Вариативные технологии организации исполнительской деятельности детей дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа) по теме

Матяж Дина Мирзадзановна

 

• Игровая педагогическая технология комплексного развития общих музыкально-исполнительских умений дошкольников

• Интегративная педагогическая технология развития общих и специальных музыкально-исполнительских умений дошкольников посредством музыкально-дидактических игр

• Педагогическая технология развития певческих умений дошкольников посредством музыкально-дидактических игр и упражнений 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад комбинированного вида №96» Кировского района  г. Казани.

Сообщение на тему: « Вариативные технологии  организации исполнительской деятельности  детей  дошкольного возраста ».

.

Составитель:

Музыкальный руководитель

Матяж Дина Мирзадзановна.

г.Казань

2013г.

Вариативные технологии организации исполнительской деятельности детей дошкольного возраста

• Игровая педагогическая технология комплексного развития общих музыкально-исполнительских умений дошкольников

• Интегративная педагогическая технология развития общих и специальных музыкально-исполнительских умений дошкольников посредством музыкально-дидактических игр

• Педагогическая технология развития певческих умений дошкольников посредством музыкально-дидактических игр и упражнений

Задачи данной темы связаны:

• с расширением традиционных представлений о роли воспитателя в процессе организации детской исполнительской деятельности;

• с показом возможности и необходимости профессионального сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ходе развития исполнительских умений дошкольников.

  Напомним, что исполнительская музыкальная деятельность ребенка дошкольного возраста представляет собой совокупность общих и специальных исполнительских умений.

  Подчеркнем, что задачу становления специальных исполнительских умений дошкольников в музыкальной деятельности профессионально может решить только специалист — музыкальный руководитель дошкольного учреждения в условиях комбинированных и доминантных музыкальных занятий. Существует немало авторских разработок и технологий развития специальных певческих, танцевально-ритмических, музыкально-игровых умений, умений играть на детских музыкальных инструментах — собственно того, чем сильна и уникальна отечественная методика музыкального воспитания.

  Рекомендуем обратить внимание на широко используемые и сегодня методики и программы музыкального воспитания и развития дошкольников: Н. А. Метлова, Т. С. Бабаджан, Н. А. Ветлугиной, Е. А. Дубровской, А. Н. Зиминой, Э. П. Костиной, Г. П. Новиковой, О. П. Радыновой, С. М. Шоломович, Е. И. Юдиной и других ведущих педагогов страны.

 

  Однако нам представляется важным обратить внимание на педагогические технологии организации детской исполнительской деятельности в логике развития общих исполнительских умений ребенка. Напомним, что к этим умениям относятся ,следующие:

.*умение художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, проявляющееся в готовности ребенка слушать и вслушиваться в музыку; эмоционально реагировать на характер музыкальных частей и фраз;

• умение понимать (декодировать) музыкальный образ, которое раскрывается в адекватных эмоциональных реакциях на характер музыкального произведения, в стремлении понять и прочувствовать эмоциональную окрашенность музыкального образа;

• умение в деятельности выразить эмоциональное отношение к музыкальному образу, которое связано со стремлением ребенка отразить результаты восприятия музыкального образа доступными действиями (в слове, рисунке, движении, игре и т.д.);

• умение интерпретировать и создавать музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности, что выражается в продумывании ребенком характера будущего музыкального образа; в поиске адекватных средств его выражения.

  Эти умения являются общими для всех видов исполнительской деятельности. Развивая и обогащая их, педагог готовит ребенка к более успешному овладению специальными исполнительскими умениями, активизирует музыкальные способности дошкольника.

  Теперь конкретизируем принципы, на которых базируются педагогические технологии организации исполнительской музыкальной деятельности детей или технологии развития общих исполнительских умений дошкольников в музыкальной деятельности

личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе исполнительской деятельности.

1Принцип гуманизации — ведущий принцип образования, предполагающий учет музыкальной деятельности.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, объясняющий необходимость использования первичной диагностики особенностей общих и специальных исполнительских умений детей и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе развивающей работы.

3. Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе исполнительской деятельности, означающий учет в организации данного процесса музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской исполнительской музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта, поддержания этих качеств и свойств в ней.

4. Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации исполнительской деятельности, означающий свободу ребенка в исполнительской деятельности, проявление взаимных оценок и суждений взрослого и ребенка в результате исполнительства. В ходе такого взаимодействия ребенок выбирает средства интерпретации и выражения воспринятого музыкального образа, виды музыкально-художественной деятельности, в которой бы воплотились его идеи. При соблюдении этого принципа ребенок наряду со взрослым выступает инициатором исполнительской деятельности.

5. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе исполнительской деятельности. Основной задачей для воспитателя становится разрешение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, приемлемыми для конкретного ребенка способами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности, желание участвовать в музыкально-исполнительской деятельности.

6. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации исполнительской деятельности дошкольников, в целом всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Подразумевает этот принцип и тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду, поскольку музыка непрерывно и постоянно сопровождает педагогический процесс дошкольного учреждения.

7. Принцип целенаправленности восприятия музыки в развитии общих исполнительских умений дошкольников, означающий, что именно эта цель преследуется руководителем в процессе организации восприятия музыкальных произведений детьми. В соответствии с данной целью педагог определяет этапы педагогической технологии, оснащает их адекватными методами и приемами, которые содействуют художественно-эмоциональному восприятию музыкального образа ребенком, деятельностному выражению эмоционального отношения ребенка к воспринимаемому образу, интерпретации и созданию музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.

8. Принцип отбора музыкальных произведений в организации детской исполнительской деятельности, означающий, что отбирать музыкальные произведения для развития общих исполнительских умений дошкольников следует в соответствии с вышеупомянутыми критериями.

9. Принцип продуктивности исполнительской музыкальной деятельности дошкольников, означающий, что процесс исполнительства в дошкольном детстве имеет некий творческий результат — продукт (в логике развития общих исполнительских умений это воспринятый музыкальный образ, который ребенок готов воплощать в разных видах музыкальной деятельности адекватными средствами).

10. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов и средств активизации и развития общих исполнительских умений в условиях педагогической технологии, а также объединение различных видов музыкальной деятельности дошкольников, позволяющее ребенку наиболее полно и самостоятельно понимать и отображать музыкальные образы.

11. Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости в организации детской исполнительской деятельности, предполагающий систематическую работу по развитию общих исполнительских умений дошкольников, постепенное усложнение задач развития, музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы. Этот принцип означает и взаимодополняемость усилий, которые прикладывают воспитатель и музыкальный педагог в интегративном развитии общих и специальных исполнительских умений своих воспитанников.

С учетом выделенных принципов попробуем выяснить характер технологий развития общих исполнительских умений дошкольников в музыкальной деятельности. На наш взгляд, технологии этого порядка целесообразнее реализовывать в музыкально-игровой форме, с использованием сюжетных и бессюжетных игр. Рассмотрим некоторые из них.

Игровая педагогическая технология комплексного развития общих музыкально-исполнительских умений дошкольников.

Цель: развитие общих исполнительских умений старших дошкольников: художественно-эмоционального восприятия музыкального образа, понимания (декодирования) его, деятельностного выражения эмоционального отношения к нему, интерпретации и создания музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.

Этапы технологии :

1 этап. Погружение детей в музыкальный контекст, активизация и обогащение элементарных музыкальных представлений.

2 этап. Обучение пониманию музыкального образа и деятельностного выражения эмоционального отношения к нему.

