Устное народное творчество, используемое в работе с детьми дошкольного возраста
материал (средняя группа) на тему

Боранбаева Кадрия Сейпединовна

Русские народные песенки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_narodnye_psenki.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

Устное народное творчество, используемое в работе с детьми дошкольного возраста

Русские народные песенки.

Пошел котик во лесок,-         Спи, усни, -

Нашел котик поясок         Бай,  бай, бай!

Чем люлечку подцепить         Угомон тебя возьми…

Да Ванюшку положить?        Спи, посыпай.

Ваня будет спать,        Боронить поспевай.

Котик Ваню качать.        Мы те шапочку купим,

А котик его качать        Зипун сошьем;

Да, серенький, величать.        Зипун сошьем,

Сон да Дрема,        Боронить пошлем.

Усыпи мое дитя!        В чистые поля,

Пошел котик во торжок,        В зеленые луга.

Купил котик пирожок,

Идет котик по лавочке,        Ой, люли, мое дитятко,

Ведет киску за лапочку.        Спи – тко, усни,

Ходят вместе они –         Дитя материно,

А ты, маленький, усни.        Все ласточки спят,

        И касатки спят.

Я качаю день и ночь,        Куницы спят,

Отойди, бессонье, прочь,        И лисицы спят.

Отойди да отвались,        Нашему Ванюше

В темном лесе заблудись.        Спать велят.

В темном лесе да в кустах,        Для чего, зачем

Во малиновых листах.        Ванюше не спать?

        Ласточки спят,

Баю – баюшки, баю,        Касаточки спят.

Живет мужик на краю,        Все по гнездышкам,

Он не беден не богат,        Касаточки спят

Полна горница ребят.        Все по кусточкам,

Все по лавочках сидят,        Лисицы спят

Кашу маслену едят.        Все поподкусточкам,

Кашка масленая,        Куницы спят

Ложка крашеная…        Все по норочкам.

        Соколы спят

Баю - баю, баю – баю,        Все по гнездышкам.

Пошел отец за рыбою,        Маленькие детки

Мать пошла пеленки мыть,        В колыбельках спят.

Бабушка дрова рубить.        

        Потешки.

Ой, ребята, та-ра-ра!        Уж, ты, Васенька – дружок,

На горе стоит гора,        Ты не бегай во лужок,

А на той горе – дубок,        На крутой бережок,

А на дубе воронок.        Тебя мышка съест,

Ворон в красных сапогах,        Либо ласточка,

В позолоченных серьгах,        Либо серенький волчок,

Черный ворон на дубу,        Из- за кустичка,

Он играет во трубу,        Либо белая собачка

Труба точеная,        Из – под мостичка.

Позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Пошла Маня на базар,        Стучит, бренчит по улице,

Принесла с собой товар:        Едет Фома на курице,

Родной матушке -  платок,        Тимошка на кошке,

Посередочке цветок.        По кривой дорожке.

Братьям – соколам –         - Куда, Фома, едешь?

По козловым сапогам,        Куда погоняешь?

Сестрицам – лебедицам –         - Еду сено косить,

Да по белым рукавицам.        - На что тебе сено?

        - Коровок кормить,

Из – за леса, из – за гор        - На что тебе коровы?

Едет дедушка Егор.        - Молоко доить.

Сам на лошадке,        - А зачем тебе молоко?

Жена на коровке,        - Ребяток кормить.

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Вот совушка – сова        Сидит белка на тележке,

Большая голова,        Продает она орешки,

На дереве сидит.        Лисичке – сестричке,

Гловушку вертит.        Воробью, синичке,

Во все стороны глядит,        Заиньке усатому,

Да и всем говорит:        Мишке толстопятому.

- Никто совушку не бьет,                Кому в платок, кому в        зобок, кому в лапочку.        

За уши не дерет.

Как у нашего кота,        Ходит конь по бережку,

Шубка очень хороша,        По зеленому лужку,

Как у котика усы,        Он головушкой помахивает,

Удивительной красы,        Черной гривушкой

Глаза смелые,        потряхивает,

Зубки белые.        Золотой уздой

Как у наших то ворот        побрякивает.

Петух зернышки клюет,        Все колечушки - то

Петух зернышки клюет,        бряк – бряк,

К себе курочек зовет:        Золотые они – звяк, звяк.

- Вы, хохлушечки!

Вы пеструшечки,

Я нашел для вас орех.        Как у нас –то козел,

Разделю орех на всех.        Что за умный был,

По крупиночке,        Сам и по воду ходил,

По восьминочке.        Сам и кашу варил,

        Деда с бабой кормил.

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась,

Зайки – за капустку,        Как у нашего соседа,

Мышки – за корку,        Весела была беседа:

Детки – за молоко.                                        Гуси – в гусли,

        Утки – в дудки,

Чики, чики, кички,        Овцы – в донцы,

Летели две птички.        Тараканы – в барабаны.

Собой невелички,

Как они летели,        

Все люди глядели.        Дедушка –Ежок,

Как они садились,        Не ходи на бережок,

Все люди дивились.        Там растаял снежок,

        Заливает лужок,

Ваня, Ваня, простота,        Ты промочишь ножки,

Купил лошадь без хвоста.        Красные сапожки.

Сел задом наперед,

И поехал в огород.        Ходит кот по лавочке,

        Водит кошку за лапочки,

        Топы, топы по лавочке,

        Цапы, цапы за лапочки.

Чики – чики – чикалочиа,

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке,

Щелкет орешки.

Фольклорные считалки.

Аты – баты, шли солдаты,        Шалуны – балуны,

Аты – баты, на базар,        Выбегайте во дворы,

Аты – баты, что купили,        Становитесь – кА играть,

Аты – баты, самовар,        Воеводу выбирать.

Аты – баты, сколько стоит?        Воевода из народа,

Аты – баты, три рубля.        Выходи из хоровода.

Аты – баты, он какой?        А ты, добрый молодец,

Аты – баты, золотой.         Становись в самый конец.

Раз, дв, три, четыре –        Конь, ретивый,

Меня грамоте учили:        Долгогривый,

Не считать, не писать,        Скачет полем,

Только на полу скакать.        Скачет нивой,

Я скакала, я скакала,        Кто коня того поймает,

Себе ноженьку сломала.        Снами в салочки играет.

Ехал мужик по дороге,        Ахи, ахи, ахи, ох,

Сломал колесо на пороге,        Баба сеяла горох.

Сколько надо гвоздей?        Уродился он густой.

Не задумывайся, говори поскорей.        Мы помчимся, ты – постой!

Катилася торба        Катилося яблоко,

С высокого горба,        Мимо сада,

В этой торбе:        Мимо сада,

Хлеб, пшеница,        Мимо града.

Горох, чечевица,        Кто поднимет,

С кем хочешь,        Тот и выйдет!

С тем поделися.

Ежик, ежик, чудачек,        Тара – бара,

Сшил колючий пиджачок..        Домой пора,

Встал в кружок и ну считать,        Коров доить,

Нам водилку выбирать.        Тебе водить.

        Заклички.

- Весна – красна,                Сей, сей горох

Ты счем пришла?                Посевай горох.

- С сохой, бороной,                Уродись горох,

С лошадкой вороной,                        И крупен, и бел,

С рожью зернистой,                        На потеху всем:

С пшеницей золотистой,                        И сам тридесят,

С травой шелковою,                        Для всех ребят.

С водой ключевою,                Капуста, виласта,

С калиной – малиной,                        Не будь виласта,

С красною рябиной!                        Не будь голенаста,

Солнышко покажись,                        А будь пудаста.

Красное снарядись,

Чтобы год от года,

Давала нам погода,                Улитка, улитка,

Грибы в берестечко,                        Высунь рожки,

Ягоды в лукошко,                        Дадим лепешки.

Зеленого горошка.                        Свиные ножки,

                        Каши горшок,

Дождик, дождик,                        Хлеба вершок!

Сварю тебе борщик,

Поставлю на дубочке,                Божья коровушка,

В зеленом горшочке.                Полети на облышко,

Не шатайся, дубок,                                Принеси нам с неба,

Не пролейся, горшок!                                Чтобы было летом:

                                В огороде бобы,

Радуга – дуга.                                В лесу ягоды, грибы,

Не давай дождя,                                В роднике водица,

Давай солнышка,                                Во поле пшеница!

Колоколнышка!

Матушка – репка,                Вылейся, водичка,

Уродись крепка,                Да по рукавичку:

Ни густа, ни редка,                        Под пень, под колоду,

До великого хвоста.                        К лягушкам, к болоту.

Декабрь

В старину на Руси декабрь называли студеный, студень, холодень. Декабрь в народе годопроводец – « Году конец, зиме начало». Еще народ называл лютовей, лютень. В декабре появляется первый мороз, зима встает на ноги. Лес покрывается инеем, появляются первые белые тропы. Это пора прилета снегирей и свиристелей.

Зима издревле считалась «волчьим временем». Ее представляли в образе волка, который нападает на мир и грызет все своими зубами «холодами». «Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет».

7 декабря – Екатерина – санница. В этот день устраивались первые гонки на санях. Пели песни о зиме.

13 декабря – Андрей первозванный.

14 декабря – Наум – грамотник. С этого дня начинали учить детей грамоте.

17 декабря – Варвара.

19 декабря – Никола зимний. В этот день обычно всегда был сильный мороз. « Нак день святого Николая зима с гвоздем ходит». Николин день – начало зимнего сватовства. «Хорошую невесту и на печи найдут.  

Январь

Январь – середина зимы и начало года. Древние славяне называли этот месяц «сечень» - время вырубки леса. В январе зима в разгаре: лютует стужа, все морознее воздух. В этот зимний месяц дни чаще всего бывают солнечными, и, как в народе говорят, прибавляются  « на воробьиный скок».январь славится не только сильными морозами, но и метелями.

По январской погоде часто судят о предстояшей весне и лете.

14 января – Васильев день. Если в этот день сильный мороз и малый снег – к хорошему лету. Если тепло и нет снега  – к холодному лету.

19 января – Крещение. Ясная и холодная погода в этот день – к засушливому лету, пасмурная и снежная – к хорошему лету.

21 января – Емельян. Ветер дует с юга – жди грозного лета.

23 января – Григорий. Если иней выпадает на столе – к сырому, холодному лету.

24 января – Федосий. Если день выдался теплый – на раннюю весну указывает : «Федосиво тепло  - на раннюю весну пошло».

25 января – Татьянин день. Солнечная погода в этот день – к раннему прилету , а мороз и солнце – к хорошему лету.

30 января – Антоний – перезимник. Если тепло  - не верь, это только один день, мороз будет.

Февраль

Название « февраль» в старинных святцах называли снежень – по обилию пышных и снежных сугробов.еще называли снегосей, крутень. Без конца сеет снег, образуются бураны, метели. Крепкие морозы бывают по ночам. А днем начинает пригревать солнце, начинают оттаивать бока у деревьев.

1 февраля – Макар. Если в этот день капель или ясная погода, то будет ранняя весна.

2 февраля – Ефимий. Если в полдень будет солнце – к ранней весне и к дождливому лету.

6 февраля – Аксинья – полухлебница. Этот день считался очень показательным. «Какова Аксинья, такова и весна».

10 февраля – Ефрем. Если в этот день подует ветер – лето будет дождливое и холодное.

15 февраля – Сретенье. «Зима с летом прощается, а кафтан с шубой».

20 февраля – День луки.  Люди пекли пирожки с луком. «На Луку полуденный ветер – к урожаю».

28 февраля – День святого Онисима. Зима с весной борются. Онисим – овчар, зимобор. На Онисима овчары звезды окликали, чтобы овцы ягнились.

