Условия успешной адаптации детей с НОДА средствами музыки
методическая разработка по теме

Янина Любовь Николаевна

Проблема адаптации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата насущна и актуальна в нашем учреждении. В поисках оптимальных средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации мы определили задачи первостепенной важности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yanina_l.n._statya.docx20.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Янина Л.Н., музыкальный

руководитель дошкольного отделения МБСКОУ

школы-интерната VI вида № 4 г.Челябинска

Условия успешной адаптации детей с НОДА средствами музыки

С 1 сентября маленькие дошколята начинают свою самостоятельную жизнь в дошкольном отделении школы-интерната № 4. И, конечно, для ребенка детский сад, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Успешность адаптации детей во многом определяется состоянием здоровья. Значительно легче адаптируются дети, привыкшие к длительному пребыванию в коллективе и дети здоровые. К нам в дошкольное отделение поступают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Частые заболевания, задержка функционального созревания, ослабленное состояние нервной системы служат причиной тяжелого протекания адаптации, что выражается в неадекватном поведении: чрезмерном возбуждении, агрессии или, наоборот, заторможенности, депрессии.

Проблема адаптации детей с НОДА насущна и актуальна в нашем учреждении. В поисках оптимальных средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации мы определили задачи первостепенной важности:

1. Создание условий для более мягкого периода адаптации (учитывая психофизическое состояние вновь прибывших детей и детей, которых перевели в другую группу).

2. Гуманизация всех механизмов адаптации, отсутствие психотравмирующих ситуаций, и только положительные эмоции.

Об исключительных возможностях коррекционного воздействия музыки на человека, его здоровье, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Музыка, как форма специфического, невербального, этического и эстетического воздействия является эффективным способом организации адаптационного процесса ребенка.

И поэтому музыка у нас в дошкольном отделении применяется во всех режимных моментах и во всех областях непосредственно образовательной деятельности.

Каждый год 1 сентября сотрудники дошкольного отделения встречают всех детей и их родителей на празднике. Сказочные персонажи непринужденно вовлекают детей в социально-адаптационные игры, песни, танцы направленные на знакомство детей между собой и на знакомство с воспитателями и специалистами.

И, конечно же, важным моментом в этот день является создание благоприятной атмосферы.

Учитывая психологические особенности малышей, первые развлечения и праздники мы стараемся проводить с участием родителей. В октябре, в День пожилого человека приглашаем бабушек и проводим с ними развлечение «В гостях у бабушки».

В ноябре, в День Матери проводим совместный праздник с мамами, которые заранее разучивают хвалебные песенки на каждое имя своего ребёнка (а детей в группе 8-9 человек). Мамы читают пестушки, прибаутки, патешки, участвуют в совместных играх и танцах. В новогодних праздниках принимают участие и папы и мамы. А когда рядом близкий, родной человек, то и новогодние персонажи принимаются детьми совсем по-особенному.

Какой же вклад вносит в адаптационный период музыкальная деятельность? Прежде всего - установление социально-психологического статуса, содержанием которого является выработка наиболее адекватных форм поведения ребёнка, формирование навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Музыкально-адаптационная деятельность осуществляется и в ходе режимных моментов, начиная с приёма детей. Утром в группах звучит музыка, педагоги встречают детей приветственными песенками, прибаутками. На зарядке упражнения сопровождаются музыкой, поём песни о зарядке. Во время умывания, кормления звучат песенки-умывалочки, песенки-кормилочки. «Музыка сна», «Колыбельные Баниласки» помогают детям спокойно заснуть.

В дальнейшей работе знакомый этот музыкальный материал мы потом используем с детьми в развлечении «Куколка моя», где уже сами дети поют всё это своим куклам.

За время работы мною накоплен музыкальный материал, который успешно применяется педагогами нашего дошкольного отделения. Были подобраны и апробированы музыкальные блоки, в которых предпочтение отдаётся детскому игровому фольклору и современной поэзии, созвучной маленькому ребёнку:

• Игры, песни, танцы на знакомство.

• Музыкальные игры на предметно-пространственную ориентацию.

• Элементарное музицирование с применением детских музыкальных и шумовых инструментов.

• Музыкально-ритмическая декламация.

• Социально-адаптационные игры, направленные на установление контакта со сверстниками и формирования адекватного поведения.

