Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема Зима в лесу
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Филимонова Ирина Юрьевна

Предварительный просмотр:

Животные в зимнюю пору

В. Бианки

Книга зимы

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь — как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то».

Днём идёт снег. Кончится — страницы чистые. Утром придёшь — белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали.

Кто был? Что делал?

Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы. Опять пойдёт снег, и тогда, точно кто страницу перевернул,— снова только чистая, гладкая белая бумага перед глазами.

В. Бианки

Кто как читает!

В книге зимы каждый лесной житель расписывается своим почерком, своими знаками. Люди учатся разбирать эти знаки глазами. Как же ещё читать, как не глазами?

Солнце вернётся в мир. С солнцем возродится жизнь. Но надо ещё пережить зиму.

А вот звери умудряются носом читать. Собака, например, понюхает буквы в книге зимы и прочтёт: «Тут был волк» или «Тут сейчас пробежал заяц».

И уж такой у зверей нос шибко грамотный,— ни за что не ошибётся.

В. Бианки

В берлоге

Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.

Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок переворачивается. Над его берлогой тоже наросла белая крыша. Медведь продышал в ней круглую дырку. И над берлогой вьётся тонкий парок, словно от печки.

В конце зимы, в феврале, в самую стужу, у медведиц рождаются медвежата. Родятся они слепыми. И весят всего 500 граммов — полкило! Вот какие маленькие — с рукавичку! Греются малыши возле матери, кутаясь в её косматой шерсти, и молоко посасывают. Да так и лежат до весны.

В. Бианки

Приспособился

Поздней осенью медведь выбрал себе место для берлоги на склоне холма, заросшего частым ельничком. Надрал когтями узкие полоски еловой коры, снёс в яму на холме, сверху накидал мягкого моху. Подгрыз ёлочки вокруг ямы так, что они шалашом накрыли её, залез под них и заснул спокойно.

Но не прошло и месяца, как лайки нашли его берлогу, и он едва успел убежать от охотника. Пришлось лечь прямо на снегу — на слуху. Но и тут его разыскали охотники, и опять он чуть спасся.

И вот спрятался он в третий раз. Да так, что никому и в голову не пришло, где его надо искать.

Только весной обнаружилось, что он отлично выспался высоко на дереве. Верхние ветви этого дерева, когда-то сломанного бурей, росли в небо, образуя как бы яму. Летом орёл натаскал сюда хворосту и мягкой подстилки, вывел здесь птенцов и улетел. А зимой догадался забраться в эту воздушную «яму» потревоженный в своей берлоге медведь.

В. Бианки

На дне снежного моря

Хуже нет для полевого и лесного зверья малоснежного начала зимы. Голая земля промерзает всё глубже и глубже. Холодно становится в норках. Крот и тот страдает, с трудом роет своими заступами-лапами твёрдую, как камень, мёрзлую землю. А каково мышам, полёвкам, ласке, горностаю?

Но вот, наконец, повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Человеку снежное море по колено, а рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с головой. Мыши, полёвки, землеройки — все зверюшки-норушки, что не спят зимой,— бегают по дну снежного моря. Как крошечный тюлень, без устали ныряет в нём хищная ласка. Выскочит на минутку, оглядится — не высунул ли где рябчик голову из снега? — и опять нырк на дно! Так невидимкой и подкрадывается к птицам под снегом.

На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не достаёт леденящий ветер, смертельное дыхание зимы. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле большого мороза. Многие мышки-норушки строят себе зимние гнёзда прямо на земле под снегом,— вроде как выезжают зимой на дачу.

И вот так происшествие! У одной парочки куцехвостых полёвок из травы и шёрстки гнёздышко над землёй — на ветках засыпанного снегом куста. Из гнёздышка струится лёгкий пар.

А внутри этого тёплого гнёздышка под глубоким снегом голенькие слепые мышенята-полёвочки только что родились! А мороз-то, мороз — двадцать градусов!

В. Бианки

Заяц и полёвка

Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листиков сочных погрызть — терпи до весны. А где ещё та весна — за горами да за морями...

Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли — там и брусничка зелёная, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься и наешься

В. Бианки

Тайна лесной трагедии

Рано утром мы с товарищем ушли на лыжах в лес. В сизой дымке висел бледный серп луны с яркой звездой над ним. Издалека доносилось стрекотанье сорок, кружившихся над буреломом. Это неспроста! Решительно направились мы к сорокам. Под деревом увидели чёрные перья косача. Не без труда удалось нам разгадать тайну лесной трагедии.

Сурова зима. Холодно и голодно зверям и птицам. Не страшен холод, если бы сытный обед. А где наешься досыта в зимний короткий день?

Повезло тетеревам. Почки, серёжки берёзы и ольхи их зимний корм. И достать нетрудно. Вот беда: мороз, да на каждом шагу стерегут хищные звери и птицы. В лютый мороз — спасение под снегом. В снегу, как в тёплой хате, тепло, уютно и безопасно. Так спал, видимо, и этот тетерев. Чёрный, крупный, сильный косач.

Изрядно проголодавшись, выпорхнул он из снежной квартиры и сел на берёзу. За ним вылетел другой, третий. И вмиг на редких берёзах у поляны уселась стая тетеревов. С ветки посыпалось облачко серебристого снега.

Черныш осмотрелся вокруг и, убедившись в безопасности, приступил к еде. Наспех наглотавшись мёрзлых серёжек, камнем полетел вниз и исчез в глубоком рыхлом снегу. Вслед за ним вся стая скрылась в снежном тайнике.

Тетерев вырыл ямку и удобно расположился: над головой дырочка для воздуха. Следов не видно, вход в спальню ровный, овальный, но лунка с осыпавшимися краями заметна. Тепло в снежной спальне. Спят птицы чутко, чтобы не угодить кому-нибудь на ужин.

Ночь. Мороз крепчает. Не выдержав его натиска, трещат деревья. В поисках корма рыщут соболь и горностай, хорёк и ласка.

Вот из-под рыхлого снега высунулась острая мордочка с блестящими глазками. Снежно-белое, гибкое тело, короткие лапки... Так это же ласка! Самый маленький зверёк не только из семейства куньих, но из всего отряда хищных. Истинно хищник-малютка! Ей не нужно рыть снег, она свободно проходит там, где прошла мышь.

Легко и стремительно взбежал зверёк на пень. Прислушался, замер. Постояв с минуту, исчез под снегом. Маленькая ласка — отчаянный хищник. Будь она солидных размеров — страшнее не было бы зверя. Куда тут волку или рыси! Крошечный зверёк отважен, злобен и необыкновенно проворен. Смело вступает в единоборство с кошкой, яростно бросается на собаку. С мышами и полёвками расправляется быстро и беспощадно. Загрызает их больше, чем может съесть,— до тридцати — сорока мышей в день. Такова уж её повадка. Жертвой становятся также серые и водяные крысы, хомяки и суслики. Но, ловко преследуя под снегом мышей, ласка не прочь полакомиться и птицей. Вот маленький хищник почуял верную добычу. Ползёт к тетеревиной ямке медленно и осторожно. И вдруг — молниеносный бросок! Что-то затрепетало, захлопало, поднимая снежный вихрь. Птица, застигнутая врасплох, пытается взмыть в воздух. Попытка, другая... Ласка вцепилась в горло. Тетерев с трудом поднимается в воздух. Поединок продолжается. Хищник не уступает. Косач носится с ним над кустами, то поднимаясь, то опускаясь. Взмахи его крыльев становятся прерывистыми, вялыми, судорожными. И обессиленная птица падает в бурелом.

Г. Скребицкий и В. Чаплина

Как белочка зимует.

Белке зимой ни мороз, ни ветер не страшны. Как закрутит метель, непогода,— белка скорей к своему гнезду спешит.

Гнездо у белки, как у птицы, устроено из веточек, из сучьев. Да как сделано-то ловко — будто большой шар, круглое, а сбоку лазейка.

Внутри гнездо сухой мягкой подстилкой выстлано: уютно в нём, тепло. Заберётся белочка в гнездо, а чтобы холодный ветер не задувал, ещё лазейку подстилкой закроет. Потом свернётся пушистым клубочком, пушистым хвостиком прикроется и спит.

А снаружи ледяной ветер так и воет, так и несёт мелкий колючий снег. Утихнет непогода, белочка из гнезда вылезет, встряхнётся и поскачет с дерева на дерево — еду себе добывать: где еловую шишку сорвёт, где сухой гриб разыщет, который сама летом на суку сушить оставила. Но главная еда у белки ещё с осени в кладовоч-ке запасена — в дупле старого дерева. Там у неё и жёлуди, и орехи есть — на всю зиму запаса хватит.

И. Вотяков

Лиса Патрикеевна

Случалось ли вам видеть зимой мышкующую лисицу? Неторопливо бежит она по полю, всё время останавливается, прислушивается, то и дело встаёт на задние лапы. А потом, что-то приметив, начинает осторожно подкрадываться, вдруг высоко подпрыгивает, взмахнув своим роскошным, пушистым хвостом, и, бросившись вперёд, хватает добычу.

Заметив однажды мышкующую среди поля лисицу, я решил полюбоваться её охотой.

Но лисице явно не везло. Последние дни бушевала метель, норки грызунов оказались засыпанными глубоким снегом. И видно было, что рыжей красавице ничем не удавалось поживиться.

Долго ещё она кружила по поляне, но наконец эта неудачная охота ей, очевидно, надоела. И лисица неторопливо затрусила к опушке. Однако около нескольких стоящих отдельно деревьев замедлила шаг, потопталась немного на месте — и вдруг совершенно неожиданно растянулась на снегу: опрокинулась бессильно на бок, откинув лапы в сторону.

В чём дело? Выстрелов я не слышал. Да и совсем ещё недавно она так долго и азартно охотилась за мышами.

Смахнув с пенька напавший снег, я стал наблюдать, что будет дальше.

Первой лису заметила ворона. Присев на соседнее дерево, она стала хрипло и надсадно кричать, кося глазом. Затем пара сорок составили ей компанию и начали стрекотать об этом неожиданном происшествии. Постепенно птицы переместились ниже, но к лисе не спускались, может быть подозревая здесь какой-нибудь подвох. Вскоре птичий галдёж был замечен пролетавшим стороной вороном. Он оказался более решительным, круто свернул со своего пути, сделал несколько широких кругов и смело опустился на снег поодаль. А затем деловито, вразвалочку, издавая какой-то горловой клёкот, стал подходить всё ближе и ближе к лежащей неподвижно лисице, пока не очутился совсем рядом с ней. Этого и нужно было плутовке. Молниеносно она сделала громадный скачок и схватила ворона. Началась ожесточённая борьба. В поднявшемся облаке снежной пыли то мелькали огромные чёрные крылья, то хищный оскал лисьей пасти, крепко стиснувшей вырывающуюся птицу. Затем лисе удалось придавить лапами свою добычу, и через мгновенье всё было кончено.

Г. Скребицкий

Волчьи хитрости

Когда волк идёт шагом или труском (рысью), он аккуратно ступает правой задней ногой в след своей передней левой ноги, а левой задней — в след правой передней; поэтому следы его ложатся прямой, как по верёвочке, строчкой — в одну линейку.

Глядишь на такую строчку и читаешь: «Тут прошёл здоровенный волк».

Вот и ошибся. Правильно прочесть надо: «Тут прошло пять волков». Впереди шла мудрая матёрая волчица, за ней старый волк, за ним молодые волчата.

Ступали след в след, да так аккуратно, что и в голову не придет, что это след пяти зверей. Надо очень набить глаз, чтобы стать хорошим следопытом по белотропу (так называют охотники следы на снегу).



Предварительный просмотр:

Тема: «Зима в лесу» в средней группе в период с 03.12. по 07.12.

Цели и задачи: Познакомить детей с дикими животными родного края и средой их обитания в зимний период года.

Итоговое мероприятие: Коллективная композиция «Зимний лес»

Интеграция:

Познавательное развитие Способствовать развитию и обобщению представлений об изменениях в живой и неживой природе, о последовательности изменений в среде обитания и жизни растений и животных в зимний сезон; воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту,

Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу.

Закрепить название жилища диких животных.

Социально-коммуникативное развитие Содействовать развитию игровой деятельности, формировать умение принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности. Воспитывать уважение к труду, вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности. Развивать умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать. Воспитывать внимание, аккуратность и бережное отношение к оборудованию. Познакомить детей с правилами поведения в лесу. Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями. Воспитывать стремление следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Художественно-эстетическое развитие

Активизировать творческое воображение и импровизацию.

Учить воссоздавать тело дикого животного, раскрашивать его гуашевыми красками. Закреплять технические приёмы лепки.

Развивать творческие способности. Формировать воображение, умение видеть красоту окружающего мира. Формировать умение эмоционально отзываться на музыкальные образы животных, чувствовать характер музыки, выполнять музыкально-ритмические движения.

Формировать навыки звукоподражания.

Речевое развитие

Продолжать формировать умение придумывать и составлять «диафильмы» на фланелеграфе по серии картинок с участием представителей животного и растительного мира, развивать правильную образную речь детей. Учить употреблять существительные с обобщающим значением.

Развивать словарный запас детей. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов, участию в играх-драматизациях по сюжетам на тему: «Зима в лесу».  Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Физическое развитие 

Обогащать двигательный опыт. Воспитывать потребность в правильном выполнении движений, интерес к физическим упражнениям. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

Сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей через движение и эмоциональную комфортность. Формировать умение переносить в игру правила здоровъесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого. 

Формы организации образовательного процесса

Построение предметно-развивающей среды, обогащенной СДД

Взаимодействие с родителями / социумом

НОД

ОД в РМ

Познавательное развитие по теме: «Кто как к зиме приготовился».

Развитие элементарных математических представлений по теме: «Число «четыре». Времена года».

Развитие речи по теме: «Звуковая культура речи: звук Ц».

С/р игры:

«Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу», «Медвежата»,  «Зоопарк».

Д/игры:

«Знаешь ли ты?», «У кого какое жильё», «Подготовь зайку и белочку к зиме», «Передай мяч и назови…(лесных обитателей)», «Кто, что ест», «Чей след?».

Путаницы природоведческого содержания (работа с пособием «Познаю мир»)

П/игры:

«Зайка под кустом», «Не будите медведя», «Лиса в курятнике», «Зайка беленький сидит», «Помоги зайке убежать от волка», «Хитрая лиса», «Снежинки и ветер».

Д/игры природоведческого характера:

 «Что умеют делать звери?».

Развивающие игры:

«Узнай по голосу», «Кто внимательнее?», «Обгонялки».

Беседы:

 «Как животные живут зимой?», «Зима в лесу».

Экскурсия в зимний лес.

Рассматривание иллюстраций, картин серии "Звери зимой", альбома «Времена года».

Развитие речи:

Детские впечатления "Я был в зимнем лесу"

Игра «Составь сказку».

Художественная деятельность:

Рисование: «Животные в лесу» (трафарет)

Изо-сотворчество «Лепка животных из соленого теста и их раскрашивание» для составления коллективной композиции "Зимний лес"

Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)

Театрализованная деятельность:

Настольный театр «Снегурушка и лиса».

Чтение художественной литературы:

Финская сказка «Бельчонок Кире и елочка», р.н.с. «Лисичка-сестричка и волк» в обр. М.Булатова, «рассказы Н.Сладкова из книги «Под шапкой-невидимкой», Е.Чарушина «Лисята», «Волчишко», познавательная сказка А.Балинта «Волки», В. Бианки «Лес зимой».

Опыт со снегом:

 «Нужен ли зимой растениям снег?»

 Физкультминутки:

«Рыжая лисичка», «Белки», «Белые елочки», «Скок-поскок».

 Игра - имитация: «Звериная зарядка».

Атрибуты к сюжетно-ролевым и дидактическим играм.

Стихи и загадки, пословицы и поговорки, песенки по теме: «Зима в лесу».

Книги, аудиоматериалы по теме «Зима в лесу».

Цветные иллюстрации, репродукции на тему приспособления диких животных к зимним условиям.

 Слайды "Времена года"

Создание фотоальбома: «Познавать интересно».

 

Создание с детьми книги – самоделки «В зимнем лесу».

Презентация: Г.Снегирев

«Звери наших лесов»

Контуры деревьев, трафареты птиц, диких зверей.

Коллективная композиция «Зимний лес» (изготовленный из природного материала с животными из соленого теста)

Изготовление атрибутов для с/р игр.

Заучивание стихов

Помощь в создании фотоальбома: «Познавать интересно».

Рассматривание сюжетной картины «Зимний лес»

Образовательная область «Познание»

Цель: формировать представления о зимних явлениях в природе.

Беседа «Правила безопасного поведения в лесу»

Образовательная область «Безопасность»

Цель: познакомиться с правилами поведения в природе.

 Составление коллективной композиции "Зимний лес"

Образовательная область «Познание», «Художественное творчество»

Цели: воспитывать любовь к живой и неживой природе родного края

Создание с детьми книги – самоделки «В зимнем лесу».

Цель: закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе; развивать творческие способности, воспитывать любовь и бережное отношение к книге.

Тема: «Зимняя экскурсия в парк».

Интеграция: Художественная литература, Коммуникация, Физическая культура, Безопасность, Здоровье.

Интегрированные цели:

образовательные: сформировать представления детей о состоянии деревьев и трав зимой, об их приспособленности к изменению условий зимней погоды, учить различать деревья по стволу и кроне, расширить представления о почках деревьев и их предназначении в жизни деревьев, вызвать интерес к изменению жизни растений парка .

развивающие: развивать умение находить почки, сравнивать почки разных деревьев, делать анализ и выводы, развивать наблюдательность;

воспитательные: воспитывать бережное отношение к деревьям и эстетическое восприятие зимней природы

Дидактическая игра. «Чей след?».

Цель: уточнять и закреплять знания детей о диких животных, об их образе жизни в зимнем лесу. Познакомить с понятием «следы», выяснить, каким образом следы появляются зимой и почему их не видно летом. Познакомить с видами следов диких животных, формировать умение соотносить зверя с оставленными им следами в зимнем лесу. Развивать логическое мышление, воображение, связную речь.        

Игра «Составь сказку».

Цель: формировать умение придумывать и составлять «диафильмы» на фланелеграфе по серии картинок с участием представителей животного и растительного мира. Развивать детское творчество. Составлять рисунки к знакомым сказкам. Формировать воображение, умение видеть красоту окружающего мира.

Дидактическая игра. «У кого какое жильё».

Цель: закрепить название жилища диких животных, развивать словарный запас детей.

        

Дидактическая игра: «Подготовь зайку и белочку к зиме»

Цель: Познакомить детей с изменениями окраски шерстки лесных зверей с приходом зимы, выяснить причину этого явления. Формировать умение правильно подбирать и мастерить одежду для зверей. Развивать логическое мышление, прививать интерес к объектам природы.        

Создание условий для индивидуальной изобразительной работы детей.

         

Создание с детьми лесного ландшафта.

Цель: Показать детям, что лес – это целый город, состоящий из своих особенных домов. Познакомить детей, где живут разные животные леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема: Природные материалы: песок и глина.

Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема: Природные материалы: песок и глина....

Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема Птицы

Календарно-тематическое планирование на неделю в средней группе по теме Птицы...

Календарно-тематическое планирование в средней группе. Тема: "Растительный и животный мир наших лесов"

Календарно-тематическое планирование в средней группе. Тема: "Растительный и животный мир наших лесов"...

Календарное тематическое планирование в младшей группе. Тема: " Зима. Юные исследователи: зимние чудеса"

Календарный план воспитательно- образовательной работы с 25.11.2019 по 29.11.2019I. Тема: «Зима. Юные исследователи»     II.Цель: Познакомить детей с характерными ...

Аппликация в средней группе. Тема: «Зима в лесу»

.Аппликация в средней группе. Тема: «Зима в лесу»Цель: познакомиться со способами изображения зимней природы в аппликации.Задачи:Художественно-эстетическое развитие: познакомить ...