Проект "Экологическая тропа"
проект по теме

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Экологическая тропа"63.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Детский сад «Теремок»

ПРОЕКТ  на тему:

«Экологическая тропинка»

                                               Руководитель:

                                      Донина Т.А. –  зам. по УВР

                                              Творческая группа:                

                                              Музыкальный руководитель:  Кузьмина Н.И.

                                                Воспитатели: Ульянова Т.Г., Скорикова И.М.,

                                                            Шаршунова Н.И., Булина Н.А.,

          Кислицына В.Г., Каблучкова И.В.,

          Гаранина Т.А., Бусурина Г.Н.,

          Заречнева Т.П.

                                              Учителя-логопеды: Халявкина Л.Л., Доскоч К.Н.

                                              Инструктор по физвоспитанию: Лавринова Е.В.

                                                                

г. Удомля

Тип проекта:

Открытый, творческий и долгосрочный

Участники проекта:

                                    - педагоги

                                    - дети

- родители

Вид проекта:

познавательно – исследовательский.

Актуальность

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача.

        Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

        Большинство современных детей редко общается с природой.  Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.

        Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы  и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Проект актуален и для детского сада «Теремок». Анализ экологического воспитания в ДОУ показал, что существуют следующие проблемы:       недостаточная познавательная активность у отдельных детей по отношению к миру животных, отсутствие желания дальнейшего познания у 10% детей. Страх по отношению к насекомым у 8% детей, отсутствие бережного отношения к растительному и животному миру у 2% детей.

Причины проблем:

- низкая заинтересованность у родителей;

- отсутствие деятельных форм в экологическом воспитании  детей.

        

Педагогическая цель:

Включить в экологическое развитие детей систему практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропинке, являющейся ведущим средством формирования основ целостной экологической картины окружающего мира.

  Задачи:

1.Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения  к природным объектам.

2.Развивать устойчивый интерес детей к природе, ее живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.

3.Формировать систему практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умение видеть причину и следствие того, или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, заложить основы экологического мышления, познания элементарных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

4.Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ухаживать за растениями, птицами, желание наблюдать за жизнью растений, насекомых и птиц, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питание, приспособление.

Этапы проекта.

I этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования.

II этап – собственно познавательно-исследовательский.

III этап – обобщающий: обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.

Предполагаемые результаты.

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

2. У ребят сформируется стремление к исследованию объекта природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Многие дети научатся проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.

4. Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).

5. Воспитанники научатся вести наблюдение за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы.

6. Дети будут бережно относится к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

7. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.

Концепция

Принципы взаимодействия с детьми.

Образовательная деятельность организуется на основе принципов:

- системности;

- последовательности;

- учета возрастных особенностей;

- интегративности;

- сотрудничества взрослых и детей;

- активности детей.

                

                                                                                           

                           

                           

                       

Научно-методическое сопровождение

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет./ Воронеж 2007 г.

2. Гризик Т.И.  Ребенок познает мир. / Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003 г.

3. Николаева С.Н.  Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / Под редакцией С.Н. Николаевой. – Москва «Мозаика – синтез» 2010 г.

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. – Москва. «Просвещение», 2000 г.

5. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Волшебница вода. / Москва 1997 г.

6. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Воздух – невидимка. / Москва 1998 г.

7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. / Санкт-Петербург Детство-пресс 2008 г.

8. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. / Творческий центр Москва 2008 г.

9. Шорыгина Т.А. Злаки. Какие они ? / Издательство ГНОМ и Д 2007 г.

10. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? / Издательство ГНОМ и Д 2007г.

11. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? / Издательство ГНОМ и Д 2007г.

12. Шорыгина Т.А. Птицы.  Какие они? / Издательство ГНОМ и Д 2007г.

13. Циперман Ж.В. Природа тверской области. / Тверь 1997 г.

14. Журнал «Обруч» №3 1999г. Рыжова Н.  Наш дом – природа. Камни.

15.  Журнал «Обруч» №6 1998г. Рыжова Н.  Игры с песком и водой.

16. Журнал «Обруч» №2 1998г. Рыжова Н.  Опыты с песком и водой.

Нормативная база

- Федеральные государственные требования в области дошкольного образования.

-  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»  №2151 от 20.07.2011 г.

- Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Теремок»  от 31.08.2012 г.

- «Радуга» Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. Москва «Просвещение» 2010 г.

Сроки реализации 2012 – 2013 учебный год.

План реализации проекта

Мероприятие

Цель

Сроки

Подготовительный этап

1.

Подбор методической литературы по организации экологической тропинки

Сентябрь

2.

Разработка маршрута экологической тропинки и объектов наблюдения.

Оформление карты (схемы), паспорта, изготовление выносных знаков  всех остановок, экологической тропинки

 Октябрь

3.

Мотивация педагогов и родителей на проектную деятельность: консультация, диалог, беседа.

Ноябрь

4.

Выбор вместе с детьми хозяина тропинки- сказочных персонажей (Лесовичок, Флорик)

Познавательно-исследовательский этап

1.

Разбивка цветника, огорода.

Формировать практические умения по изучению почвы

Май

2.

Посадка семян и рассады.

Дать понятие о жизненном цикле растений

Май-июнь

3.

4.

5.

Экскурсионно-практические мероприятия с детьми на экологической тропинке.

Весна

-путешествие по экологической тропинке

-«Яблоневый сад»

Лето

-«Березовый уголок»

-«Старые деревья»

-«Огород»

-«Уголок леса»

-«Лекарственные травы»

-«Гости на клумбе» (цветник)

-«Полянка» (прыгающий и летающий мир)

Осень

-Сбор семян в цветнике и сбор семян дикорастущих растений

-«Путешествие по экологической тропинке (Осень)

- Наблюдения за природными объектами на экологической тропинке

Зима

-«Путешествие по экологической тропинке (Зима)»

-«Птичья столовая»

- Наблюдения за природными объектами на экологической тропинке

-«Куда ушел снеговик?»

Весна

-«Как снеговики весну искали?»

-Экскурсия по экологической тропинке (Весна)

-«Первоцветы

Опыты, эксперименты:

-«Вершки-корешки»

-«Солнечные зайчики»

-Испарение влаги с листьев растений

-Почему осенью цветы вянут?

-Зачем семенам крылышки?

-Распространение семян в природе.

- Направление ветра

Акции:

-«Помоги природе» (трудовая деятельность-уход за деревьями и кустарниками, обрезка сухих веток, уборка листьев, мусора)

-«Птичья столовая» (изготовление вместе с родителями кормушек для птиц)

Расширить представления детей о многообразии растительного мира, учить ориентироваться по плану экологической тропы.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к деревьям-долгожителям, березам-ровесницам детского сада.

Заинтересовать детей удивительной информацией о помидоре, картофеле, луке. Познакомить с элементарными правилами ухода.

Закреплять и обобщать представления детей о деревьях, о их пользе.

Формировать у детей элементарные представления о лекарственных травах, их внешнему виду, применении.

Знакомить детей с цветами, обратить внимание на то, что некоторые комнатные растения могут жить в теплое время года в открытом грунте.

Выделять характерные особенности внешнего вида насекомых и птиц, способов передвижения, питания, приспособления.

Знакомить с сорными травами, их значением в природе.

Учить детей практическим действиям с объектами наблюдения.

Обобщить представления детей об осени.

Учить детей устанавливать элементарные связи в связи с изменением времени года окружающей природы.

Сформировать представления детей  о состоянии деревьев, кустарников и трав зимой.

Расширить представления детей о зимующих птицах.

Учить детей устанавливать элементарные связи в связи с изменением времени года окружающей природы.

Учить устанавливать элементарные связи в неживой природе: изменения состояния воды в зависимости от температуры воздуха

Закреплять знания об основных приметах весны.

Сформировать представления детей  о состоянии деревьев, кустарников и трав весной.

Сформировать  представление об одном из первоцветов мать-и-мачехе.

Учить детей наблюдать за объектами живой и неживой природы, воспитывать интерес к ним, формировать практические навыки при проведении эксперимента.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Формировать умение ухаживать за птицами.

 

Апрель-май

июнь

июнь-август

май-август

май-август

май-сентябрь

май-сентябрь

сентябрь-ноябрь

декабрь-февраль

март-май

В соответст-

вии с планом мероприя-тий

В течение всего проекта

Ноябрь-декабрь

6.

7.

8.

Ведение календаря  живой и неживой природы.

Разучивание с детьми песен, стихов, загадок, пословиц о природе.

Проведение экологических игр.

Развивать устойчивый интерес к природе

В течение всего проекта

9.

