СОТРУДНИЧЕСТВО ДОУ И СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В АСПЕКТЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ
статья по теме

Таланова Елена Викторовна

 

  Гендерная проблематика в образовании возникла как следствие утверждения гуманистической парадигмы в педагогике, осознания важности сохранения потенциала общества и понимания роли личностных аспектов в развитии общества. Особенно ярко эта тенденция проявляется в эпоху социальных изменений, когда смена традиционных схем разделения ролей, стереотипов, да и мировоззрения в целом, бросает новые вызовы чувству внутренней целостности и противоречивости картины мира отдельного человека, семьи и общества в целом.                                                                                                             

  Работа с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОТРУДНИЧЕСТВО ДОУ И СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В АСПЕКТЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ 

Е.В.Таланова

МАОУ -ЦРР-  

детский сад № 366

«Самоцветы»,

г.Екатеринбург

.

  Гендерная проблематика в образовании возникла как следствие утверждения гуманистической парадигмы в педагогике, осознания важности сохранения потенциала общества и понимания роли личностных аспектов в развитии общества. Особенно ярко эта тенденция проявляется в эпоху социальных изменений, когда смена традиционных схем разделения ролей, стереотипов, да и мировоззрения в целом, бросает новые вызовы чувству внутренней целостности и противоречивости картины мира отдельного человека, семьи и общества в целом.                                                                                                            

  Работа с семьей, семейная политика признаются одним из приоритетных направлений социальной политики учреждения образования. В настоящее время педагоги должны на более высоком уровне осуществлять социально-педагогическое сопровождение и методическое обеспечение работы с семьёй, более интенсивно развивать и поддерживать контакты в интересах эффективной поддержки детей, вырабатывать и реализовывать стратегию и тактику разрешения актуальных проблем с учётом разграничения функциональных обязанностей каждого участника процесса взаимодействия.

Особое внимание мы должны обратить на такой аспект жизни семьи, как воспитание детей, стратегии семейного воспитания, формирующего систему полоролевых стереотипов.

  «Процесс дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребёнка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если хотим воспитывать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной  устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном учреждении подвергаются исключительно женскому влиянию»[2]

  Всем педагогам понятно и никто не станет оспаривать то, что современная семья значимо отличается от  той, с которой мы взаимодействовали ранее. Возникла необходимость переосмысления методов и форм работы.

Специфика гендерного подхода в работе  с семьёй состоит в том, что эта семья живёт в новых социально-экономических условиях.

Характеризуя современную российскую семью, можно выделить основные ее особенности:
- преимущественное преобладание гражданских браков;
- свобода заключения и расторжения браков;
- равноправие женщин и мужчин в браке;
- увеличение нуклеарных (бесплодных, не производящих детей) семей;
- в основном семьи одно – двухдетные                                                                              
Характеризуя современную семью, стоит отметить также, что существенно меняется сфера занятости родителей. Немало семей, где родители работают в коммерческих структурах. В таких семьях чаще всего главными ценностями являются деньги, материальное состояние. Авторитет родителей сегодня часто не устанавливается. «Кризис современной российской семьи связан с резким изменением социального фона, в котором она находится; с медленной адаптацией семьи к новым социально-экономическим условиям. Как следствие этого - реалии сегодняшнего дня» [1]В большинстве семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не духовное формирование и развитие детей. По данным социологических исследований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 минут, а в выходные - 30. Духовное общение родителей с детьми сводится в основном к посещению развлекательных центров, кинотеатров и т.д.

   Кризис семьи в современном обществе становится все заметнее, а пути выхода из него пока не видны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей.                                                                                                                Взаимодействие ДОУ с родителями направлено на создание единого воспитательного пространства, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись бы основой жизни, достойной человека. Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Поэтому современная семья на сегодняшний день так нуждается в помощи педагогов ДОУ                       Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками , что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей , развития  способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров.                                    Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно сформировать коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов , детей, родителей.

    В нашем Центре развития ребёнка нам удалось организовать работу педагогического состава направленную на позитивное взаимодействие с семьёй с учётом её особенностей и потребностей. Мы провели большую подготовительную работу. Педагоги прошли обучение в образовательных центрах нашего города, в нашем учреждении были проведены педагогические советы, семинары-практикумы по проблеме гендерного воспитания, благодаря чему педагоги получили новые знания позволяющие по новому взглянуть на современную семью и выстраивать работу с ней по новому.

Так например, мы ввели новую для нас форму работы с семьёй, как  тематические микропроекты  «Наши мужчины», «Женщины в нашей семье», «Мама милая моя», «Дом нашей мечты», «Защитники»,  «Моя большая семья» Результат этой работы превзашол все наши ожидания, стало понятно, что родители с интересом принимают предложения о сотрудничестве с ДОУ, откликаються на предложения о совмесном творчестве во благо детей. В работу включилось и старшее поколение. Были организованны мастер-классы по рукоделию(батик, поделки из природного материала, валяние из шерсти) для девочек, столярному мастерству, навыкам профессионального футбола, выживания в лесу для мальчиков. Родители детей увлечённо рассказывают детям о своей профессии или увлечении. Организовали проведение семейных праздников «День семьи», «Зимние забавы», «Масленица» и др. Таким образом, нам удалось привлечь мужчин-отцов. Тем самым способствуя повышению авторитета родительства, а у детей адекватного  формирования необходимых феминных и мускулинных качеств. Педагоги в свою очередь больше внимания стали уделять простраиванию общения с детьми с учётом их генднрных различий.  Организация совместной деятельности родителей и детей очень важна в процессе работы с семьёй и успешной социализации детей.  Одна из главных задач педагогов образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.                                                              Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи ставит перед собой цель по созданию атмосферы взаимной заинтересованности в процессе воспитания, координации воспитательных усилий , выработки общего педагогического подхода к проблемам изучения и воспитания ребенка ведь именно родители эмоционально близкие имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества ребёнка исходя из его индивидуальности. Если порядка 70% родителей детей нашего центра удалось заинтересовать и увлечь этой проблематикой значит можно сделать вывод – что не всё ещё потерянно в нашем обществе.

Библиографический список:

1 Доронова Т.НДевочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду/Т.Н. Доронова.-М.:Линка-Пресс,2009.-224с.

2. .Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании. –[электронный ресурс]  http://www.ivanovo.ac.ru/win1251/jornal/jornal3/shtil.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по гендерному подходу в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Памятка для родителей - адаптация к условиям детского сада (ранний возраст);Библиография на тему: Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Пословицы и пог...

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГТ

Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом   пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ...

«РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ, РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Этот проект рассказывае об использованиев ДОУ гендерного подхода, который   дает огромные возможности в воспитании личности мальчиков и девочек, в речевом и нравственном ее развитии....

Из опыта работы педагога – психолога участия в городском эксперименте: « Гендерный подход в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Актуальность проведённого исследования связана с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса полоролевой социализации мальчиков и девоче...

Воспитание дошкольников: гендерный подход к воспитанию.

Советы родителям детей дошкольного возраста...

«Гендерный подход к воспитанию ребенка в семье»

О воспитании  девочек и мальчиков в семье....

«Гендерный подход в воспитании детей ДОО через культурные практики направленные на мир семьи» Воспитатель Белокурова Л.М. г. Ачинск

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста, так как в настоящее время наблюдается маскулинизация ...