3 этап. Побуждение к интерпретации и созданию музыкальных образов в разных видах музыкальной деятельности.

  Беседа с детьми на тему: «Какой бывает музыка?»

Цель: активизировать и обогатить элементарные представления детей о стилевых и жанровых отличиях разнообразных музыкальных произведений, об особенностях их эмоционального содержания.

Приблизительные вопросы беседы.

1. Какой бывает музыка?

2. Зачем нужна музыка?

3. Чем песня отличается от мелодии? Какие песни вы знаете? Какие бывают мелодии?

4. Чем музыка для детей отличается от музыки для взрослых? Какие детские песенки вы знаете? Какие вы знаете взрослые песни?

5. Что такое классическая музыка? Чем она отличается от современной популярной музыки?

6. Чем отличается ритмичная (танцевальная) музыка от мелодичной (лирической)?

7. Знаете ли вы какую-нибудь русскую народную песню? Чем русские народные песни отличаются от других песен?

8. Почему мы так любим слушать музыку?

Игры-упражнения.

  «Певцы и танцоры».

Цель: способствовать осознанию детьми особенностей влияния темпа, ритма и тональности музыкального произведения на его эмоциональное содержание, развивать умение выражать это содержание через танец, пантомиму, мимику.

Материал: упражнение проводится на базе хорошо знакомых детям современных песен популярных исполнителей. Используются отрывки четырех различных по характеру произведений: быстрая мажорная ритмичная песня; быстрая минорная песня с меняющимся ритмом; медленная минорная песня с устойчивым ритмом; медленная мажорная песня с меняющимся ритмом.

Описание: дети делятся на две группы (по 3 — 4 человека в каждой): одна группа — певцы, другая — танцоры. Группы размещаются одна напротив другой на расстоянии нескольких метров. Поочередно звучат четыре отрывка из популярных песен (продолжительность отрывков до полутора мин; продолжительность пауз между отрывками 5—7 с). Задача одной группы — изображать певцов, стоящих на сцене, используя характерную мимику, жестикуляцию, позы, ритмичные движения. Задача другой группы — изображать танцоров, выражая характер движений в соответствии, с особенностями музыкального произведения. Затем группы меняются ролями.

Примерный перечень песен: песни А. Пугачевой («Позови меня с собой», «Если бы не я»), Л. Агутина («Граница»), А. Губина («Такие девушки, как звезды»), группы «Иванушки Интернешнл» («Такое кино»), Валерии («Часики», «Черно-белый цвет»), группы «Корни» («Ты узнаешь ее», «С днем рождения, Вика») и др.

  «Угадай, кто я».

Цель: развивать умение определять характер музыкального произведения и раскрывать его через воображаемого персонажа, ситуацию.

Материал: используется 2 — 3 отрывка песен из мультфильмов или детских художественных фильмов (голоса персонажей должны быть узнаваемы).

  Описание: детям предлагается прослушать отрывок, а потом рассказать, кто поет эту песенку, как его зовут, что он делает в фильме и т.д.

  Примерный перечень песен: песни из мультфильмов «Голубой щенок», «Бременские музыканты», «Домовенок Кузя», «Летучий корабль», из кинофильмов «Приключения Электроника», «Буратино», «Приключения Петрова и Васечкина» и др.

«Хоровод».

Цель: сформировать у детей представление о многообразии русской народной музыки, о ее характерных особенностях; развивать умение реагировать на изменение темпа, ритма и эмоциональной окраски музыкального произведения.

Материал: 5 — 6 отрывков (продолжительность каждого отрывка 1 — 1,5 мин) различных по характеру русских народных песен (отрывки должны следовать подряд, по возможности без пауз).

Описание: дети встают в хоровод, звучит первый отрывок, и они начинают двигаться под музыку в одном направлении. Как только один отрывок сменяется другим, дети меняют направление, а также скорость и манеру движения в соответствии с характером музыкального фрагмента.

Примерный перечень песен: русские народные песни «Перепелочка», «Во поле береза стояла», «Во саду ли, в огороде», а также частушки, колядки и т.д.

«Нарисуй музыку».

Цель: развивать умение понимать эмоциональное содержание музыкального произведения, творчески переосмысливать его и воплощать в рисунке.

Материал: используется одна продолжительная лирическая композиция (не менее 5 мин) желательно в оркестровой обработке; необходимые для рисования принадлежности.

Описание: детям предлагается рисовать под музыку то, что они слышат, а затем рассказать, что они изобразили.

Примерный перечень композиций: авторские лирические композиции Эннио Морриконе, Фрэнсиса Гойи, Жана Мишеля Жарра, Поля Мориа.

«Снежинки».

Цель: обогатить начальные представления детей о классической музыке, ее своеобразии; развивать умение понимать эмоциональное содержание классического произведения, творчески переосмысливать его и воплощать в движении (в танце, пантомиме).

  Материал: 4 — 5 различных по характеру отрывков классических музыкальных произведений (продолжительность предъявления каждого отрывка 2 — 3 мин).

  Описание: дети встают в произвольном порядке так, чтобы не мешать друг другу. Звучит первый отрывок (например, «Февраль» из сб. «Времена года» П. И. Чайковского). Педагог предлагает детям представить, что сейчас зима, февраль, а сами они — маленькие пушистые снежинки, подхваченные вьюгой и танцующие в свете фонаря: «Как они танцуют? Покажите». Дети кружатся под музыку, изображая снежинок. Затем звучит следующий отрывок (например, «Июнь» из сб. «Времена года» П. И. Чайковского) и дети должны представить себе, что они бабочки, порхающие с цветка на цветок в лучах теплого летнего солнышка (можно превратиться в цветочки, капельки дождя, тополиные пушинки, в солнечных зайчиков и т.д.). Когда звучит следующий отрывок, каждому из ребят предлагается самому выбрать, кого он хочет изобразить, и попытаться двигаться под музыку в соответствии со своим образом.

  Примерный перечень произведений: желательно начинать с классических произведений наиболее доступных детскому восприятию, например, произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года», отрывки из балета «Щелкунчик» и «Лебединое озеро») и др.

Усложнение музыкального репертуара происходит в соответствии с критериями: возрастающая эмоциональность музыки; наличие музыкальной драматургии произведения, сюжета; длительность звучания.

  Интегративная педагогическая технология развития общих и специальных музыкально-исполнительских умений дошкольников посредством музыкально-дидактических игр

Цель: развитие общих и специальных музыкально-исполнительских умений старших дошкольников посредством музыкально-дидактических игр.

Этапы технологии:

1 этап — игровой этап — «ритм-слово» связан с решением задач:

• понимать и слышать рифму, ритм слов и стихов, подбирать и самостоятельно придумывать рифмы к словам;

• определять ударение и расположение его в словах, передавать его с помощью сильных и слабых хлопков.

2 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест» решает задачу воспроизводства ритмического рисунка слов, озвучивания стихотворных строк с помощью звучащих жестов.

3 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест-декодирование» направлен на решение задачи, связанной с самостоятельным подбором и выкладыванием ребенком карточек, изображающих долгие и короткие звуки в соответствии с ритмом музыкальной фразы.

4 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест-декодирование-воспроизведение» направлен на точную передачу ребенком ритмического рисунка мелодии с помощью самостоятельно выбранного детского музыкального инструмента.

5 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест-декодирование-воспроизведение-1-воспроизведение-2», на котором ребенок придумывает, подбирает и выполняет движения в соответствии с ритмом и характером музыки, выделяя сильную долю.