Обильные снегопады зимой в начале зимы – к сильным дождям в начале лета.

Март

Март – первый месяц весны. Наши предки называли его сухый, протальник. В марте появляются первые проталины, появляется капель. Поэтому еще его называли капельником.

Называли и дорогорушителем, так как разрушаются зимние пути – дороги.» Везде сует свой нос, задирает курам хвост».

10 марта – Тарасий. С этого дня запрещалось спать днем, так как могла напасть слабость, нечистая сила.

17 марта – Герасим – грачевник. В этот день возвращались перелетные птицы с теплых стран. «Если грачи прямо на гнездо летят- к дружной весне.

22 марта – Сороки. На Сороки день с ночью меряются.

29 марта – Савин. Если в этот день тепло – то и весна будет теплая.

Апрель

Апрель называли березозол. В это время начинали собирать березовый сок. Еще называли капельник, солнечник, цветень. Апрель – месяй большой воды, ледолома на реках. «Апрельский цветок ломает снежок».

4 апреля – Василий – солнечник. « На Василия теплого солнце в кругах – к урожаю».

7 апреля – Благовещение. В этот день выпускали на волю птиц. «Каково Благовещение, таковао и Светлое Христово Воскресенье».

10 апреля зацветает мать – мачеха.

11 апреля – собирали березовый сок.

17 апреля – просыпаются сверчки и подают первый раз голос журавли.

27 апреля – вороний праздник.

Май

На Руси май называли травник, соловьиным, травным. Так как в этом месяце появлялись первые листочки, трава. Еще – маковеем, так как зацветали маки.

Говорили «Май леса наряжает, лето в гости ожидает».

1 мая – Кузьма. «Сей морковку и свеклу»- говорили в народе.

6 мая – День пастухов. Их одаривали печеньем в виде коровок, коз.

14 мая – Еремей – запрягальник. По ранней росе шли на посев и говорили: «Еремей, Еремей, - про посевы разумей!».

16 мая – Мавра – молочница. На полях было обилие травы, поэтому коровы приходили сытыми, прибавляли молоко.

26 мая – Лукерья -  комарница. В этот день появлялись комары.

«Комаров мало – овсов и трав не будет».

 27 мая – Сидор – огуречник. В этот день можно было сажать огурцы.

Март – не весна, а предвесье.

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

В марте облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.

Апрель с водой, а май с травой.

Первый апрельский дождь воза золота стоит.

В апреле в землю положишь – и с земли не возьмешь.

Апрель – батюшка в поле зовет.

Из березы течет много сока – к дождливому лету.

Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся.май весну венчает, лето встречает.

В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.

Малый дождь землю грязнит, а большой – очищает.

Июнь

Июнь в народе называли паутной, комариный, хлеборостом, разноцветом.

«Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлеба побежал».

4 июня – Василиска – соловьиный день. Принято было ходить слушать пение соловья.

9 июня Федоры день. На Федоры не метут сора из избы.

11 июня – Федосья – колосяница. В этот день ходили смотреть на всходы. «Колосится рожь – много грибов найдешь».

20 июня - Федот. «Святой Федот тепло дает – рожь в золото ведет».

25 июня – День Петра. В этот день сажали последнюю рассаду.

Июль

На Руси называли червень – от красного цвета плодов и ягод. Также называли страдником, сенозарником.

«Июль – макушка лета». « В июле жара – в январе – мороз».

1 июля – Федул.

3 июля – День Мефодия. Отмечали праздник охотников. А также паутинный день. По паукам предсказывали погоду. «паук не раскидывает своих сетей – к дождю или буре».

7 июля – День Ивана – Купала. В этот день девушки плели венки из цветов и пускали на воду, надеясь найти жениха. Куда поплывет венок, от туда ждали жениха. Собирали траву ночью. Считалось, что сорванная в этот день трава обладает целебными свойствами.

14 июля – летние кузьминки. В этот день женщины устраивали и отмечали свой праздник, с пивом, разговорами и песнями.

