Дипломная работа на тему «Применение музыкально-дидактических игр в детском саду» (Введение и глава 1.1).
учебно-методический материал по теме

Соронина Александра Вячеславовна

 

 

Объект исследования – Развитие музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр.

 

Предмет исследования – Музыкально-дидактические игры, развивающие музыкально-сенсорные способности у детей старшего дошкольного возраста.

 

Цель данной работы – Разработать музыкально-дидактические игры, развивающие музыкально-сенсорные способности детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом были выделены следующие

задачи исследования:

 

  1. Определить психолого-педагогическое воздействие музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-сенсорных способностей детей.

 

  1. Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в педагогическом процессе. 

 

  1. Провести педагогический эксперимент для подтверждения эффективности разработанных мной музыкально-дидактических игр.

 

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр в отечественном музыкальном воспитании старших дошкольников.

 

В ходе исследования применялись следующие методы:

 

а) При постановке подготавливающего эксперимента – объяснительно-демонстрационный.

б) При сопоставлении и анализе сходных игр для понимания их преемственности и недостатков – сравнительный метод.                                                                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplomnaya_rabota_na_temu.doc56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дипломная работа на тему

«Применение музыкально-дидактических игр в детском саду» (Введение и глава 1.1).

Введение.

Музыкально-дидактические игры являются важной частью музыкальной деятельности детей в детском саду. Но как показывает практика, им уделяется достаточно мало времени на музыкальных занятиях и досугах. Во-первых, немало сложностей вызывает недостаток материальной базы, отсутствие в торговой сети готовых музыкально-дидактических игр и пособий. Поэтому большое количество демонстрационного материала приходится выполнять самостоятельно. При изготовлении наглядных пособий педагогу необходимо проявить творчество и мастерство, так как музыкально-дидактические игры должны быть яркими и красочными, простыми и доступными детям. Ведь в результате их использования у детей появляется желание участвовать в процессе обучения, раскрываются скрытые возможности. Застенчивые дети становятся более открытыми, проявляя свои эмоции в игровой деятельности, связанной с усвоением музыкальных знаний. Также дети обогащаются новыми впечатлениями, у них развивается инициатива, появляется способность к восприятию, к различению основных свойств музыкального звука. Я считаю, одним из важных достоинств музыкально-дидактических игр, является то, что дети получают возможность практического применения полученных знаний в повседневной жизни.

Во-вторых, музыкально-дидактические игры занимают много времени на музыкальных занятиях и досугах. Поэтому многие музыкальные руководители не всегда включают их в свою работу. О важности музыкально-сенсорных пособий говорила ещё Н.А.Ветлугина, но в широкую практику они начали активно внедрятся только недавно.

В первой главе своей работы я рассказываю про музыкально-дидактические игры, их виды и классификацию. А вторую главу я посвятила практическому применению музыкально-дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе участия детей в музыкально-дидактических играх развиваются музыкальные способности, в частности музыкально-сенсорные. Поэтому третью главу я посвятила освещению этого вопроса.

Музыкально-игровая деятельность дошкольников несёт в себе задачу приобщения детей к миру прекрасного, обогащает духовной красотой. Она тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством. В игре ребёнок открывает в себе новые возможности, получает удовольствие от самого процесса. Появляется  радостные эмоции, творческая инициатива, желание участвовать в коллективе, игра отличается своими разнообразными и воспитательными возможностями.

Объект исследования – Развитие музыкально-сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр.

Предмет исследования – Музыкально-дидактические игры, развивающие музыкально-сенсорные способности у детей старшего дошкольного возраста.

Цель данной работы – Разработать музыкально-дидактические игры, развивающие музыкально-сенсорные способности детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом были выделены следующие задачи исследования:

  1. Определить психолого-педагогическое воздействие музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-сенсорных способностей детей.

  1. Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в педагогическом процессе.  

  1. Провести педагогический эксперимент для подтверждения эффективности разработанных мной музыкально-дидактических игр.

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр в отечественном музыкальном воспитании старших дошкольников.

В ходе исследования применялись следующие методы:

а) При постановке подготавливающего эксперимента – объяснительно-демонстрационный.

б) При сопоставлении и анализе сходных игр для понимания их преемственности и недостатков – сравнительный метод.                                                                                                                                  

1 глава.

Музыкально-дидактические игры в музыкальном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

1.1 Основные виды музыкально-дидактических игр (назначение, характеристика).

 «Игра развивает индивидуальность; играя, ребёнок учится воспроизводить свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для укрепления способностей мыслить и для развития сознания».

Э.Жак-Далькроз.

Игра – это самый увлекательный вид деятельности в детском саду. В процессе игры у ребёнка формируются необходимые черты личности: чувство товарищества, ответственности.

В «Программе музыкального воспитания»[1] отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр – научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений.