6 этап — игровой этап — «ритм-слово-жест-декодирование-воспроизведение-1-воспроизведение-2-импровизация», на котором развивается самостоятельная исполнительская деятельность дошкольника, творческая активность. На первом этапе педагог организует работу с подгруппой детей (или индивидуально с каждым ребенком), учитывая их возможности и интересы. По каждому игровому заданию дети выбирают способы решения самостоятельно или с помощью воспитателя.

Алгоритм работы на 1-м этапе.

Игровая задача — услышь, найди, придумай ритм.

Возможные решения: ударение в имени; рифма имен; рифма слов; рифма стиха; логическое ударение в фразе; интонационная выразительность фразы (эмоциональное отношение к ней).

Рекомендуемые игры: «Имена и ритм», «Давайте познакомимся», «Найди друга», «Подскажи словечко», «Иностранцы», «Солнышко встало», «Про монтера, про Егора».

На втором этапе педагог (воспитатель) оказывает поддержку детям, предлагая им или находя вместе с ними различные варианты исполнения ритма. Итогом работы на данном этапе будет ритмическое озвучивание стихотворений. Музыкально-дидактические игры этого этапа готовят детей к успешному решению задач пятого этапа.

Алгоритм работы на 2-м этапе

Игровая задача — придумай, используй ритм.

Возможные решения: выполнять с помощью голоса или действий (хлопки, притопы, шлепки, щелчки, постукивания, шуршание и т.д.).

Рекомендуемые игры: «Тишина», «Музыкальный ежик», «Мишка», «Дождик» .

Описание игр:

Игра «Тишина»

Цель: учить детей озвучивать стихотворные строки с помощью жестов, чувствовать ритм стихотворения.

Ход игры: педагог показывает детям картинку, на которой изображена спящая девочка, и обещает рассказать о ней, если они согласны помогать ему с помощью жестов. Дети свободно располагаются в группе.

Педагог. Вокруг тишина:

(Дети прижимают палец к губам.)

Тс-тс-тс! Маша спит одна.

(Показывают, как спит Маша.)

Очень тихо. Только где-то.

(Прислоняют палец к губам.)

(Трут ладошкой о ладошку.)

Шуршунчики шуршат.

Очень тихо. Только где-то

Топтунчики стоят:

(Встают.)

Топ-топ-топ —

(Топают на месте.)

Топтунчики стоят.

(Останавливаются.)

Вокруг тишина...

Маша спит одна.

Очень тихо. Только где-то

Щелкунчики трещат:

(Щелкают пальцами.)

Щелк-щелк-щелк —

Щелкунчики трещат.

По аналогии дети вместе с педагогом добавляют и озвучивают свои варианты, например:

Педагог. Очень тихо.

Только где-то

Стукунчики стучат:

(Дети стучат кулачком о кулачок.)

Стук-стук-стук — Стукунчики стучат.

Очень тихо. Только где-то .

Пыхтюнчики пыхтят:

(Ударяют ладонями по коленям.)

Пых-пых-пых — Пыхтюнчики пыхтят.

Очень тихо. Только где-то

Чихунчики чихают

(хлопают в ладоши).

Ап-чхи, ап-чхи, Чихунчики чихают...

По аналогии дети придумывают: кашлюнчики, прыгунчики и т.д.

Педагог. Очень тихо. Только где-то

Ребятки кричат.

Д е т и. А-а-а...

Маша встрепенулась,

Вздохнула и проснулась.

Ничего не поняла, потянулась,

Спать легла.

Игра «Музыкальный ежик» (модифицированный вариант игр Е. И. Юдиной).

Цель: воспроизведение ребенком ритмического рисунка с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен).

Ход игры

Воспитатель. Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабане? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру приходилось! Послушайте, как он изобразил такого ежика (читает стихотворение):

С барабаном ходит ежик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами...

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И об землю ударялись:

Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум-бум-бум!

Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру. Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками. Делать мы это должны одновременно, ведь у ежика был всего один барабан. Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бум-бум-бум» будем исполнять три удара двумя палочками — правой, левой, правой, вот так. (Дети под чтение педагогом стихотворения выполняют соответствующие движения.)

А теперь поиграем по-другому. Отметьте в стихах место, где «ночью яблоки срывались» — как это можно озвучить, иначе ведь, когда яблоки падают, их звук не похож на удар барабана? (Дети предлагают озвучить падение яблок мягкими хлопками; бубном и т.п. Игра повторяется с музыкальным оформлением.)

- Молодцы! А теперь посмотрим на этого ежика (показывает картинку или игрушку).

Игра «Мишка».

Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.

Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим.

Воспитатель.

Шлепал мишка по дорожке:

Шлеп-шлеп-шлеп!

И захлопал он в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп!

А потом, а потом,

Побежал скорей бегом:

Пом-пом-пом-пом-пом-пом-пом!

Он по кочкам Топ-топ-топ!

Добежал до дому — Стоп!

(Дети стоя выполняют соответствующие движения.)

Или:

Мишка весело шагал:

Топ! Топ! Топ! Топ!

А потом он побежал:

Топы-топ, топы-топ!

Вдруг споткнулся и упал: Бух!

Отряхнулся и сказал: Ух!

Сделал шаг и: Ой! Ой! Ой!

И ворча заковылял домой.

Игра «Дождик».

Цель: озвучивание стихотворения с помощью хлопков в ладоши, постукиванием по столу и т.п.; развитие фантазии.

Дети, сидя за столиками, выполняют примерные действия:

Дети.

Хлопают в ладоши.

Постукивают по столу поочередно двумя пальчиками.

Постукивают сразу всеми пальчиками.

Стучат ладонями по столу.

Стучат ребром ладоней по столу.

Поглаживают поверхность стола.

Поднимают руки вверх (дважды).

Воспитатель.

Радостно, радостно, хорошо,

Весело, весело и легко!

Дождик закапал:

Кап, кап, кап.

Дождик заплакал:

Кап да кап, кап да кап.

Тучи гуще, дождик пуще:

Бум-бум! Трам-там-там!

Гром грохочет громко очень:

Тарарам, тарарам!

Тише, дождик, успокойся,

Нам гулять пора!

Снова, солнышко, откройся!

Ура! Ура!

На 3-м этапе воспитатель выступает как равноправный партнер ребенка в игре «Лото», где с помощью карточек выкладывается определенный ритм. Долгие звуки обозначаются широкой карточкой, а короткие — узкой. Перед началом музыкально-дидактической игры детям предоставляется возможность выбрать для себя карточки того цвета, который в данный момент им нравится или соответствует их настроению, характеру попевки, музыкальной фразы. Далее педагог предлагает вниманию детей различные детские музыкальные инструменты, звучащие игрушки, на которых и будет воспроизведен ритмический рисунок по выбору воспитанника. Возможно также воспроизведение ритма в детском оркестре, если дети готовы к коллективному исполнению (фото №5).

Развитие технических умений — игра на детских музыкальных инструментах индивидуально или совместно с другими детьми подгруппы — это задачи, которые решает музыкальный руководитель в течение учебного года.

Рекомендуемые музыкально-дидактические игры на 3-м и 4-м этапах: «Научим матрешек танцевать», «Определим по ритму», «Дорожка»

Описание игр:

Игра «Научим матрешек танцевать».

Цель: учить детей в соответствии с ритмом: подбирать карточки, обозначающие долгие и короткие звуки, воспроизводить заданный ритм; придумывать свой ритмический вариант.

Ход игры: в игре принимает участие группа или подгруппа детей. У педагога или ребенка (ведущего) в руках большая матрешка, у остальных — маленькие.

Ведущий: большая матрешка учит танцевать маленьких. (Отстукивает несложный ритмический рисунок.)

Пусть маленькие матрешки потанцуют в этом ритме. (Матрешки танцуют сначала по очереди, потом все вместе.)

А теперь поиграем по-другому. Каждая маленькая матрешка уже научилась танцевать и придумала свой танец. Вам надо его «записать», т. е. выложить из карточек-лото и прислать большой матрешке, чтобы она проверила, правильно ли вы его записали, красивый ли получился ганец. Давайте будем внимательно слушать каждого, помогать и вместе проверять. Молодцы!

Игра « Определим по ритму».

Цель: учить декодировать ритм с помощью карточек-лото, узнавать знакомые попевки по ритму.

Игровой материал: карточки, на одной половине которых графически изображен ритмический рисунок знакомой попевки, а другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание попевки; музыкальные ударные инструменты.

Ход игры

Вариант 1. Ребенок (ведущий) или воспитатель исполняет ритм знакомой песни на одном из детских музыкальных инструментов. Дети по ритму определяют попевку и картинкой закрывают пустую половину карточки. При повторении игры ведущим становится тот ребенок, который ни разу не ошибся.

Вариант 2. Играющим выдается несколько карточек, поделенных на четыре части. На каждую из частей нанесен ритмический рисунок знакомой песни или попевки. У ведущего находятся цветные рисунки с изображением содержания попевок. Он выбирает любой рисунок и проигрывает на инструменте ритм песни. Играющие должны найти у себя на большой карте графическое изображение ритма и закрыть его карточкой с рисунком. Выигрывает тот, кто скорее закроет свои карты.

Вариант 3. Детям раздаются карточки с ритмом попевок и отдельно иллюстрации к ним. Каждый ребенок использует на музыкальном инструменте заданный ритм, соотнося его с попевкой, и выкладывает соответствующую карточку-иллюстрацию. Воспитатель проверяет правильность выполнения игрового задания. Выигрывает тот, кто первым верно выполнит задание.

Игра «Дорожка».

Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.

Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан), садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).

Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширует, а дети на своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю)

И мои шагают ножки.

А потом, а потом (бежит на месте)

Все бегом, бегом, бегом.

Через лужи прыг-скок.

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).

А теперь на бугорок,

Стоп (притоп) .

Надоело мне стоять,

Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т.п.).

На 5-м этапе педагог предлагает детям одну из последовательных цепочек воссоздания ритма в движении, ориентируясь на индивидуальные возможности и способности детей, их интересы. Работа здесь осуществляется в соответствии с алгоритмом:

• игровая задача — создай, исполни ритм;

• возможные способы решения: выполнять на месте, с перемещением, с продвижением, с перестроением в пары, четверки, круг в рассыпную и т.д.;:

• рекомендуемые игры: «Охотники», «Погуляем», «Я иду к тебе»

Описание игры «Охотники».

Цель: учить детей

передавать в движении ритм и темп стиха, выделяя сильную долю.

Ход игры: дети маршируют, выполняя движения соответственно содержанию стихотворения.

Ведущий. Мы охотники на льва, да?

Дети. Да! (Маршируют.)

Ведущий. Не боимся ничего, нет?

Дети. Нет!

Ведущий. А в руках у нас ружье!

Дети: Пиф-паф! (Ногу ставят на пятку, как бы прицеливаются.)

Ведущий. И булатный меч! (Маршируют.)

Дети. Раз-два. (Имитируют взмахи мечом.)

Ведущий. Мы по улице идем,

Левой, правой, левой, правой!

На охоту всех зовем.

Левой, правой, левой, правой! (Маршируют.)

Ведущий. Стоп! Перед нами река.

Широка, глубока,

Реку мы переплывем. (Имитируют стиль плавания.)

Кролем, брассом поплывем.

Ведущий. Стоп! Перед нами лес.

Деревья до небес,

Болото на пути,

Как туда пройти?

С кочки на кочку

Прыг, прыг, прыг!

С кочки на кочку

Чав, чав, чав, чав. (Прыгают с ноги на ногу)

Ведущий. Стоп! Пещера на пути !

Нам в нее войти?

Дети. Не видать ничего.

Не слыхать никого!

Ай, ай, ай, ай,

Ай, ай, ай, ай. (В недоумении разводят руками.)

Мы в пещеру вошли,

И кого же там нашли? (Идут медленно, на носочках, останавливаются.)

А в пещере лев спит

И громко храпит

Хр-хр-хр! (Имитируют храп, поднимая течи.)

Вдруг лев проснулся

Да как зарычит: Р-р-р! (Рычат.)

И каждый охотник как задрожит. (Дрожат.)

Испугались! Ой-ой! (Качают головой.)

И скорей бежать домой! (Бегут бегом.)

Ведущий. Домой добежали,

Очень устали. (Вытирают лоб рукой.)

Вот так охотнички!

Игра «Погуляем»

Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.

Ведущий. Погуляем, погуляем

В садике своем...

Дети. Погуляем, погуляем

И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.)

По-ка! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)

Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)

По-ка! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т.д.

Игра «Я иду к тебе».

Цель: перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Воспитатель. Хорошо вокруг,

Д е т и. (Свободно гуляют по комнате.)

Солнце светит нам.

(Находят себе партнера, становятся напротив друг друга и выполняют хлопки.)

Улыбаюсь я

Всем моим друзьям.

Д е т и. (Стоящие в парах берутся за руки и делают хлопки.)

(Пары перестраиваются в общий круг и делают три хлопка и, взявшись за руки, идут по кругу.)

Воспитатель. Здравствуй, миленький дружок!

Становись со мной в кружок!

Хорошо вокруг,

Солнце светит нам,

Улыбаюсь я

Всем моим друзьям.

Заключительный этап педагогической технологии связан с творческим самовыражением ребенка в исполнительской деятельности, музыкальной импровизацией.

Педагогическая технология развития певческих умений дошкольников посредством музыкально-дидактических игр и упражнений

Цель: развитие общих и специальных певческих умений детей старшего дошкольного возраста.

Этапы технологии :

1 этап — знакомство детей с музыкально-дидактическими играми и дальнейшее развитие музыкально-слуховых представлений с их помощью.

2 этап — знакомство детей с игровыми певческими упражнениями и дальнейшее развитие певческих умений с их помощью.

3 этап — создание непринужденной обстановки на музыкальных занятиях, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощенно.

На 1-м этапе решаются задачи:

• вызвать у детей желание и интерес к музыкально-дидактическим играм;

• при помощи музыкально-дидактических игр развивать у детей музыкальные способности — звуковысотный, тембровый и ритмический слух.

Данная технология может быть реализована как музыкальным педагогом, во время занятий, так и воспитателем в свободной деятельности в контексте решаемых им задач. Успешность реализации данной технологии будет зависеть от совместных усилий воспитателя и специалиста в области музыкального развития дошкольников.

Развитие музыкально-слуховых представлений (звуковысотный, тембровый и ритмический слух) возможно в ходе интересных игровых действий с музыкально-дидактическими играми, которые основаны на определенных практических действиях (показать, найти, сыграть, составить, вложить). Рекомендуются следующие музыкально-дидактические игры (описание этих игр можно найти в книге: Н. Г. Кононова. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников.» — М., 1982):

• для развития ритмического слуха: «Веселые матрешки», «Определи по ритму», «Прогулка»;

• для развития звуковысотного слуха: «Три поросенка», «Ступеньки»;

• для развития тембрового слуха: «Догадайся, кто поет?», «Слушаем внимательно».

