Календарно- тематическое планирование по ТРИЗу с пояснительной запиской
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Аптрашитова Вера Сергеевна.

Готовый учебный материал по ТРИЗу. Где описанны занятия, которые расчитанны на первый год обучения. Так же , есть пояснительная записка и указана литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_trizu.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педагогической наукой проанализирована сущность понятия "творческое мышление" (Л.А. Венгер, Н.Е. Веракса, Л.С. Выготский, Л.А. Григорович, О.М. Дьяченко, Н.Н. Поддъяков, Е.Е. Сапогова и др.). Определено, что творческое мышление уже в дошкольном возрасте начинает носить системный характер и среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на его формирование - уровень развития творческого воображения и сформированность интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей и др.).

Основным педагогическим средством развития творческого (системного) мышления правомерно считается дидактическая игра. В плане представлен игровой комплекс, который необходимо использовать как в разнообразных видах занятий, так и в свободное время.

За основу построения комплекса взято понятие системности, разработанное Г.С. Альтшуллером (1947 г.).

Системное мышление по отношению к объекту - это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции:

выбрать объект и определить его функцию;

определить линию развития как собственно объекта, так и его функции;

выявить составляющие объекта;

определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект;

осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам.

Исходя из этих мыслительных шагов, работа с ребенком строиться с учетом формирования каждого составляющего: объект - функция (ресурсы); объект - подсистема; объект - надсистема; развитие объекта во времени; сравнение систем по ряду признаков. Итогом обучения является умение ребенка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта материального мира.

Положительные результаты дает работа по развитию высокого уровня воображения. Организовывать ее целесообразнее в процессе проведения каждой игры, но с условием деления картин мира на фантастические и реальные.

Игры представлены как описание предполагаемых диалогов воспитателя (В) и детей (Д).

Календарно- тематическое планирование по ТРИЗу.

Октябрь

  1. Тема: «Противоречия в погоде».

Цель: - активизировать интерес детей к окружающему миру;

-систематизировать знания детей о явлениях природы.

Оборудование: -«черный ящик»; -полотенце.

2. Тема: «Противоречия в предметах».

Цель: - систематизировать навык классификации предметов по внешним признакам; -систематизировать знания о свойствах предметов.

Оборудование: - мешок; - игрушки небольшого размера; - две коробки;

- мячик; - дудочка (свисток).

Ноябрь

  1. Тема: «Противоречия в предметах» (продолжение)

Цель: - систематизировать знания детей о профессиях; - обучать выделять противоположные признаки объектов; - развивать внимание, эмпатию.

Оборудование: - мяч; - конфета; - нож; - будильник.

  1. Тема: «Противоречия в ситуациях».

Цель: - обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; -ориентировать детей на здоровый образ жизни.

Оборудование: -бинт; -шарф.  

3.Тема: «Противоречия в размерах».

Цель:- активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации;

-формировать понимание относительности размера; -систематизировать знания детей о размерах животных.

Оборудование: -кубики разного цвета и размера; -карточки с изображением животных.

4.Тема: «Противоречия в количестве».

Цель: - активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации;

- формировать понимание относительности количества.

Оборудование: конфета.

Декабрь

1.Тема: «Противоположные признаки».

Цель: - систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе;

- активизировать использование антонимов в речи; - активизировать мышление детей; - обучать навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».

Оборудование: пакет от подарка.

2.Тема: «Обобщающее занятие по противоречиям».

Цель: - систематизировать представления детей о противоречиях; - оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей.

3.Тема: «Подсистемы человека».

Цель: - систематизировать знания о строении человека; - развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; - развивать воображение.

Оборудование: - бумажные части тела робота.

4.Тема: «Подсистемы предметов».

Цель:- систематизировать знания о посуде; - обучить функциональному подходу восприятия подсистем; - развивать диалектическое мышление;

- развивать умение прогнозировать.

Оборудование: - настоящий и игрушечный чайники.

Январь

1.Тема: «Подсистемы предметов» (продолжение).

Цель: - систематизировать представления детей о транспорте; - обучать системному анализу объекта;  - закрепить знание правил дорожного движения.

Оборудование: - машина «грузовик»; -  игрушечный или бумажный светофор; -  игрушки или рисунки различных машин.

2.Тема: «Обобщающее занятие по подсистемам».