Август

В древней Руси август называли серпень, зарником, жнивень, густоед. В августе жали серпами хлеб, был разгар уборочной страды. На зимний стол готовили разносол. «Что в августе соберешь, с тем зиму и проведешь».

2 августа – Ильин день. В этот день пекли из новой ржи хлеб, выпекали первые колоба и пышки из зерна. Считали, что собранная дождевая вода избавляет от сглазу. С этого дня начиналась пора дождей и гроз.

6 августа – заготавливались березовые веники.

14 августа – Медовый спас. Собранный  мед освещался в церкви. Собирали мак, поспевшие ягоды черемухи. На первый Спас отлетают ласточки и стрижи.

18 августа – убирают лук.

19 августа – Яблочный  Спас.

29 августа – Третий Спас. Ореховый. В это время поспевали орехи.

Пришел июнь – разноцвет, отбою от работы нет.

Июньский гром крестьянскому сердцу мил.

Май творит хлеба, а июнь –сено.

Если в июне ночи будут теплыми, тогда можно ожидать изобилия плодов.

Если пчелы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясный день.

Воробьи веселы, драчливы – к хорошей погоде.

Июль – макушка лета, а декабрь – шапка зимы.

Июльское приволье – для пчел – раздолье.

Если утром сильная роса и туман – к хорошей погоде, нет росы – к дождю.

Тучи простираются по небу полосами – будет дождь.

Если утром трава сухая – к ночи ожидай дождя.

Пчелы летят к своим ульям, значит скоро дождь.

Глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню.

Что в августе соберешь, с тем зиму и проведешь.

Август густарь, страды государь.

В августе дуб желудями богат – к урожаю.

Журавли летят не спеша – осень будет ясная.

Сентябрь

В старину его прозвали хмурень, дождезвон, листопадник. Начиналась пора дождей, начинали желтеть листья и постепенно осыпаться.

« В сентябре кричат грачи, прощаясь до весны».

5 сентября – Лупа – брусничник.

8 сентября – Наталья – овсяница. Варили кисель из овса и пекли овсяные печенья.

13 сентября – начинают копать картофель.

14 сентября – первый день бабьего лета.

21 сентября – конец бабьего лета.

27 сентября – Воздвиженье. Медведь залегает в берлогу.

28 сентября – Никита – гусятник. На Никитин день по поведению гусей предсказывают погоду. Если гусь лапу поджимает – к стуже, полощется в воде – к теплу, нос под крыло прячет – к ранней зиме.

Октябрь

Это первый холодный месяц, ветер пролетая над деревьями срывает листву, днем и ночью птицы летят на юг. Называли октябрь позимник, грудень, листопадник.

« Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

1 октября - Арина – шиповница. Собирают плоды шиповника, сушат.

10 октября – Саватий – пчельник. Он являлся покровителем пчел, а пчел считали наимудрейшими сущемствами. «Родилась пчела – всю науку поняла».

14 октября – Покров. Люди собирали последний урожай овощей, фруктов, грибов. Скотину переводили в хлев. Начинались покровские ярмарки и торги.

22 октября – заготавливались дрова для печи.

Много желудей в сентябре – к лютой зиме.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Холоден сентябрь, да сыт.

Август варит, сентябрь к столу подает.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Каков первый день сентября, таков вся осень.

Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой.

Если лист ложится на землю вверх изнанкой – к урожаю.

Теплый октябрь предсказывает морозную зиму.

Ноябрь

Предки называли его грудень, бездорожник. В это время земля замерзает и лежит грудами. Ветер и дождь срывает последние листья, только отдельные березки сохраняют свои увядшие листья. Народ называл месяц курятник – резали кур. В это время собирали шишки, плоды рябины.

8 ноября – Дмитриев день. Пекли блины и поминали усопших.

12 ноября – Зиновий – синичник. Прилетают птицы зимники: снегири, щеглы, сойки, синицы.