  На 2-м этапе проходит знакомство детей с упражнениями, способствующими развитию у них певческих умений.

  Работа осуществляется в основной части музыкального занятия. Обратите внимание на размещение детей: в первом ряду, ближе к музыкальному руководителю, посадите детей с плохой вокально-слуховой координацией; во втором ряду — детей с неустойчивыми певческими умениями; в третьем ряду могут находиться дети с чистой интонацией, поющие естественно и непринужденно.

Работа по развитию певческих умений с использованием предлагаемой технологии осуществляется при разучивании следующих песен.

1. «Котенька-коток». Русская народная колыбельная.

2. «Что нам нравится зимой?» Музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Некрасовой.

Звуковой диапазон этих песен соответствует объему голоса детей шестого года жизни (ре-до).

  Перед разучиванием этих песен воспитатель на предварительном этапе занятия работает над развитием общих исполнительских умений дошкольников — художественно-эмоциональным восприятием музыкального образа предлагаемых песен, пониманием (декодированием) этих образов, деятельностным выражением эмоционального отношения к ним, интерпретацией и созданием музыкальных образов песен в разных видах музыкальной деятельности.

  Педагог в условиях занятия использует разнообразные певческие упражнения на чистоту интонирования мелодии.

   Пение про себя — по знаку музыкального руководителя часть ранее выученного музыкального произведения дети исполняют как обычно, а часть — «молча», пропевая мелодию внутренним слухом. Сигналом к пению про себя служит мимика музыкального руководителя — утрированно сомкнутые губы, дающие условный знак: «поем про себя».

Чередование разных манер пения удобно проводить по фразам, например:

Котя, котенька-коток, котя серенький хвосток (вслух),

Приди, котя, ночевать, нашу деточку качать (про себя).

Уж как я тебе, коту, за работу заплачу (вслух) и т. п.

    При обретении детьми некоторого певческого опыта задание усложняется путем «раздробления» фразы:

Котя, котенька-коток (вслух),

Котя серенький хвосток (про себя),

Приди, котя, ночевать (вслух),

Нашу деточку качать (про себя).

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу (вслух)...

Конец песни необходимо спеть вслух, чтобы дети могли почувствовать окончание песни на тонике.

Песенки-упражнения: «Труба» Е. Тиличеевой, «Дятел» Н. Леви.

«Телеграмма». Подробно:

  Музыкальный руководитель сообщает детям о том, что хочет послать, например, Тане, «телеграмму» и пропевает на слоги «ля-ля-ля» знакомую всем мелодию, допустим, 4 такта песни «Во поле береза стояла». Таня должна ответить такой же «телеграммой», т.е. в ответ интонационно точно спеть эту же мелодию.

  Вариант: Таня в ответ поет продолжение песни

Эти песни помогают детям в интонировании отдельных мелодических ходов (интервалов).

  Правильному дыханию помогут следующие упражнения.

• «Понюхаем — подуем». Подробно:

Детям предлагается взять в руки воображаемый цветок — одуванчик и понюхать его, сделав медленный бесшумный вдох, не поднимая плеч, а затем так же медленно бесшумно подуть на него — сделать выдох.

• Пение по фразам («цепочкой»):Подробно:

1-й ряд поет: «Котя, котенька — коток»;

2-й ряд поет: «Котя серенький хвосток».

  Работая над дикцией, необходимо разъяснить детям смысл незнакомых слов (это вполне может сделать воспитатель на предварительном этапе занятия).

Работая над дикцией, используйте прием коллективного произнесения текста шепотом в ритме песни.

На 3-м этапе предлагаемой технологии решаются задачи:

• разнообразить содержание музыкального занятия игровыми приемами, сюрпризными моментами, направленными на закрепление певческих умений;

• заинтересовать детей, вызвать в них желание заниматься пением.

  Для реализации поставленных задач организуются фронтальные типовые занятия.

Чтобы разнообразить музыкальное занятие, можно использовать игровые приемы, сюрпризные моменты, направленные на закрепление певческих умений. Например, в начале занятия поздороваться с детьми «музыкально», т.е. спеть: «Здравствуйте!» или «Доброе утро!». Мелодия приветствия варьируется на звуках трезвучия. При этом педагог показывает движение мелодии рукой (вверх или вниз). Затем детям предлагается повторить приветствие, так же показывая движение мелодии рукой. На последующих занятиях этот игровой прием можно разнообразить:

• эти же слова поются с различными интонациями: грустно, весело, лукаво, страшно и т.п. (по предложению детей);

• здороваться с детьми может какое-нибудь животное. Например, игрушечная кошечка пропевает «мяу-мяу-мяу» на звуках трезвучия, а дети-«котята» отвечают ей так же.

Аналогичным образом можно «попрощаться» с детьми в заключительной части занятия.

Анатолий Фомин.

Игровой танец в дошкольном и младшем школьном возрасте: теория, методика, практика.

План

1. Игровой танец и его характеристика

2. Социально-психологическая ценность игрового танца

3. Особенности организации занятий игровым танцем

4. Этапы обучения игровым танцам

5. Роль воспитателя в процессе игрового танца

Игровой танец – это педагогическая технология, являющаяся уникальным средством развития и коррекции личности ребенка. Автор описывает особенности организации и структуру занятий игровым танцем с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: игровой танец, пляска, хоровод, педагогическая технология, социально-психологическая ценность игрового танца, занятие игровым танцем, стадии игрового танца.

 1.Игровой танец и его характеристика

  Игровой танец - это исходный (ведущий) вид танцевальной деятельности, возникший в древней истории человеческого общества, и послуживший основным типом, обеспечившим эволюционное развитие танцевальных процессов и форм.

  Игровой танец является преимущественно функциональным типом танца, предшествующим этапом, обеспечивающим возникновение зрелищных, театральных форм танца. В отличие от зрелищного танца, где обычно утверждается и доминирует жестко заданная форма, игровой танец характеризуется процессуальностью, импульсивностью, импровизацией. Это один из видов творческой деятельности, доступный каждому человеку. Однако в современной практике дошкольного образования игровой танец часто вступает в противоречие с позициями педагогов, ориентированных на конкретное обучение, в то время как пространство игрового танца требует отказа от формализованных технологий и рефлексивной поддержки детских инициатив и пожеланий.

  В течение тысячелетий танец бытовал как факт, как само собой разумеющееся социальное явление, которое нередко объяснялось на уровне его конкретных проявлений, эмпирических наблюдений и выводов частного порядка по историко-хронологическим описаниям танца. Несформированность теоретических представлений о танце вообще и об игровом танце в частности затормозили его применение как жизненно важной технологии, обеспечивающей развитие и коррекцию человека в пространстве его проблем - психических, телесных, социальных.

   Эффективность игрового танца как педагогической технологии развития и социализации детей старшего дошкольного возраста связана как с социальной психологией, ориентированной на поиск методов и приемов социализации, так и с возрастной психофизиологией, учитывающей особенности психического развития детей шести-семи лет и возможности физических нагрузок для данного возраста.

