрытой ладони ребенка, во время массажа двигайтесь от середины ладони к основанию пальцев малыша, затем переходите на внутреннюю сторону большого пальца (2-4 раза по каждой ладони, «рисуем», «катаем клубочек»);

4) точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги пальцев ребенка по направлению от их кончиков к основанию, нажатия нужно выполнять в двух плоскостях: тыльно-ладонной и межпальцевой (каждый палец массируйте 1-2 раза);

5) отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, вбок-в сторону, по кругу;

6) ласковое поглаживание каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» (5-6 раз).

Описанные ниже упражнения с использованием различных предметов ребенок может выполнять самостоятельно; он помогут развить силу рук, чувствительность ладоней.

 

Игра «Крутись карандаш»

Цель. Сделать массаж ладоней ребенка.

Материалы. Карандаши с ребристой поверхностью.

 Ход игры

 Дайте ребенку карандаши и предложите покатать их по столу вперед – назад. Предварительно покажите малышу, как выполняется это движение. («Сегодня мы  с тобой будем не рисовать карандашами, а катать их по столу: вот так, вперед-назад. Чтобы карандаши не укатились, крепко надавливай на них ладошкой».)

Научите ребенка катать карандаши по столу сначала одной (ведущей) рукой, потом другой.

 

Игра «Не боюсь колючек»

Цель. Сделать массаж ладоней ребенка.

Материалы. Бигуди-липучки небольшого диаметра.

Ход игры

 Дайте ребенку бигуди и предложите их потрогать. Обратите внимание детей на то, что бигуди на ощупь колючие: «Посмотри, какие колючки. Потрогай их. А теперь повторяй за мной: Я колючек не боюсь, даже если уколюсь!».

Предложите малышу покатать бигуди между ладошками, нажимая на них с разной силой. Следите за тем, чтобы во время выполнения упражнения ладони детей были прямыми и напряженными.

 

Игра «Непослушные шарики»

Цель. Сделать массаж ладоней ребенка, развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.

Материалы. Небольшие шарики: резиновые, пластмассовые, деревянные  с гладкой или ребристой поверхностью; бусины, крупа (горох, пшено и др.).

 Ход игры

 Дайте ребенку шарики и предложите покатать их ладонью по столу (назад-вперед, в стороны, по кругу). Объясните, что во время игры шарики не должны выкатываться из-под ладоней: «Вот тебе маленькие шарики. Давай покатаем их по столу. Только шарики не послушные – хотят убежать. Не отпускай их!».

Затем попросите ребенка покатать шарики между ладошками.

Когда ребенок научится катать шарики, можно предложить им крупу или бусины, при этом они могут накрывать ладонью сразу несколько бусинок или крупинок.

 

Используемая литература

 1. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М:. МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста как основы познавательно-речевого развития»

Все занятия с ребёнком должны приносить радость. Только в этом случае они принесут пользу и приучат всё исследовать и изучать. А это самое главное для развития ребёнка....

ГМО творческой группы воспитателя раннего возраста «Карапус» «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковой гимнастики».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо всё хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого по...

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП во второе группе раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр.

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через игровой вид деятельности.Задачи:1) Обогащать сенсорный опыт детей;2) Обогащать пассивный словарь: «нанизывать»...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2 группа раннего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 7г. Хвалынска Саратовской области       ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГАМавлютова Елена Александровн...