консультация "Оборудование музыкальных уголков"
консультация на тему

 Гущина Людмила Егоровна

  Обучение детей  игре на музыкальных инструментах открывает перед  ними мир  новых звуковых красок, помогает развить музыкальные способности истимулирует     интерес к инструментальной музыке.Планомерные и систематические занятия воспитателей и музыкальных        руководителей    детских садов с оркестром организуют детский коллектив, способствуют интенсивному и плодотворному  развитию музыкальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oborudovanie_muzykalnykh_ugolkov.docx22.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад

                               Компенсирующего вида  №20 «Дельфин»    

                                        Консультация для воспитателей по теме:

                                    "Оборудование музыкальных уголков».

                                                                                        Подготовила: Гущина. Л.Е.

               

                                                        Южноуральск 2010 г.  

                                                   

Обучение детей  игре на музыкальных инструментах открывает перед  ними мир  новых звуковых красок, помогает развить музыкальные способности истимулирует     интерес к инструментальной музыке.

Планомерные и систематические занятия воспитателей и музыкальных        руководителей    детских садов с оркестром организуют детский коллектив, способствуют интенсивному и плодотворному  развитию музыкальности.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются

эстетические восприятия и чувства ребёнка. Музыка способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимания к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память. Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую моторику пальцев рук.

Игра на музыкальных инструментах ценна ещё и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние   на

всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение. История возникновения оркестра восходит к тем далёким временам,

когда по Руси  ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещёточники и др. На сельских ярмарках и праздниках они веселили народ,

приобщая его к музыкальному искусству.

В ХХ в. первым поднял вопрос об обучении детей игре на музыкальных

инструментах  Н.А.Метлов. В 30-х годах возник первый детский оркестр.

Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т.д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных желаний -  исполнять музыку.

Необходимо отметить, что термины  «музыкальная игрушка» и  «детский

музыкальный инструмент» условны. К первым обычно относят тот  звучащий инструмент, который используется в сюжетно - ролевых  играх. Ко вторым относят уменьшенные, упрощённые копии настоящих инструментов схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.

Классификация музыкальных инструментов.

С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек-инструментов – неозвученные  и озвученные.

1.Неозвученные (лишь изображающие инструменты) предназначенные для того,

чтобы   создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая,      представляют себя играющими на музыкальных инструментах.

2. Озвученные подразделяются на  четыре  вида, в зависимости от характера их     звучания.

  • Игрушки-инструменты со звуком нефиксированной (неопределённой) высоты:

Погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты и т.д.

  • Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке: свирели, дудки, рожки  и т.д.
  • Игрушки-инструменты с заданной мелодией (инструменты-автоматы): органчики,            музыкальные шкатулки, музыкальные ящички и т.д.
  • Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом:
  • металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники,       цитры, балалайки и т.п.

Музыкальные игрушки и инструменты, кроме того, классифицируются по группам.

  • Группа струнных: цитра, домра, балалайка и т.д.
  • Группа духовых: флейты, саксофоны, кларнеты, губная гармошка и т.д.
  • Группа ударно-клавишных: пианино, рояль и т.д.
  • Группа клавишно-язычковых: баян, аккордеон, гармоника и т.д.
  • Группа ударных: бубен, барабан, тарелки, металлофон  и т.д.

Разнообразие видов инструментов, применяемых в практике, предполагает овладение    навыками различной степени сложности, начиная от  непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками, бубенцами, до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах.

Для применения в воспитательной работе дошкольного учреждения музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать следующим требованиям:

Быть хорошо настроенными;

  • Иметь определённый чистый тембр;
  • Быть удобными для детей с точки зрения размера и веса;
  • Обладать простой конструкцией;
  • Быть прочными, пригодными для частого использования.

Оборудование музыкальных уголков.

Создавать музыкальные уголки в каждой возрастной группе необходимо с учётом возрастных особенностей детей. Для того чтобы у воспитанников постоянно  поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, нужно

время от времени  (один-два раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новые музыкально-дидактические  игры, оборудование и самостоятельные шумовые инструменты; стуканчики, шуршанчики, сыпунчики, бурбунчики,

коробочки, волшебные нити, волшебные барабаны,  трещотки, погремушки, японский дождик.  Кроме того, можно использовать наушники, чтобы один ребёнок, прослушивая музыку, не мешал другим.  Но это, конечно, относится к дошкольникам старшего возраста.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя

и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются

детьми, дозировано (например, металлофон), и те, с которыми дети могут

заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки и т.п.) На нижней полке – барабаны, ложки, треугольники, маракасы.

Необходимо уделить особое внимание качеству звучания музыкальных

инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать  знакомые

детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет

слуховой опыт ребёнка!

В младших группах необходимые пособия вносят в игровую зону, так  как у

детей нет опыта музыкальной деятельности, и они  не могут исполнять музыку,

а лишь  «играют» в неё, включают её элементы в сюжетно – ролевые игры.

В музыкальных уголках должны находиться:

  1. Озвученные игрушки: музыкальный молоточек (малыши используют его
  2. для восприятия ритмических отношений); музыкальный волчок (2шт.);
  3. погремушки (3шт.); шарманка. Дети рассматривают их, пытаются
  4. извлечь из них отдельные звуки или фиксированную  мелодию.
  5. Музыкальные инструменты: бубны (2шт.); барабаны разной высоты
  6. звучания(2шт.); металлофон; дудочка; колокольчики; деревянные палочки;
  7. барабаны с кожаной основой. Педагог постепенно знакомит детей с этими инструментами и их звучанием.
  8. Неозвученные музыкальные игрушки (фабричные или самодельные,
  9. выполненные воспитателями): пианино, гармошка (2шт.); балалайка(2шт.);
  10. «звуковые» книжки и картинки. Такие игрушки стимулируют самостоятельную деятельность: малыши напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах. К ним относится и «Звуковая» книжка, изготовленная из
  11. картона или плотной бумаги. На каждой её странице - цветная иллюстрация,
  12. сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни. Малыши устанавливают книжки на пюпитре неозвученного пианино и поют свою
  13. любимую песенку. Принцип работы со «звуковыми» картинками - аналогичный.
  14. Ими удобно пользоваться: их можно часто менять и постепенно накапливать, используя большое  количество разнообразных песен.
  15. Атрибуты: рули(3шт.); лошадки(3шт.); вожжи(3шт.).
  16. Костюмы: косыночки(3шт.); фартучки(3шт.); шапочки-ушки (10шт.)
  17. Настольные музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха,
  18. на закрепление программного материала.

Кроме того, в музыкальных уголках младшего возраста используют аудио записи с произведениями классической  музыки, песен и музыкальных сказок.

В организации музыкальных зон важна роль взрослого, воспитателя и музыкального руководителя. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников должна осуществляться при тактичном, почти незаметном руководстве, в котором основная линия поведения взрослого – это соучастие. Он как бы советуется с детьми:

«Как нам лучше разложить инструменты, чтобы всем было удобно брать их

и играть?». «А я вот как умею играть», - говорит воспитатель, показывая

приёмы игры на музыкальном инструменте, и тут же отходит. Педагог,

то включается в совместную игру, демонстрируя свои умения, то регулирует

участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей.

Музыкальный руководитель консультирует воспитателя и оказывает

практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной

деятельностью дошкольников.

Старший дошкольный возраст. Для успешного музыкального

развития детей необходимо наличие музыкально-педагогического оборудования.

Детские музыкальные инструменты (Бубен, барабан, металлофон, ложки,

ксилофон, треугольник, трещотка, погремушка, колотушка и др.); музыкальные

игрушки (органчик, музыкальные волчки, игрушечное пианино,

детская гитара и др.);

Настольные музыкально-дидактические игры; экранные, звуковые,

экранно-звуковые (аудиовизуальные) пособия и специальное оборудование

к ним с записями классической музыки и детским музыкальным

репертуаром; оборудование для художественно-театральной деятельности в детском саду; атрибуты и костюмы для игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новое в оснащении музыкальных уголков «Игры звуками - это музыкальная импровизация»

Новое в оснащении музыкальных уголков«Игры звуками - это музыкальная импровизация» ...

выступление "Содержание и функции музыкального уголка и уголка театральной деятельности в различных возрастных группах.

Материал для выступления на семинаре- практимуме в марте 2013 года Содержит описание того, каким должен быть музыкальный уголок и уголок театрализованной деятельности в группах....

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»

Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...

Консультация для педагогов "Почему музыкальные инструменты в музыкальных уголках спят?"

Практические приемы использования музыкальных инструментов в течении для....

Презентация Предметно-пространственная среда в ДОУ "Музыкальные уголки и музыкальные инструменты" (24.09.2021)

Консультация для педагогов ДОУ Предметно-пространственная среда в ДОУ. "Музыкальные уголки и музыкальные инструменты"...