Чтение художественной литературы о природе

Развивать устойчивый интерес детей к природе

В течение всего проекта

10.

Продуктивная и художественная деятельность

Закрепление и обобщение представлений детей

В течение всего проекта

Обобщающий этап

1.

Экологический праздник «Там, на неведомых дорожках»

Выявить характер представлений детей об объектах живой и неживой природы и их взаимозависимости

апрель - май

2.

Диагностика уровня экологического развития детей

План мероприятий по осуществлению проекта с детьми

месяц

Познавательная

деятельность

Практическо-игровая

деятельность

Продуктивная

деятельность

Младший возраст

Сентябрь-

ноябрь

Экскурсия «Вот она какая осень золотая»

Наблюдения за природными явлениями, растениями (дождь, порывистый ветер, листопад).

Чтение стихотворений об осени А.Плещеева, В. Авдиенко и Белоусова.

Заучивание стихотворений по выбору М.Ивенсен «Падают листья», В.Мирович «Листопад, листопад, листья желтые летят»

Дид. игра «Найди такой же листочек».

Под. игры. «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листочки, листочки по ветру летят»

Дид. игры «Где чьи детки?», «Угадай по описанию».

Рисование «Дождик», «Осеннее дерево».

Коллективная аппликация «Вот она какая березка золотая»

                                                    Старший возраст

Экскурсия «Путешествие по экологической тропинке».

Наблюдение за растительным и животным миром (за насекомыми, птицами, растениями)

Заучивание пословиц, стихотворений М,Волошин «Осенью», А.Пушкин «Птичка», поговорок о растениях.

Праздник «Наши пернатые друзья» (посвященный дню птиц)

Экологические игры «К дереву беги!», «Кто скорее соберет?», «Вершки-корешки», «Лети листок ко мне в кузовок», «Найди листок как на дереве», «Кто знает – пусть продолжает».

Сбор семян с растений для подкормки птиц.

Сбор природного материала для поделок.

Эксперименты:

- почему осенью цветы вянут,

-вершки-корешки.

Изготовление поделок из природного материала, составление осенних букетов.

Рисование деревьев.

Аппликация «Природа осенью».

Ведение альбома (фотографирование объектов, зарисовка интересных моментов на экологической тропинке)

                                                 Младший возраст

Декабрь-

февраль

Экскурсия по экологической тропинке «Зимушка-зима в гости к нам пришла».

Наблюдения за живой и неживой природой.

Чтение стихотворений  «Снег идет», «Как на горке снег, снег…», «На земле снежок лежит», «Елка».

Чтение книг о зимней природе»

Эксперименты «Снег-какой он?» (рассматривание снежинок через лупу), опыт «Таянье снега».

Подв. игры «Снежинки», «Метель», «Раз, два, три к елочке беги».

Труд:

-«Снежное покрывало для деревьев»

-сбор снега для полива комнатных растений.

Коллективная работа:

-панно «А снег идет»

-«Новогодняя елка»

-рисование «Зимушка-зима».

                                                 Старший возраст

Путешествие по экологической тропинке.

Наблюдения за природными объектами на экологической тропинке.

Наблюдение за птицами, рассматривание следов птиц.

Чтение и заучивание стихотворений И.Бунин «Первый снег», С.Есенин «Пороша», «Белая береза», А.Пушкин «Зима», И.Суриков «Зима», Е.Трутнева «Первый снег»

Эксперименты:

-превращение воды в лед

-замораживание цветных льдинок.

Рассматривание снежинок, знакомство со свойствами льда, снега (определить форму, сосчитать количество лучиков, познакомить с понятиями  оттепель, метель, поземка, вьюга)

Подкормка птиц.

Труд:

-окапывание снегом деревьев

-уборка участков от снега.

Игры «Опиши, я отгадаю», «Кто где живет», «Бывает-не бывает», «Кто кричит, а что трещит».

Рисование «Белая береза под моим окном».

Коллективная аппликация «Зимний лес».

Младший возраст

Март - май

Путешествие по экологической тропинке.

Наблюдение за природными явлениями, растениями, птицами и насекомыми.

Чтение художественных произведений о весне Л.Толстой «Пришла весна», К.Ушинский «Ветер и солнце», А.Плещеев «Весна», Г.Бойко «Солнышко»

Рассказы детей: «О чем звенит капель?», «Откуда появилась вода на дорожке?»

