проектирование целостного здоровьесберегающего процесса в ДОУ
статья (подготовительная группа) по теме

Яковенко Рита Александровна

Процесс проектирования здоровьесберегающего образовательного пространства начинается с изучения особенностей индивидуального развития каждого ребенка - воспитанника ДОУ. Здесь представлены основные направления здоровьесберегающей работы в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование целостного здоровьесберегающего образовательного процесса

в ДОУ

Белгород, 2013г.

Существует многообразие подходов к трактовке понятий «проектирование», «образовательный процесс», «здоровьесберегающий образовательный процесс»

Проектирование образовательного процесса – это вид профессиональной деятельности воспитателя, в котором определяется будущий процесс и результат целенаправленного развития (преобразования) ребенка с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определенного промежутка времени. Продуктом проектирования является проект будущего образовательного процесса.

Педагогическое проектирование  состоит из:

  • методологический подход современного образования
  • предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов
  • функция педагога

Образовательный процесс в педагогике понимается как специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и обучающихся, направленное на развитие и воспитание личности. Здоровьесберегающий образовательный процесс— это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на целостное развитие формирующейся личности, обеспечивающее сохранение здоровья ребенка при решении учебных, воспитательных и развивающих задач. 
     
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. 

Здоровьесбережение – это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Проведенный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что в отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и эмпирический материал для эффективной подготовки педагогов  к проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса. В центре внимания ученых находятся вопросы:

-  использования проектного подхода для обновления образовательного процесса

- совершенствования подготовки педагогических кадров,

-  способы организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

Проектирование единого здоровьесберегающего образовательного пространства и комплексное его психолого-медико-педагогическое обеспечение - процесс очень трудоемкий. Он включает в себя несколько аспектов:

  1. создание в ДОУ здоровьсберегающих условий;
  2. проектирование самого содержания здоровьесберегающего образовательного пространства;
  3. профессиональное совершенствование образовательного процесса

    Процесс проектирования здоровьесберегающего образовательного пространства начинается с изучения особенностей индивидуального развития каждого ребенка - воспитанника ДОУ.

Основные направления здоровьесберегающей работы в ОУ

  • Создание экологически комфортной образовательной среды.
  • Использование оздоровительных технологий, восстанавливающих умственную и физическую работоспособность.
  • Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни.
  • Мониторинг образовательного процесса: здоровье и здоровьесберегающая деятельность объекты мониторинга.
  • Организация психолого-педагогического сопровождения.

 Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

 - Закаливающие процедуры. 

Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни.
-  Д
вигательная разминка.  

Её цель - предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий что способствует более быстрому восприятию программного материала. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

Утренняя гимнастика.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки.                                              

- Проведение физкультминуток.

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Гимнастика после дневного сна, которая помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

 -Дыхательная гимнастика.

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. 
Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.                                                                       

- Подвижные игры на свежем воздухе.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребёнка. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
- Профилактика, сохранение и развитие психофизического здоровья детей.                         

      В заключение хотелось бы отметить, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектирование воспитательно-образовательного процесса»

Данный материал представляет опыт работы по проектированию воспитательно-образовательного процесса в детском саду.  В приложении предлагается перспективное планирование и календарный план на февр...

Проектирование воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГТ в старшей группе на основе проектного метода

Данный проект может использоваться как специализированный для дополнительного образования  детей по художественно-творческому развитию, а так же в рамках работы по «Прогр...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА по музыкально-художественной деятельности в соответствии с ФГТ на неделю по теме "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"

В статье представлено Календарно – тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Музыка» на  3-ю неделю января (16.01 – 20.01.2012г.)...

Проектирование воспитательно-образовательного процесса на неделю Тема: «Домашние животные и лесные звери»

Планирование по ФГТ предусматривает работу с детьми с 3-х лет. В данной работе представлено календарное планирование на неделю в соответствии с образовательной программой МБДОУ детского сада №40...

Проектирование целостного образовательного пространства в ДОО

Образовательная среда – это весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в ДОУ, в том числе, РППС, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное со...

Городской проблемно-тематический семинар "Использование принципа интеграции для гибкого проектирования целостного образовательного процесса" 25 октября 2017 г.

25 октября на базе МДОУ № 32 прошёл городской проблемно-тематический семинар "Использование принципа интеграции для гибкого проектирования целостного образовательного процесса".Педагогами на...

Обучение в системе целостного педагогического процесса. Закономерности процесса обучения, принципы, функции обучения.

Обучение в системе целостного педагогического процесса. Закономерности процесса обучения, принципы, функции обучения.Обучение – это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащих...