СКАЗКИ, НО ПО-НОВОМУ
консультация (младшая группа) по теме

Лукьянова Елена Васильевна

Конечно, сказки есть в каждом доме, конечно, они читаются детям всех возрастов в дошкольном периоде. Их дети любят. И черпают из них много удивительных познаний, первые представления о времени, пространстве, о связи человека с природой, с предметным лицом. На сказках малыши испытывают как бы себя на храбрость и стойкость, добро и зло. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukyanova_1.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКИ, НО ПО-НОВОМУ

Проблема.

Конечно, сказки есть в каждом доме, конечно, они читаются детям всех возрастов в дошкольном периоде. Их дети любят. И черпают из них много удивительных познаний, первые представления о времени, пространстве, о связи человека с природой, с предметным лицом. На сказках малыши испытывают как бы себя на храбрость и стойкость, добро и зло. Но совершенно справедливо утверждать следующее – много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и др. негативные моменты. (Колобка съели, сестры издевались над Золушкиой, как тяжело живется Ивану-дурачку и др.).

- сказки подаются детям не однообразно, т.е. чтение, пересказ (в лучшем случае) редко драматизация, просмотр диафильмов …

- сказки далеко не в полной мере используются для развития соображения, речевого творчества, активного восприятия добрых чувств.

Решение проблемы.

Чтобы решить все эти проблемы нужна подготовительная работа, которая заключается в следующем:

- познакомить детей со сказками в рамках их возраста, причем лучше не читая, а рассказывая;

- развивать диалогическую речь, т.е. умение отвечать на вопросы по содержанию сказки. Вопросы должны быть поставлены не только на констатацию (что? кто? где?), но и поискового характера (почему? по какой причине? как ты думаешь?). Чередование вопросов констатации и поиска помогают ребенку думать, делать свои первые выводы относительно морали, добра и зла.

Доказано наукой и практикой, что у дошкольника знания и представления идут несколько раньше и лучше, чем связная речь, хотя это очень взаимосвязано. Зачастую малыш стремится что-то рассказать, объяснить, но останавливается, часто использует ненужную паузу,повторяется. Значит, нужно помочь малышу перенести слова, которые находятся в пассивном, на уровне понимания, - в активный словарь. Для этой цели игры «Найди словечко», «Длинные и короткие слова», «Вместе придумываем красивые слова», «Назови по-разному одну и ту же игрушку».

От игр и упражнений, сугубо направленных на активизацию отдельныхслов, рекомендуется постепенно или параллельно переходить на распространенную речь. И опять на службе игры. Игра-мечта «А если бы» - дети развивают фантазию и свои пожелания. Игра «Угадай предмет по описанию». Наше внимание должно быть направлено на воспитание восприимчивости, т.е. способности увидеть необходимые свойства и в обычных и необычных предметах. Вначале предлагаем обычный предмет и обговариваем вокруг него все, что его касается. Например: бумага. Так постепенно подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире. Чтобы у детей получалось придумывание сказок и историй, нужно быть терпеливым, сочинять вместе, поощрять и хвалить за самые незначительные попытки и результаты. Это моральная сторона вопроса.

А важнее еще и методическая.

На первоначальном этапе предполагается совместное составление сказки с опорой на иллюстрации, картинки (сочинение по предметной основе). Причем сразу нужно соблюдать жанровые особенности сказки. А перед сказками можно предложить описать 2-3 картинки или составить по ним просто рассказ. Затем предлагается придумать сказку по необычной картинке. Необычная, значит нетрадиционная (это или путаница, или собирательно-фантастический образ, или загадальная, завуалированная иллюстрация).

Вначале предлагают легкую картинку. Например. Придумайте сказку про 2-х котов и птичку. Затем – знакомую сказку про Красную шапочку, но на дереве сидит волк и охотник, а вокруг другие объекты наблюдают за девочкой. Что же будет дальше? Потом (4 года) сочиняют сказку по говорящим рисункам (пиктографам).

                                                       девочка → тропинка в лесу → волк

Запись делается предельно схематично, но полностью отражает, что произошло. Схемы сказок Д/в №11.98г.После самых простых схем, дети совместно с воспитателем должны сами нарисовать историю про Буратино или Дюймовочку. Когда эта форма работы будет усвоена, можно обыгрывать сказку – один рисует, другой сочиняет сказку.