Рассказ воспитателя о первоцветах.

Экспериментирование:

- таяние снега;

- «Куда бежит ручей»;

- определение свойств воды (прозрачность, цвет).

Экологические игры:

«Узнай по описанию»,

«Четвертый лишний»

Подвижные игры: «Веселый воробей»,

 «Солнечные зайчики»,

«Комарики».

Рисование: солнышко, дождик, природа весной.

Коллективная аппликация «Лес весной»

Старший возраст

Путешествие по экологической тропинке.

Наблюдение за таянием снега, появлением первых весенних проталин, за изменениями, происходящими в живой природе (травой,   кустарниками, деревьями, насекомыми).

Чтение художественной литературы о весне М.Пришвин «Светлая капель», В.Бианки «Ранней весной».

Заучивание стихотворений наизусть А.Плещеев «Уж тает снег», А.Прокофьев «Раннею весной», Е.Благинина «Черемуха», «Одуванчик».

Экспериментирование:

- испарение влаги с листьев растений;

- «Солнечные зайчики»

- свойства воды;

- «Что едят муравьи».

Игры: «Назови цветок», «Раз, два, три к дереву беги», «Загадай – мы отгадаем», «Ручейки и озера».

Труд: уборка экологической тропинки от мусора, окапывание деревьев и кустарников, посадка семян в огороде и цветнике.

Поделки из природного материала.

Изготовление плаката «Берегите природу».

Рисование на тему «Весна».

Изготовление выносных знаков «Охрана природы».

Июнь - август

Путешествие по экологической тропинке.

Наблюдения за изменениями в природе.

Рисунки, изготовление поделок из природного материала, аппликация по теме: «Природа летом».

План мероприятий по осуществлению проекта с педагогами и родителями

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Акция:  

- «Птичья столовая» (изготовление кормушек);

- «Домики для птиц» (изготовление скворечников);

- «Чистый двор»

- Смотр-конкурс «Наш участок краше всех»

Ноябрь

Март

Апрель

Май

Педагоги, родители

Оформление метеоцентра (ящик для снега, поилка для птиц, метеостолб, флюгер, термометр для измерения воздуха).

Апрель

Зам. по УВР,

Зам. по АХЧ.

Оформление паспорта и остановок  по экологической тропинке.

Октябрь – июнь

Педагоги, родители

Консультация  для  воспитателей

«Организация работы на экологической тропинке детского сада»

Консультация  для родителей

«Экология и воспитание ребенка»

Сентябрь – ноябрь

Зам. по УВР

Педагоги

Финансовое обеспечение проекта

п\п

Наименование

Количество

Стоимость

Сумма

1.

Предметы для метеоцентра:

- столб

- флюгер

- ящик для снега

- поилка для птиц

- термометр для измерения воздуха

Корм для птиц

1

1

1

2

1

5 кг.

500 руб.

300 руб.

50 руб.

100 руб.

120 руб.

50 руб.

500 руб.

300 руб.

50 руб.

200 руб.

120 руб.

250 руб.

2.

Методическая литература

10

200 руб.

2000 руб.

3.

Фотоальбомы

Файлы

Папки

10

200

20

150 руб.

2 руб.

4 руб.

1500 руб.

400 руб.

80 руб.

4.

Альбомы

Краски

Глина

Карандаши

Фломастеры

30

30

50

50

50

50 руб.

70 руб.

60 руб.

50 руб.

80 руб.

6000 руб.

2100 руб.

3000 руб.

2500 руб.

4000 руб.

5.

Инвентарь:

- ящик для рассады

- детские грабли

- детские лопаты

- детские рыхлители

- секатор

- семена растений

- лейки

35

25

25

10

7

40

10

30 руб.

40 руб.

40 руб.

50 руб.

100 руб.

10 руб.

100 руб.

1050 руб.

1000 руб.

1000 руб.

500 руб.

700 руб.

400 руб.

 1000 руб.

         

Итого:

28605 руб.

Мониторинг эффективности проекта

Критерии

Способы

оценки

Сроки

Ответственные

Экологическое воспитание дошкольников (сознание, образование).

Диагностические игры

Сентябрь, май

Педагоги

Рост заинтересованности у педагогов, активность.

Анализ, анкетирование.

Сентябрь, май

Зам. по УВР

Активность родителей.

