Выступление на КМО старших воспитателей г.Йошкар-Ола
методическая разработка по теме

Солодкова Нина Кузьминична
Интегрированное занятие- это занятие, на котором соединяют знания из  разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_kmo_seminar-praktikum.docx88.68 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1      «Интегрированное занятие как средство развития ребенка»

Семинар - практикум для старших воспитателей ДОУ

Слайд №2

Как помочь вам – педагогам  в реализации принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ? Как активизировать деятельность каждого педагога? Какими  средствами и способами это можно сделать? Об  этом   я предлагаю поговорить сегодня на семинаре, который  направлен  на развитие профессиональных умений и навыков.

Цель семинара: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании интегративных подходов

при организации занятий.

Слайд № 3 Задачи: познакомить педагогов с современными подходами к организации интегрированных занятий с детьми; способствовать положительной мотивации педагогов на использование полученных знаний в практической деятельности; разработать методические рекомендации по вопросу внедрения интегрированных занятий в практику работы педагогов образовательного учреждения.

Ход семинара

   Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которую необходимо  разработать  и утвердить в ДОУ, прежде всего, должна быть ориентирована на решение таких важнейших задач, как сохранение здоровья и развитие базовых качеств личности детей – активности, самостоятельности и инициативности. Кроме того, согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДОУ (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655) программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

   По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Сейчас я предлагаю вам   в игру «Переводчик». Вы должны подобрать синонимы  к понятию «интеграция», как вы понимаете это слово (предложить игрушку для передачи друг другу)

Ответы участников семинара: взаимодействие, соединение, совмещение,   синтез, объединение, «два в одном».

Подведём  итоги, на основании которых можно сделать вывод, что

• синонимическая замена («перевод»), который предлагали вы  делает высказывание точным, понятным, правильным;

• синонимов понятия «интеграция» много, определений в различных источниках тоже.

   Слайд № 4   Самое доступное, но отражающее наиболее точно суть данного понятия следующее: «Интеграция — это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития».

Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ — интегрированные занятия.

Интегрированные занятия – это совместные занятия педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре.  Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно  широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми.    

   Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения.

     Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

   Специфика интегрированных занятий заложена во многих современных программах для ДОУ, содержание которых в большинстве случаев построено на интегративной основе. Многие педагоги не всегда правильно различают интегрированные занятия от комплексных. С одной стороны очень похожи между собой в принципе, но есть  между ними и отличия.

     При планировании необходимо знать отличия комплексного занятия от интегрированного.

     Слайды  № 5  Комплексное занятие — это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.

 Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.

     Так, например, на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем, который будет ключевой фигурой на занятии. Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности: познавательная − беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу; физическая − физкультминутка или подвижная игра "Кто быстрее?"; музыкальная − исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?», счетная деятельность "Чего в лесу больше?" и т.п.

Соответственно, каждое из заданий связано с общей темой, но выполняет свою специфическую цель в соответствии с видом деятельности: физическая − развивать психофизические свойства (скорость, выносливость и тому подобное); художественная − научить передавать художественный образ разными средствами искусства и т.п. А самое главное, выполняя эти задания, знания детей по теме «Цыпленок» не систематизируются и скорее всего не расширяются.

По этой же теме "Цыпленок" на интегрированном занятии можно предложить такие задания:

-беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т.п.);  

-составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)

-выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической последовательности событий - необходимые условия для появление цыпленка (инкубатор);

-дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы);

-решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и  п.т.)

-конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) − это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей;

-доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» (рассмотрение особенности строения).

  В упомянутых заданиях сложно определить, какая цель является основной, поскольку они носят интегрированный характер, позволяют рассмотреть основное понятие (тему) с разных сторон, раскрыть основные свойства и особенности объекта.

Выполняя все эти задания, дети систематизируют свои знания по теме «Цыпленок», имеют возможность узнать что-то новое.

  Слайды  № 6 – 10  Сейчас я предлагаю вашему вниманию  технологическую матрицу сравнения и планирования интегрированных и комплексных занятий

Критерии

сравнения

Комплексное занятие

Интегрированное занятие

Определение

Это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности

при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет

Это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе,

дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития

Содержание

В занятие вкладывается ключевое содержание, связанное

одним сюжетом

Выделяется одно основное понятие, объект интеграции

Задачи

Решается одна основная

задача

Решается несколько задач.

Решает не множество отдельных задач, а их совокупность

Участие взрослых

Все части занятия ведет

воспитатель

В проведении занятия участвуют воспитатель и специалисты

Соотношение

частей занятия

Какая-то часть занятия

превалирует

Участие воспитателя и специалистов в равных долях

Выбор объекта

интеграции

Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор, символы, контраст, настроение, тема

Компоненты

интеграции

Способствует развитию деятельности: двигательной, музыкаль- ной, речевой и т.д.

Способствуют развитию ребенка в целом: музыка + познавательное + изо

Вариативность компонентов интеграции зависит от количества специалистов в дошкольном учреждении

Виды занятий

Тематическое обучающее

занятие.

Обобщающее занятие.

Итоговое занятие

• Обобщающее занятие.

• Итоговое занятие

Периодичность

В соответствии с реализуемой программой

В соответствии с блоками в реализуемой программе, не чаще 1 занятия в 1,5–2 месяца

Планирование

1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада.

2. Определить доминирующую и дополняющие цели.

3. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства

обучения.

4. Продумать развивающие задачи

1. Учитывать содержание реализуемой программы детского сада.

2. Определить главную цель интегрированного занятия

(берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации).

3. Выделить главное, устранять дублирование, использовать     опережающие дифференцированные знания.

4. Выбрать тип и структуру занятия, методы и средства обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности детей на занятии.

5. Продумать развивающие задачи

Структура заня-

тия

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть(все проводит воспитатель)

1. Вводная часть (как правило, проводит воспитатель).

2. Основная часть делится на две равные части. Если участвует три специалиста, то на три и т.д.

3. Заключительная часть (проводит специалист)

Методы и приемы

• словесные

• наглядные

• практические

• проблемные

• словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни», «как ты узнал?» и т.д.);

• наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.);

• практические (поиск, опыт, эвристическая деятельность);

• проблемные (ситуации, проекты, интересная мотивация к деятельности)

Слайд №11 Интегрированные занятия имеют отличительные особенности.

           Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

           Во - вторых особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой, и между ними был связующий элемент – образ.

                       Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности. Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.

Учитывая, что интегрированное занятие ведут как минимум два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность воспитателя и специалистов. 

Во-первых, им необходимо согласовать свои воспитательно-образовательные планы для того, чтобы наметить время изучения общих для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог должен продумать содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения.

Во-вторых, в процессе подготовки к занятию также необходимо провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Это поможет выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.

Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся интегрированном занятии, его теме и содержании им сообщается за месяц до проведения. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (принимают участие в организации экскурсий с детьми в музей и выставочные залы картинной галереи, подбор книг, иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.).

Слайд №12 Методические рекомендации по итогам семинара

В инструктивно-методическом письме «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 обращается внимание на целесообразность и преимущество использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения на одном занятии. Поэтому интегрированные занятия также отвечают требованиям «Концепции дошкольного образования» и способствуют развитию ребенка в целом, в то время как одновидовое занятие способствует развитию деятельности.

Слайд № 13 В заключении семинара хочется ещё раз обратить ваше внимание на актуальности проведения интегрированных занятий

1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях

в его многообразии и единстве.

2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности.

3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение вос-питанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности.

4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической на-правленности.

5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов.

 

Слайд №14 Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:• способствуют повышению мотивации обучения,

формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы,

интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

• углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;

• основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;

• эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Слайд  № 15 Требования к структуре интегрированных занятий, которые должен учитывать педагог:

  • Четкость, компактность, сжатость учебного материала.
  • Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии.
  • Большая информативная емкость учебного материала, используемого

     на занятии.

  • Систематичность и доступность изложения материала.
  • Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Слайд № 16 Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия.

• сложность отбора учебного материала;

• подробное структурирование занятия;

• проблема личной совместимости педагогов;

• общий подход к оценке знаний и умений детей;

• согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Слайд № 17 Педагогические возможности интегрированного занятия

1. Формирование в единстве знаний и умений

2. Коммуникативность умений

3. Повышение интереса к учению

4. Снятие напряженности, страха, неуверенности

Слайд № 18 Алгоритм подготовки интегрированного занятия:

1) Выбор объекта интеграции.

