ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ПОЗНАЮ МИР» (технология ТРИЗ) в старшей комбинированной группе 2019-2020г.
методическая разработка (старшая группа)

Васёха Светлана Юрьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_triz_starshaya_2019-2020.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ПОЗНАЮ МИР» (технология ТРИЗ) в старшей комбинированной группе 2019-2020г.

Месяц

Тема занятия

Цели

Сентябрь,

1 неделя

Противоречия в погоде

Цели: активизировать интерес детей к окружающему миру; систематизировать их знания о явлениях природы. Оборудование: «черный ящик», полотенце.

Занятие 1

Сентябрь,

2 неделя

Противоречия в предметах

Цель:систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.

Оборудование: мешочек, игрушки небольшого размера, две коробки, мячик, дудочка (свисток).

Занятие 2

Сентябрь,

3 неделя

Противоречия в предметах (продолжение)

Цели:систематизировать знания детей о профессиях; научить выделять противоположные признаки объектов;развивать внимание, эмпатию.

Оборудование: мяч, конфета, нож, будильник.

Занятие 3

Сентябрь,

4 неделя

Противоречия в ситуациях

Цели: обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях; ориентировать детей на здоровый образ жизни. Оборудование: бинт, шарф.

Занятие 4

Октябрь,

1 неделя

Противоречия в размерах

Цели:активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных.

Оборудование:кубики разного цвета и размера, карточки с изображением животных.

Занятие 5

Октябрь,

2неделя

Противоречия в количестве

Цели: активизировать мышление путем разрешения проблемной ситуации; формировать понимание относительности количества.

Оборудование: конфета.

Занятие 6

Октябрь,

3 неделя

Противоположные признаки

Цели: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе; активизировать использование антонимов в речи; активизировать мышление детей; обучать навыкам групповой работы в режиме «мозгового штурма».

Оборудование: пакет от подарка.

Занятие 7

Октябрь,

4 неделя

Обобщающее занятие по противоречиям

Цели: систематизировать представления детей о противоречиях; оценить умение воспринимать объекты как совокупности противоположностей.

Занятие 8

Ноябрь,

1 неделя

Подсистемы человека

Цели: систематизировать знания о строении человека; развивать внимание, умение сравнивать, обобщать; развивать воображение.

Оборудование: бумажные части тела робота.

Занятие 9

Ноябрь,

2 неделя

Подсистемы предметов: объект «чайник»

Цели: систематизировать знания о посуде; обучить функциональному подходу восприятия подсистем; развивать диалектическое мышление; развивать умение прогнозировать.

Оборудование: настоящий и игрушечный чайники.

Занятие 10

Ноябрь,

3 неделя

Подсистемы предметов: объект «машина»

Цели: систематизировать представления детей о транспорте; обучать системному анализу объекта; закрепить знание правил дорожного движения.

Оборудование: машина-грузовик, игрушечный или бумажный светофор, игрушки или рисунки различных машин.

Занятие 11

Ноябрь,

4 неделя

Обобщающее занятие по подсистемам

Цели: систематизировать восприятие объектов как совокупности взаимосвязанных частей; познакомить с приемами сочинения загадок; развивать воображение.

Оборудование: разборные игрушки.

Занятие 12

Декабрь,

1неделя

Метод «маленьких человечков»

Цели: познакомить с методом «маленьких человечков»; обобщить представления детей о свойствах твердых веществ; развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.

Оборудование: мяч.

Занятие 13

Декабрь,

2неделя

«Твердые и жидкие человечки»

Цели: активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.

Оборудование: бумажная коробочка, стакан с водой, кубики.

Занятие 14

Декабрь,

3неделя

«Газообразные человечки»

Цели: активизировать мышление детей; систематизировать представления детей о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться.

Оборудование: карточки с «маленькими человечками».

Занятие 15

Декабрь,

4неделя

«Цветные человечки»

Цели: активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление.

Оборудование: краски, кисточка, бумага, прозрачный кружок.

Занятие 16

Январь,

3неделя

Обобщающее занятие по ММЧ

Цели:развивать познавательную активность; развивать умение сравнивать и обобщать; формировать умение моделировать физические процессы.

Оборудование: «черный ящик», мыло, соломинки, стаканчики с пеной, карточки МЧ.

Занятие 17

Январь,

4неделя

Функции подсистем

Цели: систематизировать представления о назначении дома и его составных частей; развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи; формировать диалектическое мышление.

Оборудование:  кубики.

Занятие 18

Февраль,

1неделя

Системный лифт

Цели: развивать умение анализировать и обобщать; формировать диалектическое мышление; развивать воображение, умение инсценировать; познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; систематизировать правила поведения в лифте.

Оборудование: детские рисунки, «системный лифт» (наборное полотно), ручка, грибок, флажок.

Занятие 19

Февраль,

2неделя

Надсистемы и подсистемы объекта

Цели: активизировать мышление детей; обучать использовать модель «системный лифт» для анализа объекта.

Оборудование: «системный лифт», игрушки, наборы карточек.

Занятие 20

Февраль,

3неделя

Обобщающее занятие по над- и подсистемам

Цели: закрепить представления о над- и подсистемах объектов; закрепить умение пользоваться моделью «системный лифт». Оборудование: «системный лифт», наборы карточек.

Занятие 21

Февраль,

4неделя

Прошлое

Цели: обобщить представления детей о прошлом различных объектов; развивать умение инсценировать. Оборудование: мяч.

Занятие 22

Март,

1неделя

Будущее человека

Цели: систематизировать представления о единицах измерения времени; формировать умение прогнозировать; обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

Занятие 23

Март,

2неделя

Будущее предметов

Цели: развивать умение прогнозировать; формировать навык вариативного мышления; развивать воображение, умение фантазировать.

Оборудование: мяч.

Занятие 24

Март,

3неделя

«Системный оператор»

Цели: познакомить с моделью анализа объектов «пятиэк-ранки»; развивать внимание.

Оборудование: «пятиэкранка» (наборное полотно), мороженое, книга.

Занятие 25

Март,

4неделя

Обобщающее занятие по «системному оператору»

Цели: закрепить умение системного анализа объекта; закрепить умение пользоваться моделью «пятиэкранка»; формировать диалектическое мышление.

Оборудование: «пятиэкранка», мешок, различные предметы.

Занятие 26

Апрель,

1неделя

Анализ сказки по «системному оператору»

Цели: формировать умение системного анализа сказки; развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать; обучать использованию приема «наоборот»; развивать воображение, эмпатию.;

Оборудование: сказка «Колобок», рисунок или игрушка Ко-1 лобок, «пятиэкранка».

Занятие 27

Апрель,

2неделя

Использование ресурсов для сочинения сказки

Цели: обучать приемам сочинения загадок; развивать умение сравнивать и обобщать; развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций.

Оборудование: рисунки Колобка и Ежика.

Занятие 28

Апрель,

3неделя

Другая точка зрения

Цели: систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; развивать эмпатию.

Оборудование: «волшебная палочка».

Занятие 29

Апрель,

4неделя

Другая точка зрения

(продолжение)

Цели: систематизировать представления детей о жанре сказки; познакомить с приемом описания объектов с другой точки зрения; развивать эмпатию.

Оборудование: «волшебная палочка».

Занятие 29

Май,

1неделя

Повторение пройденного

Цели: развивать навыки внимания, наблюдательности; повторить основные темы первого года обучения; развивать воображение.

Оборудование: карточки с рисунками, «пятиэкранка».

Занятие 1А

Май,

2неделя

Повторение пройденного

Цели: развивать навыки внимания, наблюдательности; повторить основные темы первого года обучения; развивать воображение.

Оборудование: карточки с рисунками, «пятиэкранка».

Занятие 1А

Май,

3неделя

Обобщающее занятие

Проводится по индивидуальным планам воспитателей.

Желательно включить упражнения и задания, охватывающие основные изученные темы  (противоречия, «системный лифт», ММЧ, «пятиэкранка», другая точка зрения, ресурсы).

Занятие 30

Май,

4неделя

Обобщающее занятие

Занятие можно провести вместе с Игрушкой в виде праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе «Ручеек» на 2011-2012 учебный год (Программа «Истоки»)

Утверждаю:_____________Зам. по ВМР Г.А.Андреева«01» сентября 2011 года      Перспективное календарно-тематическое планирование образовательной де...

Перспективное календарно - тематическое планирование коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда А.Л. Шватченко в подготовительной группе компенсирующей направленности «Белочка» на 2023-2024 учебный год

Перспективное календарно - тематическое планирование коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда А.Л. Шватченко в подготовительной группе компенсирующей направленности «Белочка&raqu...