Календарно-тематическое планирование с использованием игр с элементами ТРИЗ.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Головина Ольга Ивановна

Календарно-тематическое планирование с использованием игр с элементами ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Месяц.

Тема недели.

Название игры, цель.

Содержание. Методы и приемы.

Сентябрь.

1 неделя:

«Кто я такой?»

«Цепочка».

Учить детей выделять разные признаки у объектов.

«Волшебники Нос, Глаз, Ухо и Рука».

Учить представлять ощущения, которые можно получить с помощью анализаторов.

«Дети на прогулке».

Учите детей создавать в воображении образы на основе схематических изображений  предметов.

«Загадай загадку».

Закрепить представления детей о том, что величина рассматриваемого объекта – понятие относительное.

Воспитатель показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передается другому ребенку, который должен назвать один из признаков объекта и передать ее следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

Воспитатель предлагает посетить какую – либо сказку, например «Три поросенка», и поочередно называет картинки с изображением анализаторов. С Волшебником Носом дети попадают в комнату Наф-Нафа, когда он открывает котел, рассказывают, что почувствовали (запах сажи, немытой шерсти волка). Затем приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо (дети описывают возможные звуки) и Рука (описывают ощущения, которые могли возникнуть, если бы они дотрагивались до горячего котла или носов поросят).

Воспитатель показывает детям одну из картинок и говорит, что художник не успел дорисовать её (например, мальчик  с палочкой  в руках). Можно сказать, что он идёт на  прогулку с флажком, с шариком, с цветком и т.п.

Дети составляют загадки, используя опоры: «Он выше, чем…, но ниже, чем…», «Он шире, чем…, но уже, чем…» и т.д.

2 - 3 неделя:

«Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты!»

«Какой объект?».

Учить детей выделять разные признаки в объекте.

 «Противоположности».

Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта.

«Пинг – понг».

Упражнять в подборе слов – антонимов.

«Маятник».

Учить выделять противоречивые свойства объекта.

Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета.

Воспитатель просит назвать противоположность по цвету, форме, по температуре и т.д.

Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может ошибиться, ребенок должен его поправить.

Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.

4 неделя:

«Хлеб – всему голова!»

«Черный ящик».

Продолжать учить самостоятельно находить стратегию поиска неизвестного объекта.

«Из чего приготовлено?».

Учить выделять части объекта.

«Кем был раньше?».

Учить называть прошлое предмета.

«Помечтаем?».

Учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо».

Воспитатель перед началом игры прячет муляж хлебобулочного изделия в коробку и просит детей отгадать, что лежит в «черном ящике». Дети определяют, какой предмет спрятан, задавая вопросы по знакомым алгоритмам.

Воспитатель называет какое – то кушанье, а дети перечисляют продукты, необходимые для его приготовления.

Воспитатель называет предмет, дети -  его прошлое.

Системное мышление.

Дети произносят фразы типа «Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике», «Я хотел бы стать большим, чтобы…».

Октябрь.

1 неделя:

«Золотая осень»

«Ожившие предметы».

Учить наделять неживые предметы человеческими чувствами, мыслями, поступками.

«Составление лимериков».

Учить детей составлять смешные (нелепые) стишки – пятистрочники по разным моделям.

«Я что – то делаю, а ты угадай».

Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей – действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени.

«Кем был раньше?».

Учить называть прошлое предмета.

Воспитатель предлагает ситуацию. Дети выбирают в ней объект для обсуждения. Воспитатель предлагает определить его характер, рассказать о его возможных поступках и мыслях.

Воспитатель предлагает детям выбрать объект и составить про него смешное стихотворение по модели:

  1. Жил – был какой – то объект.
  2. И был он такой (характеристика).
  3. Совершал действия.
  4. Или взаимодействия.
  5. Указание на необычность объекта.

Воспитатель или группа детей показывает последовательность действий какого – либо процесса в прямом порядке. Детям дается задание: угадать представленный процесс.

Воспитатель называет предмет, дети -  его прошлое.

2 неделя:

«…Очей очарованье»

«Кто гуляет на полянке?»

Развивать у детей абстрактное мышление; учить , не видя образа, представлять и описывать, что он представляет; формировать умение пользоваться символами, выделять в них самые характерные аналогии с реальным объектом.

«Волшебный светофор».

Закреплять знания об объектах природного и рукотворного мира.

«Где живёт (работает)?»

Учить детей определять разные места обитания объектов природного и рукотворного мира.

«Найди и оживи».

Учить наделять неодушевленные объекты на картине  свойствами и чертами характера человека и  составлять описательный рассказ.

Воспитатель расстилает большой лист бумаги, дети располагаются вокруг. Воспитатель (потом дети) выставляет или выкладывает на полянку какой - либо бесформенный предмет (камень, скомканную бумагу, кусок пластилина, ткань), строительный или бросовый материал, части одежды. Дети по желанию или по очереди должны называть и описывать, кто вышел гулять на полянку. Ребёнок может детально описать признаки того, кто или что гуляет. Описывается одежда, цвет, покров, материал, походка, характер и т.д. Если один ребенок не может это описать, можно предложить остальным детям помочь. Игра продолжается до тех пор, пока каждый желающий ребенок не опишет своего гостя на «полянке».

У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, жёлтый – систему, зелёный – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Воспитатель показывает картину с изображением объекта. Воспитатель: «Если я подниму кружочек красного цвета – вы называете части объекта. Если я подниму круг зелёного цвета – вы скажете,частью чего является объект. А если я подниму круг жёлтого цвета, то вы скажите, для чего нужен объект, какую пользу приносит»

Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает. Например, тигр: живёт в джунглях, в зоопарке, нарисован в раскраске, в мультфильме.