А цель применения музыкально-дидактических игр, по мнению О.П.Радыновой, Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. в пособии «Музыкальное воспитание дошкольников»[2]  – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

 «Решение сенсорных задач, – как пишет Н.А. Ветлугина, – возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки»[3]. Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактическим материалом игр являются: – песни, инструментальные произведения; – набор музыкальных инструментов; – наборы музыкальных игрушек.

Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина. Дети активно откликаются на музыкально-дидактические игры, потому что они всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Применяя игры на занятиях нужно комплексно воздействовать на воображение ребёнка, вызывать зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя у него музыкальное восприятие в целом. Как показывает практика работы с детьми, систематическое применение музыкально-дидактических игр и пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. Музыкально-дидактические игры могут в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях[4].

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Музыкально-дидактические игры должны быть простыми и доступными для детей, разнообразны по содержанию и красочно оформлены. Тогда у детей появляется желание участвовать в занятии (петь, слушать, играть, танцевать). Такие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. С точки зрения педагогики такие игры ценны тем, что они дают возможность ребёнку применять полученные знания в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на следующие дидактические принципы: воспитывающее обучение, научность, доступность и наглядность преподнесения осваиваемого материала, закрепление знаний, умений и навыков, музыкальная активность детей, связь музыкального воспитания с жизнью и интересами детей.

Существуют разные классификации музыкально-дидактических игр. Например, Ветлугина Н.А., чья работа по классификации игр была упомянута в начале главы, в книге «Музыкальное развитие ребёнка» разделяет игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные и хороводные. А Комисарова Л.Н. в книге «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии» выделяет три группы музыкально-дидактических пособий: на различение характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.

Одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, но я думаю, что можно классифицировать игры именно по их возможностям в развитии музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

Музыкально-дидактические игры, имея разные обучающие задачи и сценарий проведения, условно делятся на три вида:

1.  Спокойное музицирование.

2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.

3. Игры, построенные по типу хороводных.[5]

Как отмечает Зимина А.Н., в играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с игровыми пособиями. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов, карточки, соответствующие правилам игры и т. д.

За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. По моему опыту работы вопрос о наградах не такой простой. Ребёнка лучше наградить конфетой, шоколадной медалькой, но предпочтительней фрукты (долька апельсина или половина яблока), чтобы не испортить аппетит перед обедом, но необходимо обговорить этот вопрос с медицинским персоналом. Также детям будут интересны картонные медальки с эмблемой или иной картинкой, соответствующей содержанию игры, которую можно повесить на шею. На абстрагированные фишки дети реагируют хуже.

Но вернёмся к Зиминой, второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки – в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.

В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.[6]

А вот Н.И.Льговская классифицирует музыкальные игры и пособия на основании задач музыкального воспитания детей, а именно развитии способностей эмоционального сопереживания музыке, музыкального слуха и чувства ритма.

Автор предлагает в пособии «Организация и содержание музыкально-игровых досугов»[7] классификацию музыкально-игровых игр на основании использования всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество), образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных способностей детей. Это игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический) и чувство ритма; игры способствующие восприятию музыки посредством движений; – синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение); а также музыкально-игровые композиции.

Разделение музыкальных игр по правилам звучания обусловливает развитие любознательности, воображения, фантазии ребенка. Восприятие музыки – составляющая основа этих игр – требует наблюдательности, сообразительности со стороны детей. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, обращает внимание на связь различных видов музыкальной игры с характером музыки и определяет этот ее характер. Ребенок учится эстетически оценивать музыкальные произведения.

В процессе творческих музыкальных игр дети вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт, дети сами формируют ход музыкальной игры и поведения в ней персонажей. В результате они могут оценить свои действия.

Музыкально-игровые композиции представляют собой сочетание всех видов музыкально-игровой деятельности и элементов театрализации, что дает детям возможность соавторства, а, следовательно, безграничного личностного развития.

Музыкально-дидактические игры всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.


[1] Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.,2008 – С.41.

[2] См.:  Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия, 2000 – С.50.

[3]  Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., 1968 – С.230.

[4] Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982 – С.76.

[5] См.: Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.  –  М., 2000 – С.169.

[6] Там же.

[7] Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М., 2007 – С.10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему: "Адаптационный период малышей к условиям детского сада"

АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД МАЛЫШЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА.        ВОСПИТАТЕЛЬ: МАРТЬЯНОВА Е....

Опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности в детском саду».

Ребенок по своей природе – пытливый исследователь (Н.Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства на ряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобрет...

Стендовая работа на тему: "Гендерное воспитание детей в условиях детского сада"

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами...

Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду для развития творческих способностей дошкольников".

Цель: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.Задачи:● познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники («р...

Консультация для воспитателей. Тема: "Применение здоровья сберегающих технологий в детском саду и семье"

Сохраанение и укрепление физического и психического здоровья детей. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Создавать условия для физического и психического развития у детей дошк...

Программа перспективного развития профессиональной компетентности на тему: «Применение современных игровых технологий в детском саду».

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики....