Оригами - метод повышения познавательных и психомоторных способностей детей.
статья по теме

Иванова Елена Васильевна

«…Путь человека был путь

                                                        творчества. Для него он рождался,

                                                    и цель его жизни была в нём…»

                                                                                                     Тэффи

Фридрих Фребель – первый европейский педагог-оригамист считал, что жизнь, движение и знание, есть три части одного гармонического аккорда. Знание постигается через движение, что способствует росту ребенка.

   Его философия воспитания и образования включала четыре важных компонента:

  1. Свободная активность.
  2. Творчество.
  3. Участие в жизни социума.
  4. Мышечная активность.

 

   Целью его жизни стало не просто преподавание, а ни много ни мало, облагораживание всего человечества посредством улучшения системы воспитания и образования.

   В настоящее время многие первоклассники  имеют отставание по школьно-значимым функциям, как : уровень интеллекта, память, внимание, развитие мелкой моторики рук, пространственное воображение. Своевременное выявление и коррекция отставания темпов развития детей дошкольного и младшего школьного возраста помогают  им в дальнейшем качественно заниматься в школе, успешно осваивать интересующие детей предметы и знания.

   Есть много видов деятельности, которые на курсах адаптации педагог может предложить ребенку дошкольнику для его развития. Но среди них существенно выделяется одно, это – оригами.

   История возникновения оригами уходит, своими корнями в глубокую древность и неразрывно связано с появлением технологии изготовления самой бумаги. Несмотря на то , что бумага была изобретена  в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Было изобретено много моделей, которые стали классическими, среди них  японский  Журавлик (пуру) -  традиционный символ счастья и долголетия.

   Несложные приёмы складывания  и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, весёлый, добрый  и ни на что не похожий. Искусство оригами открыто всему миру.

   Оригамисты народ общительный и весёлый. Разве станет человек мрачный и хмурый тратить своё время на какую-то ерунду – складывание бумажек!  А между тем это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и улететь вместе с квадратиком в руках в замечательную страну творчества.

   Почему оригами нравится педагогам и детям?

- Оригами похоже на фокус – из обычного листа бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка!

- Для занятий нужна только бумага и ваши знания!

- С помощью оригами легко и быстро создаётся целый мир, в который можно играть.

- Занятия – оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей.

- Оригами – коллективное творчество! Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций.

- Оригами не требует больших материальных затрат.

- Для занятий оригами нет возрастных пределов.

- Не требуется особых способностей – получается у всех!

- Помогает быстро оформить группу, зал, комнату…

- С помощью оригами дети научаться быстро делать удивительные и оригинальные подарки.

Какие навыки и способности развивает оригами?

- Развивает способность работать руками,  приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.

- Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объёме.

- Знакомит с основными геометрическими понятиями.

- Улучшает способность следовать устным инструкциям.

- Развивает уверенность в своих силах и способностях.

- Стимулирует развитие памяти. Детям хочется запомнить как можно больше фигурок .

- Учит концентрации внимания. Складывать и заниматься чем-то посторонним невозможно.

- Развивает творческие способности. Многие ребята становятся авторами собственных изобретений.

- Стимулирует создание игровых ситуаций.

- Расширяет коммуникативные способности.

Развитие творческих способностей на занятиях по оригами.

« Великий квадрат не знает пределов» - японская народная пословица.

   Что такое «оригами» ?  Прежде, чем ответить на этот вопрос, представим, что мы хотим сделать, изобразить котёнка, но у нас нет ни карандаша, ни акварели, нет ни ножниц, ни пластилина. Ничего, кроме бумажного листа. Начнем вертеть в руках, сгибать, складывать этот листок – и вдруг свершилось маленькое чудо :  получился чудный котёнок из бумаги! Вот это и есть оригами – искусство складывания фигурок из бумаги.

Складывание фигурок из бумаги – занятие очень занимательное и интересное, многие фигурки как бы оживают, машут крыльями, топают ножками, раскрывают клювики. Занятие оригами способствует развитию у детей тонкой моторики, пространственного воображения. Через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении разных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно расходовать, материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно  для их обучения в школе.

«Развитие творчества в любой деятельности проходит три ступени:

  1. Обучение практическим действиям ( прежде чем творить и выдумывать, надо научиться).
  2. Появление первых шагов творчества в момент автоматизации действий.
  3. Момент активного самовыражения.

Казалось бы, принцип обучения совсем простой: «делай как я» , основывающийся на подражании действиям взрослого. Но наверное, это скучно ребенку» . (Михаил Яснов « Оригами и педагогика»).Исходя из этого, после овладения приёмами складывания из бумаги, надо организовывать работу по созданию сюжетно-тематических композиций на панно. При этом отмечать, как активно ребенок использует свой опыт по изготовлению поделок, применяя его для отображения конкретной темы. Дети могут изменять величину заготовок, сочетать фигуры по окраске, устанавливать их взаимоотношения, используя элементы движения поз, поворотов и т.д., чем достигается большая выразительность каждого образа и всей композиции в целом. Это содействует развитию творческой деятельности их конструктивных способностей.

   Несмотря на известную в оригами условность образов и их действий, в композициях преодолевается скованность изображения, оно приобретает черты выразительности, а значит и художественности. Во  время создания композиции ребенок активно входит в изображаемую ситуацию и образы панно, как бы оживают для него.

   При работе с детьми дошкольниками лучше выполнять композиции на панно коллективно, когда каждый ребенок имеет возможность определить меру личного участия в зависимости от содержания работы, ее основного замысла, согласуя свои действия с остальными детьми.

Чтобы создать возможность для активизации детского воображения, проявления  их инициативы, творчества, предлагается самостоятельно выполнить композицию на свободную тему. Дети создают смелые, своеобразные, подчас неожиданные решения.

   Приемы обучения, направленные на развитие творчества у детей в оригами постепенно вводят их в активную самостоятельную деятельность по созданию своих фигурок.

   Работа по созданию композиций способствует не только развитию творческой деятельности детей, но и пространственных представлений, формирует умение точно ориентироваться на плоскости листа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Средняя группа "Новый год"284.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы повышения познавательной активности дошкольников

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, эксп...

Мастер-класс Тема: Развитие познавательной активности, творческих способностей детей посредством использования метода арт-терапии (рисование песком).

Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический – э...

«Проектный метод, как метод развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста»

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному пр...

Доклад на тему:"Решение проблемных ситуаций - как в методе повышения познавательной активности ребенка

Доклад на тему:"Решение проблемных ситуаций - как в методе повышения познавательной активности ребенка...

Сообщение на тему: «Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей»

Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшн...

« Методы повышения познавательной активности»

laquo;Методы повышения познавательной активности во время непосредственно образовательной деятельности Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательнос...