Бело-синни й мир сказки. Гжель.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Пугачева Марина Николаевна

Знакомство детей с гжелевской роспитсью (теоретическая и практическая - конспекты занятий части)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gzhel.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

                         Теоретическая часть.

Гжель — одна из поэтических страниц русского декоративно-прикладного искусства.

 Гжель — еще и историческое и географическое понятие. Расположена она в восточной части Раменского района Московской области. Небольшие речки: Гжелка, Точена. Леса хвойные, сосновые и еловые, в которых еще водятся белки, зайцы, лоси, кабаны. Земли тощие и малопригодные для хлебопашества.

 Гжельцы исстари говорили: «Не землей мы кормимся, глина в наших местах — золото». Не случайно именно здесь, в Гжели, появилась майоликовая, фаянсовая и фарфоровая крестьянская промышленность, снабжающая   в XVIII веке и начале XIX века не только русские города, но и царский стол разной посудой. Позднее русские мастера образовали здесь художественные заводы.

А первые сведения о Гжельском гончарстве обнаружили археологи. Они нашли большое количество обломков сосудов, украшенных орнаментом, и отнесли их ёще к середине IV тысячелетия до новой эры. Были и более поздние находки. Однако первые документальные упоминания о поселении вблизи речки Гжелки относятся к 1328 году.

Первые сведения о гжельской посуде найдены среди грамот Московского князя Ивана Даниловича Калиты (1339 г.).

Уже тогда гжельцы делали посуду и маленькие фигурки человека и животных так, что их нельзя было спутать с другими. Их формовали из местной красной и белой глины, покрывали ангобом — тонким слоем белой или цветной глины, наносимой на поверхность керамического изделия до его обжига.

 В 1744 году Афанасием Гребенщиковым было начато производство майолики — художественной керамики из цветной глины, покрытой непрозрачной глазурью. В 1763 году М. В. Ломоносов назвал гжельскую глину одной из лучших, которая применялась для изготовления фарфора.

Расцвет Гжели — середина прошлого века. В. этот период здесь сосредоточилось 120  фарфоро-фаянсовых  предприятий, имевших до 140 горнов и печей для обжига, где ежедневно перерабатывалось до 320 тысяч пудов глины. Практически не было в округе ни одной крестьянской семьи, в которой кто-нибудь не работал бы в фарфоровых или фаянсовых промыслах.

В конце XIX века промыслы стали быстро вырождаться. Нелегко в наши дни возрождались традиции Гжели, поднималось древнее искусство.  

Наш рассказ о сегодняшней Гжели, которая явилась к нам в новом, бело-синем наряде. Много талантливых художников работали и работают здесь, среди них:

Л. П. Азарова, Т. С. Дунашова, Н. Б. Квитницкая, 3. В. Окулова, В. Г. Розанов. У каждого свой почерк, своя манера. Казалось бы, все делают масленки, чашки, кувшины, но получаются вещи совсем разные, непохожие друг на друга.

Бережно относятся к наследию прошлого современные художники. У старых мастеров они переняли роспись широкими мазками, научились заполнять всю поверхность кружки или вазы цветами, птицами, сценками. Вот почему сегодняшняя Гжель несет в себе национальные черты, в ней проглядывается ярко выраженный самобытный, народный характер.

Любое изделие сначала зарождается в мастерской художника. Задумал художник создать чашку. Какой может быть она? Невысокой и круглой. Прямой, как стакан. Похожей на бочонок. И ручки для чашек придумал удобные:

фигурные, затейливые. Но главное — роспись. Придумал и все нарисовал на бумаге. Красиво получилось! Затем художник вылепил чашку из пластилина, чтобы все видели, как она будет выглядеть. Вот теперь ее можно отправлять на завод. Здесь одни мастера делают по образцу художника форму чашку, другие – расписывают ее, третьи -отправляют в специальную печь для обжига. И лишь тогда чашка готова.

Сколько художников, столько и разных по форме чашек. Но в одном они одинаковы — в цвете: бело-синем. Говорят, что небо гжельское, как нигде в России, синее-синее. Вот и перенесли мастера эту синеву на свои изделия.

По белому фону тарелки или подсвечника рука художника ведет кисточку с синей краской — кобальтом. Сначала весь рисунок кажется блеклым, бесцветным. Но после обжига все, что кисть нарисовала, становится синим:

и цветы, и люди, и птицы, и трава... Там, где художник нажимал на кисточку сильнее, цвет получился темно-синий, а где слабее -— светло-голубой.

