Участие в международной научной конференции "Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям".
статья по теме

Сивальнева Наталья Владимировна

Статья "Этапы и уровни непрерывного педагогического образования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Этапы и уровни непрерывного педагогического образования»

Аннотация статьи: Непрерывное педагогическое образование есть сложное социально-педагогическое явление, включающее систему общего, профессионального и послевузовского образования. Это многоплановое явление выступает как условие самоопределения, фактор степени свободы конструирования и результат развития образовательной системы.

Ключевые слова: Непрерывное педагогическое образование, система непрерывного педагогического образования.

Основной текст статьи

Новые социально-экономические условия в России, требуют значительного повышения кадрового потенциала страны на основе реформирования системы непрерывного образования.

Спектр теоретических и практических разработок, затрагивающих проблемы развития системы непрерывного педагогического образования, достаточно широк. Усилиями Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской,

А.К. Марковой, С.Г. Вершловского, В.В. Горшкова, В.А. Сластенина, и др. разработаны целостные представления о педагогическом образовании, в котором процессы овладения профессией и профессионального совершенствования органически включены в более широкое пространство социальной, профессиональной и личностной самореализации человека.

Важнейшим условием и ведущим фактором, определяющими успешность этих процессов, выступает непрерывное образование личности - идея, принятая в мировом образовательном сообществе в качестве ключевой; эта идея принята и педагогической наукой, в тезаурусе которой появилось понятие «непрерывное педагогическое образование» (НПО).

 Многие проблемы теории и практики непрерывного педагогического образования исследовались Е.В. Бондаревской, Г.А. Бордовским, Н.И. Дик, В.А. Кан-Каликом, А.В. Мудриком, В.А. Сластениным и др. К их числу следует отнести: целеполагание и диагностику в оценке результатов обучения, повышение интенсивности обучения, новые образовательные технологии, внедрение образовательных стандартов, интеграцию и дифференциацию учебных курсов и т. д.

Кроме того, в теоретическом плане значимыми оказались выводы о роли, месте и особенностях различных звеньев педагогического образования в целостной его системе. Это касается проблем ориентации молодежи на педагогическую профессию и допрофессиональной педагогической подготовки (З.М. Ахметзянова, В.Г. Боброва, Л.Г. Борисова, Е.Г. Буланова, и др.), подготовки педагогических кадров в условиях педучилища (В.В. Арнаутов, В.М. Добряков, И.Н. Журавленко и др.), высшей педагогической школы как ведущего звена общей системы педагогического образования (Е.П. Белозерцев, И.И. Казимирская, В.А. Сластенин, и др.), проблем повышения квалификации, творческого развития педагога на этапе его профессиональной деятельности (В.Г. Воронцова, Л.Ф. Колесников, В.В. Краевский, В.Ю. Кричевский, и др.).

В связи с этим одной из актуальных проблем, стоящих перед современной педагогикой, является разработка теоретических и методических основ профессионального становления и развития педагога в системе непрерывного образования.

В определении понятия «профессиональное становление специалиста» мы исходим из трактовки Э.Ф. Зеера: «Мы понимаем профессиональное становление личности как развитие личности в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, направленное на формирование устойчивых положительных мотивов профессиональной деятельности, социально значимых и профессионально важных качеств личности, готовности к постоянному профессиональному росту, нахождения оптимальных приемов и способов качественного и творческого выполнения профессиональной деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности специалиста» [4, с. 65].

Изучение литературных источников, состояния вопроса в существующей педагогической теории и практике показывает, что проблема профессионального становления и развития личности педагога в современных социально-экономических условиях весьма многогранна и многоаспектна.

Одним из аспектов этой проблемы является преодоление недостатков объективно существующей дискретности в подготовке педагогов путем достижения целостности результатов их обучения. Целостность формирования личности будущего педагога связана с необходимостью совмещения его поэтапной подготовки, дискретного изучения учебного материала различных дисциплин с процессом их синтеза, интеграции, одновременным формированием профессиональных и личностных качеств будущего педагога, обеспечивающих совокупное применение полученных им на разных этапах и по разным предметам знаний, умений и навыков в предстоящей учебно-воспитательной деятельности, формированием компетентности.

Решение этой проблемы, согласно И.Л. Зимней, позволяет полагать, что «в результате образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное социально-профессиональное качество, позволяющее ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная социально-профессиональная компетентность человека» [3].

По И.А. Зимней целостная социально-профессиональная компетентность содержательно представлена четырьмя разнорядовыми блоками:

- Базовый блок - интеллектуально-обеспечивающий блок (основные мыслительные операции на уровне нормы развития). В соответствии с этим блоком выпускник вуза должен характеризоваться развитием таких мыслительных действий (умственных операций), как: анализ, синтез, сопоставление, сравнение, систематизация, принятие решения, прогнозирование, соотнесение результата действия с выдвигаемой целью.

