ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
проект (младшая группа) на тему

Актуальность: для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

 Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

 

Сроки реализации проекта: ноябрь – май.

 

Участники проекта: дети, родители, педагоги ДОУ.

  

Постановка проблемы: если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.

 

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, знакомство с культурой русского народа.

 

Задачи проекта:

1.     Познакомить детей с малыми формами фольклора: патешками, песнями, загадками, сказками.

2.     Познакомить детей с культурой, бытом, традициями и окружающей природой.

3.     Познакомить с русскими народными играми.

4.     Воспитывать уважения к труду взрослых.

5.     Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

6.     Привлечь родителей к созданию мини-музея.

 

Ожидаемые результат:

- дети знают 2-3 потешки, сказки, загадки, песенки,

- называют 2-3 героев сказок,

- называют предметы быта русского народа,

- дети знают правила 2-3 русских народных игр,

- при помощи родителей мини-музей обогащён экспонатами..

 

Программа реализации педагогического проекта:

1.     Изучение психолого-педагогической литературы по  проблемам проекта.

2.     Изучение положительного педагогического опыта, использование народного фольклора для воспитания детей дошкольного возраста.

3.     Изучение традиций народного семейного воспитания.

4.     Разработка плана работы с детьми.

 

Основные формы работы с детьми:

1.     Непосредственно-образовательная деятельность.

2.     Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала.

3.     Игры-забавы, подвижные, хороводные игры, игры-драматизации.

4.     Знакомство с художественной  литературой».

 

Система работы с родителями:

1.     Создание мини-музея.

2.     Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

3.     Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками».

4.     Консультации для родителей: «О традициях русской народной культуры», «Русский самовар и чаепитие на Руси»

 

Механизм оценки результатов:

Мониторинг знания детей традиций и культуры русского народа.

 

Тематический план

 

Месяц

Тема занятия

Содержание

ноябрь

Создание мини-музея

Приобщение родителей к созданию мини-музея

Круглый стол «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре»

Познакомить родителей с содержанием проекта, вызвать интерес к данной

теме

декабрь

«Милости просим, гости дорогие»

Первое посещение детьми «избы» и знакомство с ее Хозяйкой

январь

«Как у нашего кота»

Знакомство с обитателями «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота»

февраль

«Девочка и лиса»

Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал» (угадывание по голосу)

март

«Чудесный сундучок»

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки, загадывание загадок

апрель

«Ходит сон близ окон»

Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями

 

«Здравствуй солнышко-колоколнышко!»

Разучивание потешки про солнышко

май

Прощание с «избой»

Д/и «Чудесный сундучок». Прощание детей с хозяйкой до осени.

 

Список литературы:

1.     «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Миханева.

2.     «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками» С.Р.Николаева, И.Б.Катышева.

3.     «Обруч» №5 2009 г.

4.     «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А.Буранина, О.А.Маркива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад  комбинированного вида №25 «Умка» МО г. Саяногорск

ПРОЕКТ

«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

Воспитатели:

Егорова Дина Михайловна

Кузьмина Екатерина Сергеевна

Г. Саяногорск 2013 г.

Актуальность: для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

 Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

   

Постановка проблемы: если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.

Цель проекта: формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, знакомство с культурой русского народа.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с малыми формами фольклора: патешками, песнями, загадками, сказками.
  2. Познакомить детей с культурой, бытом, традициями и окружающей природой.
  3. Познакомить с русскими народными играми.
  4. Воспитывать уважения к труду взрослых.
  5. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
  6. Привлечь родителей к созданию мини-музея.

Ожидаемые результат:

- дети знают 2-3 потешки, сказки, загадки, песенки,

- называют 2-3 героев сказок,

- называют предметы быта русского народа,

- дети знают правила 2-3 русских народных игр,

- при помощи родителей мини-музей обогащён экспонатами..

Программа реализации педагогического проекта:

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по  проблемам проекта.
  2. Изучение положительного педагогического опыта, использование народного фольклора для воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Изучение традиций народного семейного воспитания.
  4. Разработка плана работы с детьми.

 

Основные формы работы с детьми:

  1. Непосредственно-образовательная деятельность.
  2. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала.
  3. Игры-забавы, подвижные, хороводные игры, игры-драматизации.
  4. Знакомство с художественной  литературой».

Система работы с родителями:

  1. Создание мини-музея.
  2. Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».
  3. Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками».
  4. Консультации для родителей: «О традициях русской народной культуры», «Русский самовар и чаепитие на Руси»

Механизм оценки результатов:

Мониторинг знания детей традиций и культуры русского народа.

Тематический план

Месяц

Тема занятия

Содержание

ноябрь

Создание мини-музея

Приобщение родителей к созданию мини-музея

Круглый стол «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре»

Познакомить родителей с содержанием проекта, вызвать интерес к данной

теме

декабрь

«Милости просим, гости дорогие»

Первое посещение детьми «избы» и знакомство с ее Хозяйкой

январь

«Как у нашего кота»

Знакомство с обитателями «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота»

февраль

«Девочка и лиса»

Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал» (угадывание по голосу)

март

«Чудесный сундучок»

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки, загадывание загадок

апрель

«Ходит сон близ окон»

Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями

«Здравствуй солнышко-колоколнышко!»

Разучивание потешки про солнышко

май

Прощание с «избой»

Д/и «Чудесный сундучок». Прощание детей с хозяйкой до осени.

Список литературы:

  1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Миханева.
  2. «Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками» С.Р.Николаева, И.Б.Катышева.
  3. «Обруч» №5 2009 г.
  4. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А.Буранина, О.А.Маркива

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

Работа по формированию духовных общечеловеческих ценностей ведётся на протяжении многих лет и реализуется через приобщение детей к истокам русской народной культуры. Народное искусство стимулирует раз...

ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

Важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности...

Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"

Проект включает в себя календарно-тематический план, который включает в себя беседы, художественное творчество, праздники и развлечения, дидактические и подвижные игры, игры драматизации и работу с ро...

Презентация к проекту "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"

Презентация прилагается к проекту "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"...

Проект " Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"

Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники"...

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства» (Средний возраст)

Развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклор...

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)

Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель,  р...