Типологические признаки проектов
статья на тему

Козлова Светлана Николаевна

На сегодняшний день существуют разные типы проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные и др. Участниками проектов, реализуемых на базе дошкольных образовательных учреждений, могут быть воспитанники, их родители (законные представители) и педагоги.

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным являются признаки доминирующей деятельности и предметно-содержательной области:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipologicheskie_priznaki_proekta.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Типологические признаки проектов

На сегодняшний день существуют разные типы проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные и др. Участниками проектов, реализуемых на базе дошкольных образовательных учреждений, могут быть воспитанники, их родители (законные представители) и педагоги.

Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным являются признаки доминирующей деятельности и предметно-содержательной области:

По признаку доминирующей деятельности проекты делят на:

Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в т.ч. экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Исследовательские проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в т.ч. экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования

Творческие

Проекты требуют творческого подхода, предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и т.п.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Ролевые, игровые

Структура данных проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая

Ознакомительно-

ориентировочные (информационные)

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении. В ходе их реализации предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы

Практико-

ориентированные (прикладные)

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования).

Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результата проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта

По признаку предметно-содержательной области выделяют:

Монопроекты

Проводятся в рамках одного направления, при этом выбираются наиболее сложные разделы. Работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле физического или исторического знания и т.д. Подобный проект также требует тщательной структуризации с четким обозначением не только целей и задач, но и тех знаний, умений, которые участники предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом этапе по группам (роли в группах распределяются самими участниками), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов. Можно выделить несколько разновидностей монопроектов по областям

Литературно-творческие монопроекты

Это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, наконец, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи и пр.

Естественно-научные монопроекты

Проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране и пр.)

Экологические монопроекты

Требуют привлечения исследовательских, поисковых методов, интегрированного знания из разных областей. Они могут быть одновременно и практико-ориентированными

Языковые (лингвистические) монопроекты

Очень популярны, поскольку касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах

Культуроведческие монопроекты

Связаны с историей и традициями разных стран. Без культуроведческих знаний очень трудно работать в совместных международных проектах, т.к. необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре

Спортивные монопроекты

Объединяют детей, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто в ходе таких проектов они обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (чужих или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований и пр.

Географические монопроекты

Могут быть исследовательскими, приключенческими и пр.

Исторические монопроекты

Позволяют участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий (политических и социальных), анализировать какие-то исторические события, факты

Музыкальные монопроекты

Объединяют участников, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические или творческие проекты, в которых дети могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение и т.д.

Межпредметные

Межпредметные проекты, как правило, реализуются в школе и выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций

Название: Типологические признаки проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА С СЕНСОРНЫМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СОЗДАНИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Нередко в школах для слабовидящих детей, особенно в начальных классах, выявляются дети с задержкой психического развития, которых подчас можно отнести к умственно отсталым слепым, которые также нуждаю...

Индивидуально – типологические особенности детей в дошкольного возраста.

Полноценному развитию детей способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей каждого ребенка.Особенности поведе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Все дети разные: значение индивидуально – типологических особенностей в развитии ребенка"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Все дети разные: значение индивидуально – типологических особенностей в развитии ребенка"...

«ВСЕ ДЕТИ РАЗНЫЕ : ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО - ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА»

Одна из распространённых причин непонимания между детьми и взрослыми заключается в различии их природного темперамента. Темперамент – это динамика особенностей нервной и психической деятельности...

Доклад на тему: «Значение индивидуально-типологических особенностей в развитии ребенка»

Доклад на тему:  «Значение индивидуально-типологических особенностей в развитии ребенка»...

Консультация для родителей Индивидуально – типологические особенности детей раннего возраста и необходимость учитывать их в процессе воспитания.

Полноценному развитию детей способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей каждого ребенка....

Конституциональный (индивидуально-типологический) подход на занятиях по физическому развитию в ДОО

Каждый ребенок имеет определенный тип конституции. На сегодняшний день представления теории и методики физического воспитания, медицины, психологии подчеркивают необходимость учета индивидуальных особ...