Составление сказки по фантастическим образам. Исходя из наглядности, можно предложить детям знакомый текст сказки, но изменить его конец. На первом этапе полезно знать несколько советов, каким должен быть конец сказки. Вариантов может быть несколько, а взрослый ищет наиболее интересный.

Здесь интересен еще один метод «А что потом?». Начало после конца. Вариантов будет много, они будут своеобразные в зависимости от пола, от уровня восприимчивости, от уровня творческого воображения, которые интенсивно развиваются в этой первой сказочно-творческой деятельности.

Не менее полезным будет такой метод работы как «Совместные решения проблемного вопроса к сказке». Задавать и решать такие вопросы нужно к сказкам,хорошо знакомым и любимым детьми. Нужно продумать вопрос, который побудил бы детей изобретать, помогать героям выходить из сложной ситуации.

Нас всегда окружают противоречия в вещах, явлениях, поступках. Конечно, насыщены противоречиями и сказки. Научить решать противоречия – это значит научить детей думать и придумывать, т.е. опять оригинально творить, мыслить. Разве не противоречие то, что принцесса лежит на горошине. Нужно решить это противоречие, а значит, изобрести что-то такое, что поможет принцессе избавиться от горошины и спокойно заснуть. Ломается привычное содержание сказки.

Близко к этому методу примыкает следующий «Изменение ситуации в знакомых сказках!». Мы рассказываем детям сказку, договорившись что-то в сказке изменить. Постепенно дети приучаются сами менять ситуации в сказках. Очень важно научить ребят говорить по-разному (кратко-сюжетно и распространенно, т.е. методом длинного монолога). Изрекать кратко – это надо уметь. И сказка учит не только оригинально мыслить, но и кратко говорить.

Еще новый метод «Придумывание коротких историй». Здесь надо сразу договориться,что истории должны быть короткими, но сказочными. Начинает сказку воспитатель. Пример: Сказка про камушек, осенний листочек, птичку. Поводов очень много. Сказкатем и хороша, что она всесторонне влияет на ребенка. И эту возможностьмы должны использовать полностью.

Дети легко могут отвлекаться от конкретных предметов и образов. Сказки предлагают нам не обходить эту важную для умственного развития дошкольников проблему. В этой связи несколько вариантов.

Показываем картинки 4-х сказок: «Белоснежка и 7 гномов», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Какое число встречается. Придумайте новую сказку сначала из 2-х, затем из 3-4 сказок.

Затем подводим детей в этом плане к моделированию сказки. Дети, ориентируясь по нашим символам, должны угадать, о какой сказке идет речь. Например: ООО – Три поросенка, ООО – Три медведя, ∆∆∆∆∆∆∆- Волк и семеро козлят, ‹‹‹‹‹‹- Гуси-лебеди,  - Репка.

Продолжая тему потайного мышления, следует обучать детей составлению сказки по предметно-схематической модели. Например, показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать основной точкой детской фантазии: чашка с молоком, варежка.

Еще более сложная работа предстоит детям, когда им предлагают только схемы, не напоминающие ни одну из сказок. Как же сочинить сказку, глядя только на,  ̸  ? Очень трудно. Поэтому вначале решается вопрос: На что похоже  ,̸ ?

И тогда мы подсказываем детям. А может это ёжик, который катился …

«Сказка про себя самого» - это метод полезен с различных сторон. Во-первых дети любят слушать, что случилось или может случиться с их близкими. Во-вторых, творческая деятельность помогает понимать сочинение как дополнение к реальной жизни, а не ее замену.

Перевирание сказки. Сказка должна быть знакома и любима. Например, Красная шапочка→Желтая шапочка. Шла к сестре, к тете. Колобок катился, а на встречу ему тигр. Важно во время демонстрации этого метода быть по возможности актером – удивляться своей забывчивости с помощью тона,мимики, жестов, атакже восхищаться необходимостью и памятью своих детей.

«Бином фантазии» - берутся 2 трудносопоставимых объекта (кошка и сумка). Здесь специально создается обстановка повышенной сложности. Именно напрягаясь, думая, изобретая – т.е. в активной деятельности – развиваются дети.

