Семинар-практикум для педагогов "Пальчиковые игры"
методическая разработка по теме

Перерва Оксана Петровна

В данном материале раскрывается необходимость развития мелкой моторики движений пальцев рук детей дошкольного возраста для развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_dlya_pedsoveta.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

              Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

            Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность его речевых навыков.

           Обычно у ребенка имеющего высокий уровень речевого развития сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями проведенными учеными ( М.И. Кольцова), которые установили, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.        Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Еще известный физиолог В.М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит и интеллекта. К тому же научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук активизируют расположенные в непосредственной близости речевые зоны.

            На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

         Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик» и др. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

             Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью  к языку, его звуковой и смысловой стороне.

Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками; рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.

   Известно и то, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

 Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

 Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

    Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Практика показала, что пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.

Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, можно использовать не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом , но и  различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д.  А также использовать различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол.                  Такие занятия, также способствуют взаимодействию  мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как  память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает мозг ребёнка.

О том, как важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребёнка, педагоги и психологи говорят уже давно. Все они сходятся во мнениях, что развитию интеллекта и речи малыша, подготовке к обучению в школе, а также положительному воздействию на весь организм ребёнка в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков.

О значении пальчиковых игр написано немало книг. Пальчиковые игры, сопровождающиеся стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей. Поэтому игровые тренировки необходимо начинать с раннего возраста, причем, не только с проблемными детьми. Пальчиковые игры также способствуют совершенствованию лексически грамотной и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать).

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики и систематически использовать их в работе с детьми.

                           Практическая часть

Пальчиковая гимнастика «Гномики»

Жили-были гномики в расчудесном домике:

Папа гном дрова рубил,гном сынок их в дом носил,

Мама гномик суп варила,дочка гном его солила,

Гномик бабушка вязала,гномик тетушка стирала,

Дед окошко открывал,всех на ужин приглашал.

Игры с природным материалом. 

- Развивают мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало, знакомят с понятием много – мало. Большой интерес доставляют малышам. Попросите малышей помочь Вам перебрать и разложить по разным бутылочкам: фасоль – в большую, а горох – в  маленькую. Наполняя бутылочки фасолью, горохом малыши слышат, как они звонко стучат по стенкам бутылочки. Их привлекает сам процесс: опускание фасолинок в отверстие. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Покажите, как можно насыпать крупу с помощью ложки или небольшого совочка. Для того чтобы черпать ложкой малышу придется активно вращать кистью руки, а также быть внимательным и аккуратным. Теперь можно выложить и узор, чередуя по цвету и форме.

Давайте и мы с вами на мгновение превратимся в золушек и переберем различного вида крупу по тарелочкам (упражнение «Золушка»).

                                  Упражнение «Горошки»

С блюдца берут по одной горошине большим и указательным пальцем, держат в руке, на следующее двустишье меняют руку.

        С блюдца я беру горошки,

        Словно птица клювом крошки.

         И полны мои ладошки,

        Держат ручки все горошки.

                                   Упражнение «Гусенок»

Участники берут бельевые прищепки и прижимают каждую ногтевую фалангу.

           Вот проснулся, встал гусенок,

           Пальцы щиплет он спросонок.

           Дай, хозяйка, корма мне,

           Раньше, чем моей родне.

                                 Упражнение «Проглот»

Каждый участник берет носовой платок за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой:

                 У меня живет проглот,все подряд проглот жует.

                 Вот и стало у проглота брюшко как у бегемота!

                       Массаж с гранёными карандашами.

«Эстафета».

Передача карандаша поочередно, каждому пальцу из одной руки в другую.

Карандаш я подержу

В гости к пальчику приду.

   «Качалочка»

Прокатывание карандаша между пальцами.

Карандаш не отдыхает

 Между пальцами гуляет.

«Добывание огня»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Карандаш катать я буду,

Может быть, огонь добуду.

                                Самомассаж «Времена года»

                               ладонями и пальцами обеих рук.

Если тает снег и лед,

Ручеек журчит, поет.

(Поглаживают, лоб от середины к верхней части ушей.)

Мишке стало не до сна,

Значит, к нам пришла весна.

(Поглаживают щеки от подбородка к мочкам ушей.)

Если солнце пригревает,

                                                         В небе ласточка летает,

(Поглаживают, лоб от середины к верхней части ушей).

Стало сухо и тепло,

Значит, лето к нам пришло.

(Поглаживают щеки от середины подбородка к мочкам ушей).

Если дождь стучит по крыше

То сильней, то тише, тише,

(Постукивают кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей).

Землю всю листва укрыла,

Значит, осень наступила.

(Постукивают кончиками пальцев от середины подбородка к мочкам ушей.)

Если вьюга и пурга

Намели вокруг снега

И укутали дома,

Значит, к нам пришла зима.

(Выполняют спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей.)

       Очень популярны сейчас пальчиковые игры с музыкальным сопровождением Железновой.

                  Пальчиковая игра «У жирафов пятна»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей Подвижные игры в развитии детей дошкольного возраста

Семинар-практикум для воспитателейПодвижные игры в развитии детей дошкольного возрастаИгра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесга...

Семинар-практикум для воспитателей "Как играть в стихи"

Представленный материал поможет рассказать воспитателямо значении поэтического слова в развитии детей, познакомит  с программой Е. М. Кузьменковой "Воспитатние будущего читателя"....

Семинар -практикум для родителей "Растем играя, или какие игры нужны детям"

Большинство родителей не знают в какие игры можно играть с детьми. Вот несколько вариантов......

Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.

Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...

Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

Семинар-практикум культурная практика "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)

Семинар-практикум представила культурную практику "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)...


 

Комментарии

татьяна  комарских

хороший материал