СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ.
статья по теме

Орлова Людмила Анатольевна

СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ.

 

 

В последнее время в системе образования начинает складываться культура поддержки и помощи учащимся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в учебном процессе. Опираясь на новый закон РФ об образовании от 29.12.2012 года N 273-ФЗ статью 42, этим призваны заниматься психолого-педагогические службы, которые оказывают помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность по вопросам реализации основных общеобразовательных программ и  на создание условий способствующих успешному обучению и развитию учащихся.

Перед педагогическими коллективами поставлены  задачи в  объединении усилий учителей  и педагогов-психологов для оказания помощи учащимся в решении задач обучения, воспитания, социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса представляет собой процесс и целостную деятельность всего педагогического коллектива. В психолого – педагогических центрах  разрабатываются программы и модели психолого-педагогического сопровождения учебно-образовательного процесса. Но психологические службы  могут справятся со своей сложной задачей только в том случае, если будет тесная связь с педагогами и администрацией школ. Тесное сотрудничество позволит создать для учащихся комфортные и продуктивные развивающие и учебные условия.

Модель психологической работы опирается на концепцию психолого-педагогического сопровождения, которая включает  в себя следующие:

1.      Мониторинг личностного развития учащихся: отслеживание психолого-педагогических особенностей и динамики психического развития воспитанников в процессе обучения.

2.      Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и для их успешного обучения.

3.      Создание социально-психологических условий для оказания помощи детям с проблемами в обучении, в поведении (так называемые «группы риска»).

 

Задачи психолого-педагогической службы по сопровождению учебно-воспитательного процесса является:

-изучение особенностей социальной адаптации учащихся;

-выявление и предупреждение возможных нарушений в социальном развитии учащихся, создание условий для полноценного личностного роста;

-активное воздействие на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней через методы воспитания психолого-педагогической помощи.

Направления психолого-педагогического сопровождения включают в себя:

•        Психодиагностику образовательного процесса.

•        Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

•        Консультативную работу.

      Содержание направлений психолого-педагогической службы психологическому сопровождению:

-  мониторинг психических и интеллектуальных процессов учащихся;

- ознакомление с результатами администрацию, педагогов, родителей, самих     учащихся;

-  проведение коррекционных и развивающих мероприятий.

-  исследование особенностей познавательной деятельности;

-  изучение личностных особенностей учащихся.

-  просветительская и профилактическая работа с родителями учащихся.

-  просветительская работа с учащимися;

-  тренинговые занятия;

 

Значительное внимание уделяется групповой работе с учащимися. Занятия направлены на саморазвитие и самопознание личности, на развитие творческого мышления на формирование  у ребят адекватной самооценки,

В психолого-педагогической службе организована консультативная работа с учащимися, их родителями, преподавателями. На сегодняшний день можно сказать, что растет доверие к психологам. Это способствует повышению психологической компетенции и позитивно сказывается на всех субъектах образования.

        В системе психолого-педагогического сопровождения наряду с  рассмотренными  выше  традиционными видами деятельности, на мой взгляд,  эффективным будет  реализация такого   комплексного   направления,   как  разработка  (проектирование) системы обучения на основе психолого- педагогических характеристик учебных групп.

Система обучения проектируется       психолого-педагогической службой  совместно с педагогами и администрацией школ.

        Процесс проектирования включает в себя несколько этапов.

1  этап:  мотивационный  -  установление  эмоционального контакта между  учителями , педагогом - психологом и учащимися. 

2   этап:   концептуальный   - выработка общего языка, статуса  учителя и педагога - психолога относительно  учащегося,  формирование   общей  цели,  задач,  мотивов, сотрудничества.

3  этап: проектный - разработка программ системы обучения на  основании  ориентировочной  диагностики уровня развития; ознакомление  с  проектом программы администрации, учителей школ, а так же других участников образовательного процесса.     

4    этап:   реализация программы – на данном этапе проводится текущая педагогическая  диагностика, при   затруднениях   проводится  текущая  психологическая диагностика   для   определения   причин   затруднений учащихся в процессе обучения.

5   этап:   диагностический  -  завершение  реализации программы: итоговая   диагностика знаний и умений по дисциплине, психологические характеристики развития личности;  внесение   предложений  при переходе на следующую ступень образования.

      Психолого-педагогическое сопровождение на сегодняшний день  является не просто реализация программы  и других методов коррекционно-развивающей работы с учащимися, но  выступает  как комплексная помощь   учащимся  при  решении  задач по развитию,  обучению и социализации.     Анализ  работы со школами за 2012- 2013 учебный год показал,  что  на  сегодняшний  день  ресурсы  системы психолого-педагогического  служб   задействованы в полном объеме при решении текущих задач воспитания.

     В этом направлении необходимо:    

Активнее использовать имеющиеся в  современной практической психологии   значительный  арсенал  методов  работы  с  учебными группами и педагогическими коллективами.

     При  данном  подходе к психолого-педагогическому сопровождению можно рассматривать   как  неотъемлемый элемент системы образования при решении  задач обучения, воспитания и развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya.zip12.67 КБ

Предварительный просмотр:

СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ.

В последнее время в системе образования начинает складываться культура поддержки и помощи учащимся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в учебном процессе. Опираясь на новый закон РФ об образовании от 29.12.2012 года N 273-ФЗ статью 42, этим призваны заниматься психолого-педагогические службы, которые оказывают помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность по вопросам реализации основных общеобразовательных программ и  на создание условий способствующих успешному обучению и развитию учащихся.