- Личностный блок, в рамках которого будущему специалисту должны быть присущи такие профессионально значимые личностные качества, как: ответственность, организованность, целеустремленность.

- Социальный блок - социально-обеспечивающий жизнедеятельность человека и адекватность его взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом.

- Профессиональный блок - обеспечивающий адекватность выполнения профессиональной деятельности. В соответствии с этим блоком выпускник должен уметь решать профессиональные задачи по специальности.

Интересно отметить, что в предлагаемой И.А. Зимней модели выделены не рядоположенные группы компетенций, а соподчиненные: базовые, предпосылочные (интеллектуальные способности, личностные свойства) и ядерные (социальные и профессиональные) компетенции. Отсюда и ее совокупное, формируемое на базе интеллектуальных способностей и личностных свойств качество человека, позволяющее определить его как компетентного в своей области.

Процесс подготовки педагога охватывает период от дошкольника до достижения профессионально-педагогического мастерства и включает ряд сквозных компонентов профессионального становления, отражающих динамику показателей, от состояния профессионального самоопределения личности до изменений уровня профессиональной культуры в зависимости от периода развития.

Реализация системы непрерывного педагогического образования человека, предполагает необходимость организовать учебно-воспитательную работу с ними в виде совокупности следующих друг за другом этапов и педагогических процессов.

Этапы непрерывного педагогического образования:

  1. Ориентация в мире профессий - дошкольники, учащиеся 1-8 классов общеобразовательных школ.

На данном этапе происходит знакомство  с разнообразными видами профессиональной  деятельности работников различных отраслей. Дети знакомятся с качествами будущего работника. Формируется чувство уважения к людям труда.

  1.  Профессиональная ориентация - учащиеся 9-11 классов образовательных учреждений.

Осуществляется выбор профессиональной деятельности. Подростки осваивают социальную  роль будущего профессионала. Знакомятся с особенностями профессиональной культуры и  этикета.

  1.  Профессиональная самоидентификация - выпускники 9-11 классов.

Закрепление профессионального выбора - учащиеся профессиональных учебных заведений (педучилища, педколледжи, пединституты, университеты). Осваивают профессиональные требования, накапливают теоретические знания и практические умения. Овладевают современной техникой и технологией. Усваивают права и обязанности будущего специалиста. Осваивают социальную роль студента.

  1. Профессиональное самоутверждение:

- Молодые специалисты - молодые специалисты (до 3-х лет), выпускники профессиональных учебных заведений.

Происходит опредмечивание профессионального опыта. Сознание своей принадлежности к профессиональной общности. Реализуются полученные знания и умения на практике.

- Должностной рост - специалисты, работающие 3-5- лет.

На данном этапе педагог усваивает знания, умения и навыки социальных, организационных и управленческих отношений. Проходит специализацию, повышает квалификацию, сертификацию. Накапливает практический опыт. Аккумулирует профессиональную этику в профессиональную культуру.

- Профессиональное мастерство - мастера, специалисты своего дела.

Обучение на данном этапе осуществляется в  аспирантуре, докторантуре, ИПК, ФПК.        Педагоги участвуют в научно-практических семинарах. Взаимодействуют с научными организациями. Происходит реализация образа «Я - профессионал».

Система непрерывного педагогического образования (уровни) представляет собой интегрированное объединение образовательных институтов, обеспечивающих:

- допрофессиональную подготовку, профессиональное обучение и повышение квалификации педагогов и руководителей, их профессиональную защищенность, возможность совершенствования научной, технологической, психолого-педагогической компетентности и востребованности творческих инициатив;

- реализацию важнейшей функции профессионального образования педагога - развитие его направленности на непрерывное профессионально-педагогическое самосовершенствование, преобразование себя для решения задач усложняющейся педагогической практики;

- многоуровневую систему педагогической, экономической, психологической, медицинской, управленческой информации, создающей методологическую, теоретическую, технологическую основу обеспечения образовательного процесса;

- управляемое взаимодействие учреждений допрофессиональной подготовки, профессионального образования и повышения квалификации педагогов на основе общей стратегии развития.

Расскажем о непрерывном педагогическом образовании на примере ГБОУ детский сад №2518 ВАО города Москвы. В дошкольном учреждении

работает 11 воспитателей, 3 специалиста (музыкальный руководитель, педагог по физическому воспитанию, логопед), руководящий состав (заведующая, старший воспитатель).

В высших учебных заведениях продолжают обучение 4 человека.  Из них один педагог, имея базовое педагогическое образование, продолжает обучение в магистратуре МГПУ им. Ленина. Старший воспитатель, имея два высших образования, продолжает своё обучение в ИППО РАО соискателем в аспирантуре, показывая тем самым пример своим подчинённым.