2) Отбор компонентов интеграции.

3) Отбор материала.

4) Выбор структуры занятия.

5) Отбор методов интегрирования.

Слайд № 19 Отбор компонентов интеграции.

В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей:  природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности.

           Использование в практике работы с детьми данных методических рекомендаций позволит педагогам наиболее успешно развивать ребенка, так как интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность, что усиливает восприятие ребенком материала, предложенного взрослым.

          Интеграция гармонично объединяет образовательные области в единый образовательный процесс, что гарантирует высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом формируются в процессе интеграции.

    В тоже время педагог, на мой взгляд, должен искать интересные детям и в тоже время несложные способы развития вышеперечисленных качеств. Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна.

     Формы занятий различны, но в каждом имеется достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы. Тщательно подготовленные педагогами интегрированные занятия показывают профессионализм, мастерство и одухотворенность личностного общения с детьми; дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагоги, в свою очередь, больше дадут детям, если откроются им как личность многогранная и увлеченная.

.При проведении интегрированных занятий мы в ДОУ стремимся использовать разнообразные приемы и методы,   понимания, что сами должны обучаться современным технологиям.  После всех проведенных мероприятий совместно с педагогами мы решили, что  Вначале учебного года я провела с педагогами ДОУ презентацию на тему: «Интегрированная образовательная деятельность в детском саду». С молодыми специалистами «Особенности планирования работы с учетом ФГТ».

Сайт №  20 Для КМО воспитателей и для педагогов ДОУ, родителей были показы несколько интегрированных занятий:

-«Звериная зарядка» с детьми 2 младшей группы;

-«Как лягушата болото искали» с детьми 2 младшей группы;

-«Гуси - лебеди» с детьми подготовительной группы;

-«Погуляем - поиграем» с детьми 1 младшей группы;

- «Как коза избушку построила» с детьми средней группы.

-«Пасха» - с детьми старшей группы.

 

Перед педагогами МБДОУ встал выбор  либо: предметный принцип построения образовательного процесса, который удобен и понятен педагогу, но не соответствует возрастным особенностям дошкольников, либо принцип интеграции образовательных областей, который соответствует возрастным особенностям дошкольников, но в определенной степени усложняет жизнь педагогу. ФГТ делает выбор в пользу ребёнка

Слайд № 21Желаю творческих успехов!

Интеллектуальная карта − структурно-логическая схема содержательно-процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы (проблемы) (вместе они складывают неразрывное единство) .

Эти карты (схемы )  помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

Например, для интегрированного занятия "Море" основным понятием, которое расположено в центре, будет "море". От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия − эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды (см. схему 1).

Эту схему можно еще дополнить конкретными примерами: названиями животных, растений, транспорта, оборудования для дайвинга, видами спорта и тому подобное.

На этапе подготовки к проведению интегрированного занятия для соблюдения системности знаний воспитатели применяют метод интеллектуальных карт или карт умственных действий.

Интеллектуальная карта − эти карты (схемы изучения понятия или темы) помогают раскрыть сущность понятия, которое изучается на занятии, и его взаимосвязи с другими объектами (явлениями, процессами, предметами). Разработанная карта является основой для дальнейшего моделирования и проведения занятия или серии занятий (если очень большая по объему тема).

Например, для интегрированного занятия "Море" основным понятием, которое расположено в центре, будет "море". От этого понятия будут отходить слова, которые раскрывают сущность центрального понятия − эта среда, морские жители, развлечения, морской транспорт, свойства морской воды (см. схему 1).

Эту схему можно еще дополнить конкретными примерами: названиями животных, растений, транспорта, оборудования для дайвинга, видами спорта и тому подобное.

 

 Схема 1. Тема "Море".

Такие карты к теме могут быть составлены из подготовленного материала в процессе проведения занятия вместе с детьми. Конечно, в данном варианте лучше всего использовать всевозможные изображения. 

Следует отметить, что проведение интегрированных занятий требует особенной подготовки от воспитателя и уже сформированного запаса знаний, умений у детей по соответствующей теме. Поэтому проведение таких занятий каждый день является очень сложным.

Примеры тем интегрированных занятий для проведения с детьми:

  • "Вода − источник жизни"
  • "Время в природе"
  • "Далеко-близко"
  • "Родня" (классы животного мира)
  • "Что это за шарик?" (исследование разных объектов круглой формы)
  • "Взрослые и их детеныши" (животный мир).

Несколько интегрированных занятий с ориентировочным содержанием:

"Разнообразие листьев".

Познавательная деятельность − анализ формы, величины и количества представителей растительного мира (Красная книга), группирование растений (цветы, деревья, кусты, травы), физическая деятельность − подвижная игра "Дневные и ночные растения", речевая игра − составление рассказа-предупреждения "Осторожно! Растения-хищники!" (или лекарственные растения и т. п.), художественная деятельность − аппликация "Ноябрь" (отбор геометрических фигур, в соответствии с формой листьев).

"Симметрия в природе".

Лексическая работа со словом "одинаковый", опыт с зеркалами, выполнение заданий на мозаике (создание снежинок), поиск симметрии на рисунках (изображение представителей животного и растительного мира), изготовление снежинок, листьев (зеркальная симметрия) путем вырезки и отпечатком краски на бумаге, складывание узоров из материала "Сложи узор", выполнение заданий на симметрию в парах, подгруппах "Ты  - мое отражение".

"Елка".

Отгадывание и составление загадок о елке (определение характерных свойств − наличие хвои, запах, колючие ветки, вечнозеленое), анализ формы, величины и цвета, многообразие хвойных деревьев ("Родственники елки"), создание новогодней елки из геометрических фигур, из материала головоломки ("Танграм", "Пифагор"), рассуждения на тему "Почему грустят елки после праздников"? (экологическое воспитание).

"Улитка".

Это занятие желательно проводить на улице, наблюдая за настоящей улиткой.

Анализ формы (спираль, круг), размера (маленький), наблюдения за скоростью движения (медленно), дидактичная игра «Кто медленнее всего?» (сравнение скорости движения разных животных), подвижная игра "Улитка" (дети рисуют мелом улитки на асфальте (дорожку, закрученную в спираль), распределяют ее на квадраты и прыгают по очереди), изобразительная деятельность − раскрашивание мелом или вырезка спирали из цветной бумаги.

Для проведения интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать:

  • лес: совокупность животных, растений, отдых;
  • море: совокупность животных, растений, транспорт, развлечения;
  • магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;
  • строительство: рабочие, машины, оборудование;
  • класс живой природы: животный, растительный мир, характерные свойства, условия существования, охрана, польза и вред;
  • хлебозавод: работники, оборудование, продукты;
  • парк: дизайн, развлечения, растения;
  • музей: экспонаты, экскурсия, работники, правила поведения и т.д.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 31 г.Йошкар-Олы «Радуга»

 Интегрированное занятие как

средство развития ребенка

семинар - практикум

для старших воспитателей  

                                 

                                                          Подготовила и провела

                                                          ст.воспитатель первой      

                                                          квалификационной категории

                                                          Солодкова Н.К.

                                                         

Йошкар-Ола

Интеграция направлений

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО старших воспитателей "Проведение мониторинга в ДОУ"

Представленный материал направлен на освещение вопросов организации проведения мониторинга по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Содержание материала для старших в...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Работа краеведческого музея «С уважением к прошлому»

Добрый день уважаемые коллеги ! ! !Мы приглашаем вас совершить небольшую обзорную экскурсию по нашему краеведческому музею, который называется «С уважением к прошлому».  С начало обра...

Выступление на РМО старших воспитателей городского округа Клин на тему "Игры экологического содержания в работе учителя- дефектолога с детьми с особыми образовательными потребностями"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают яркие цветы, бабочки животные, камни, снег, вода, песок - бесконечны...

Выступление на МПО старших воспитателей

Организация игрового пространства с помощью игрового модуля, сделанного из подручного материала...

Выступление на РМО старших воспитателей «Формирование экологической культуры дошкольников посредством кружковой работы»

Главная целью экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, та...

Выступление на ГМО старших воспитателей «Документы, регламентирующие и обеспечивающие работу педагогов в рамках системы наставничества в образовательной организации»

laquo;Документы, регламентирующие и обеспечивающие работу педагогов в рамках системы наставничества в образовательной организации»...