Обмен опытом по формированию ЗОЖ у дошкольников
статья (старшая группа) по теме

Шамова Лариса Владимировна

Я хочу поделиться своим опытом работы по данной теме и узнать мнения и пожелания  других педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_zhurnal.docx1018.92 КБ

Предварительный просмотр:

Рубрика «Обмен опытом»

Я бы хотела поделиться  своим опытом работы по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью.

Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства, т.к.

дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

В связи с этим я решила углубленно работать  над  организацией  разносторонней деятельности детей дошкольного возраста, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.

Основная цель моей работы: формирование у дошкольников осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ, накопление знаний о здоровье.

Свою работу осуществляю по следующим направлениям:

1.Изучение нормативной базы по данной проблеме, ознакомление с опытом работы педагогов других дошкольных учреждений.
2.Создание и пополнение развивающей среды по воспитанию валеологической культуры у дошкольников: создание  в группе физкультурного уголка, подбор художественной литературы и наглядного дидактического материала  для детей.

Ведь развивающая среда - это окружение, с которым ребёнок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует.  

3.Диагностическое обследование:а) воспитанников по изучению особенностей мотивации ЗОЖ, особенностей ценностного отношения детей к своему здоровью. Ведущими  диагностическими  методами являются наблюдение за поведением ребенка, индивидуальные беседы с детьми, и на основе этого строится дальнейшая работа по приобщению детей к ЗОЖ. 

б) родителей с целью выяснения уровня валеологической культуры. Это анкетирование , опросники, индивидуальные беседы.

4.Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса

Для более эффективного решения образовательных задач область «Здоровье» интегрируется с областями «Познание» (расширяю у детей кругозор в части представления о здоровье и ЗОЖ), «Социализация» (формирую первичные ценностные представления о здоровье и ЗОЖ человека, соблюдении элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ), «Безопасность» (формирую основы безопасности собственной жизнедеятельности, в т.ч. здоровья), «Коммуникация» (способствую развитию свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека), «Чтение художественной литературы» (использую чтение художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»), «Физическая культура» ( развиваю физические качества и накапливаю двигательный опыт, как важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья детей).

5.Формирование культуры ЗОЖ

проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:

1.В режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, дневной сон.

2.В учебно-воспитательном процессе: гимнастика, релаксация, минутки здоровья, физминутки, динамические паузы, образовательная деятельность с дошкольниками .

Значительное место занимают проведение занятий с детьми различного  характера: познавательные, развивающие, интегрированные, сюжетные, театрализованные, музыкально-ритмические и т.д.

С целью закрепления у детей начальных представлений о ЗОЖ мною был создан цикл познавательных занятий для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ЗОЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. Поэтому познавательные занятия разнообразны по форме: дидактические игры, самостоятельные исследования, викторины, игры-путешествия и т.п.

     

На основе тематики занятий мною были разработаны рабочие тетради

Содержание занятий с детьми:

                                                                               «Учись быть здоровым»

Занятие №1. Я- это кто?

Занятие №2. Я расту.

Занятие №3.Режим дня.

Занятие №4.Питание.

Занятие №5.Сон.                          

Занятие №6.Зачем тебе сердце.

Занятие №7.Секреты скелета.

Занятие №8. Почему я вижу?

Занятие №9.Почему я слышу?

Занятие №10.Чтобы зубы были крепкими.

Занятие №11.Как возникают болезни?

Занятие№12.Чистота- залог здоровья.

Занятие №13.Опасности в общении с людьми.

Занятие №14. Опасности в общении с животными.

                                                                    Занятие №15.Итоговое.

и «Мы здоровью скажем – Да!»

Занятие №1. Здоровый образ жизни.

Занятие №2. Руки и ноги – рабочие инструменты человека.

Занятие №3. Как мы дышим.

Занятие №4. Кожа – природная одежда и защита.

Занятие №5. Удивительные превращения пищи.

Занятие №6. В мире запахов.

Занятие №7. Вредные привычки.

Занятие №8. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Занятие №9. Ключи к здоровью.

   

Эти рабочие тетради были задуманы как книга для домашних  самостоятельных и совместных со взрослым занятий. Рассматривая рисунки, отвечая на вопросы, выполняя задания, дети получают основы ЗОЖ и закрепляют полученные ранее знания.

6. Сотрудничество с родителями.

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Поэтому, без сотрудничества родителей валеологическое воспитание  детей в детском саду невозможно.В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни

Источником информации для родителей в моей группе служит родительский уголок. Содержание родительского уголка всегда ярко и интересно представлено, чтобы родители увидели маленькую задачу и пути ее решения. В них, как правило, отражаются вопросы, связанные с диагностикой здоровья, физического и двигательного развития детей, проблемы воспитания и развития.
Особой формой наглядной пропаганды здорового образа жизни  и сохранения здоровья  детей среди родителей являются буклеты. Материал для них тщательно подбираю, оформляю  и включаю  в план работы с родителями. Практика работы показала, что буклеты помогают родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. Тематика их разнообразна: «Нетрадиционные методы закаливания». «Игры, которые лечат» «Культура еды», «Комплекс дыхательной гимнастики»,  «Ухо - это орган слуха» и др.

Итак,  день за днем, мы вместе с детьми идем по тропе открытий, на которой они получают начальные представления о ЗОЖ, представления о значении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья, представления о составляющих здорового образа жизни.

                                                                   Л.В.Шамова, воспитатель 1 категории

                                                                   МДОБУ д/с №34 «Родничок»

                                                                   г.Нефтекамск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Формирование экономических представлений дошкольников посредством сказки"

Проблема формирования у детей дошкольного возраста экономических представлений актуальна на современном этапе. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой эк...

Обмен опытом на тему: «Ознакомление старших дошкольников с явлениями неживой природы».

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, ...

из опыта работы "Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств средствами художественной литературы"

Консультация посвящена воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста и тесно связано с формированием у них этических представлений, в  том числе гуманных качеств личности....

Презентация из опыта работы: "Формирование экологической культуры дошкольников посредством изодеятельности"

Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для познавательного, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в...

Обмен опытом "Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников"

Обмен опытом "Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников"...