Развитие познавательного интереса воспитанников на основе содержания песенного материала
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Сначева Ирина Валерьевна

Ознакомление с содержанием работы по разучиванию песенного репертуара с дошкольниками.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Сказка»

               Курсы повышения квалификации

Сообщение из опыта работы на тему

«Развитие познавательного интереса воспитанников на основе содержания песенного материала"

                                                                                   

                                                                                     Подготовила:

                                                                                    Сначева Ирина Валерьевна,

музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

ЗАТО Алексанровск

т/о Полярный

20.10.2016г.

Цель:  Ознакомление с содержанием работы по разучиванию песенного

            репертуара с дошкольниками.

Добрый  день уважаемые коллеги! Я с удовольствием представляю свои наработки, и думаю они будут полезны не только музыкальным руководителям, но и воспитателям.

         Пение –  один из самых любимых видов музыкальной деятельности, который может дать очень многое. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и  познавательного развития.

           Главное требование к песенному репертуару - его высокая художественность, доступность для  исполнения детьми. Освоение певческого репертуара должно быть продумано.  Перед разучиванием песни музыкальный руководитель анализирует ее, выявляет  трудности   и  определяет  пути  их  преодолений.

     1.   Разучиванию     предшествует    беседа    с    детьми   вокруг   содержания  песни  с     целью    создать соответствующий эмоциональный настрой (почему возникла идея написать данную песню, как автор работал над ней, какими средствами старался отразить содержание песни: ритм, певучесть, повторы, выразительность и запоминаемость припева, заключительная  часть  и  т.д.).

     2. Затем следует показ произведения, он непременно должен быть выразительным. На  практике   можно   показать   несколько вариантов: собственное  исполнение песни   или  прослушивание грамзаписи, дети могут их сравнить. После прослушивания спросить, понравилось ли и что именно, какая  часть?

     3.  В ходе беседы определить характер песни, наиболее яркие музыкальные средства, которые использовал композитор. Все это подготавливает детей к разучиванию песни и выявляет, насколько глубоко дети поняли произведение.

       4.  В процессе разучивания осуществляется работа над чистотой интонирования,

правильным  воспроизведением  ритмического  рисунка,   важно  уделить  внимание  не только усвоению  мелодии,  но  и   осмыслению   текста.   После   запоминания   песни,  необходимо   продумать   ее   исполнительский   план, исходя из содержания: как показать взглядом, жестом, может быть положением тела.

Например: исполнение военной песни требует одной постановки, лирической или эстрадной – другой.

         Сейчас я хочу в интеграции образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», на примере одного занятия с детьми, познакомить с известной песней, которая называется  «Солнечный круг».

1. Давайте вместе с вами, мои дорогие друзья, послушаем песню.

                                                  (звучит песня)

2. Хотите я расскажу вам как появилась эта песня?

    - Это песня 60-х годов, главный детский гимн Советского Союза, но зародилась она гораздо раньше, и история ее насчитывает... более 80 лет. В 1928 году четырехлетний мальчик сочинил (написать он не мог, видимо, лишь произнес) несколько фраз, начинавшихся поразившим его словосочетанием — пусть всегда.

А мальчика этого звали Костя Баранкин.
Строго говоря, мальчик и не думал, что у него получились стихи. Он просто повторял начало фраз, как бы выстраивал свои мысли, свое первое сознание окружающего мира.

Пусть всегда будет солнце, 
Пусть всегда будет небо, 
Пусть всегда будет мама, 
Пусть всегда буду я.

 

Эти удивительные строки, записанные кем-то из взрослых, попали в руки Корнея Ивановича Чуковского, выпускавшего тогда свою ставшую вскоре знаменитой книгу «От двух до пяти». 


Художника Кокорекина эти строки вдохновили на создание первомайского плаката. Плакат с ЭТИМИ словами имел большой успех.
Увеличенный во много раз плакат Кокорекина украсил демонстрацию 1960 года на Красной площади в Москве. Здесь заметил его композитор Аркадий Островский. Ему не приходилось читать эти строки раньше, и они поразили его. Он предложил своему старому товарищу и постоянному соавтору поэту Льву Ошанину написать текст используя строки с первомайского плаката как припев. Ошанин поначалу отказался — детские песни у него не получаются. Но Островский настаивал. Это вовсе не детская будет песня, а песня для всех возрастов, утверждающая, что этот детский рисунок и слова ребенка и есть выражение мыслей, которые волнуют всех людей.
Островский сочинил музыку к детскому четверостишию и продолжал настаивать, чтобы Ошанин дописал песню. 
Много пришлось искать поэту, чтобы найти, казалось бы, самое простое решение: рассказать, что мальчик сделал рисунок, снабдил его надписью и что эта надпись выражает очень дорогую всем мечту о мире.

- А теперь давайте, послушаем эту в грамм-записи.

- А теперь в моем исполнении.

-  Вопросы:

    - какая по характеру музыка, темпу…   Все то замечательно.

    - о чем говорится в песне:  небо (какое?  Мирное, голубое, высокое)

                                                  Солнце (какое? Яркое, теплое, важное..)

                                                   Мама (какая? Любимая, нежная…)

    - как вы думаете как можно спеть эти слова?

                                                  (с гордостью, торжественно, с нежностью)

- Ну, а теперь попробуем разучить слова этой песни!

- Второй куплет поем тихо:

             Слышишь, солдат, видишь солдат,

            Люди пугаются взрывов

            Тысячи глаз в небо глядят,

             Губы упрямо твердят.

                                   Припев.  Тот же
-  А теперь споем все вместе.        

          Использовать музыку можно и  при  чтении  литературного произведения (стихотворений, прозы), которая поможет усилить  эмоциальное  восприятие  художественного слова. Этот прием можно использовать с раннего возраста, когда дети наиболее чувствительны к мелодике речи (колыбельные, народные песни, потешки), сделать  чтение  на  основе  музыкального сопровождения (во вторую половину дня, на утренниках, развлечениях).

          Таким образом, реализуя в интеграции содержание образовательных областей, мы можем «окунуть» малышей в удивительный мир Знания, Нравственности, Детского творчества.

 Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательных интересов воспитанников на основе технологии интегрированного обучения»

Важнейшая цель образования – развить заложенные в человеке способности, не дать им погибнуть, укрепить духовные силы человека, помочь ему найти и понять самого себя. Поэтому дать знания, развить навык...

Педагогический совет на тему «Развитие познавательного интереса экологического сознания у воспитанников через проектно-исследовательскую деятельность»

Педагогический совет по совершенствованию педагогического мастерства воспитателей,  повышения их методического уровеня,  способствования их творческому поиску....

Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста на основе игр-путешествий.

Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста на основе игр-путешествий....

«Опыт использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена в развитии познавательного интереса воспитанников дошкольной образовательной организации»

В наше время детям приходится сталкиваться  с большим количеством информации и необходимостью её запомнить. Как помочь дошкольникам охватить определённый объем информации, увидеть взаимосвяз...

«Развитие познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста на основе знакомства с русской народной культурой»

Исследования последних лет в области народной педагогики определяют роль народных традиций в современном воспитании. Обращение к вечным духовным ценностям народа в настоящее время приобретает особую а...

Развитие познавательного интереса к родному краю, как основа патриотического воспитания дошкольников

Обмен опытом "Развитие познавательного интереса к родному краюкак основа патриотического воспитания дошкольников"...

Консультация для родителей: "Сказки математического содержания, их значение для развития познавательного интереса"

В данной консультации описываются эффективные приемы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием сказок....