Почти на каждой гжельской вещи мы видим цветок, который называют «гжельская роза». Вроде везде роза одна и та же, и все-таки каждый раз другая... Есть крупные и маленькие, разбросанные по поверхности чашки или масленки. То мы видим букет из нескольких роз, то "лишь лепестки.

Чего только не делают в Гжели! Чайные и столовые сервизы, чашки, чайники, подсвечники, сахарницы, масленки, даже шахматы и часы. И все изделия гжельских мастеров удивительно красивы.                            

Кружки, как правило, все необычной, причудливой формы, с крышками, украшенными фигурками, и без крышек, с витиеватыми ручками. И расписаны интересно. То по ним шагает сказочная птица, то изображен гжельский заводик.

А чайники! Можно только удивляться богатой фантазии художников. Какой чайник лучше, сказать трудно. Глаза разбегаются. Нельзя пройти мимо семейства пузатых чайников: мал мала меньше. С удивлением смотришь на другой чайник, состоящий как бы из двух. Его раздуло от важности.  Как просто, но в то же самое время красиво они расписаны! И уж обязательно на каждом из них есть цветок.

На одном чайнике изображена сценка «Чаепитие». С одной стороны нарисована женщина, ставящая самовар, с другой — женщина за столом перед самоваром пьет чай. А  у ее ног сидит кошка.

 

Любят художники давать своим произведениям яркие и образные названия.

 Масленка «Рыба-кит» не оставит равнодушным никого. Кит как будто плывет по волнам, которые напоминают лепестки цветка. Глаза кита — настоящие розы. А на его спине художница Л. П. Азарова вылепила сказку (город с башенками и церквушкой, и добрый молодец скачет на коне, а за ним бежит собачка).

Другая масленка носит название «Колокол». Ее крышка напоминает колокольчик, на самом верху которого сидит птичка. Кажется, приподнимешь крышку — птичка улетит и раздастся мелодичный звон. Масленка «Лужок» разукрашена травкой и цветами.

Всякую вещь, сделанную в Гжели, можно подолгу рассматривать, и о каждой можно сочинить сказку или рассказ. А уж про маленькую скульптуру и говорить нечего. Например, о том, как в зимний, морозный солнечный день молодая семья на санях поехала в гости. Резво бежит голубая лошадка. Радостно и молодцу, который управляет ею.

 Или про льва: такой важный и довольный собой. Настоящий царь зверей. А посмотришь на него внимательно — и смешно делается. Ведь грива-то его просто роза!

 Иногда художники, как бы иллюстрируют сказки скульптурами. Увидев терем-теремок, лисичку, петушка или доктора Айболита в окружении зверей, мы невольно вспоминаем известные сказки.

Приятно пить чай из гжельской чашки. Красиво смотрятся цветы в гжельской вазе. Бело-синее фарфоровое чудо приносит в наши дома синеву гжельского неба и свежесть цветов.

 «Нужно,— rоворят в Гжели,— готовить художников с детского сада, затем в художественной школе и техникуме, не отрываясь от производства».

Пока дети учатся любить родной промысел, через кропотливое ремесло изготовления игрушек постигая тайны рождения бело-голубой сказки".    

Вот ребята  сначала как бы «разогревают» глину в руках до нужной мягкости. Если требуется, слегка смачивают ее водой; И вот из куска «выдавливаются» формы. Человечек...туловище, голова, лапы — добрый зверь... Мелкие детали: ушки, хвостики — вылепливаются отдельно и затем аккуратно примазываются.

 Главное требование — обобщенный характер силуэта, сказочность,  поэтичность,  выразительность. Затем  мягкой губкой сглаживают шероховатости, поправляют ошибки и будущее изделие отправляется на первый обжиг в муфельные печи.

После этого •дети расписывают свои изделия. Кажется, легко и просто учащиеся выполняют великолепные узоры круглой кистью без каких-либо карандашных набросков.

Серьезное значение необходимо придавать обучению изобразительному искусству, вести кропотливую работу по изучению наследия гжельского искусства. Это древнее искусство не должно умереть.


                                             Практическая часть.

                    Конспект занятия на тему:

                 «Знакомство детей с гжельской керамикой»

Цель: продолжить знакомить детей с русским народным промыслом и, в частности, с гжельской керамикой; воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Родину.

Обогащать словарь детей словами, обозначающими названия старинной посуды (квасница – сосуд для кваса, ставец – большая чашка, миска, братина).

Предварительная работа. Рассмотреть изделия гжельских мастеров, сводить детей в музей прикладного искусства.

Материалы для занятия.

Изделия гжельского промысла – различная посуда и сувениры.

Иллюстрации, на которых изображены изделия Гжели.

Ход занятия.

Занятие можно провести в группе, в музыкальном зале, где устроена выставка гжельской керамики.

Важно, чтобы дети могли внимательно рассмотреть все изделия, особенности росписи, сравнить их, потрогать руками, чтобы ощутить гладкость обливной глазури.

Рассмотреть с детьми следующие вопросы:

Почему промысел называется керамическим? (от греческого слова керамика – глина)?

Из какой глины изготовлялись изделия гжельскими мастерами?

Какую роспись использовали гжельские мастера? Почему Гжель называют сине – голубой?

Какую посуду делали гжельские мастера?

Какое настроение возникает, когда смотришь на гжельские изделия?

Можно использовать стихи о Гжели.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль?

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель!

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.          

                                         (П.Синявский)

Конспект занятия на тему:

                                 «Лепка гжельского чайника»

                                 

Цель: Продолжить знакомить детей с гжельскими изделиями, воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, воспитывать уважение к труду; продолжить упражнять детей в лепке изделия, состоящего из отдельных частей; упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания при изготовлении отдельных деталей.

Материал.

Изделия гжельских мастеров – разнообразные чайники, молочники, сахарницы или иллюстрации с их изображением; глина;

клеенки или подставки для лепки; тряпочки для вытирания рук;

стеки.

               

Ход занятия

В начале занятия воспитатель вместе с детьми рассматривает различные виды гжельской посуды, обращая особое внимание на чайники из Гжели. Они имеют разную форму и величину — большие и маленькие, высокие и низкие, «стройные» и «пузатенькие». Но у всех чайников есть три важные составные части: корпус, ручка и носик.

Эти детали дети вылепливают отдельно, затем осторожно соединяют их с помощью примазывания.

Изделия выставляются на просушку. После высыхания они грунтуются белилами, на которые наносится гжельский узор.

                                                         

                        Конспекты занятий  на тему:

   «Рисование кистью главных элементов гжельской росписи».

   

                                  «Точки и прямые линии».

Цель: знакомство с Гжельской керамикой; освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки и сеточки);

освоение  простого орнамента-сеточки;

развивать эстетическое восприятие предметов народных промыслов, учить видеть их красоту.

Материалы:

гуашь художественная белого и голубого цветов;

кисти круглые беличьи или колонковые: большая (№10-12), средняя (№6-8); маленькая (№2-4); баночка с водой; мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти; палитра.

Предварительная работа. Рассмотреть гжельские тарелки, блюда, обратить внимание, как расписаны  края посуды.

Ход занятия.

Сначала дети на отдельном листе бумаги учатся получать различные оттенки синего цвета, разбавляя краску водой и белилами.

Затем научить детей проводить прямые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, пользуясь кисточкой №2-4.

Показать детям, как оформить блюдо, используя полученные навыки. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом надо держать кисточку тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Лист можно вращать так, чтобы рука с кистью находилась в естественном и удобном положении.

                 

                                           

     

                                   «Бардюры»

Цель: учить рассматривать гжельскую посуду, подмечая характерные детали узора, колорит росписи, украшение посуды  бардюром; учить  рисовать бардюры и  украшать ими  посуду.

Материалы:

гуашь художественная белого и голубого цветов; кисти круглые беличьи или колонковые: большая (№10-12), средняя (№6-8); маленькая (№2-4); баночка с водой; мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти; палитра.

Предварительная работа. Внимательно рассмотреть представленные образцы орнаментов.

Ход занятия:

Дети внимательно слушают рассказ педагога о принципах построения орнамента в народном искусстве.

Показать детям рисование различные виды бардюров, используемых в гжельской росписи. Затем предложить им самостоятельно расписать любую посуду, вырезанную из бумаги.

 

                             «Капелька».

     

Цель: познакомить с традиционным элементом гжельской росписи  «капелькой»; учить рисовать «капельку»; учить приему размывания цвета; учить рисовать простейший растительный орнамент.

Материалы: гуашь художественная белого и голубого цветов;

кисти круглые беличьи или колонковые: большая (№10-12), средняя (№6-8); маленькая (№2-4); баночка с водой; мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти; палитра.

Предварительная работа.    Рассмотреть гжельские блюдца, расписанные орнаментом, в основе которого лежит элемент «капелька».

 

Ход занятия.