14 ноября – Кузьминки. Отмечали девичий праздник. Варилась куриная лапша и девушка – хозяйка угощала гостей.

21 ноября – Михайлов день. Веселый и сытный праздник. Все сельхозработы закончены и веселились парни с девушками до рассвета.

27 ноября – Филипп. Женщины по вечерам и ночью чесали, дергали, наматывали пряжу.

В ноябре осень – жируха со злюкой зимой борются.

Если снег на сырую землю ляжет и не растает, то весной рано и дружно зацветут подснежники.

Ранний снег – к ранней весне.

Теплая зима – к холодному лету.

Если облака зимой низкие – к стужам.

Гром зимой – к стуже.

Туман зимой – к оттепели.

Увидел скворца – весна у крыльца.

Увидел грача – весну встречай.

В землю не положишь, и с земли – не возьмешь.

Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.

Земля заботу любит.

В поле свез навоз, с поля – хлеба воз.

Земля – тарелка, что в нее положишь, то и возьмешь.

Занятого человека и грусть не берет.

Каков мастер, такова и работа.

Сер мужичек, да сердит на работу.

В осеннее ненастье семь погод на дворе:

Сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, а снизу метет.

Срубил кусты – прощайте птицы.

Срубить дерево быстро, а вырастить – годы.

Родина краше солнца, дороже золота.

Всякому мила своя сторона.

Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.

На чужой стороне и весна не красна.

Сибирь – золотое дно.

Чужой огонь не греет.

Жил – был молодец:

В своей деревне не видел веселья,

На чужбину вышел – заплакал.

ТЕМА:

«РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР»

ПЛАН:

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ  ЧАСТЬ.

I    Русские народные подвижные игры как основной вид двигательной                                                активности.  

II   Развитие у детей психофизических качеств через использование русских народных подвижных игр.

  1. Диагностика психофизических качеств у детей.
  2. Анализ диагностики.
  3. Составление перспективного плана работы по использованию русских народных подвижных игр.

III  Этапы работы.

IV   Анализ проделанной работы ( диагностика).

V    Вывод.

VI   Приложения:

  1. Консультация для родителей.
  2. Консультация для воспитателей.

Список использованной литературы.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

   Подвижная игра является увлекательным занятием для дошкольников. Многие педагоги отводили игре большую роль не только в физическом воспитании и развитии дошкольника, но и в формировании важных нравственно-волевых качеств. Н. К. Крупская писала: «Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде…» И я согласна с мнением  Н. К. Крупской и считаю, что русские народные подвижные игры являются не только средством физического развития, но и формируют у детей представление об образе жизни людей древней Руси, национальных традициях, развивают мужество, смелость, желание обладать силой и направлять её в доброе русло. Подвижные игры способствуют выработке у ребёнка выносливости, быстроты, ловкости.

А. С. Макаренко высоко оценивал роль подвижных игр. Он писал: « Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»

Подвижная игра развивает не только физические качества, но и нравственную сторону дошкольника: учит доброжелательно относиться к товарищам, договариваться в выборе ведущего, соблюдать чётко правила. А это значит, что сформированные в игре умения помогут ребёнку в будущем при выборе профессии, налаживании контактов с незнакомыми людьми, соблюдении правил поведения в обществе.

Таким образом, народные подвижные игры представляют собой основу развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста. И от того, насколько правильно взрослый будет применять подвижные игры, зависит развитие психофизических качеств ребёнка. Поэтому я в начале года проведу диагностику уровня развития психофизических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости. Это позволит правильно разработать перспективный план и определить этапы своей работы.

ЦЕЛЬ:        Развивать у детей психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость через использование русских народных подвижных игр.

ГИПОТЕЗА:   Использование русских народных подвижных игр способствует    развитию таких психофизических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости.

   I   Русские народные подвижные как основной вид развития двигательной активности.

 Полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего, правильное своевременное формирование двигательных умений и навыков, развитие интереса к различным доступным ребёнку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности. Успешное решение этой задачи возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания, природных факторов, гигиенических мероприятий, а также при совместных условиях детского сада, семьи, общественности.

Необходимым условием укрепления здоровья детей является постоянное соблюдение двигательного режима. Он включает в себя как организованные формы занятий физическими упражнениями (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, подвижные игры), так и свободную двигательную активность. Движение детей обеспечивает хорошее кровоснабжение всех органов и тканей, а значит и их развитие. Тренируется сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Укрепляются связки мышц, кости. Благодаря проведению физкультурно-оздоровительных занятий, закаливающих процедур мы поддерживаем двигательную активность наших детей.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Русские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Появлялось желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и  красотой движений. В игре дети проявляли смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и  физического воспитания дошколь-ников.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности России.

Итак, народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами  представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Работая с детьми, надо помнить: впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной и творческой деятельности.

ДИАГНОСТИКА.

N

 

     

     Фамилия

     Имя

     ребёнка

                 Психофизические качества

      сила

  быстрота

Выносли-вость

ловкость    

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

    года

Конец

года

1

Аксарина Ангелина.

2.5

3

2

3

2

2.5

2.5

3

2

Брылина Аня

2

2.5

2

2.5

2

3

2.5

3

3

Бурлева Катя

2

2.5

2

2.5

2

2.5

2

3

4

Власова Маша

2.5

3

2.5

3

2

3

2.5

3

5

Горобинский Дима

2

2.5

2.5

3

2

3

2

2.5

6

Горст Валерия

2

2.5

2.5

3

2.5

3

2

3

7

Дорошенко Ваня

2

2.5

2.5

2.5

2

2.5

2.5

2.5

8

Дузенко Алёша

2.5

3

3

3

2.5

3

2.5

3

9

Иванов Влад

2.5

3

3

3

2.5

3

2

3

10

Клыкова Настя

2

2.5

2.5

2.5

2.5

3

2

2.5

11

Козина Настя

2

2.5

2

2.5

2

2.5

2

3

12

Коняхин Женя

2

3

2

2.5

2.5

3

2

2.5

13

Лавренова Настя

2.5

3

2.5

3

2.5

3

2.5

3

14

Лысенко Лера

2.5

3

2.5

3

2

2.5

2.5

3

15

Ломакин Паша

2.5

3

3

3

2.5

3

2.5

3

16

Нестеренко Павла

3

3

3

3

2.5

3

2.5

3

17

Нигматуллин Руслан

2.5

3

2.5

3

2

2.5

2

2.5

18

Положай Ева

2

2.5

2

2.5

2

2.5

2

2.5

19

Рашидов Миша

3

3

2.5

3

2.5

3

2.5

3

20

Рыжкова Карина

2

2.5

2

2.5

2

2.5

2

2.5

21

Тофан Андрей

2

2.5

2

2

2

2

2

2.5

22

Хохряев Антон

2

2.5

2

2.5

2

2.5

2

2.5

23

Шукаев Паша

2.5

3

2

2.5

2

2.5

2.5

3

Общий средний балл

2.4

2.8

2.4

2.7

2.2

2.7

2.3

2.8

АНАЛИЗ ДИАГНОСТИКИ.

В начале учебного года мною была проведена диагностика психофизических качеств. Чтобы определить уровень силы, я использовала игры, требующие от ребёнка проявления этого качества. Для этого использовала такие игры:

1.  «Лапта»

2.  «Выгони мяч»

3.  «Цепи кованые»

4.  «Мышеловка»

Быстрота исследовалась мною через использование подвижных игр, направленных не только на проявление быстроты, но и быстрой реакции, ориентировке в пространстве.

