инклюзивное образование
занимательные факты на тему

Терентьева Ингрида Анатольевна

инклюзивное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie2.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
  • Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний.
  • Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности.
  • Необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы так, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей.
  • Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей.
  • Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

Исследователями инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России», воспринимается следующим образом:

  • Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
  • Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
  • Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
  • Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
  • Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
  • Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
  • Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
  • Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.

Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования: (по материалам Международной конференции «Инклюзивное образование: перспективы развития в России» Грозная Н. Включающее образование: история вопроса, современное положение дел, международный опыт. )

Психологические проблемы учителей:

Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло. Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего. Специалисты испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи учеников, родителей или педагогов, тем самым, признав, что они не имеют ответов на абсолютно все вопросы. Советы, которые дают в таких случаях, просты: нужно делать свое дело, несмотря ни на что. Следует посмотреть в лицо своим страхам и продолжать работать, несмотря на них, тогда они станут меньше и отдалятся. «"Выжившие" после проведения реформ рассказывают, что в течение нескольких недель они испытывали страх, а затем, как по волшебству, он проходил. Каждый человек помнит, что был испуган, но ни один не помнит, чего именно он боялся, однако страх прошел. Обычно на это уходит шесть недель – общая продолжительность выхода из любого кризиса. Слова "Не волнуйся. Не бойся" произносить бессмысленно. Включение – это перемена. Перемены пугают всех. Так устроен наш организм. Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам мы должны все равно. Понятно, что в такой кризисный период людям нужна поддержка. И все же урок, который был извлечен из первых опытов, таков: нужно посмотреть в лицо страху и отвести взгляд; назвать его по имени и идти дальше».

Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно включающие и обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время оказываются самыми лучшими для всех остальных детей. И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

Ситуация с инклюзивным образованием в Москве: Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

В Стратегии развития образования России до 2020 года одним из приоритетов выступает доступность качественного образования независимо от места жительства ребенка, который реализуется через соблюдение прав детей на поступление в образовательное учреждение и создание условий для обучения с учетом их учебных возможностей, интересов и образовательных потребностей.

Стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей "Московские дети" на 2008-2017 гг. (постановление Правительства Москвы от 25 марта 2008 г. № 195-ПП): "В условиях инклюзивного обучения ребенок-инвалид чувствует себя равным среди равных, ему легче войти в обычную жизнь, процесс адаптации и самореализации. Оценки показывают, что вполне реально к 2020 году дать возможность практически всем московским детям-инвалидам, родители которых изъявят желание, посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа".

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.

Для реализации этих целей в Москве принят закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" от 28 апреля 2010 года № 16, который закрепил понятие "инклюзивное образование" и определил основные гарантии в получении качественного и доступного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В 2010-2011 учебном году инклюзивную практику реализуют 187 (5%) образовательных учреждений города (96 - для детей дошкольного возраста и 91 - для детей школьного возраста), в которых обучаются и воспитываются 967 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них:

16, 3% - с заболеваниями опорно-двигательного аппарата;

14, 2% - с нарушениями слуха;

13, 8% - с нарушениями интеллекта,

13, 1% - с тяжелыми нарушениями речи,

8% - с расстройствами аутистического спектра;

8% - с нарушениями зрения

28,2% - с другими нарушениями и различными инвализирующими заболеваниями,  в т.ч. с генетическими заболеваниями и редкими синдромами.

Дети с ОВЗ получают образование в обычных общеобразовательных учреждениях, где на основании рекомендаций специалистов созданы специальные образовательные условия, разработаны индивидуальные образовательные планы, организовано психолого-педагогическое сопровождение, с учетом особенностей ребенка организовано тьюторское сопровождение.

По состоянию на апрель 2011 года в системе инклюзивного образования Москвы инклюзивную практику реализуют:

В Центральном округе – 60 образовательных учреждений

В Северном округе – 21 образовательное учреждение

В Северо-Восточном округе – 14 образовательных учреждений

В Восточном округе – 4 образовательных учреждений

В Юго-Восточном округе – 22 образовательных учреждения

В Юго-Западном округе- 9 образовательных учреждений

В Западном округе- 10 образовательных учреждений

В Северо-Западном округ – 28 образовательных учреждений

В Зеленограде – 4 образовательных учреждения

Для определения своего ребенка в условия инклюзивного образования родители могут обратиться в окружной ресурсный центр, которые созданы и функционируют в каждом округе Москвы.

Окружные Ресурсные центры позволяют систематизировать опыт работы, транслировать систему инклюзивного образования в округе и развивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, устанавливать партнерские отношения с родителями, общественными организациями, органами местного самоуправления. Ресурсный центр является основным координирующим звеном в организации инклюзивного образования в округе, в привлечении педагогов специального образования к решению вопросов и методическому обеспечению процессов инклюзии ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные школы.