2. Социально-психологическая ценность игрового танца

   В игровом танце ребенок при поддержке педагога развивает и формирует себя, усваивает социальный опыт других участников танца. Усвоение этого опыта не предполагает пассивной «примерки» на себя и принятия как незыблемой ценности. Ребенок сравнивает, преобразовывает результаты танцевальной деятельности других участников в свои собственные ценности, формирует собственные мотивы телесно-культурной и духовно-культурной ориентации. Возможно, этот психосоматический аспект игрового танца является одним из важнейших методов формирования целостной личности, характеризующей ребенка. Именно эту проблему психосоматического единства человека рассматривает А.Ш. Тхостов: «Декларируя психосоматическое единство человека, психология занимается преимущественно явлениями сознания или высшей психической деятельности, а телесность остается для нее чуждым, натурально организованным и природно готовым к жизни качеством, - пишет ученый. - Утвердившийся в психологии «бестелесный» подход сводит всю сущность человека к его сознанию, не замечая того, что сама телесность в ходе прижизненного развития теряет свой природный, натуральный характер, очеловечиваясь и приобретая качественные изменения». Выводы А.Ш. Тхостова подчеркивают значимость и телесную ценность детского игрового танца.

Акцент в обучении ребенка на развитие его психических функций и логического мышления привел к недооценке пластики тела как специфического выразительного языка. Недооценка этого компонента в жизнедеятельности ребенка отражена в исследованиях Л.С. Выготского, который также подчеркивал, что с движений ребенка начинается развитие самых сложных психических процессов, и телесно организованные движения являются механизмом регуляции его биологических и социальных проблем.

  В процессе игрового танца активность детей в преобразовании собственного опыта и его творческом применении возрастает. В танце ребенок может осуществлять творческую деятельность, как воссоздавая образцы культурно-исторического танцевального опыта, так и через сочинительское танцевальное творчество - интуитивное или осмысленное, т. е. адаптируя свой танец как вид творческой деятельности к новым социально-культурным ступеням развития. При такой интерпретации социализация в игровой танцевальной деятельности достигается, по заключению Г.М. Андреевой, пониманием ребенка одновременно как объекта (с позиции педагога), так и субъекта общественных отношений (с позиции самого участника танцевальной деятельности).

  В игровом танце все дети равноправны, так как педагогом создаются равные условия для самораскрытия. Каждый ребенок чувствует свою значимость и принадлежность к группе.     У детей возникает чувство, что они нужны друг другу. Позитивное общение приводит детей к социализации. В игровом танце педагог стимулирует действия ребенка, телесная напряженность спадает, ребенок чувствует себя уверенно, не боится сделать ошибку, учится быть самим собой. Эмоциональная устойчивость является важнейшим условием продуктивной деятельности детей, а эмоциональный комфорт - непременным условием игрового танца.

  В возрасте шести-семи лет, в процессе взаимодействия со сверстниками, развивающаяся у детей потребность в признании находит свое выражение в притязаниях на значимую роль лидера в группе. В ситуации совместной деятельности со сверстниками ребенку важно почувствовать себя лидером. Когда это признание инициируется педагогом и ребенок на о пределенное время становится лидером в игровом танце, повышается его социальный статус.

  Игровой танец - особая школа формирования социальных отношений. В игровом танце дети развивают способности к сотрудничеству, в процессе которого моделируются и укрепляются социальные формы поведения.

  Исходя из природы танца, социализация в игровой танцевальной деятельности предполагает развитие личности ребенка, усвоение общественных норм, принятых в системе воспитания и образования через знания и саморазвитие.

  Успешность процесса социализации зависит от качества среды, окружающей ребенка. Если среда в целом положительно воздействует на ребенка, усвоение социального опыта проходит успешно. Ребенок не опасается принимать собственных решений и демонстрировать их в танце. Выражая себя телесно, каждый ребенок проявляет свой характер, темперамент, открывает себя, а мотивирование со стороны педагога танца (воспитателя, учителя) позволяет ему совершенствовать выразительность образа, движений и их соответствие ритму и музыке. Участвуя в игровом танце, ребенок эмоционально обогащается, ввиду того, что игровой танец является для него смыслозначимым творческим процессом, обеспечившим расширение сферы творческой деятельности.

  В контексте игрового танца позиция ребенка расширяется и углубляется, что неразрывно связано с его творческой деятельностью и необходимостью принятия собственных решений. В то же время происходит расширение общения ребенка с другими детьми. Специфика этих контактов на каждом сенситивном возрастном периоде изменяется и совершенствуется, переходя от игровой пляски к игровому хороводу. Что касается углубления общения, то во время игровой пляски оно является индивидуальной формой самовыражения (монологический тип пляски). В игровом хороводе, который требует объединения участников и принятия совместных, групповых решений, танец переходит от индивидуального самовыражения к диалогическому и групповому общению, т.е. умению ориентироваться на партнеров, на более точное восприятие их мотивов.

  Игровой танец не только развивает и корректирует личность ребенка, но и позволяет решать насущные социальные проблемы. История танца показывает, как изменялись и расширялись его функции в соответствии с этими проблемами. Например, в наше время общественность беспокоит ухудшающееся здоровье детей и рост агрессии в детском сообществе. Игровой танец по своей природе является здоровьеобеспечивающим ресурсом. В процессе игрового танца мышечная деятельность может под влиянием целенаправленных действий регулироваться как педагогом танца, так и самим ребенком. Воспитание на занятиях игровым танцем толерантности, желания понимать других людей, вести открытый диалог способно снизить уровень детской агрессивности.

3. Особенности организации занятий игровым танцем

  Рассмотрим возможные варианты организации занятий игровым танцем с детьми, поступающими в первый класс на базе двух типов образовательных учреждений.

1. Образовательное учреждение «Детский сад». Детский сад работает по программе, обеспечивающей условия оптимального перехода детей дошкольного к младшему школьному возрасту. Это значительно повышает эффективность занятий игровым танцем.    Основная цель - оптимизация качества развития личности. Направления работы:

• улучшение здоровья и психофизиологического благополучия детей, педагогического коллектива, родителей;

• устранение разобщенности в преемственности дошкольного, школьного, среднего и высшего педагогического образования.

2. Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и возраста «Детский сад компенсирующего вида (для детей с нарушением зрения)».

Цель реализации в образовательном процессе - формирование сенсорных способностей детей через разные виды игровой танцевальной деятельности.

Направления работы:

• творческое развитие детей в игровом танце;

• включение в образовательный процесс кинестетических компонентов телесно-культурной и духовно-культурной ориентации;

• улучшение здоровья и психофизиологического благополучия детей в игровой танцевальной деятельности.

  Игровой танец рассматривается педагогическим коллективом как корригирующий фактор в снижении (устранении) определенных сложностей у детей разного возраста и как средство социальной коррекции.

Направление работы:

• формирование знаний и умений по танцевальной культуре;

• гармонизация психофизиологического состояния детей и развитие коммуникативных качеств в танцевальной деятельности;

• воспитание дошкольников на лучших традициях и примерах отечественной и мировой танцевальной культуры;

• игровой танец (танцфизминутки) как фактор психофизического благополучия детей и педагога в общеобразовательном процессе.

  Раскроем некоторые особенности и методы организации игрового танца на занятиях с детьми. Занятия игровым танцем предоставляют детям широкую свободу личностного выбора действий. Чтобы каждый ребенок имел возможность самореализации, необходима грамотная организация занятий, в ходе которых дети разного психофизического склада получают равные условия самовыражения.

  Организация педагогом занятия игровым танцем включает предварительную подготовку занятия и планирование ряда его стадий. Подготовка к занятию игровым танцем предполагает определенность возраста детей, знание их психофизического состояния и закономерностей сенситивного развития.