Анкетирование, подсчет

Сентябрь, май

Зам. по УВР,

педагоги

       Диагностический инструментарий

      Уважаемые родители!

Мы приглашаем Вас принять активное участие в воспитании вашего ребенка по экологическому развитию. Наша работа по экологическому воспитанию ориентирована на Ваше участие в жизни группы. Мы рассчитываем на сотрудничество с Вами.

                                        Анкета для родителей

                                               «Мы открываем мир детям»

                            Вопросы для родителей

часто

иногда

никогда

1.

Обращаете ли вы внимание ребенка на красочность и привлекательность, необычность объекта или явления?

2.

Беседуете о явлениях природы, об объектах живой, неживой природы?

3.

Объясняете некоторые закономерности в природе? (смена суток, времен года, приспособление животных к окружающей среде и т.д.)

4.

Объясняете ребенку взаимосвязи в природе? (не будет деревьев – не будет кислорода, насекомых, птиц и т.д.).

5.

Беседуете о том, что животные также испытывают чувство холода, голода; переживают, радуются, болеют, умирают?

6.

Беседуете ли с ребенком о необходимых условиях жизни растительного и животного мира?

7.

Выполняете ли правила поведения в природе?

8.

Внушаете детям необходимость бережного отношения к природе?

9.

Обращаете внимание детей на негативные последствия неправильных действий человека в природе?

10.

Имеет ли место в жизни вашей семьи труд в природе? (посадка и уход за растениями, изготовление кормушек и скворечников и т.д.)

11.

Обращаетесь ли к энциклопедической литературе, когда затрудняетесь ответить на вопросы ребенка?

12.

Выражаете свое отношение к планете Земля, как к нашему дому?

13.

Согласны ли вы с утверждением «мы не хозяева природы, а лишь ее гости»?

                                

Диагностика  сформированности

нравственно-экологических качеств у дошкольников

Анкета для детей

Вопросы

да

нет

иногда

Любишь ли ты отдыхать на природе?

Что ты больше всего любишь делать на природе?

- играть

- наблюдать за растениями

- наблюдать за насекомыми

- трудиться

Ты помогал животным, растениям?

Ты помогал взрослым в охране природы?

Нужно ли защищать природу?

Анкета для педагогов

Уважаемый педагог!

В этом году мы продолжаем активно работать по экологическому развитию детей.

Какую помощь вы хотели бы получить? Укажите, какие формы работы вас интересуют? По каким вопросам вы хотели бы получить консультацию?

Знаю

Затрудняюсь

1. Тематика и направление НОД по экологии.

2. Организация деятельности детей: НОД, совместная

деятельность, самостоятельная деятельность.

3. Циклограмма деятельности по экологическому развитию.

4. Продуктивная деятельность.

5. Организация экскурсий, целевых прогулок и походов.

6. Методика проведения дидактических игр, бесед, прогулок.

7. Форма работы с родителями.

8. Детские и педагогические проекты по экологическому

воспитанию.

Диагностика природоведческих знаний детей младшего

дошкольного возраста

Позиция 1

Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о сезонных явлениях в природе.

Беседа проводится индивидуально с использованием иллюстративного материала (например, картин из серии «Четыре времени года» О.И. Соловьевой) или дидактической игры, в которой дети к большой карте с изображением природы зимой (летом) подбирают маленькие карточки, отображающие характерные признаки данного сезона. Рисунки на картинках должны быть четкими, красочными, с  хорошо видимыми растениями (дерево, кустарник, трава, цветы).

Вопросы и задания:

* Что нарисовано на этой картинке?

* Что делают дети?

* Когда так бывает, что дети катаются на санках?

* А ты катаешься на санках? Почему не катаешься летом?

* Что сейчас: зима или лето? Почему  ты думаешь, что сейчас зима?

* Что это (показывая на снег) на дереве?  Когда такое дерево бывает? А летом каким бывает дерево?

* Покажи и назови дерево (береза, ель), куст, траву, цветы (одуванчик, ромашка и др.).

* Есть ли листья на деревьях? Какого они цвета? Покажи ствол дерева, ветки.

* Когда так бывает: зеленые листья, много цветов (травы)?

* Летом тепло или холодно?

* Как одеваются летом дети? Можно ли летом гулять в теплом пальто? Почему?

* Ты любишь купаться в реке? Почему летом можно купаться? Почему река в реке теплая?