За два последних года в округах созданы Окружные Советы по инклюзивному образованию, координирующие деятельность всех образовательных и социальных учреждений в вопросе организации специальных условий обучения и жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

К 2016 году в соответствии государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы (Постановление Правительства РФ  от 17 марта 2011 г.  №175)  доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с инвалидностью и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не мене 20%. На сегодняшний день это количество составляет только 2,5%.

Основная цель заключается не в организации инклюзивного образования как нового сегмента системы образования, а в системном эволюционном изменении всех ступеней образования на основе принципов инклюзии.

Что значит сделать образование инклюзивным?

1. Построение инклюзивного детского сообщества

2. Разработка и реализация индивидуального учебного плана, тьюторская поддержка ребенка, адаптированные формы аттестации.

3. Создание доступной образовательной среды, адаптированные средства обучения.

4. Программно-методические обеспечение процесса обучения (дидактика, пособия, учебники).

5. Психолого-педагогическое сопровождение процесса инклюзии и всех его участников.

6. Введение компонента начальной профессиональной подготовки в массовой школе.

7. Преемственность ступеней образования.

Основные тенденции, проблемы и вызовы:

1. Неучет основных тенденций современного образования превращает развитие инклюзивного образования в закрытую, замкнутую систему. Введение инклюзии как принципа в реализации общего образования требует системного подхода.

2. Неразработанность нормативно-правовых и финансовых механизмов обучения ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. Принцип "деньги следуют за ребенком" не работает.

3. Профессиональная и психологическая неготовность педагогических кадров реализовывать принципы инклюзии в условиях общего образования. Проблема кадров.

4. Неготовность среды (архитектурной, образовательной) и учебных средств (дидактические пособия, учебники) для удовлетворения образовательных потребностей детей с инвалидностью в массовой школе. Проблема средств и сервисов.

5. Системные границы между специальным и общим образованием. В то время как коррекционная школа рассматривается как методический ресурс развития инклюзии в общеобразовательной школе, 80% педагогов специальных (коррекционных) школ не принимают идеи включения ребенка с ОВЗ в условия массового образования.

Важнейшей задачей развития инклюзивного образования является подготовка руководителей инклюзивных образовательных учреждений ,  педагогов и специалистов, реализующих практику включающего образования.

Для этого в вузах столицы, в том числе в МГППУ и МГПУ открыта магистратура по направлению "Организация инклюзивного образования", реализуется программа модульных курсов повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику по шести направлениям. В рамках Университетского округа МГППУ создается система  сетевого взаимодействия вуза и общеобразовательных учреждений (МГППУ – Институт – ОУ), что  позволяет создавать эффективную систему научного обеспечения инклюзивного образования, в рамках которой отрабатываются вопросы формирования профессиональных компетенций учителя в системе высшего педагогического образования, создаются модели психологической поддержки и сопровождения вариативных образовательных траекторий, разрабатываются проблемы непрерывного гуманитарного образования.

Для ресурсного обеспечения образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, в структуре Московского городского психолого-педагогического университета созданы Институт проблем интегративного  (инклюзивного) образования и Городской ресурсный центр по развитию интегративного (инклюзивного) образования.

Для развития инклюзивного образования в Москве необходимо  разработать и принять в соответствии с законом города Москвы "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве" нормативно-правовые документы, регламентирующие финансирование и деятельность образовательных учреждений "инклюзивного типа", Окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, специальных (коррекционных) учреждений Москвы как ресурсных центров для методического сопровождения обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития в обычных образовательных учреждениях.

Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение детский сад № 1902             Восточного окружного управления департамента образования города Москвы

 «Инклюзивное образование»

Современное состояние дошкольного инклюзивного образования в г. Москве.

Выполнен воспитателем:

Терентьевой Ингридой Анатольевной

Москва 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Инклюзивное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

В статье рассматривается  понятие инклюзивного образования в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования . Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ограниче...

Публикация статьи в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики"

Представляю вашему вниманию статью, написанную в соовторстве с учителем дефектологм Ивановой Е.В., опубликованную в сборнике материалов IV Международной научно-практической конференции "Инклюзивн...

Презентация опыта работы в третьем этапе Краевого фестиваля лучших инклюзивных практик по теме: « Модель инклюзивного образования в ДОУ» г.Красноярск

Цель - создание целостной, эффективно действующей системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и детей-ивалидов, напр...

Итоговое задание по курсу «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС». Проект инклюзивной среды в ДОУ

При инклюзивном подходе каждый ребенок с ОВЗ включен в повседневную жизнь группы, ведь целью инклюзии является организация пространства группы для успешной реализации индивидуальной образовательной пр...

Статьи. Общество. 26 марта 2021, Воронеж. «Раствориться в коллективе». В Воронеже обсудили проблемы инклюзивного образования По инклюзивной модели в регионе обучается более 6 тыс детей.

Инклюзивное образование – это не отдельное специализированное образовательное учреждение, в котором учится ученик с инвалидностью, а широкое социально-культурное пространство – с...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...