Руководство дошкольного учреждения поощряет сотрудников участвующих в различных формах обмена педагогическим опытом. Создаёт условия для прохождения курсов повышения квалификации, содействует в обучении в ВУЗах (своевременное оформление документации, возможность проведения практических занятий студентам, аналитическая работа по оценке педагогической деятельности).

В детском саду ведётся большая работа по привлечению внимания педагогов к вопросу по непрерывному образованию. Ежемесячно проводится планёрка, на которой старший воспитатель даёт план работы  методического центра. В нём указаны все мероприятия (мастер-классы, методические объединения, семинары и т.д.) способствующие профессиональному росту педагогов, приобретению практических навыков.

Также педагогам предлагается  как посещение, так и участие в мероприятиях повышающих интеллектуальный и теоретический багаж - это различные конференции, педагогические чтения, семинары.

Уровень развития непрерывного образования в каждом ДОУ зависит от уровня образованности, а также личностных качеств педагогов. Педагоги указанного детского сада не ограничиваются работой методического центра, а ищут новые формы повышения квалификации и непрерывного образования в открытом интернет пространстве. Это и вебинары, и педагогические марафоны (издательский дом «1 сентября»), конкурсы, проводимые профессиональными изданиями («Дошкольное воспитание», «Обруч» и др.).

Педагоги с активной жизненной позицией, обладающие творческим подходом в решении профессиональных вопросах обращаются также и к педагогическому сообществу. В информационном поле на портале «Единая образовательная среда» есть возможность получать информацию о непрерывном образовании. Практикующие педагоги приглашают на различные мероприятия, сообщают о различных новшествах московской педагогической общественности (новые авторские методики, педагогические программы, разработки и т.д.).

Хочется подчеркнуть, что непрерывное образование в условиях ДОУ уже вышло за рамки официальной работы методического центра и зависит от личного желания и инициативы каждого педагога. В  указанном детском саду такие педагоги есть, они являются примером коллективу, вносят новые идеи, свежие мысли, работают с творческим азартом и большим желанием.

Выводы:

Непрерывное педагогическое образование это сложное социально-педагогическое явление, включающее систему общего, профессионального и послевузовского образования. Это многоплановое явление выступает как условие самоопределения, фактор степени свободы конструирования и результат развития образовательной системы; оно отображает социально-экономические особенности, выступает гарантией природо- и культуросообразности образования, его мирового и национального характера, способствует личностному развитию субъектов образовательной системы. Эффективной формой организации системы непрерывного педагогического образования является многоуровневый образовательный комплекс как особого рода интеграция образовательных институтов, отвечающая современной модели непрерывного педагогического образования и реализующая обоснование и апробирование в исследовании механизма управления.

Список использованных источников

  1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. / Андреев В.И. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 608 с.
  2. Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы. / Годник С.М. - Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1991. - 207 с.
  3. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / Зимняя И.А. – [электронный ресурс] – режим доступа - // Интернет-журнал «Эйдос». -2009. 4 мая. - http://www.eidos.ru/journal/
  4. Зеер, Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. / Зеер Э.Ф. - Свердловск: Изд-во Уральского профессионально-педагогического института, 2008. – 120 с.
  5. Лепин, П.В. Стратегия НГПУ по совершенствованию педагогического образования / Лепин П.В. // Педагог. Наука, технология, практика. - Барнаул, 1998. - № 1 (4). – С. 54-59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях.

Участие в международных научно-практических и всероссийских научно-практических конференциях...

Педагог дошкольного образования в современном мире: решение задач по развитию речи детей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматрив...

Выступление с докладом на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с овз" на IV Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки"

В данном выступлении описывается работа школы-интернат для детей с ОВЗ г.Альметьевска по формированию здорового образа жизни детей. Подробно описаны напрвления данной работы....

Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы», (4 ДЕКАБРЯ 2017 г.), публикация материала на тему: «Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятель

Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы», (4 ДЕКАБРЯ 2017 г.), публикация материала на тему: «...

II Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы», г. Чебоксары публикация материала на тему: «Использование инновационных технологий в опытно-экспериментальной деятельности

II Международная научно-практическая конференция: «Актуальные вопросы современного образования: становление, развитие, перспективы»,г. Чебоксарыпубликация материала на тему: «Использ...

Международная научно - практическая конференция "Развитие науки и образования в современном мире"

Участие в Международной научно - практической конференции "Развитие науки и образования в современном мире". Секция "Педагогические науки".Выступление с докладом "Сенсорн...

Аналитическая справка об участии в межрегиональной научно–практической конференции "Векторы развития современного дошкольного образования. Территория инноваций"

Отзыв об участии в межрегиональной научно–практической конференции "Векторы развития современного дошкольного образования. Территория инноваций"...