* Откуда летом появляются лужи? Почему они высыхают?

* Зачем летом нужен дождь?

* Что надо надеть (взять с собой), если идет дождь?

* Любят ли дождь цветы, трава, деревья?

Позиция 2

Цель:  определить уровень представлений детей о животных: степень полноты знаний о каждом животном, форма выражения своих знаний (узнавание и выбор объекта по слову взрослого, самостоятельный поиск, подражание движениям, звукам или правильное определение их словом).

В процессе индивидуальных бесед малышам демонстрируют дидактические картинки или игрушки- модели. Анализируя характер знаний детей о животных, обращают внимание на узнавание и называние животного; знание особенностей внешнего вида, жизненных проявлений (звуки, движения); называние детенышей, сходство и отличие их от взрослых; знание основных условий, необходимых для живых организмов (питание, уход).

Перед ребенком раскладывают картинки с изображением домашних животных (кошка, корова, собака, коза и др.), затем диких (заяц, медведь, лиса). Второй комплект иллюстраций с детенышами животных предлагают по ходу беседы.

Вопросы и задания:

* Покажи и назови животных, которых ты знаешь. Как ты узнал, что это корова (кошка, коза, собака)?

* Как кричит корова (кошка, собака, коза)?

* Где живут эти животные?

* У тебя дома есть кошка (собака, птичка, рыбки)? Что надо делать, чтобы кошке (собаке и др.) было хорошо? Чем ты ее (их) кормишь?

* Ты любишь свою кошку (собаку)?

* Может ли кошка (собака) жить в лесу? Почему?

* Найди и назови детеныша кошки (собаки, коровы, козы).

* Найди и назови детеныша кошки (собаки, коровы, козы).

Выявление уровня знаний о диких животных проводится аналогично.

Диагностика природоведческих знаний детей среднего

дошкольного возраста

Позиция 1

Цель: выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения в неживой природе, растительном и животном мире, сезонный труд людей в природе).

Ребенку предлагают выбрать и рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой, весной). Целесообразно подобрать картинки, отображающие характерные признаки каждого сезона, особенности жизни людей, растений и животных.

Вопросы и задания:

* Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)? В какое время года холоднее (теплее) всего?

* Какое сейчас время года? Как ты определил, что сейчас весна (лето, осень, зима)?

* Какое время года наступит после весны?

* Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребенка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер и т.д.). Как светит солнышко? Когда дует холодный (теплый) ветер, идет дождь (снег)?

* Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, расцветают цветы?

* В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы. Почему на лугу много бабочек?

* Когда вянут трава и цветы, желтеют и опадают листья с деревьев?

* Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом. Как животные и птицы готовятся к зиме? (Птицы улетают  на юг, белка делает запасы, заяц становится белым т.д.).

* Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой волк, заяц, лиса?

* Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду?

* Какое время года нравится тебе больше: зима или лето? Почему?

Позиция 2

Цель: выявить представления детей и живом (неживом), растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается, растет и изменятся, передвигается и др.).

Ребенку предлагают выделить все живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают вопрос: животные (растения) – живые? Почему?

Позиция 3

Цель: выявит характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).

Ребенка просят назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части.

Вопросы и задания:

* Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?

* Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).

* Что нужно для того, чтобы растение росло?

* Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?

* Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?

В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением травянистых и древесных растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света и тепла. Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов.

Воросы и задания:

* Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).

* Где растут овощи (фрукты, цветы?

* Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).

* Могут ли овощи расти в лесу?

* Из чего выросли овощи (цветы)?

* Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали и др.).

Выявляя знания об изменениях во внешнем виде хорошо знакомых растений, детям предлагают картинки с изображением разных стадий роста гороха, просят разложить их в определенной последовательности, объяснить свои действия.

Представления о садовых цветах, овощах, фруктах целесообразно выявлять с помощью настольно-печатной игры «Во саду ли в огороде».

Позиция 4

Цель: определить уровень представлений дошкольника о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания  др.).

Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.

Вопросы и задания:

* Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как  передвигаются, какие издают звуки?

* Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).

* Назови домашних животных. Почему они так называются?  Могут ли домашние животные жить без помощи человека?

* Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?

* Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то «Как ты узнал, что это птица?»).

* Что нужно живущей в уголке природы птичке (рыбке, морской свинке и др.), чтобы ей было хорошо?