  1. «Бездомный заяц»
  2. «Рыбки и кот»
  3. «Музыкальный котик»
  4. «Совушка»
  5. «Найди предмет»
  6. «К дереву беги»

Определение уровня выносливости происходило в подвижных играх:

  1. «Краски»
  2. «Где мы были, мы не скажем»
  3. «Магазин игрушек»
  4. «Зеркало»

Ловкость исследовала, используя такие подвижные игры как:

  1. «Сбей кеглю»
  2. «Карусель»
  3. «Найди друга»
  4. «Летает – не летает»

Анализ психофизического качества – силы – в начале года у детей составляет 2,4 балла. Дети умеют весело организовывать подвижные игры, но для них сложнее выполнить сильные, точные, координированные движения.

Анализ быстроты позволил выявить, что у детей развито такое качество как быстрота. Но в играх, где присутствует скорость, стремление для детей представляет затруднение. Они не могут сочетать и распределять своё внимание, быструю реакцию, одновременно соблюдая темы бега, правильность его выполнения. Поэтому уровень быстроты на начало года составляет 2, 4 балла.

Выносливость – более сложное качество, которое требует от ребёнка не только присутствия этого качества, но и способности договариваться, выполнять движения сообща, согласовывать их со своими товарищами. Поэтому его уровень наиболее низок, так как у детей наблюдается желание «быть первым», недостаточно развито чувство сотоварищества. Он составляет 2.2 балла.

Выявляя уровень развития такого качества как ловкость, я увидела, что некоторые дети искусно обладают физической сноровкой. А у некоторых – медленная реакция на сигнал. Поэтому в начале учебного года уровень ловкости составляет 2,3 балла.

Следовательно, анализ психофизических качеств позволяет сделать мне вывод: в старшей группе дети разные, одни активные, излишне подвижные, организованные, другие наоборот – спокойные, замкнутые. Дети умеют организовывать подвижные игры, у них частично развиты качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость. Но у детей не развиты точные, быстрые координированные движения. Они не могут распределить своё внимание, быструю реакцию, во время игры не способны договариваться.

Исходя из этого, я составила перспективный план.

ВЫВОД.

В старшей группе, где я провела работу, 23 ребёнка, и все они разные: общительные и замкнутые, активные и молчаливые, подвижные, не всегда организованные и наоборот.

В начале года я провела диагностику, чтобы выявить уровень развития психофизических качеств, таких как: силу, выносливость, быстроту, ловкость. Я получила такие результаты: сила – 2.4, выносливость – 2.2, быстрота – 2.4, ловкость – 2.3.

Полученные результаты меня не обрадовали. Я решила проводить с детьми русские народные подвижные игры, которые включали в себя психофизические качества: силу, выносливость, быстроту, ловкость.

Изучив и отобрав весь необходимый материал о русских народных подвижных играх, я выделила ряд игр, которые отвечали моим требованиям, и составила перспективный план. Работала по этому плану весь год. В конце года провела диагностику, получила такие результаты: сила – 2.8, быстрота – 2.7, выносливость – 2.7, ловкость – 2.8. Дети играли в эти игры с большим удовольствием, с увлечением. Строгий контроль за развитием двигательной активности детей позволил убедиться в том, что выбор был сделан верно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Е. Н. Вавилов «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»
  2. М. А. Васильева «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»
  3. «Дошкольное воспитание» - журнал. N9 - 90г, N8 - 90г, N6 - 90г, N7 – 97г, N2 – 93г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Устное народное творчество в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В презентации представлен опыт логопедической работы по преодолению речевых нарушений  дошкольников средствами устного народного творчества. Использование малых фольклорных форм в коррекционно-ло...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается опыт логопедической работы по преодолению речевых нарушений  дошкольников средствами устного народного творчества....

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Цель работы:- Повышение своего теоретического уровня;- Профессионального мастерства и компетентности;- Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русс...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников....

Аттестационная работа «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Выпускная квалификационная работа - программа опытно-исследовательской деятельности, конспекты проводимых занятий, примерный перечень используемых в работе малых фольклорных форм....

Из опыта работы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста, через применение технологии лэпбук»

laquo;Влияние устного народного творчествана развитие речи детей младшего дошкольного возраста, через применение технологии лэпбук»...