  В зависимости от социально-культурной ориентации занятия (телесная, духовная и др.) разрабатывается его драматургия (сценарий, сюжет, ролевая деятельность и т.д.), при необходимости готовятся костюмы, реквизит, различные приспособления и материалы, подбирается музыка и соответствующее звуковое оформление.(фото№7)

  Стадиальный цикл игрового танца включает пять этапов: экспозицию, завязку, развитие, кульминацию и развязку. Гармоничное сочетание и грамотный переход от одной стадии к другой делают процесс участия детей в игровом танце развивающимся, динамичным и логично выстроенным. Благодаря целенаправленным действиям педагога каждый участник игрового танца включается в деятельность по собственной инициативе, активизирует эмоциональное и физическое состояние, достигает катарсиса и выходит из него, решая при этом свои жизненно важные и социально значимые проблемы.

  Длительность каждой стадии игрового танца, как и всего занятия, определяется педагогом в процессе танцевальной деятельности и зависит от активности вхождения детей в контакт с собой, а также от созидательного потенциала взрослого, создающего каждой личности условия для максимального самораскрытия и стимулирующего творческий процесс игрового танца.

  Предварительная оценка педагогом состояния детей, входящих в танцевальный класс, производится на основе их двигательной активности - походки, жестов и таких характеристик движения, как открытость, закрытость, резкость, плавность, амплитуда, энергичность и т.д., которые отражают психофизическое состояние ребенка. Эта информация позволяет педагогу использовать пространство с учетом состояния детей.

4. Этапы обучения игровым танцам

  В вводной части занятия выявляются интересы и желания детей.

   Экспозиция - вхождение детей в процесс танца на основе их заинтересованности. «Запуск» танца осуществляется педагогом с целью активизации психофизиологического состояния детей, «разогрева» и «настройки» их организма на предстоящую деятельность.

  Главная цель экспозиции - на основе интереса, выявленного или сформированного в вводной части занятия, включить детей в эмоционально-телесную активность.    Выбираются две-три пластические интонации-темы и развиваются на основе варьирования ритмов, темпов, их последовательного усложнения за счет включения рук, корпуса, мелкой моторики и т.п. Развитие движений производится по принципу «жест - имитация»: педагог задает детям жесты (элементарные движения), а дети индивидуально развивают их в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями. После чего педагог предлагает всей группе исполнить те варианты, которые наиболее соответствуют целям занятия - исправлению осанки, логопедической коррекции, развитию эстетических вкусов, снятию нервного напряжения и т.д.(фото№8)

  Сигналом перехода ко второй стадии танца служат такие симптомы, как улыбка, эмоциональная и физическая отзывчивость детей.

  Завязка - динамизация педагогом танцевального процесса посредством увеличения амплитуды движении, их усложнения, изменения темпа и ритма па, благодаря чему дети включаются в эту новую для них фазу танца.

  В этой ситуации проявляется сочинительское творчество детей. Педагог, поддерживая детский интерес к процессу танца, выявляет лидеров. Они самостоятельно усложняют движения для всей группы или придумывают новые. Творческий процесс осуществляется за счет развития пластической интонации или смены ее новой, контрастной. Па лидеров разнообразнее, богаче, насыщеннее тех, что исполняет вся группа, детям близок творческий, соревновательный характер освоения новых движений. Смена лидеров динамизирует танцевальный процесс.

   Когда в сочинительском творчестве дети достигают предела способности усложнять и варьировать движения, наступает третья стадия игрового танца - развитие.

   Развитие - переход к качественно обоснованным фазам игрового танца. Основные приемы, применяемые педагогом, — разработка, развитие и имитация основных жестов, поз и па, пластических тем или использование метода контрастности. Педагог, продолжая жить с детьми в игровом танце, выделяет среди них наиболее творческих, самораскрывающихся, и они становятся на определенном этапе лидерами. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал себя лидером и при поддержке педагога творил себя. Для более полного достижения поставленных целей педагог сам усложняет и обогащает наиболее интересные движения лидеров и исполняет их вместе со всеми детьми.

   Педагогу важно задать нужный ритм (метр), он учит детей чувствовать ритм и тем самым развивает комплексную способность, включающую в себя восприятие, понимание воспроизведения, созидание ритмической стороны в танцевальной деятельности. В психофизическом развитии ребенка ритм играет жизненную важную роль. Проблема ритмического развития в настоящее время вызывает беспокойство у широкого круга специалистов, так как возрастает количество детей с неразвитым ритмом, недостаточно развитой или нарушенной ритмической координацией движений. Подобная аритмия приводит к ухудшению психофизического состояния, что отражается на социальном статусе ребенка. В детском возрасте причинами неритмичности может стать неуравновешенность процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе, неразвитость координации, наличие мышечных зажимов, которые препятствуют протеканию ритмичных импульсов по нервным волокнам. Ритм является неотъемлемым компонентом танца, что позволяет говорить о положительном воздействии танцевальной деятельности на социализацию детей.

   Кульминация - высшая стадия игрового танца, в которой ребенок достигает максимального самодвижения собственного «Я», восторженного состояния и душевного волнения, того катарсиса, который возвышает и воспитывает его. Кульминация является логическим развитием предшествующих стадий игрового танца для всех его участников, включая педагога.

   Кульминацией игрового танца является момент наибольшего удовольствия ребенка, его желания сотворчества со сверстниками. Индивидуальные пляски детей переходят в дуэты, более сложные групповые, хороводные формы. Дети сами моделируют свои танцы, сочиняют позы и па, входят в контакт друг с другом.

  Развязка - завершающая стадия игрового танца, в которой участники «успокаивают» свое психофизическое состояние, получив логическое разрешение задач, поставленных в начале занятия или возникших в его процессе.

   В развязке игрового танца физическая активность и эмоциональное возбуждение снимаются, происходит телесное и психическое расслабление (возможно, лежа на полу). Детям предлагается оживить в памяти свой танец, выделить интересные эпизоды, рассказать о них.

  Педагогу следует обращать внимание на открытые и закрытые позы и движения детей (скрещенные - не скрещенные, направленные внутрь или наружу, вызывающие закрепление органов и систем или их расслабляющие). Информативны и сами движения: резкие или плавные, угловатые или округлые.

  Смысл игрового танца заключается в пробуждении человеческих качеств, самопроявлении личности. В ходе игрового танца создаются условия для активизации деятельности ребенка, в результате чего происходит изменение и развитие личности.            Задачей педагога является перевод неосознанных мотивов детей в осознанные.

Игровой танец только тогда обретает смысл, когда нагрузки достаточно продолжительны и активны. Они зависят от индивидуальных качеств детей.

5. Роль воспитателя в процессе игрового танца

  В процессе игрового танца педагог играет разные роли и занимает разные позиции. В вводной части занятия он находится в центре, организует группу, общение преимущественно аудиовизуальное.

  В первой части занятия (экспозиция) педагог показывает детям разные варианты несложных па и исполняет их вместе с ними, являясь примером для детей.

  Во второй части занятия (завязка) педагог уменьшает собственную танцевальную активность, переключает, внимание детей на лидеров, поддерживая и развивая их инициативу. Динамическая насыщенность танца у каждого ребенка своя и зависит от состояния, темперамента и др.

  В третьей части занятия (развитие) педагог снова танцующий, но в более динамичных, энергичных па. В исполнительском плане это самая сложная для педагога часть.

  В кульминации педагог, способствуя активному проявлению детского творческого начала, переходит от одних исполнителей к другим. Играя ритмами и позами, он остается в восприятии детей танцующим наравне с ними.

В заключительной части (развязка) педагог снова в центре, подводит итоги занятия, оценивает деятельность детей.

  Оценка деятельности участника игрового танца основана на тех качественных изменениях, которые происходят с ним в процессе самого занятия. Оценки каждого участника индивидуальны и отражают прирост его значимой смысловой деятельности: «Я изменился в том-то», «Мне интересно, потому-то», «Я открыл в себе то-то».

  Речь педагога танца, особенно если она обыгрывается выразительными позами, жестами, их содержательной имитацией, оказывает большое влияние на детей. Их восприятие начинает расширяться и уточняться в деталях, в речи появляются и активно используются названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними.

  Большую роль в игровом танце играют словесные указания педагога. Они организуют ориентировку ребенка не только в направлении показываемого движения, но и в отношениях между детьми, а также поиск предметных условий их осуществления. Они помогают ребенку выделить ориентиры пути, которые при молчаливом показе могут остаться незамеченными.

Складывающийся в этих условиях образ педагога оказывается более полным и вместе с тем обобщенным.

  Результатами занятия являются: улучшение самочувствия детей, общительность, выброс избытка энергии, ощущение самобытности, приобщение к культуре.

Игровой танец доступен каждому ребенку. Анализ психолого-педагогической литературы, программ и пособий, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта, наблюдение за процессом развития социализации во время детского игрового танца, беседы с родителями, воспитателями, музыкальными руководителями, детьми, психолого-педагогический эксперимент подтверждают значимость игрового танца в личностном развитии ребенка и решении его детских проблем. Однако игровой танец остается слабо исследованным воспитательно-образовательным ресурсом, а его научное обоснование и развитие является социальным заказом времени.

 

                                                   

                                                                           

                                                                Игротанцы:

Младшая группа

1. Хореографические упражнения. Полуприседы, подъемы на носки, держась за опору. Стойка руки на пояс и за спину. Свободные, плавные движения руками. Комбинации хореографических упражнений.

2. Танцевальные шаги. Шаг с носка, на носок, полуприсед на одной ноге, другую вперед на пятку. Пружинные полуприседы. Приставной шаг в сторону. Шаг с небольшим подскоком. Поднимание на носочки. Комбинации из танцевальных шагов.

3. Ритмические танцы.

Средняя группа

1. Хореографические упражнения. Танцевальные позиции ног; первая, вторая, третья. Танцевальные позиции рук; подготовительная, первая, вторая, третья. Выставление ноги в сторону на носок, стоя лицом к опоре. Повороты направо – налево, переступая на носках, держась за опору. Полуприседы, стоя боком к опоре. Комбинации хореографических упражнений.

2. Танцевальные шаги. Мягкий, высокий, высокий на носках, приставной, скрестный в сторону, переменный и татарский и русский хороводные шаги. Притопы. Прыжки с ноги на ногу, другую ногу сгибая назад, с поворотом на 360*. Поворот на 360* на шагах. Комбинации из изученных танцевальных шагов.

3. Ритмические и бальные танцы.

Старшая группа

1. Хореографические упражнения. Поклон для мальчиков. Реверанс для девочек. Танцевальные позиции рук: на поясе и перед грудью. Полуприседы и подъемы на носки, стоя боком к опоре. Выставление ноги вперед и в сторону, поднимание ноги, стоя боком к опоре. Выставление ноги назад на носок и поднимание ноги, стоя лицом к опоре. Прыжки выпрямившись, опираясь на опору. Перевод рук из одной позиции в другую. Соединение изученных упражнений в законченную композицию.

2. Танцевальные шаги. Шаг галопа вперед и в сторону. Шаг польки. Пружинные движения ногами на полуприседах. Шаг с подскоком. Попеременный шаг. Татарское движение «бишек». Шаг с притопом. Комбинации из изученных танцевальных шагов.

3. Ритмические и бальные танцы.

Подготовительная группа

1. Хореографические упражнения. Поклоны. «Открывание» руки в стороны и на пояс, стоя боком к опоре. Полуприседы и подъемы на носки с движением руки, стоя боком к опоре. Выставление ноги вперед, в сторону, назад. Наклоны туловища. Стоя спиной и боком к опоре. Подъемы ног и махи ногами через выставленные ноги на носок. Прыжки, стоя лицом к опоре из первой позиции ног во вторую. Перевод рук из одной позиции в другую на шаге. Соединение изученных упражнений в законченную композицию у опоры и вне ее.

2. Танцевальные шаги. Шаг с подскоком с различными движениями руками. Поочередное пружинное движение ногами в стойке ноги врозь. Нога в сторону на пятку с наклоном в сторону, руки в стороны. Основные движения русского танца: тройной притоп, припадание с поворотом, «елочка», «гармошка», «ковырялочка». Основные движения татарского танца: «чылбыр», «тегу», «чыршы», «тезмя». Комбинации из изученных шагов.

3. Ритмические и бальные танцы.

ЛИТЕРАТУРА:

Пособия по развитию специальных певческих умений дошкольников:

1. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. — М., 1989.

2. Макшанцева Е. Д. Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. — М., 1998.

3. Манакова И. П., Салмина Н. Г. Дети. Мир звуков. Музыка.— Свердловск, 1991.

4. Науменко Г. М. Фольклорная азбука. — М., 1996.

5. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М., 1992.

6. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 3—5, 5—6,6—7 лет / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина. — М., 1986, 1987,1988.

Пособия по развитию специальных танцевально-ритмических умений дошкольников:

1. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика»: Программа по ритмической пластике для детей. — СПб., 1997.

2. Горшкова Е. В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. — М., 1993.

3. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 3—5, 5—6, 6—7 лет / Авт.-сост. С. И. Бекина и др. — М., 1981, 1983, 1984.

4. Фольклор — музыка — театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / Под ред. С. И. Мерзляковой. — М., 1999.

5. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. —

Пособия по развитию специальных умений играть на детских музыкальных инструментах:

1. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. — М., 1976.

2. Бороздинов А. Обучение игре на детских музыкальных инструментах//Дошк. воспитание. — 1991. — №9. — С. 106—114.

3. Бублей С. П. Детский оркестр. — Л., 1983.

4. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. — М., 1990.

5. Трубникова М. Учим детей играть по слуху // Дошк. воспитание. — 1993. — № 3. — С. 83—88.

6. Фольклор — музыка — театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / Под ред. С. И. Мерзляковой. — М., 1999.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. З...

Педагогический совет в ДОУ. Тема: «Современные педагогические технологии организации игровой деятельности детей дошкольного возраста»

В сценарии педагогического совета предлагается интеллектуальная игра для педагогов «Педагогическая заморочка»....

Консультация для воспитателей "Проектная деятельность как форма работы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДОО"

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует реализации в образовательном процессе ДОУ принципа компетентностно- и личностно - ориентированног...

Методическая разработка "Педагогическая технология «Лэпбук» для организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

Методическая разработка «Педагогическая технология «Лэпбук» для организации  музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» в сопровождении презентации.Цел...

Статья "Современные технологии организации игровой деятельности детей раннего возраста "

Робонен Виктория Сергеевна,ВоспитательГБДОУ детский сад №95Красногвардейского района Санкт-Петербурга Современные технологии организации игровой деятельности детей раннего возраста ...

Использование инновационной игровой технологии "Лэпбук"по ПДД в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Дети до 7 лет – это юные пешеходы и пассажиры. Не следует к их обучению подходить с той же меркой, что и к взрослым. Нельзя просто прочитать текст ПДД, и думать, что дети все запомнили, осознали и ста...