Воспитатель предлагает детям  перечислить  неодушевленный объекты, изображенные на картине. Дети  выбирают какой-либо объект и наделяют его человеческими свойствами  и чертами характера. Затем  составляют описательный   рассказ о жизни выбранного героя  в условленном  месте.

3 неделя:

«В гости к осени»

«Дети на прогулке».

Учите детей создавать в воображении образы на основе схематических изображений  предметов.

«Что-то - часть чего-то».

Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира.

«Волшебная дорожка».

Учить анализировать  структурные единицы  объектов окружающего мира, упражнять в выделении свойств.

«Разведчики».

Упражнять в выделении свойств  предметов, объектов.

Воспитатель показывает детям одну из картинок и говорит, что художник не успел дорисовать её (например, мальчик  с палочкой  в руках). Можно сказать, что он идёт на  прогулку с флажком, с шариком, с цветком и т.п.

Понадобится разрезная  предметная картинка из 12-16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты  исчерпаны , открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке.

Желательно брать не более 4 классов на одну игру, например, по 5-6 картинок из классов животных, птиц, насекомых, растений. Затем в один ряд  выкладываются 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети  должны найти общий для выложенных предметов признак.

Для игры понадобится большая  сюжетная или пейзажная  картина и набор предметных картинок. По команде: »Разведчики, вперед!» дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого  на большой картине: что можно встретить на лугу, в лесу и т. д. Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор.

4 неделя:

«Моя дорогая Коми земля»

«Выбери самое главное».

Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта.

«Невпопад».

Учить детей объяснять несвойственные объекту действия.

«В гости к волшебникам».

Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы.

«Отгадай секрет».

Учить строить гипотезы.

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют все признаки названного объекта, обозначая их схематично (буквами или знаками). В процессе обсуждения признаки, которые есть у многих объектов, вычёркиваются. Остаются характерные и специфичные признаки.

Воспитатель называет предмет и бросает мяч ребёнку. Он называет любое действие невпопад – не свойственное этому предмету. Интересные словосочетания объясняются детьми : как выглядит, в каких ситуациях нужна эта вещ (расчёска пищит) в реальной жизни.

Воспитатель предлагает поиграть, используя круги Луллия. На первом круге помещают изображения обычных предметов, на втором – волшебников.

Дети раскручивают круги, называют волшебника и предмет, изображения которых оказались под стрелкой. Рассказывают, какое волшебное свойство приобрел предмет, дают оценку этому новому свойству (кому стало хорошо или плохо). Воспитатель подводит детей к выводам: волшебным может стать любой предмет, волшебство может приносить добро и зло.

Воспитатель предлагает словосочетание: объект + необычный признак (например: мохнатая книга). Просит детей высказывать предположения, у какого объекта мог быть взят этот признак – мохнатость. У медведя, собаки и т.д.)

Ноябрь.

1 неделя:

«В гостях у Айболита»

«Волшебники Нос, Глаз, Ухо и Рука».

Учить представлять ощущения, которые можно получить с помощью анализаторов.

«Дразнилка».

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

«Если бы у меня…».

Учить детей самостоятельно преобразовывать свойства объекта по принципу увеличения – уменьшения степени проявления.

«Какой объект?».

Учить детей выделять разные признаки в объекте.

Воспитатель предлагает посетить какую – либо сказку, например «Три поросенка», и поочередно называет картинки с изображением анализаторов. С Волшебником Носом дети попадают в комнату Наф-Нафа, когда он открывает котел, рассказывают, что почувствовали (запах сажи, немытой шерсти волка). Затем приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо (дети описывают возможные звуки) и Рука (описывают ощущения, которые могли возникнуть, если бы они дотрагивались до горячего котла или носов поросят).

Воспитатель предлагает «подразнить» какой – либо предмет рукотворного мира. Для этого дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно – ласкательным суффиксом – лка. Например, дразнилки бантика – украшалка, потерялка, пачкалка и т.д. Далее предлагается составить «дразнительные» стишки или загадки. Например: «Не терялка, не пачкалка, а голову украшалка».

В старшем возрасте предметы «поддразнивают» с использованием суффиксов – щ, - оньк и др.

Детям предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого – либо свойства; например: увеличить силу голоса или уменьшить цвет. Решение проблемных ситуаций в случае, если ребенок стал уметь видеть сквозь стенки и бегать быстрее самолета.

Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета.

2 неделя:

«Птицы»

«Угадай по описанию».

Учить детей по названным признакам определять объект.

«Что будет, если уберем часть?».

Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта.

«Игры с «подзорной трубой».

Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.

«Летает, плавает, бегает».

Упражнять в классификации объектов живой природы.

Воспитатель показывает картинку с изображенным объектом только одному ребенку. Он описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались о каком объекте идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному.

Ведущий называет объект, дети выделяют части и определяют самую главную, мотивируя свой выбор.

Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Детям предлагается назвать все объекты на картине.

Ведущий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребенок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.

3 неделя:

«От кусточка до дубочка»

«Коробочки времени».

Учить детей устанавливать время (часть суток, времена года), в котором происходят события.

«Составление лимериков».

Учить детей составлять смешные (нелепые) стишки – пятистрочники по разным моделям.

«Путешествие растений».

Уточнить знания детей об условиях существования растений. Побуждать к описанию фантастических ситуаций, возникших в результате взаимодействия объекта с окружением.

