Значение и возможности музыки в коррекционной педагогике.
консультация по теме

Янина Любовь Николаевна

В настоящее время в обществе востребованы личности с демократи­ческими взглядами, максимально самостоятельные, креативные, ориенти­рованные на достижение успехов в самых различных областях. Дети с осо­быми образовательными потребностями должны найти свое место в об­ществе и занять в нем достойное положение.

Одним из основных условий достижения предполагаемого результа­та является организация ранней коррекционной работы с дошкольниками.

Музыкальное воспитание является составной частью воспитательно-образовательного процесса детей специализированного детского учреж­дения, Нам нужна такая музыкальная программа, где музыка несет не только воспитательно-образовательную функцию,но и коррекционную функцию. Нам нужны методические раз­работки для проведения успешной работы по развитию и становлению личности дошкольника с ограниченными возможностями.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение и возможности музыки в коррекционной педагогике.

В плане лечебной педагогики значение и влияние музыки на развитие личности ребенка огромно, благодаря ее специфическим возможностям воздействовать на сферу чувств и внутренний мир человека.

Музыка как форма специфического, невербального, этического и эстетического воздействия является эффективным способом организации процесса реабилитации и развития ребенка.

Об исключительных возможностях коррекционного воздействия музыки на человека, его здоровье, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена.

Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. Благодаря этой особенности она становиться, по выражению Б. М. Теплова, «эмоциональным познанием» и дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве, наиболее восприимчивым из всех возрастов.

По мнению Л. С. Выготского, генетическими формами регуляции поведения долго остаются эмоции и, вероятно, именно им в процессе развития принадлежит роль регуляторов становления личности, как целостного образования.

Говоря о гармоничном развитии личности Выготский в качестве важнейшего его условия, называл единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка, единство аффекта и интеллекта. Музыкальное воспитание - уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка. Последнее связано с тем, что музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов. А значит, музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения.

Детский врач М.Л. Лазарев убежден, что в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления, так как музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический, психологический.

1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов.

Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.

  1. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие, как дыхательная, двигательная, сердечно сосудистая.
  2. Психологический  фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Ритм в музыке становится основой всех активизирующих и рецептивных процессов, предназначенных для целенаправленного лечебно-воспитательного воздействия на детей с особыми возможностями здоровья. Это воспитание воплощается в многообразные, доступные возможностям больного, формы. Его главнейшая цель состоит в нормализации патологически измененного биологического ритма, в сознательном подчеркивании его регулирующей, коммуникативной, гармонизирующей силе и в переносе общего музыкального воздействия на эмоциональную сферу.

По Ж.Э. Далькрозу: основное значение ритмического воспитания состоит в том, что оно вводит новый, строгий порядок, как в ритмические движения, так и в ритмические процессы нервной системы. Этот порядок проявляется как в движениях и ритмических представлениях, так и в воспитательном воздействии на личность.

По мнению В. А. Гиляровского, В. А. Гринер и других авторов логопедической ритмики музыка представляет собой неисчерпаемый, и ни чем не заменимый источник активизирующей творческой и социальной стимуляции. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные болезненные отклонения в психофизической сфере человека, а так же то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активизированию коры головного мозга.

Е. В. Чаянова, Е. В. Конорова считали, что логопедическая ритмика развивает внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, логическую, комплексную).

Из всего сказанного можно сделать вывод, что музыка может способствовать активизации коры головного мозга до 95%, если это воздействие рассматривать с активным участием аудионального и кинестетического анализаторов.

Другой вопрос, что наши дети специфичны, у них есть недуг, а соответственно и патология, вызванная этим недугом. Если это дети - гипокинезы, то этим детям, может, «активизация» и нужна, а если это дети - гиперкинезы?... Несомненно, воздействие музыки благотворно сказывается на развитие любого ребенка, но в данном случае, оно должно быть «оптимальным» и основано на знании общих психофизиологических особенностей детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная педагогика. Арттерапия средствами музыки.

Данный материал был представлен на семинаре музыкальных руководителей детских садов г. Волжска....

«Возможности коррекционной педагогики в повышении качества образовательной деятельности»

Дошкольная олигофренопедагогика придает решающее значение целенаправленному воспитанию и обучению. Дошкольное воспитание должно осуществляться на основе специально разработанной программы, обеспечиваю...

«Возможности коррекционной педагогики в повышении качества образовательной деятельности»

Дошкольная олигофренопедагогика придает решающее значение целенаправленному воспитанию и обучению. Дошкольное воспитание должно осуществляться на основе специально разработанной программы, обеспечиваю...

Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.

История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...

Арттерапия средствами музыки. Коррекционная педагогика.

Музыкальная терапия сегодня - это направление восстановительной медицины, в основе которой лежит использование музыкального искусства. Основная её цель - гармонизация личности через самопознание, само...

Доклад на конференцию»Основы коррекционной педагогике и психологии. Общее представление о коррекционной педагогике и психологии»

Психическое развитие — это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Особенности такого развития &mdash...

"Музыка в коррекционной педагогике"

Инногвационные методики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста...