Консультация "Исправление грамматических ошибок в повседневной речи детей"
консультация по теме

Исправление грамматических ошибок в повседневной речи детей необходимо для того, чтобы дети привыкали к осознанию языковых норм. Неисправленная грамматическая ошибка - это лишнее подкрепление у детей неправильных условных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispravlenie_grammaticheskikh_oshibok.docx14.89 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПРАВЛЕНИЕ  ГРАММАТИЧЕСКИХ  ОШИБОК

 В  ПОВСЕДНЕВНОЙ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ

     Исправлять грамматические ошибки в повседневной речи детей необходимо для того, чтобы дети привыкали к  осознанию языковых норм, различали, как надо правильно говорить.

     Неисправленная грамматическая ошибка ведет к  закреплению неправильных условных связей как у говорящего ребенка, так и у  детей, которые его слышат.

       Неправильную форму повторять за ребенком нельзя. Воспитатель может предложить ему подумать, как надо сказать правильно (Надо говорить "мы хотим"). Необходимо сразу же дать ребенку правильный образец речи и предложить его  повторить.

      Ошибку нужно исправлять в тактичной форме, доброжелательно. Нельзя исправлять речевые ошибки в момент эмоционального подъема. Допускается исправление, отсроченное  по времени.

     У детей младшего возраста исправление  ошибок в речи в основном заключается  в том, что воспитатель иначе формулирует словосочетание или фразу. Например, ребенок говорит:"Мы поставили на стол много тарелков и много ложков". - "Правильно, вы хорошо накрыли на стол,  поставили много тарелок и положили много ложек " - подтверждает воспитатель.

      Детей старшего возраста нужно учить слышать речевые ошибки и самостоятельно их исправлять. При этом  можно использовать  различные приемы. Например: "Ты неправильно изменил слово. Подумай, как надо сказать правильно", - предлагает воспитатель. В качестве образца можно предложить аналогичное изменение слова (в родительном падеже множественного числа - ложек, чашек, ботинок).

     В качестве образца правильной речи можно использовать  речь одного из детей. Допускается привлекать к исправлению ошибок детей (очень осторожно, в редких случаях).

      Исправляя детские ошибки нельзя быть слишком навязчивыми, нужно учитывать ситуацию общения. Например:

      - ребенок чем-то огорчен,  жалуется воспитателю, ждет от него помощи, совета, при этом допускает ошибки в речи;

     - ребенок играет, переживает эмоциональный подъем, и в процессе  разговора делает ошибки;

     - ребенок в первый раз решился прочитать стихотворение. Он начинает декламировать, но при этом допускает грамматические ошибки.

       В такие моменты поправлять детей не следует. Воспитатель отмечает  ошибки, чтобы позднее исправить их в подходящей ситуации.

Литература

1.  Алексеева М.М., Яшина В.И. "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников". - М., Издательский центр "Академия", 2000

2. Вренева Е. "Мультимедийные технологии. Познавательно-речевое развитие". "Дошкольное воспитание", № 12, 2010

3. Ушакова О.С. "Формирование семантической стороны речи". "Дошкольное воспитание", № 8, 2006

4. Пожиленко Е., Игнатьева Е. "Знакомим детей с окружающим и развиваем речь". "Дошкольное воспитание", №№ 1, 5, 2005

5. Володина В. "О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет". "Дошкольное воспитание", № 8, 2002

6. Фоменко Л. "Синтаксис...Что могут и не могут дети 4-6 лет". "Дошкольное воспитание", № 11, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление грамматических ошибок у детей с общим недоразвитием речи (сообщение для родителей)

В сообщении подобраны словесные игры,которые родители могут использовать при выполнении домашних заданий в работе по формированию лексико-грамматических средств языка....

10 игр для предупреждения грамматических ошибок в речи малышей

Это стендовая информация для родителей. Представлены игры, которые помогут исправить грамматические ошибки в речи детей  и закрепить  правильное употребление слов....

Семинар для родителей "Грамматические игры по развитию речи детей"

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем в развитии речи детей дошкольного возраста....

логопедические карточки для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей

Наглядный материал пособия предназначен для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей. Пособие содержит 60 цветных карточек-рисунков и методические рекомендации с...

Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ, мнемотехники «На фабрике мебели» по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи детей в старшей группе.

Коррекционно-образовательные цели. Расширение, конкретизация и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях, материалах, из которых она сделана....