С полным основанием этот вид деятельности можно назвать музыкальной игротерапией, так как в результате у детей стабилизируется психическое состояние, снижается уровень тревоги, поднимается эмоциональный настрой. Игры проходят с применением разнообразных ритмических и музыкальных инструментов, что вносит в занятия яркость, привлекательность, необычность. В момент игры ребенок получает моральное удовлетворение, он с удовольствием поет, двигается, танцует, декламирует. Вся музыкальная деятельность, выраженная в пении, танцах, музицировании на музыкальных инструментах, ритмодекламации, рассматривается как стимулятор собственной творческой активности и является ведущим принципом в процессе коррекционной работы.

Таким образом, используя музыкальное сопровождение в организации режимных моментов и образовательного процесса, адаптационный период ребёнка в коллективе проходит успешно.

Предлагаю первое музыкальное занятие с детьми младшей группы.

Музыкальное занятие с комментариями.

Цель: Знакомство с детьми. Определение степени включенности в новый социум. Определение отношения к музыке.

Ход: дети находятся в группе, появляется музыкальный руководитель, спрашивает воспитателя: Это кто ж такой хороший,

Это кто ж такой пригожий?

И на маму похож,

И на папу похож?

А больше всего

На себя самого.

(Н.Пикулева)

Воспитатель называет имя ребенка, музыкальный руководитель поет про него песенку:

А-ай ли, а-ай лю. Как я Сашеньку люблю.

Сашу маленького, да удаленького.

(сл. Н.Пикулевой, муз. Л.Яниной)

Знакомство с детьми продолжается и для каждого ребёнка поется песенка с его именем:

Ой, люшеньки-люшки,

Весело Кирюшке.

Весело живется,

Вот он и смеется!

(сл.Н.Пикулевой, муз. Е.Попляновой)

Ни один ребенок не должен быть оставлен без внимания:

А у Пети все в порядке

От макушки и до пятки.

Надо с этакой фигурой

Заниматься физкультурой!

(сл. и муз. Е. и Б. Никитиных)

Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации звука можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формируют его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков создающих уникальное вибрационное поле.

А у нас есть девочка,

Девочка-припевочка.

Звать ее Аленушка,

Круглая головушка.

(сл.Е.Благининой, муз. мамы Алёны)

Откуда и куда ты, Дмитрий?

Ещё не скоро дашь ответ.

Молчишь со мной? Какой ты хитрый!

И самый дорогой, мой свет!

(Н.Пикулева)

Ласковые песенки на имена пропели. В группе улучшается психологический комфорт, создаётся благоприятная атмосфера для диалога. В беседе с ребёнком выясняем, какие музыкальные игрушки есть у них дома и предлагаем, для ознакомлениия инструменты, принесенные в группу.

Бам-бам-бам, бам-бам-бам,

Где весёлый барабан?

Барабан заговорил,

Всем улыбки подарил!

(Н.Пикулева)

Игра на детских ударных инструментах в сопровождении песенок:

У меня барабан: бам-бам, бам-бам,

Барабанит барабан: бам-бам, бам-бам!

Петя, палочку возьми, в барабан постучи.

Барабанит барабан: бам-бам, бам-бам.

(сл. А.Шибицкой, муз. Е.Тиличеевой) Предложить остальным детям поиграть на барабане, побуждая подпевать: бам-бам, бам-бам.

Следующая игра с указанием передать бубен другому ребенку. Таким образом, дети запоминают имена друг друга.

Игра на бубне под рус. нар. мелодию "Светит месяц".

Поиграй, Алена, в бубен

Мы в ладоши хлопать будем.

Поиграй-ка, поиграй,

Бубен Саше передай.

Заканчиваем занятие хвалебными песенками:

"Фонарики» сл. и муз. Н.Пикулевой

"Кто у нас хороший" рус. нар. песня

В заключении занятия поём прощальную песню:

До сви-да-ни-я, мы придём ещё сюда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

Использование арт-терапии как условие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ (методические рекомендации)

Арт-терапия в учреждениях дошкольного образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что, в отличие от основных ко...

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада.

В данной статье вы ознакомитесь, как необходимо организовать предметно - пространственную среду, чтобы она способствовала наиболее легкой адаптации детей в группе раннего возраста....