«Развитие познавательных интересов воспитанников на основе технологии интегрированного обучения»
статья (старшая группа) по теме

Мухрова Зоя Ивановна

Важнейшая цель образования – развить заложенные в человеке способности, не дать им погибнуть, укрепить духовные силы человека, помочь ему найти и понять самого себя. Поэтому дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию. По этой причине сегодня имеет смысл говорить об интеграции знаний, о видах интегрированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya-razvitie_poznavatelnykh_interesov.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие познавательных интересов     воспитанников на основе технологии
интегрированного обучения»


   воспитатель Мухрова З.И.

    Важнейшая цель образования – развить заложенные в человеке способности, не дать им погибнуть, укрепить духовные силы человека, помочь ему найти и понять самого себя. Поэтому дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию. По этой причине сегодня имеет смысл говорить об интеграции знаний, о видах интегрированного обучения.
   

 

    Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного занятия. Система интегрированных занятий лежит в основе интегрированного обучения.
    Интегрированное занятие – это специально организованные занятия, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных разделов образовательной деятельности, направленных на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей добиться целостного, синтезированного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе различные методы, имеющий практическую направленность.
   
      
Признаки интегрированного занятия:
  1. специально организованное занятие, т.е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается  на отдельные занятия, не объединённые общей целью;
  2. цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы; б) повышения интереса детей к изучаемым разделам программы; в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов и т.п.;
  3. широкое использование знаний из разных областей.

     
Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели интегрированного обучения – развитие мышления воспитанников.
  1. Синтезированность знаний.
Целостное, синтезированное, систематизированное восприятие изучаемых по той или иной теме вопросов способствует развитию широты  мышления. Постановка проблемы, исследуемой методами интеграции, развивает целенаправленность и активность мышления.
  2. Углублённость изучения.
Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию глубины мышления.
  3. Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.
      Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.

Типы и формы интеграции

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных занятий и занятий с широким использованием связей между разделами программы. Типы и формы этих занятий мы рассмотрим далее.

Тип занятия: занятие формирования новых знаний

 По формирования новых знаний конструируются в формах:

  • занятие-путешествие;
  • занятие -исследование;
  • занятие -инсценировка;
  • занятие -экскурсия;
  • мультимедиа- занятие;
  • проблемный занятие.

Тип занятия: занятие обучения умениям и навыкам

по обучению умениям и навыкам предусматривает формы:

  • занятие -диалог;
  • деловая или ролевая игра;
  • комплексный подход;
  • путешествие;
  • экскурсия и т.д.

Тип занятия: применение знаний на практике

Основные формы занятия данного типа:

  • ролевые и деловые игры;
  • практикумы;
  • занятия защиты проектов;
  • путешествие;
  • экскурсии т.д.

Тип занятия: занятие повторения,

систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот занятие имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы данного типа занятия

  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
  • театрализованное занятие  
  • -беседа.

Тип занятия: занятие контроля и проверки знаний и умений

Оперативный контроль на занятиях осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные занятия.

Формы занятия:

  • викторина;
  • конкурсы;
  • выставки;
  • диагностика;
  • собеседование.

    Считаю, что проведение таких занятий позволяет значительно  активизировать непрерывный образовательный процесс и установить наглядные связи между различными областями познания.
    В заключении хочется сказать, что проблема интеграции является актуальной для дошкольного образования, потому что интеграция – это естественная взаимосвязь наук,  разделов, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.
    Методика интегрированного обучения обеспечивает деятельность педагога и ребенка на уровне субъективных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса. Потому что занятие – это всегда произведение педагога, а интегрированное занятие  – это многоточие, которое даёт возможность завершить поиск, пробуждает интерес в глубоком смысле слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса воспитанников на основе содержания песенного материала

Ознакомление с содержанием работы по разучиванию песенного репертуара с дошкольниками....

«Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»

В наше время детям приходится сталкиваться  с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвяз...

«Использование ИКТ как средства интерактивного обучения и повышения познавательного интереса воспитанников»

Одна из приоритетных задач Стратегии развития ХМАО-Югры до 2020года – это развитие информационного обеспечения современных образовательных технологий, широкое внедрение программ дистанционного о...

ТЕМА: «Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у старших дошкольников на основе наглядности в процессе обучения»

Вашему вниманию предоставляется опытно- экспериментальная работа. На сегодняшний день методика организации развития познавательных интересов в решении умственных задач разработана неполно.Это обус...

Статья "Игра как средство развития познавательного интереса посредствам использования игровой технологии "Бизиборд"

Один из ведущих видов деятельности в младшем дошкольном возрасте - игра.Игровая технология "Бизиборд" отличное пособие для развития познавательного интереса у детей раннего возраста....