Развитие эмоциональной сферы дошкольников в условиях ДОУ
методическая разработка на тему

Валентина Михайловна Кузьмина

 

Перспективное планирование «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в условиях ДОУ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 26 «Теремок»

Перспективное планирование

 «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в условиях ДОУ»

/старший возраст/

                                                                                        Разработала:

                                                                  воспитатель  

                                                                              высшей категории

                                                                         Кузьминых В.М.

                                                                 

г. Йошкар-Ола

 2012г.

Введение

Если  задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для детей нашего столетия, то проблема эмоционального развития наверняка займёт одно из первых мест. И в этом нет ничего удивительного. Нагрузка на психику сейчас несравнимо больше чем раньше. В этом виноват и ритм современной жизни, и обилие информации, и калейдоскоп событий и лиц. Наши дети естественно делят с нами эти трудности.

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.

Таким образом, можно выделить особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:

  • ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
  • изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
  • чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
  • формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Эти задачи решаются на занятиях по театрализованной деятельности. Игры-занятия проводятся с дошкольниками и способствуют тому, чтобы они смогли и захотели "превратиться" в героя любого литературного произведения, разыграть сценки из жизни, ситуации. Вот, где ребенок становится настоящим волшебником, который творит добро, приносить радость другим и себе.

Игра - драматизация служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В тоже время, внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли и т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводят к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.

Форма организации

Цель

СЕНТЯБРЬ

  1. Упражнение «Доброе  животное»

  1. Игра «День рождения»

  1. Игра «Хороводы сказочных героев»
  • Снятие психомышечного напряжения, обучение детей понимать чувства других, сопереживать, сплочение детского коллектива.
  • Сплочение группы и создание в ней благоприятного эмоционального фона
  • Развитие выразительности движений, мимики, раскованности.

ОКТЯБРЬ

  1. Занятие «Знакомство с  эмоцией радости»

  1. Психогимнастика «Ручеёк радости»
  2. Этюд «Встреча с другом»

  1. Игра «Весёлое путешествие»

  •  Знакомство с эмоцией радости, развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительности жестов, обучение элементарным приёмам регулирования поведения.
  • Развитие воображения, чувства эмпатии, снятие психомышечного напряжения.
  • Развитие способности распознавать и передавать эмоциональное состояние.
  • Создание благоприятного эмоционального фона; вовлечение детей в игру; развивать умение распознавать настроение музыкального произведения

НОЯБРЬ

1. Игра – музыкальная импровизация.

2. Занятие «Путешествие в сказку»

3. Занятие « Я знаю, я умею, я могу!»

  • Развивать умение быстрого и точного определения по пиктограмме эмоционального состояния, свободное воплощение его в мимике, пластике и интонациях; развивать двигательно-звуковую творческую активность
  • Повторить пройденное и закрепить знания, умения детей;

формировать у детей  представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей

  • Создавать положительный эмоциональный фон; развивать навыки общения ребёнка со сверстниками; формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей

ДЕКАБРЬ

  1. Занятие «Перевоспитаем Страшилку»

  1. Занятие «Встреча с медведем»
  2. Упражнение «Маленький храбрец»
  3. Психотехника «Волшебный клубочек»

  • Знакомство с эмоцией страха;  Развитие воображения и творческих способностей; умение изображать эмоцию страха схематически и изображать мимикой.
  • Развивать умение различать страх и испуг
  • Коррекция эмоции страха.

  • Повышение самооценки, снятие психомышечного напряжения, устранение страхов, создание положительного эмоционального фона

ЯНВАРЬ

  1. Этюд «Король боровик не  в духе»

  1. Игра «Тух-тиби-дух»

  1. Игра «Смешинки и злючки»
  2. Занятие «Карлики и великаны»
  3. Упражнение – разминка «Злой медведь»
  • Развитие умения распознавать эмоциональные состояния; знакомство с эмоцией злости, гнева.
  • Снятие негативных настроений и восстановление сил.
  • Развитие умения распознавать эмоциональные состояния
  • Развивать умение различать радость и злость»
  • Развивать мимическую выразительность

ФЕВРАЛЬ

  1. Занятие «Цветочная поляна»

  1. Игра «Облака»

  1. Игра « Тренируем эмоции»

  1. Упражнение «Зеркало»

  • Знакомить с эмоцией удивления; развивать умение удивляться, быть доброжелательным.
  • Развивать умение определять настроение по схемам, мимике, движениям, жестам.
  • Продолжать развивать выразительность мимики, жестикуляции.
  • Развивать воображение; закреплять эмоцию удивления.

МАРТ

  1. Занятие «Интерес»

  1. Этюд «Кузнечик»
  2. Рисунок «Оживи кружочки»

  • Знакомить детей с эмоцией интерес; учить передавать это эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства
  • Развивать творческую активность детей
  • Вызвать интерес у детей; Формировать положительные чувства и эмоции; учить понимать и передавать свои чувства и эмоции в рисунке

АПРЕЛЬ

  1. Занятие «Наши эмоции»

  1. Этюд «Разные настроения»
  2. Игра «Облако»

  • Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя, интереса;
  • Продолжать развивать эмпатию, воображение; развивать выразительность речи и движений;
  • Закреплять полученные на предыдущих занятиях знания и умения; расширять представления детей об эмоциях.

МАЙ

  1. Игра – музыкальная импровизация.

  1. Занятие «Путешествие в сказку»

  1. Занятие « Я знаю, я умею, я могу!»

  • Развивать умение быстрого и точного определения по пиктограмме эмоционального состояния, свободное воплощение его в мимике, пластике и интонациях; развивать двигательно-звуковую творческую активность
  • Повторить пройденное и закрепить знания, умения детей;

формировать у детей  представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей

  •  создавать положительный эмоциональный фон; развивать навыки общения ребёнка со сверстниками; формировать у детей представление о значении взаимопомощи на примерах сказочных сюжетов и персонажей

В ходе работы  я  изучила общие аспекты развития эмоциональной сферы дошкольника. Увидела, как важна эта функция для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта.

Способы поведения, которые мы, естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны, часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками. Поэтому для развития эмоциональной сферы дошкольника необходима специальная работа в этом направлении.

Если начать развивать эмоциональную сферу в детстве, развивать и тренировать способности предвидеть, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный кроссворд "Назови эмоцию" по развитию эмоциональной сферы дошкольников.

Электронный кроссворд-презентация по развитию эмоциональной сферы дошкольников "Азбука эмоций". Может использоваться на занятиях психолога, воспитателей и других специалистов ДОУ...

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие социально-эмоциональной сферы дошкольников как условие успешной социализации

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка.Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться ...

Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога

Условия развития эмоциональной сферы дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата в деятельности социального педагога...

Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка

Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...

«Организация работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников в условиях детского сада»

Пример организации работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников в условиях детского сада...