Перед педагогическими коллективами поставлены  задачи в  объединении усилий учителей  и педагогов-психологов для оказания помощи учащимся в решении задач обучения, воспитания, социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса представляет собой процесс и целостную деятельность всего педагогического коллектива. В психолого – педагогических центрах  разрабатываются программы и модели психолого-педагогического сопровождения учебно-образовательного процесса. Но психологические службы  могут справятся со своей сложной задачей только в том случае, если будет тесная связь с педагогами и администрацией школ. Тесное сотрудничество позволит создать для учащихся комфортные и продуктивные развивающие и учебные условия.

Модель психологической работы опирается на концепцию психолого-педагогического сопровождения, которая включает  в себя следующие:

1.        Мониторинг личностного развития учащихся: отслеживание психолого-педагогических особенностей и динамики психического развития воспитанников в процессе обучения.

2.        Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и для их успешного обучения.

3.        Создание социально-психологических условий для оказания помощи детям с проблемами в обучении, в поведении (так называемые «группы риска»).

Задачи психолого-педагогической службы по сопровождению учебно-воспитательного процесса является:

-изучение особенностей социальной адаптации учащихся;

-выявление и предупреждение возможных нарушений в социальном развитии учащихся, создание условий для полноценного личностного роста;

-активное воздействие на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней через методы воспитания психолого-педагогической помощи.

Направления психолого-педагогического сопровождения включают в себя:

•        Психодиагностику образовательного процесса.

•        Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

•        Консультативную работу.

      Содержание направлений психолого-педагогической службы психологическому сопровождению:

-  мониторинг психических и интеллектуальных процессов учащихся;

- ознакомление с результатами администрацию, педагогов, родителей, самих     учащихся;

-  проведение коррекционных и развивающих мероприятий.

-  исследование особенностей познавательной деятельности;

-  изучение личностных особенностей учащихся.

-  просветительская и профилактическая работа с родителями учащихся.

-  просветительская работа с учащимися;

-  тренинговые занятия;

Значительное внимание уделяется групповой работе с учащимися. Занятия направлены на саморазвитие и самопознание личности, на развитие творческого мышления на формирование  у ребят адекватной самооценки,

В психолого-педагогической службе организована консультативная работа с учащимися, их родителями, преподавателями. На сегодняшний день можно сказать, что растет доверие к психологам. Это способствует повышению психологической компетенции и позитивно сказывается на всех субъектах образования.

        В системе психолого-педагогического сопровождения наряду с  рассмотренными  выше  традиционными видами деятельности, на мой взгляд,  эффективным будет  реализация такого   комплексного   направления,   как  разработка  (проектирование) системы обучения на основе психолого- педагогических характеристик учебных групп.

Система обучения проектируется       психолого-педагогической службой  совместно с педагогами и администрацией школ.

        Процесс проектирования включает в себя несколько этапов.

1  этап:  мотивационный  -  установление  эмоционального контакта между  учителями , педагогом - психологом и учащимися.  

2   этап:   концептуальный   - выработка общего языка, статуса  учителя и педагога - психолога относительно  учащегося,  формирование   общей  цели,  задач,  мотивов, сотрудничества.

3  этап: проектный - разработка программ системы обучения на  основании  ориентировочной  диагностики уровня развития; ознакомление  с  проектом программы администрации, учителей школ, а так же других участников образовательного процесса.      

4    этап:   реализация программы – на данном этапе проводится текущая педагогическая  диагностика, при   затруднениях   проводится  текущая  психологическая диагностика   для   определения   причин   затруднений учащихся в процессе обучения.

5   этап:   диагностический  -  завершение  реализации программы: итоговая   диагностика знаний и умений по дисциплине, психологические характеристики развития личности;  внесение   предложений  при переходе на следующую ступень образования.

      Психолого-педагогическое сопровождение на сегодняшний день  является не просто реализация программы  и других методов коррекционно-развивающей работы с учащимися, но  выступает  как комплексная помощь   учащимся  при  решении  задач по развитию,  обучению и социализации.     Анализ  работы со школами за 2012- 2013 учебный год показал,  что  на  сегодняшний  день  ресурсы  системы психолого-педагогического  служб   задействованы в полном объеме при решении текущих задач воспитания.

     В этом направлении необходимо:    

Активнее использовать имеющиеся в  современной практической психологии   значительный  арсенал  методов  работы  с  учебными группами и педагогическими коллективами.

     При  данном  подходе к психолого-педагогическому сопровождению можно рассматривать   как  неотъемлемый элемент системы образования при решении  задач обучения, воспитания и развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ

Описание методологических основ, принципов, идей  психологического сопровожения образовательного процесса в детском саду...

План психологического сопровождения образовательного процесса АУ ДОУ ДСОВ № 16 "Снежинка"

Основная задача педагога-психолога – сделать жизнь ребенка в ДОУ комфортной, прежде всего с точки зрения детской психологии, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Он должен помочь воспитате...

Психологическое сопровождение образовательного процесса с учетом ФГТ

Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детс...

"Инновационные технологии психологического сопровождения образовательного процесса с учетом ФГОС"

Основной целью  инновационной  деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.  Инновационные проц...

План психологического сопровождения образовательного процесса педагога – психолога . на 2015 – 2016 уч .год

План психологического сопровождения образовательного процесса  педагога – психолога в ДОУ...

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО)  в образовательной системе были  введены основные принципы дошкольного образования,...

Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...