Воспитатель объявляет «Коробочки времени» (по частям суток, по временам года). Дети получают картинки с изображением ситуаций из разных литературных произведений и раскладывают  их по коробочкам. Воспитатель даёт проблемные ситуации, связанные с тем, что во многих произведениях время происходящего различное . Дети вспоминают временные изменения и выбирают преимущественные. Например, сказка «Двенадцать месяцев»: преимущественное время – зима ночь, но там были описаны ситуации смены месяцев.

Воспитатель предлагает детям выбрать объект и составить про него смешное стихотворение по модели:

  1. Жил – был какой – то объект.
  2. И был он такой (характеристика).
  3. Совершал действия.
  4. Или взаимодействия.
  5. Указание на необычность объекта.

Используется морфологическая таблица. По горизонтали – карточки с изображением растений (береза, клюква, роза, кактус). На вертикали – карточки с изображением местности (тайга, болото, парк, пустыня).

РЗ: «Выбери растение, положи карточку в нужную клетку таблицы и расскажи, где оно живет (например, роза растет в парке)».

ФЗ: «Помести карточку с изображением растения в другую клетку таблицы (в необычное место обитания). Расскажи, что или кто поможет ему выжить в этих условиях».

4 неделя:

«Тебе, моя Воркута!»

«Зеркало времени».

Закрепить представления детей о принципе перемещения во времени. Описывать собственные представления итогов «перемещения».

«Путаница».

Закрепить умение находить типичные свойства объектов.

«Подарок родным».

Учить детей улучшать свойства объекта путем добавления свойств другого объекта.

«Вывески».

Учить детей понимать символику и ее специфику, видеть ее основные качества – образность, краткость, обобщенность. Формировать умение самостоятельно придумывать графические символы.

Воспитатель предлагает детям заглянуть  в «Зеркало времени». Оно показывает прошлое или будущее того кто в него «смотрится». Детям предлагается представить какую – либо сюжетную сценку.

Воспитатель называет 3 - 4 объекта с необычными свойствами (например, тигр заострённый, карандаш полосатый, полка замёршая,  стекло книжное) и просит детей восстановить порядок, т.е. подобрать каждому объекту типичное свойство.

Воспитатель предлагает придумать подарки для родных и советует усовершенствовать обычные предметы так, чтобы они были необыкновенными, понравились родным и выполняли свою основную функцию.

Воспитатель показывает картинки и рассказывает: «Чтобы знать, что продается в магазине, не обязательно заходить в него. Достаточно посмотреть на вывеску, и станет ясно, что это за магазин. Далее детям предлагается придумать свою вывеску к знакомому объекту в городе.

Декабрь.

1 неделя:

«Поет зима –аукает, мохнатый лес баюкает»

«Составление лимериков».

Учить детей составлять смешные (нелепые) стишки – пятистрочники по разным моделям.

«Складушки – ладушки»

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова.

«Пинг – понг».

Упражнять в подборе слов – антонимов.

«Маятник».

Учить выделять противоречивые свойства объекта.

Воспитатель предлагает детям выбрать объект и составить про него смешное стихотворение по модели:

  1. Жил – был какой – то объект.
  2. И был он такой (характеристика).
  3. Совершал действия.
  4. Или взаимодействия.
  5. Указание на необычность объекта.

Воспитатель предлагает детям набор картинок с изображением предметов, названия которых рифмуются. Например, баран – тюльпан, кошка – ложка и т.д. дети подбирают картинки и объявляют их как «Складушки – ладушки». В старшем возрасте проводится с усложнением: воспитатель называет слово (существительное, глагол, наречие, прилагательное), а ребенок должен подобрать рифмующееся слово.

Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может ошибиться, ребенок должен его поправить.

Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.

2 неделя:

«Музыка зимних вьюг»

«Превращения».

Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица с элементами театрализации.

«Чудо – юдо».

Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира.

«Кто о чем говорит?».

Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

«Волшебная дорожка».

Учить анализировать  структурные единицы  объектов окружающего мира, упражнять в выделении свойств.

Воспитатель предлагает детям выбрать какой – либо объект на картине или его часть. И на основе образных специфических характеристик изобразить с помощью мимики, пантомимы, характерных звуков.

Детям показывают картинку, составленную по принципу «Фоторобот» (фантастическое животное, созданное путем соединения частей разных животных). Задача детей – как можно быстрее определить все объекты, из которых составлен образ.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты».

Желательно брать не более 4 классов на одну игру, например, по 5-6 картинок из классов животных, птиц, насекомых, растений. Затем в один ряд  выкладываются 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети  должны найти общий для выложенных предметов признак.

3 неделя:

«Где ты, дедушка Мороз?!»

«Необычный подарок».

Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта.

«Складушки – ладушки».

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова.

«Составь рифму».

Учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения.

«Что стало большим, что стало маленьким».

Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате изменения размера.

Ведущий спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается 2-3 ребенка. Названные признаки «подарков» объектов меняются между собой. Каждый играющий описывает, как будет выглядеть новый «подарок» и как он будет с ним играть, для чего подарку нужен новый признак.

Воспитатель предлагает детям набор картинок с изображением предметов, названия которых рифмуются. Например, баран – тюльпан, кошка – ложка и т.д. дети подбирают картинки и объявляют их как «Складушки – ладушки». В старшем возрасте проводится с усложнением: воспитатель называет слово (существительное, глагол, наречие, прилагательное), а ребенок должен подобрать рифмующееся слово.

