беседа.
материал по теме

Формирование культурно- гигиенических навыков самообслуживания у детей со сложной структурой дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУЗ РМ «Большеберезниковский дом ребенка СОПЦНСНП»

Выступление на тему

«Формирование культурно-гигиенических навыков самообслуживания

у детей со сложной структурой дефекта

(для педагогов группы )

Подготовила: воспитатель

Князева В.А.

Большие Березники 2012г.

           В нашей специализированной группе находятся 14 детей. В подгруппе №1 – 7 человек и в подгруппе №2 – тоже 7 человек.

           Дети имеют ряд заболеваний, среди которых преобладают органические поражения головного мозга и центральной нервной системы, с задержкой психоречевого и моторного развития. Есть дети с судорожным синдромом, синдромом гипервозбудимости, болезнью Дауна, чаще всего у ребенка несколько заболеваний.

           Поэтому первоочередной задачей нашей работы является научить детей самообслуживанию, т.е. сформировать умения и навыки опрятности, приема пищи, раздевания и одевания.

Умения и навыки опрятности.

           Познакомить ребенка с туалетом, его местоположением, научить его сообщать взрослому о потребности посетить туалет, используя доступные коммуникативные средства (жест, мимику, звук, слово), фиксировать внимание у детей на дискомфорте от грязных штанишек, приучать своевременно совершать свой туалет, подходить к раковине после посещения туалета (мыть руки совместно со взрослым). Познакомить с водой и ее свойствами: влажностью, текучестью.

           Приучать пользоваться полотенцем, мылом: знать местоположение этих предметов, снимать полотенце с крючка, брать мыло из мыльницы, действуя совместно со взрослым. Познакомить с зеркалом: фиксировать взгляд на своем отражении в зеркале, узнавать себя в зеркале.

Умения и навыки приема пищи.

           Формирование этих умений и навыков обеспечивается становлением предметно-орудийной действий ложкой и чашкой. Приучать удерживать в руках чашку, кусочки твердой пищи (хлеб, печенье, кусочки фруктов); пить из чашки, удерживать чашку обеими руками с помощью взрослого или самостоятельно; есть ложкой (держать в руках ложку, не терять её содержимое, зачерпывать ложкой вязкую пищу). Просить еду жестом или словом. Поощрять любо проявление активности ребенка, формировать стремление к самостоятельным действиям.

Умения и навыки раздевания и одевания.

          Фиксировать внимание детей на одежде, побуждать их помогать одевать и раздевать себя соответствующими движениями рук и ног; снимать пальто, шапку частично снятую. Через голову рубашку, снимать штаны на резинке, расстегивать молнию, класть вещи на стул.

          Но для выполнения этих задач у наших детей с ослабленным мышечным тонусом, необходимо развивать крупную и мелкую моторную функции. Обеспечивающие двигательную основу каждого умения и навыка.

           Овладение предметно-манипулятивным действиям обеспечивается определенным уровнем развития моторики руки: умениями захватывать и удерживать предмет в руках, совершать с ним манипуляции. Умение аккуратно кушать, формируется при определенных уровне развития мимической и артикуляционной мускулатуры, обеспечивающих функции жевания и глотания. Умение раздеваться и одеваться обеспечивается способностью удерживать равновесие в движение и стабильность позы, действовать обеими руками, используя различные виды захвата.

          Формирование культурно-гигиенических навыков и умений у детей нашей группы осуществляется на специальных занятиях,  с индивидуальной и подгрупповой формами их проведения. На начальных этапах обучения предпочтительными оказываются индивидуальные, а затем подгрупповые по два человека.

          При обучении ребенка на специальном занятии взрослый фиксирует внимание ребенка на каждом действии, организует его пооперационное выполнение, предоставляя различные виды помощи:

    -  сопряженное выполнение действий («рука в руку» с ребенком), сопровождаемое пошаговой инструкцией;

    -  частичную помощь действием (последние движения ребенок выполняет сам);

    -  совместное начало действия (продолжение и завершение действия ребенок осуществляет сам при контроле взрослого);

    -  пошаговый контроль в виде речевых инструкций и указаний, при самостоятельном выполнении действия ребенком.

           Первоначальные действия формируются как совместные ( взрослый вместе с ребенком снимает ботинки, поднимает руки ребенка, чтобы снять с него кофточку). Воспроизведение каждого действия проводится в медленном темпе, с большим количеством повторов. Использование игровых ситуаций, положительных эмоциональных стимулов позволяет поддерживать интерес ребенка к процессу обучения.

           Каждое умение и навыки, сформировавшиеся на занятиях, включаются в занятия по другим видам деятельности, в повседневную жизнь ребенка. Используются как естественно возникающие, так и специально моделируемые ситуации.

          Например, использование действий с ложкой в играх с образными игрушками («Угости куклу», «Накорми мишку», «Обед у зайки») не только обеспечивает его практическое усвоение, но и расширяет представление ребенка о возможных вариантах его использования. Закрепление умений и навыков выполняется в режимных моментах и на прогулке.

          Для получения положительных результатов необходимы система и единые требования со стороны взрослых.

Положительные результаты нашей работы:

    -    дети сидят за столом; большинство детей самостоятельно принимают пищу, пользуясь ложкой, бокалом, салфеткой; благодарят, здороваются, прощаются; умеют играть, что облегчает организовать наших детей.

    -   знают нахождение туалетной комнаты, ее назначение; находят полотенце, мыло, зубную щетку; знают ее назначение; просятся в туалет и подходят к раковине для мытья рук; узнают себя в зеркале.

    -   частично одеваются и раздеваются, расстегивают молнию, пуговицы.

Литература:

«Программа воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта»

Худенко Е.Д., Приходько О.Г., Дедюхина Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.

Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...

Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.

Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...

Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"

Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

Конспект ООД на тему: «Беседа о дне Победы» Беседа в подготовительной группе МБДОУ Д/С 13 г. Белореченска воспитатель Русских Т.А.

Гражданско-патриотическое воспитание  сегодня – одно из важнейших звеньев  системы  воспитательной работы.«Что такое патриотизм?» Так,  С.И. Ожегов определял патр...