Цель: - систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; -  познакомить с приемами сочинения загадок;

 - развивать воображение.

Оборудование: разборные игрушки.

 

3.Тема: «Метод «маленьких человечков».

Цель: - познакомить с методом маленьких человечков;  - обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; -  развивать воображение, умение инсценировать; -  развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.

Оборудование: мяч.

4.Тема: «Твёрдые и жидкие человечки».

Цель: - активизировать мышление детей;

 - закрепить представления детей о свойствах жидких веществ;

 - обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.

Оборудование: - бумажная коробочка;

 стакан с водой;

кубики.

Февраль

1.Тема: «Газообразные человечки».

Цель: - активизировать мышление детей; - систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; - развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.

Оборудование: - карточки с «маленькими человечками».

2.Тема: «Цветочные человечки».

Цель: - активизировать мышление детей; - развивать воображение, фантазию; - обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; - формировать экологическое мышление.

Оборудование: - краски, кисточки, бумага, прозрачные кружки.

3.Тема: «Обобщающее занятие по ММЧ».

Цель: - развивать познавательную активность; - развивать умение сравнивать и обобщать; - формировать умение моделировать физические процессы.

Оборудование: - «чёрный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной, карточки МЧ.

4.Тема: «Функции подсистемы».

Цель: - систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; - развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; - формировать диалектическое мышление.

Оборудование: кубики.

Март

1.Тема: «Системный лифт».

Цель: - развивать умение анализировать и обобщать; - формировать диалектическое мышление; - развивать воображение, умение инсценировать; - познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»;- систематизировать правила поведения в лифте.

Оборудование: детские рисунки, «системный лифт», ручка, грибок, флажок.

2.Тема «Надсистемы и подсистемы объект».

Цель: - активизировать мышление детей; - обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.

Оборудование: - «системный лифт», игрушки, наборы карточек.

3.Тема: «Обобщающее занятие по над- и подсистемы».

Цель: закрепить представления о над- подсистемах объектов; - закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт».

Оборудование: «системный лифт», набор карточек.

4.Тема: «Прошлое»

Цель: - обобщить представления детей о прошлом различных объектов; - развивать умение инсценировать.

Оборудование: мяч.

Апрель

1.Тема «Будущее человека».

Цель: систематизировать представления о единицах измерения времени, - формировать умение прогнозировать; - обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

2.Тема «Будущее предметов».

Цель: - развивать умение прогнозировать; - формировать навык вариативного мышления; - развивать воображение; - умение фантазировать.

Оборудование: мяч.

3.Тема «Системный оператор».

Цель: - познакомить с моделью анализа объектов «пятиэкранки»; развивать внимание.

Оборудование: «пятиэкранки», мороженое, книга.

4.Тема: «Анализ сказки по системному оператору».

Цель: - формировать умение системного анализа сказки; - развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать; - обучать использованию приёма «наоборот»; - развивать воображение, эмпатию.

Оборудование: - сказка «Колобок», рисунок или игрушка Колобок, «пятиэкранка».

Май

1.Тема: «Использование ресурсов для сочинения сказки».

Цель: - обучать приёмам сочинения загадок; -развивать умение сравнивать и обобщать; - развивать навыки фантазирования; - активизировать мышление путём разрешения проблемных ситуаций.

Оборудование: - рисунки Колобка и Ёжика.

2.Тема: «Другая точка зрения».

Цель: - систематизировать представления детей о жанре сказки; - познакомить с приёмом описания объектов с другой точки зрения; - развивать эмпатию.

Оборудование: «волшебная палочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ. Подготовительная группа

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ...

Календарно-тематическое планирование с использованием игр с элементами ТРИЗ.

Календарно-тематическое планирование с использованием игр с элементами ТРИЗ....

Методический материал для работы с молодыми педагогами: развивающие технологии: ТРИЗ и детская цифровая лаборатория Наураша. народный календарь-основа календарно-тематического планирования в ДОУ.

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию презентацию по использованию тенхнологии ТРИЗ для увлекательного и непринуждённого развития детей дошкольного возраста.Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики ...

Календарно-тематический Календарно-тематическое планирование декабрь

Календарно-тематическое планирование на декабрь на первую неделю. Тема недели - "Здравствуй, зимушка - зима"...