Воспитатель называет два рифмующихся между собой слова, а дети должны составить из них две стихотворные строчки так, чтобы они оканчивались рифмующимися словами. Например, «птичка- синичка»; составляется фраза: «На дереве сидела птичка, похожая на синичку».

Воспитатель предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно. Дети должны увидеть неточности и исправить их. По итогам обсуждения возможно составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом.

4 неделя:

«Новый год у ворот!»

«Подарок родным».

Учить детей улучшать свойства объекта путем добавления свойств другого объекта.

«Мастерская поделок».

Учить объединять разные части для создания нового объекта, определяя его назначение.

«В гости к волшебникам».

Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы.

«Составь четыре строчки смешного стихотворения».

Учить детей составлять четыре рифмующихся между собой предложения.

Воспитатель предлагает придумать подарки для родных и советует усовершенствовать обычные предметы так, чтобы они были необыкновенными, понравились родным и выполняли свою основную функцию.

Детям предлагается различный бросовый материал, части игрушек для создания новой игрушки. Дети должны объяснить, как играть с новой игрушкой.

Воспитатель предлагает поиграть, используя круги Луллия. На первом круге помещают изображения обычных предметов, на втором – волшебников.

Дети раскручивают круги, называют волшебника и предмет, изображения которых оказались под стрелкой. Рассказывают, какое волшебное свойство приобрел предмет, дают оценку этому новому свойству (кому стало хорошо или плохо). Воспитатель подводит детей к выводам: волшебным может стать любой предмет, волшебство может приносить добро и зло.

Воспитатель называет две пары рифмующихся между собой слов и предлагает детям составить стихотворение с ними. Например, олень-тюлень, плыл-ныл. Возможное рифмование:

Удивительный олень,

И внимательный тюлень

По морю плыли

И совсем не ныли.

В старшем возрасте рифмующиеся слова подбирают сами дети.

Январь.

2 неделя:

«Зимние забавы»

«Маятник».

Учить выделять противоречивые свойства объекта.

«Найди и оживи».

Учить наделять неодушевленные объекты на картине свойствами и чертами характера человека и составлять описательный рассказ.

«Скажи по – другому».

Учить подбирать к заданным объектам слова – синонимы.

«Загадай загадку».

Закрепить представления детей о том, что величина рассматриваемого объекта – понятие относительное.

Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.

Воспитатель предлагает детям перечислить неодушевленные объекты, изображенные на картине. Дети выбирают какой-либо объект и наделяют его человеческими свойствами и чертами характера. Затем составляют описательный рассказ о жизни выбранного героя в условленном месте.

Воспитатель предлагает выбрать объект на картине для игры. Дети подбирают слова, которыми можно назвать объект (синонимические обороты). Например: будка – конура, собачий дом, жилище для собачьей семьи.

Дети составляют загадки, используя опоры: «Он выше, чем…, но ниже, чем…», «Он шире, чем…, но уже, чем…» и т.д.

3 неделя:

«Человек – это звучит гордо!»

«Разложи лепесточки ромашки».

Учить детей устанавливать жанр литературного произведения.

Со среднего возраста – 3 – 4 лепестка ромашки, в старшем возрасте - до 8.

«Угадай – ка».

Учить сравнивать объекты, их действия, бытовые ситуации.

«Что с чем связано?».

Учить описывать предмет с точки зрения различных связей с окружающим.

Воспитатель предлагает сложить «ромашку». На каждом лепестке цветка написано литературного произведения. Дети, получая картинку из какого – либо литературного произведения, выкладывают ее на соответствующий лепесток. Например: ромашка имеет 4 лепестка – сказка народная, сказка авторская, рассказ, стихотворение. У детей картинки по произведениям: «Колобок», «Красная шапочка» Ш. Перро, «Буратино» А. Толстой, «На льдине» Б. Житков, «Живая шляпа» Н.Носов, «Осень» А.С.Пушкин, «Мужичок с ноготок» Н.Некрасов.

Воспитатель рассказывает детям истории (утром в нашей семье обычно бабушка просыпается и встает после папы; папа встает после собачки Шарика, а мама встает после бабушки; детям предлагается выяснить, кто в семье встает раньше всех, а кто позже). Аналогично выполняются задания на предложенный воспитателем признак (кто самый высокий, кто самый низкий и т.д.).

Дети выбирают объект и представляют возможные отношения загаданного объекта с окружающим (дружественные, злонамеренные и т.д.). Играющие составляют рассказ, в котором описываются предполагаемые взаимоотношения с точки зрения «хорошо – плохо».

4 неделя:

«Неделя детской книги»

«О чём написано в книге».

Продолжать учить детей представлять себя каким – либо объектом и вести  рассказ от его имени.

«Викторина».

Учить детей находить в сказочных героях приемы динамического и статистического преобразования.

«Позови джина».

Учит находить в сказках пример универсализации – специализации волшебства. Изобретать волшебные предметы специального и универсального характера, составлять истории на основе использования данного приёма.

«Эта ситуация из какого мира?».

Учить детей классифицировать ситуации, выделяя признаки реальной, фантастической (литературной).

Воспитатель предлагает вспомнить, эпизод из знакомой сказки и перечислит объекты, которые там упоминаются. Например Царевна – лягушка сидит на кочке в болоте и ждёт, когда к ней придёт Иван – царевич. Объекты – кочка, стрела, кувшинка, болото, лес вокруг болота. Каждый ребёнок представляет себя одним из объектов и рассказывают о своём характере (кочка – ворчливая, стрела – равнодушная, кувшинка – самовлюблённая, лес – мудрый). Далее каждый объект рассказывает о своём отношении к ситуации.