* Как ты ухаживаешь за животными уголка природы? Что ты больше всего любишь делать?

Диагностика природоведческих знаний детей старшего

дошкольного возраста

Позиция 1

Цель: выявить сформированность  понятия «живое»; понимание детьми слов «живое» и «неживое» ( на основании каких признаков дошкольники судят о «живом»,  классифицирую объекты на живые и неживые).

Ребенку предлагают отобрать иллюстрации с изображением живой (неживой) природы и рассказать, чем «живое» отличается от «неживого». В случае затруднения помогают вопросами.

Вопросы и задания:

* Что относится к живой (неживой) природе? Чем отличается живая природа от неживой? Что объединяет все живые существа?

* Как ты думаешь, все живое может передвигаться? А деревья, цветы – живые? Передвигаются ли они?

* Что нужно всему живому на Земле? Отбери картинки, на которых нарисовано то, что относится к неживой природе, но необходимо всем живым существам.

* Что произойдет с живым существом, если не будет света (воздуха, воды, земли и др.).

Позиция 2

Цель: выявить умение различать сезоны и определять словом их характерные признаки.

Вопросы и задания:

* Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?

* Назови признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей.

* Как ты узнал, что наступает осень? Какое время года было до нее? Какое наступит после?

* Чем отличается осень от лета и зимы? (Сравнит длину дня, состояние погоды и др.).

Затем ребенку предлагают разложить по порядку картинки с изображением сезонов и их периодов (начало, середина, конец), обосновывая свои действия.

Позиция 3

Цель: выявить понимание детьми слова «растение», знание общих потребностей растений, зависимости их состояния от удовлетворения потребностей в свете, тепле, влаге, почвенном питании: умение классифицировать растения по месту произрастания.

Вопросы и задания:

* Зачем растению нужны стебель, листья, корень, цветки?

* Что нужно для того, чтобы растение росло?

* Как ты узнаешь, что растению не хватает воды (света, тепла)?

* Используя картинки, расскажи, как из семени вырастает растение.

* Где растут растения?

* Какие растения растут в лесу (на лугу, огороде и др.)? назови одним словом растения леса (луга, сада, огорода).

* Найди ошибку художника и дай пояснения. (Использование картинок с сознательно допущенными ошибками: водные растения растут в лесу, лесные – на огороде и др.).

* Когда листва берез начинает желтеть, а клена и осины – краснеть?

* В какой период осени начинается листопад?

* Почему увяли, сбросили листья деревья и кустарники?

* Почему весной и летом растения растут, цветут, дают плоды и семена?

* Что происходит с ними зимой? Как узнать, что деревья и кустарники зимой живые?

Позиция 4

Цель: выявить характер, объем конкретных и обобщенных знаний, умение дошкольников группировать животных на основе генетического родства, по характеру взаимоотношений с человеком, приспособления к условиям окружающей среды. Ребенку предлагают назвать известных птиц (рыб, насекомых и др.), определить характерные признаки представителей разных классов (что есть у всех птиц, (рыб, насекомых и др.), чего нет у других животных).

При обследовании знаний детей выясняют понимание связи внешнего строения и образа жизни животных со средой обитания.

Вопросы и задания:

* Где живут рыбы (птицы и др.)?

* Могут ли рыбы жить без воды?

* Что помогает рыбам жить и передвигаться в воде?

* Как передвигаются другие животные?

* Чем питаются животные?

* Почему улетели грачи, ласточки, скворцы, но остались зимовать воробьи, синицы?

* Почему не видно насекомых?

* Почему зимой медведь спит, а заяц и белка нет?

* Почему у большинства животных детеныши рождаются весной?

С помощью различных «экологических пирамид» и построения пищевых цепочек выявляют знания дошкольников об отношениях живых организмов.

Вопросы и задания:

* Нужны ли животным растения? Растения могут обойтись без животных?

* Есть ли в природе «ненужные» животные (растения)?

* Что случится, если исчезнут все насекомые? Какие враги есть у животных? Как они спасаются от врагов?

Ребенку предлагают, используя картинки-модели, рассказать о последовательности развития животного (разложить карточки в той последовательности, в которой происходит рост и развитие птицы, лягушки, насекомого и др.).

Выявляя понимание детьми сущности взаимодействия человека и животных, просят рассказать:

* Почему человек заботится о животных?

* Какие это животные?

* Как люди охраняют природу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....