Педагог объясняет значение данного мазка в росписи.

 Этот мазок лежит в основе многих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Капелькой» изображают листочки, веточки и лепестки многих цветов. Очень красиво смотрятся «капельки» расположенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется от больших в основании стебля до совсем мелких на верхушке.

Затем воспитатель обращает внимание детей на элементы узора «капельки». Они выполнены особым приемом размывания цвета. Воспитатель объясняет детям эту технику.

 На листе бумаги рисуется контур «капельки» овальной формы тонкой кистью темно-синей краской. Затем кисточка тщательно промывается. Мокрой чистой кистью начинаем размывать краску от края контура, систематически промывая кисть в чистой воде. Постепенно «капелька» приобретает объемную форму с изменением цвета от темно-синего по контуру до светло-голубого в центре.

Воспитатель просит детей украсить свои полосы элементом «капельки».

                             


                    «Рисование гжельской розы».

Цель:

 Учить рисовать гжельскую розу путем размывания цвета;

 учить рисовать элементы цветка с оттенком в технике «мазок с тенью»;

учить составлять  композицию с цветочным орнаментом;

     развивать чувство цвета и композиции;

 формировать интерес к изучению народной культуры, чувство единства с русским народом, его традициями.

Материалы: гуашь художественная белого и голубого цветов;

кисти круглые беличьи или колонковые: большая (№10-12), средняя (№6-8); маленькая (№2-4); баночка с водой; мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти; палитра.

Предварительная работа. Рассмотреть изображение различных видов цветов в изделиях гжельских мастеров.

Ход занятия.

 Цели  занятия требуют внимательного рассмотрения детьми цветов в узорах гжельской керамики. Наиболее часто среди цветов встречается роза, иногда только ее лепестки. Поэтому воспитатель предлагает детям научиться рисовать гжельскую розу.

Для ее изображения применяется уже известный детям прием размывания цвета.

Концом кисти они рисуют контур розы темно-синей краской, затем чистой кистью постепенно «размывают» цвет, получая в результате «объемный» цветок сине-голубого цвета.

Также для украшения в гжельских узорах применяется элемент «мазок с оттенком», или «мазок с тенью».

«Мазок с тенями» - это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета.

Воспитатель рассказывает детям о технике выполнения такого элемента.

 Краска набирается краем кисти, при нанесении мазка кисть симметрично поворачивается сначала в одну, затем в другую сторону. При необходимости воспитатель производит показ этой техники, обращая внимание детей на положение кисти. Очень важным для получения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти – к краю ее должно быть больше, а к середине меньше. Для этой работы лучше брать толстые кисти (№8, 10) с тупыми закругленными по типу «лопаточки» концами.

Затем детям предлагается составить узор на бумаге, вырезанной в форме вазы, сахарницы, кувшина (по выбору детей), используя элементы украшения каймы и поместив в центр круга крупный цветок — гжельскую розу.

                               

                                                 

     

               

 «Роспись гжельского чайника»

Цель:

Учить составлять узор по мотивам гжельской росписи для украшения вылепленного чайника;

 учить детей видеть красоту, нежность, своеобразие гжельской росписи;

 учить выбирать узор для росписи объемных форм, сочетая кайму с цветочным узором в центре изделия.

Материалы: гуашь художественная белого и голубого цветов;

кисти круглые беличьи или колонковые: большая (№10-12), средняя (№6-8); маленькая (№2-4); баночка с водой; мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти; палитра.

Предварительная работа.  Рассмотреть гжельские чайники, обратить внимание на индивидуальный характер украшающей росписи.

Ход занятия.

Детям предлагается выбрать узор для украшения своего чайника, затем выполнить его, используя полученные на предыдущих занятиях навыки.

 Вся работа детей практически самостоятельная. Роль воспитателя — помочь советом, напомнить технику выполнения элементов узора. Важно, чтобы дети проявили творческую активность, самостоятельность, фантазию. Можно предложить им придумать собственный, ни на что не похожий узор, сохраняя колорит гжельской росписи.


                     

                                       «Рисование Синей птицы».

Цель: познакомить детей с традиционной техникой декоративного рисования птиц; учить  рисовать птицу.

Материалы: гуашь художественная белого и голубого цветов;

кисти круглые беличьи или колонковые: большая (№10-12), средняя (№6-8); маленькая (№2-4); баночка с водой; мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти; палитра.

Предварительная работа. Рассмотреть гжельскую посуду, на которой основным мотивом росписи является синяя птица.