Воспитатель называет сказочных героев, а дети должны назвать, что это в реальном мире; например: Колобок, реальный мир – тесто, сказка – тесто ожившее.

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки в которых были предметы, умеющие делать всё (волшебная палочка, цветик – семицветик и т.д), обсудить, что они имели ограничения (перечислить какие). Далее дети называют сказки, в которых были волшебные предметы, выполняющее какое – то одно дело (сапоги – скороходы, скатерть – самобранка). Обсудит, как можно было бы расширить их возможности. Придумать свои волшебные предметы и  сочинить об этом историю.

Воспитатель предлагает вниманию детей различные ситуации (из реальной жизни, из сказок, из других литературных произведений). Дети определяют, к какому миру относятся каждая из предложенных ситуаций.

Февраль.

1 неделя:

«Все работы хороши!»

«Загадай загадку».

Закрепить представления детей о том, что величина рассматриваемого объекта – понятие относительное.

«Я что-то делаю, а ты угадай».

Учить определять и описывать словесно какой-либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени.

«Все могу!».

Учить определять основное назначение сложных объектов и описывать их практическое применение.

«Заколдованное место».

Учить детей решать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебника Наоборот на функцию объекта.

Дети составляют загадки, используя опоры: «Он выше, чем…, но ниже, чем…», «Он шире, чем…, но уже, чем…» и т.д.

Ведущий или группа детей показывает последовательность действий какого-либо процесса в прямом порядке. Детям дается задание угадать представленный процесс.

Ведущий называет объект, дети определяют его окружение.

Приглашается Волшебник Всемогу, обсуждается ситуация по принципу «хорошо – плохо». Дети решают проблемные ситуации, возникающие в результате преобразований объектов. Обсуждается внешний вид, целесообразность такого объекта.

К детям пришел Волшебник Наоборот и дотронулся до объектов. Дети описывают изменения каждого объекта и его функции, происходящие в данном месте, на физическом уровне и рассказывают, как можно практически использовать измененный предмет.

2 неделя:

«Мы поедем, мы помчимся»

«Цепочка».

Учить детей выделять разные признаки у объектов.

«Какой объект?».

Учить детей выделять разные признаки в объекте.

«Выбери признак, который есть у других объектов».

Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта.

«Придумаем разные стишки про один предмет»

Учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок.

Воспитатель показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передается другому ребенку, который должен назвать один из признаков объекта и передать ее следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета.

Воспитатель  называет объект. Дети называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный (очки круглые, солнечные).

Воспитатель предлагает выбрать какой – либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил – был…». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто – то, то они чего – то».

3 неделя:

«В здоровом теле – здоровый дух»

«Волшебники Нос, Глаз, Ухо и Рука».

Учить представлять ощущения, которые можно получить с помощью анализаторов.

«Дразнилка».

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

«Я дам характеристику герою, а вы мне скажите,  кто это».

Учить узнавать персонажа по предложенному описанию. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи и зависимости.

Воспитатель предлагает посетить какую – либо сказку, например «Три поросенка», и поочередно называет картинки с изображением анализаторов. С Волшебником Носом дети попадают в комнату Наф-Нафа, когда он открывает котел, рассказывают, что почувствовали (запах сажи, немытой шерсти волка). Затем приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо (дети описывают возможные звуки) и Рука (описывают ощущения, которые могли возникнуть, если бы они дотрагивались до горячего котла или носов поросят).

Воспитатель предлагает «подразнить» какой – либо предмет рукотворного мира. Для этого дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно – ласкательным суффиксом – лка. Например, дразнилки бантика – украшалка, потерялка, пачкалка и т.д. Далее предлагается составить «дразнительные» стишки или загадки. Например: «Не терялка, не пачкалка, а голову украшалка».

В старшем возрасте предметы «поддразнивают» с использованием суффиксов – щ, - оньк и др.

Воспитатель использует портреты героев, составленные детьми ранее. Он предлагает описание, а дети отгадывают.

Например, сказка «Колобок» воспитатель предлагает детям следующий портрет, кто это: «Она была голодна, и чтобы поесть, притворялась, что плохо слышит». После того, как дети отгадали героя, им предлагается объяснить его характер и описать связи: «Лиса – сладкоголосая, потому что  поела сладким голосом; льстивая, потому что хвалила Колобка; терпеливая, потому что принималась петь несколько раз, чтобы добиться своей цели;  притвора, потому что на самом деле слышала хорошо.

4 неделя:

«Папа может все!»

«Мастерская поделок».

Учить объединять разные части для создания нового объекта, определяя его назначение.

«Завод игрушек».

Учить видеть многофункциональность применения множества одинаковых объектов.

«Все могу!».

Учить определять основное назначение сложных объектов и описывать их практическое применение.

«Выбери признак, который есть у других объектов».

Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта.

Детям предлагается различный бросовый материал, части игрушек для создания новой игрушки. Дети должны объяснить, как играть с новой игрушкой.

Детям предлагается придумать и изготовить как можно больше игрушек или предметов из пластмассовых стаканчиков.

Усложнением является анализ сказочных образов, созданных на основе объединения однородного множества.

Ведущий называет объект, дети определяют его окружение.

Приглашается Волшебник Всемогу, обсуждается ситуация по принципу «хорошо – плохо». Дети решают проблемные ситуации, возникающие в результате преобразований объектов. Обсуждается внешний вид, целесообразность такого объекта.

Воспитатель  называет объект. Дети называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный (очки круглые, солнечные).

Март.

1 неделя:

«Маму свою очень люблю!»

«Подарок маме».

Учить детей улучшать свойства объекта, путем добавления свойств другого объекта.

«Отгадай секрет».

Учить строить гипотезы.

«Если бы у меня…».

Учить детей самостоятельно преобразовывать свойства объекта по принципу увеличения – уменьшения степени проявления.

«Скажи по – другому».

Учить подбирать к заданным объектам слова – синонимы.

Воспитатель предлагает придумать подарок для мамы и советует усовершенствовать обычный предмет (кастрюлю) так, чтобы он был необыкновенным, понравился маме и выполнял свою основную функцию.

Воспитатель предлагает словосочетание: объект + необычный признак (например: мохнатая книга). Просит детей высказывать предположения, у какого объекта мог быть взят этот признак – мохнатость. У медведя, собаки и т.д.).

Детям предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого – либо свойства; например: увеличить силу голоса или уменьшить цвет. Решение проблемных ситуаций в случае, если ребенок стал уметь видеть сквозь стенки и бегать быстрее самолета.

Воспитатель предлагает выбрать объект на картине для игры. Дети подбирают слова, которыми можно назвать объект (синонимические обороты). Например: будка – конура, собачий дом, жилище для собачьей семьи.

2 неделя:

«Мамины помощники»

«Дразнилка».

Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания с помощью суффиксов.

«Пирог для великана».

Учить детей соотносить предметы по заданным параметрам, использовать ресурсы.

«Все могу!».

Учить определять основное назначение сложных объектов и описывать их практическое применение.

«Аукцион».

Учить выделять дополнительные ресурсы объекта.

Воспитатель предлагает «подразнить» какой – либо предмет рукотворного мира. Для этого дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания с уменьшительно – ласкательным суффиксом – лка. Например, дразнилки бантика – украшалка, потерялка, пачкалка и т.д. Далее предлагается составить «дразнительные» стишки или загадки. Например: «Не терялка, не пачкалка, а голову украшалка».

В старшем возрасте предметы «поддразнивают» с использованием суффиксов – щ, - оньк и др.

Воспитатель предлагает проблемную ситуацию, разрешение которой требует произведения измерения на основе сравнения с использованием ресурсов (чем лучше всего измерить следующие объекты: муравья, дом, палец).

Ведущий называет объект, дети определяют его окружение.

Приглашается Волшебник Всемогу, обсуждается ситуация по принципу «хорошо – плохо». Дети решают проблемные ситуации, возникающие в результате преобразований объектов. Обсуждается внешний вид, целесообразность такого объекта.

На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы их использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения.

3 неделя:

«Добрая фея Весна»

«Угадай время года или загаданный месяц»

Закрепить понятие «между», «за», «перед», «предыдущий», «последующий». Учить детей последовательно и в разброс называть времена года и месяцы. Используется демонстрационная лента с карманами. Картинки  младшем возрасте  с временами года в разных ситуациях (5 – 7 карточек), в среднем возрасте картинки с изображением месяцев расположенных по порядку ( 12 карточек), в старшем возрасте картинки с изображением месяцев,  расположенных в разброс. Так же используются схематические изображения.

«Живые картинки»

Учить детей ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве, отвечать развёрнутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

«Окажись около объекта»

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе.

«Да – нет».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Закреплять умение работать по алгоритму служения поля поиска объекта на плоскости картины.

Воспитатель вкладывает (последовательно или в разброс) в демонстрационную ленту картинки с изображением времён года, проявленных в различных ситуациях (в жизни людей, растений, животных и т.д) или со схематично обозначёнными месяцами года (цифрами буквами картинками др.). Загадывает одну из карточек и предлагает играющим детям отгадать загаданную, задавая вопросы ведущему по усвоенному алгоритму.

Например, выставлены картинки: ранняя зима, разгар лета, поздняя осень, середина зимы, золотая осень, начало лета, ранняя весна, весна в цвету, конец зимы.

Педагог предлагает детям превратиться в конкретный объект на картине, объяснить своё местонахождение в двухмерном пространстве, а затем смоделировать в трёхмерном (на ковре). Ребёнок должен найти место своему объекту относительно других объектов, изображённых а картине, и составить связный рассказ о местонахождении объектов.

Детям предлагается «войти» в картину, выбрать себе объект и описать, что находится рядом с ним, используя пространственные характеристики.

Воспитатель загадывает объект на картине а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение.

4 неделя:

«Театральная неделя»

«Превращения».

Учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица с элементами театрализации.

«Что с чем связано?».

Учить описывать предмет с точки зрения различных связей с окружающим.

«Путешествие в сказки и объяснение волшебства».

Учить детей анализировать известные сказки с точки зрения какого – либо приема типового фантазирования.

«Если бы у меня…».

Учить детей самостоятельно преобразовывать свойства объекта по принципу увеличения – уменьшения степени проявления.

Воспитатель предлагает детям выбрать какой – либо объект на картине или его часть. И на основе образных специфических характеристик изобразить с помощью мимики, пантомимы, характерных звуков.

Дети выбирают объект и представляют возможные отношения загаданного объекта с окружающим (дружественные, злонамеренные и т.д.). Играющие составляют рассказ, в котором описываются предполагаемые взаимоотношения с точки зрения «хорошо – плохо».

Воспитатель предлагает вспомнить сказочных героев. В процессе обсуждения дети выясняют, какой волшебник произвел изменение и что изменилось: сам объект, его части, надсистема или какое – либо другое свойство.

Детям предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого – либо свойства; например: увеличить силу голоса или уменьшить цвет. Решение проблемных ситуаций в случае, если ребенок стал уметь видеть сквозь стенки и бегать быстрее самолета.

Апрель.

1 неделя:

«Домашние питомцы – верные друзья!»

«Чудо – юдо».

Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира.

«Летает, плавает, бегает».

Упражнять в классификации объектов живой природы.

«Угадай по описанию».

Учить детей по названным признакам определять объект.

«Кем был раньше?».

Учить называть прошлое предмета.

Детям показывают картинку, составленную по принципу «Фоторобот» (фантастическое животное, созданное путем соединения частей разных животных). Задача детей – как можно быстрее определить все объекты, из которых составлен образ.

Ведущий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребенок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.

Воспитатель показывает картинку с изображенным объектом только одному ребенку. Он описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались о каком объекте идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному.

Воспитатель называет предмет, дети -  его прошлое.

2-3 неделя:

«Наш дом – планета»

«Путаница».

Учить  самостоятельно осуществлять преобразования с помощь изменения размера.

«Подарки Волшебника Дробления – Объединения».

Учить создавать новые объекты с помощью  добавления  какого – либо свойства.

«Скажи, почему объект должен быть таким и другим?»

Обучать детей формулированию физических противоречий.

«Мои друзья».

Упражнять детей в умении выделят у объекта заданный признак.

Детям предлагается выбрать два объекта (большого или маленького размера) и перепутать их размеры или заменить  на противоположные.

Воспитатель предлагает детям картинки с изображением разных объектов. Дети называют свойство своих объектов и приглашают  Волшебника Дробления – Объединения. Происходит обмен свойствами. Дети выясняют, каким теперь стал объект, и что в этом стало хорошего и плохого. Например: мыло подарило свойство запаха телевизору, а телевизор подарил мылу  свойство показывать.

Ведущий выбирает объект, к которому можно предъявить претензию (мост – низкий). Детям предлагается сформулировать  противоречие, вызванное данным качеством (мост должен быть низким, потому что его таким построили, и мост должен быть высоким, потому что под ним должны проходить корабли).

Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего – либо или кого – либо. Дети берут на себя роль объекта. Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.

4 неделя:

«Мы играем, мы мечтаем»

«Я дам характеристику герою, а вы мне скажите,  кто это».

Учить узнавать персонажа по предложенному описанию. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи и зависимости.

«Коробочки времени».

Учить детей устанавливать время (часть суток, времена года), в котором происходят события.

«Ожившие предметы».

Учить наделять живые предметами человеческими чувствами, мыслями, поступками.

«Если бы у меня…».

Учить детей самостоятельно преобразовывать свойства объекта по принципу увеличения – уменьшения степени проявления.

Воспитатель использует портреты героев, составленные детьми ранее. Он предлагает описание, а дети отгадывают.

Например, сказка «Колобок» воспитатель предлагает детям следующий портрет, кто это: «Она была голодна, и чтобы поесть, притворялась, что плохо слышит». После того, как дети отгадали героя, им предлагается объяснить его характер и описать связи: «Лиса – сладкоголосая, потому что  поела сладким голосом; льстивая, потому что хвалила Колобка; терпеливая, потому что принималась петь несколько раз, чтобы добиться своей цели;  притвора, потому что на самом деле слышала хорошо.

Воспитатель объявляет «Коробочки времени» (по частям суток, по временам года). Дети получают картинки с изображением ситуаций из разных литературных произведений и раскладывают  их по коробочкам. Воспитатель даёт проблемные ситуации, связанные с тем, что во многих произведениях время происходящего различное . Дети вспоминают временные изменения и выбирают преимущественные. Например, сказка «Двенадцать месяцев»: преимущественное время – зима ночь, но там были описаны ситуации смены месяцев.

Воспитатель предлагает ситуацию. Дети выбирают в ней объект для обсуждения. Воспитатель предлагает определить его характер, рассказать о его возможных поступках и мыслях. Например: солнечный летний день на море. Дети выбирают и характеризуют море: море спокойное, спящее, тихо дышит.

Детям предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого – либо свойства; например: увеличить силу голоса или уменьшить цвет. Решение проблемных ситуаций в случае, если ребенок стал уметь видеть сквозь стенки и бегать быстрее самолета.

Май.

1 неделя:

«На пороге школы»

«Ключевое слово».

Учить подбирать сравнения с помощью слов «Как», «Вроде», «Подобно».

«В гости к Волшебникам».

Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы.

«Обиженные вещи».

Создавать условия для развития эмпатии по отношению к объектам рукотворного мира.

«Помечтаем?».

Учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо».

Воспитатель называет объект, его признаки и действия, а дети объясняют, на что это похоже. В построении предложения используются ключевые  слова (дождь подобен водопаду с неба, одуванчики на лугу вроде как цыплята).

Воспитатель предлагает поиграть, используя круги Луллия. На первом круге помещают изображения обычных предметов, на втором – волшебников.

Дети раскручивают круги, называют волшебника и предмет, изображения которых оказались под стрелкой. Рассказывают, какое волшебное свойство приобрел предмет, дают оценку этому новому свойству (кому стало хорошо или плохо). Воспитатель подводит детей к выводам: волшебным может стать любой предмет, волшебство может приносить добро и зло.

Воспитатель предлагает вспомнить, какие предметы находятся в домах людей, и обсудить правила пользования ими. Затем приглашает «посетить» квартиру нерадивых хозяев, которые нарушают правила пользования предметами. Дети от имени обиженных предметов рассказывают о своих бедах, обсуждают, что бы они сделали, если бы мы умели разговаривать и двигаться (по типу сказки К. Чуковского «Федорино горе»).

Дети произносят фразы типа «Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике», «Я хотел бы стать большим, чтобы…».

2 неделя:

«Этот день победы…»

«Что имеем – не храним,  потерявши плачем».

Упражнять детей в понимании взаимосвязи между категориями «много - мало», «цена-стоимость.

«Меняем порядок».

Учить детей нарушать логическую последовательность хода событий с помощью Волшебника Перепутывания времени.

«Что произойдет?»

Учить детей формулировать причины и выводить следствие.

«Что случится, если…?»

Формировать умение представлять знакомые предметы и явления в случаях, когда они сами начинают сами что – то делать.

Детям  предлагается обсудить пословицу «Что имеем - не храним, потерявши - плачем». Рассматриваются жизненные  ситуации, при  которых люди халатно относятся к объектам и к чему это может привести.

Обсуждение хода какого – либо события или  последовательности линии жизни объекта. Приглашение Волшебника Перепутывания времени, который перепутал порядок хода событий. Детей старшего дошкольного возраста следует побуждать  к составлению   фантастических рассказов. При выполнении задания используются сюжетные картинки для детей среднего возраста. Дети старшего возраста  работают по памяти.

Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос, дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Можно ввести правило: задавать  вопросы  на определенную тему и ответы давать, исходя из реальной линии развития  системы или на уровне фантастики.  

Воспитатель предлагает детям какую – либо, не совсем обычную ситуацию. Описания могут быть самыми разнообразными.  Выслушиваются все суждения.

3 неделя:

 «В гостях у

Мойдодыра»

«Кто о чем говорит?»

Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми объектами по сюжету картины.

«Кто внимательный?»

Закреплять представления о принципах действия примеров ТФ.

«Что делает так же?».

Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…», « Но не…», «Какой, что такое же у другого объекта», «Что делает так же?».

Воспитатель предлагает выбрать  объекты и представить себе, о чем они  могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты».

Воспитатель показывает картинки с изображением  объектов с явно выраженными признаками «Действия Волшебников» (большого или маленького размеров; Оживления – окаменения и др.) и символы этих Волшебников. Дети, увидев схематичное изображение Волшебника, например, Великана, должны встать ( или поднять руки вверх), а, увидев схематичное изображение Волшебника Крохи, - присесть (опустить руки вниз).

Один и тот же Волшебник может быть изображён по – разному (схемой, рисунком, лепка или просто объявлен по имени).

 Воспитатель называет объект. У объекта выделяется действие и перечисляются другие объекты  у которых названное действие ярко выражено («Воробей что делает? Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь). Из предложенных вариантов составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», « Но не…»: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка».                                        

4 неделя:

«Где ты, лето?»

«Ожившие предметы»

Учить наделять неживые предметы человеческими чувствами ,мыслями, поступками.

«Я назову признак, а вы перечислите его значение».

Учить детей подбирать разные значения одному признаку

«Волшебник Наоборот просит выполнить задания»

Учить детей выявлять свойства объекта и заменять их на противоположные и решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменений

«Угадай время года или загаданный месяц».

Закрепить понятие «между», «за», «перед», «предыдущий» , «последующий». Учить детей последовательно и в разброс называть времена года и месяцы. Используется демонстрационная лента с карманами. Картинки в младшем возрасте с временами года в разных ситуациях (5-7 карточек), в среднем возрасте картинки с изображением месяцев, расположенных по порядку (12 карточек).

Ведущий предлагает ситуацию. Дети выбирают в ней объект для обсуждения. Ведущий предлагает определить его характер, рассказать о его возможных поступках и мыслях. Например: солнечный летний день на море. Дети выбирают и характеризуют море: море спокойное, спящее, тихо дышит.

Ведущий предлагает поиграть и называет признак (цвет). Дети должны называть как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение, а дети угадывают признак (светящийся- бывает цвет; холодным – бывает температура).

Ведущий показывает детям карточки с изображением объектов. Дети перечисляют признаки каждого объекта, фиксируя их схематично на доске (листе), затем подбирают к каждому названному признаку противоположный и объясняют практическое применение  объекта.

Ведущий вкладывает (последовательно или вразброс) в демонстрационную ленту картинки с изображением времен года, проявленных в различных ситуациях (в жизни людей, растений, животных и т.д.) или со схематично обозначенными месяцами года (цифрами, буквами, картинками и др.). Загадывает одну из карточек и предлагает играющим детям отгадать загаданную, задавая вопросы ведущему по усвоенному алгоритму. Например, выставлены картинки: ранняя зима ,разгар лета, поздняя осень, середина зимы, золота осень, начало лета, ранняя весна, весна в цвету, конец зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Придумывание сказки на заданную тему» (с использованием ЭОР и элементов ТРИЗ)

закрепление умения  детей придумывать сказку с опорой на картинки. Развитие воображения и память с помощью «речевых досочек». Воспитание интереса к речевой деятельности....

Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС

Календарный-тематический план подготовительная группа...

Конспект НОД интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и конструированию из бумаги с использованием исследовательской деятельности, элементов ТРИЗ в средней группе.

Цели:    Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание).Познакомит...

Конспект организации совместной деятельности с детьми старшей группы по развитию экологических представлений с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ на тему: "Весна идёт"

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием методов мнемотехники, элементов ТРИЗ в логической последовательности....

«Использование игр с элементами ТРИЗ в работе логопеда»

laquo;Использование игр с элементами ТРИЗ в работе логопеда»...