«Сказка по-новому». Вроде берется старая сказка, но предлагается малышам наделить главных героев противоположными качествами. Вариантов много, переплетений множество, важно только не забыть о первоначальных героях – и получится «Салат из сказок».

«Сказка – калька». Это такие условия, при которых главные герои остаются,но попадают в совершенно другие обстоятельства.

Составление сказочных историй, отталкиваясьот одного слова.

Составление фантастическихисторий. Воспитатель составляет фантастический рассказ, но с открытым концом. Послетаких сказок-фантазий можно переходить к составлению рассказов о фантастических странах. Бесспорно такие страны мы придумывали сами, поможем детям дать им названия,составляем план рассказа.

Читая, рассказывая сказки, мы стремимся приучать детей быть  активными в сказках, ломать их привычное содержание. И это происходит не только для развития речи,творческого мышления, но и для развития чувств. Часто конец сказок учит отвечать злом на зло, быть равнодушными. Нужно смелее проводить эксперименты в сказках. Например, три медведя. Кого жалко – девочку или медведя. Наверное, после эксперимента со сказкой лучше поймут простую мысль: девочка была не совсем права, когда пришла в чужой дом. Для того, чтобы поставить детей в более активную позицию и выяснить, как они сопереживают в том или ином эпизоде, советуют пользоваться карточками-символами. Используя кружки разного цвета: красный– радуются, синий – мне жалко.

Всем нравится сказка с продолжением. Поэтому можно предлагать одну и ту же сказку, но преподносить ее с различных позиций, так называемый блочный подход к сказке. Пример: «Золушка». 1 – традиционный, 2 – Золушка стала великаном, 3 – Золушка – невидимка, 4 – моя сказка о Золушке, 5 – сделаем книжку с рисунками о Золушке.

А еще лучше сделать «семейную сказку», где главными персонажами будут, например «Кузя, . . .». Открытый конец сказки сплотит еще больше взрослых и детей – а это, пожалуй, самое главное.

Важно, чтобыдети полюбили сказочный мир, чтобы он стал одним из лучших воспоминаний детства.

Чтобы сказки и художественная литература в полной мере универсально использовались в делах воспитания и образования разработана схема разбора сказки:

- название произведения

- краткий комментарий

- воспитание добрых чувств

- речевая зарядка

- развитие мышления и воображения

- сказка и математика

- сказка и экология

- сказка развивает руки

«Курочка ряба»

Явное противоречие сказки, хотел разбить и плачут.

Дети не замечают.

Кто самый добрый. Похвалим его.

Придумай сказочные вопросы и пословицы.

На словах и так и сяк, а на деле?

Составь продолжение сказки.

Чем отличается простое и золотое яйцо (форма, цвет, содержание)

Чем было яйцо, чем/кем станет?

Нарисовать и украсить яйцо.

В добрый путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект ПРЗ с использованием театрализованной деятельности "Рассказывание русской народной сказки с добавлением нового героя".

Тема: «Рассказывание русской народной сказки с добавлением нового героя». Название занятия: «Путешествие в сказочный лес». Возраст: старшая группа. Диагноз: ОНР....

Сценарий экологического спектакля СКАЗКА «ТЕРЕМОК» НА НОВЫЙ ЛАД

Экологический театр и экологическая агитбригада - новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого ст...

Новая сказка на старый Новый год

Это сценарий  Рождественской  сказкаи для детей, поставленный силами педагогов ДОУ. После новогодних утренников и каникул, детям представляется возможность ещё раз окунуться в мир доброй ска...

Сказка "Репка" на новый лад.

Материал предназначен для музыкальных руководителей при проведении музыкальной сказки  детей старшего и подготовительного возраста ДОУ. В этой сказке участвуют одаренные дети, с хорошо поставленн...

Сказка "Репка" на новый лад.

Красочно оформленный текст "Репки" можно найти в книжках сказок для самых маленьких. Эти шедевры народной мудрости родители читают в раннем детстве каждому ребенку. И большинство...

Совместная деятельность педагога с детьми среднего возраста. «Сказка «Теремок» на новый лад»

Использование развивающих игр В. Воскобовича в совместной организованной деятельности педагога с детьми.(Игры: "Чудо-соты", "Чудо-крестики", "Геоконт", "Прозрачный квадрат")...