Ход занятия.

Рассказать детям о том, что птица – одна из любимых мотивов гжельских мастеров. «Синяя птица» - птица счастья.  Ее изображали в разных позах, стоящими или сидящими, клюющими или порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы.

Дети берут чистый лист бумаги и пробуют нарисовать гжельскую птицу.

Затем они рисуют птицу на вазе, вырезанной из бумаги или вылепленной из глины.

                                             

 «Портрет Снегурочки».

Цель:

 Учить детей использовать полученные навыки гжельской росписи при составлении произвольных композиций, в частности в рисовании портрета Снегурочки;

 упражнять в выполнении приема размывания цвета, а также рисовании элементов с оттенком в технике «мазок с тенью»;

 развивать навыки рисования человеческого лица, соблюдая необходимые пропорции;

 развивать чувство цвета и композиции.

Материалы: гуашь художественная белого и голубого цветов;

кисти круглые беличьи или колонковые: большая (№10-12), средняя (№6-8); маленькая (№2-4); баночка с водой; мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти; палитра.

Предварительная работа. Рассмотреть гжельскую посуду, обратить внимание на разнообразие росписи.

Ход занятия.

Приступая к рисованию портрета Снегурочки, прежде всего, необходимо проанализировать, какие элементы росписи и какие техники рисования можно использовать для изображения ее глаз, губ, носа и волос. Оказалось, что  понадобятся те же дуги, линии, завитки и приемы размывания цвета, а также «мазок с тенью».

 Портрет начинать надо с изображения глаз. Цвет их получился прозрачным у тех детей, которые использовали технику размывания.

Затем рисовали дуги-брови, также используя технику размывания цвета для век. Слегка размыли и губы, обведенные четким контуром. Некоторые дети  сначала делали легкие карандашные наброски для изображения глаз и губ.

Затем лицо обрамляли волосами. Для их изображения использовали технику «мазок с тенью» и размывание цвета.

           

                           

   Занятие по аппликации «Цветы Гжели».

                 (коллективная работа в технике мозаики, выполненной           обрыванием).

Цель: продолжать развивать интерес к методу обрывания;

 воспитывать эстетическое восприятие предмета; уважение к труду народных мастеров-умельцев, интерес к их работе;  цветоощущение и цветовосприятие при подборе материала для выполнения аппликации; умение работать коллективно;

 учить сочетать обрывание с вырезанием для получения выразительного узора;  развивать мелкую моторику рук.

Материалы для занятия.  Изделия мастеров Гжели;  фотоиллюстрации;  листы бумаги формата A3, на которых изображены наброски гжельских цветов;  клей; цветная бумага; кисточки для клея.

 

Ход занятия.

В начале занятия воспитатель ставит задачу —- расписать изображенные на бумаге контуры цветов, но не с помощью кисти и красок, а с помощью цветной бумаги, используя технику выполнения мозаики обрыванием. При этом можно сочетать обрывание с вырезанием отдельных деталей для получения выразительного узора.

При необходимости воспитатель помогает детям распределить работу внутри подгруппы, подобрать бумагу нужных оттенков, скоординировать действия. При анализе выполненных работ оцениваются коллективные усилия детей.

               


                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по ознакомлению с флагом России «Белый, синий, красный» в старшей группе.

Формировать патриотические чувства на основе беседы  о родной стране....

Цветы бывают разные-белые,синие,красные!

Изготовление цветов из салфеток разного цвета....

Конспект ОД детей старшей группы на тему: «Белый, синий, красный»

Цель: Фоpмирoвать у детей элементаpные представления об истоpии происхождения Российского флага.  Познакомить со значением  флага в современной жизни. Воспитывать чувство патриотизма и уважи...

Конспект ОД детей старшей группы на тему: «Белый, синий, красный»

Цель: Фоpмирoвать у детей элементаpные представления об истоpии происхождения Российского флага.  Познакомить со значением  флага в современной жизни. Воспитывать чувство патриотизма и уважи...

Тема: «Белый, синий, красный»

Тема: «Белый, синий, красный»Конспект ООД в средней группе, посвященной Дню государственного флага России, а также Дню России - 12 июня....

Конспект НОД по разделу "Кубановедение" в старшей группе с использованием ИКТ "Белый, синий, красный". Воспитатель - Петрушенко Е.Д.

Цель: формирование элементарных представлений о происхождении знамён.Задачи:Воспитательные:воспитывать эстетическое отношение к цветам Российского флага.Образовательные:познакомить с символическим зна...